История воззрений на общество для карточек
История воззрений на общество.
Материал для повторительно-обобщающего урока «История воззрений на общество» 10 класс, обществознание, профильный уровень, а также для подготовки учащихся к предметной олимпиаде по обществознанию и праву.
Соотнесите имена ученых, биографические сведения и их теории. 1 вариант
Аристотель
(427—347 до н.э.)
Античный философ. Ученик Сократа, основал философскую школу, получившую название Академии. Автор знаменитого произведения «Государство» А Он разделил общество на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов охраняющих его от смуты и беспорядка;
низший, где числились ремесленники и крестьяне.
Высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. Чтобы этого не происходило, знать необходимо лишить частной собственности, которая, согласно его мнению развращает нравы людей.
К управлению государством следовало допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых, ведущих аскетичный образ жизни.
Платон (427—347 до н.э.)
Античный философ. Ученик Сократа, основал философскую школу, получившую название Академии. Автор знаменитого произведения
«Государство» Б Он считал опорой порядка и государства средний класс.
Кроме него было еще два класса — богатая плутократия и лишенные собственности
бедняки.
Государство лучше всего управляется если:
1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении;
2) эгоистические интересы богатых ограничены;
3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.
Несовершенства общества, считал он исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей.
Макиавелли
1556— 1650)
Французский ученый математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики, автор метода радикального сомнения в философии, механицизма в физике В Самый знаменитый афоризм «Знание — сила»
Бог не запрещал познание природы. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания:
познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей.
Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию.
А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума.
Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.
В основе научного познания должны лежать индукция и эксперимент.
Декарт
1561—1626)
Английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.
Г Его знаменитые труды: «Правила для руководства ума», «Трактат о свете», «Метафизические размышления о первой философии», «Начала философии», «Описание человеческого тела», «Рассуждение о методе».
Главные тезисы:
Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм.
В мире нет ничего, кроме движущейся материи различных ее видов. Материя состоит из элементарных частиц, взаимодействие которых и производит все природные явления.
Математика — мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук.
Его учение о человеке дуалистично.
Человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Сам бог соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных.
Из всех способностей человеческой души он на первое место выдвигал волю.
Бэкон
1469—1527)
Итальянский политический писатель и дипломат периода Возрождения.
Его имя часто потребляется
как синоним предательства, коварства и политического аморализма. Наиболее известная работа «Государь» Д Впервые в истории вводит понятие государства. Под этим термином он понимал и форму правления и определенную территорию.
Цикл государственной эволюции у большинства народов представлял так: Монархия сменяется олигархией, та — республикой, которая в свою очередь уступает место единоличному правлению.
По форме правления делит государства на республики, государства, управляемые единовластно, и на лицензии (наихудший тип). Наилучшая форма правления – республика.
Считал политику искусством, которое не зависит от морали и религии, по крайней мере, когда речь идет о средствах, а не о целях.
Коварство и насилие — это средства политики
Его имя часто употребляется как синоним предательства, коварства и политического аморализма. Наиболее известная работа «Государь»
Соотнесите имена ученых, биографические сведения и их теории 2 вариант
Томас Гоббс
(1724-1804)
Немецкий философ, преподаватель Кёнигсбергского университета родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.
А «Человек рождается свободным» - этими словами начинается "Общественный договор"
Всеобщее равенство и свобода людей — естественное состояние, разрушенное влиянием частной собственности.
Неравенству и жестокой эксплуатации народа, противопоставляет "естественное состояние", первобытного времени, где люди были равны и свободны.
Мелкую собственность, основанную на личном труде, считает незыблемой основой общества, не менее священной, чем свобода.
Государство возникает в результате общественного договора.
Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость . Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу. Суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен.
Джон Локк
(1588-1679)
Английский философ-материалист, наставник лорда Гардвика последствии графа Девонширского. После смерти графа был наставником его сына.
Б Категорический императив требует соблюдения долга
«Поступай всегда так, как ты бы мог пожелать, чтобы так поступали все»
Человек — это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание. Человек — это высшая ценность, это личность, индивидуальность.
В учении о государстве развивал идею народного суверенитета
Признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь».
Государство (в широком смысле) — объединение множества людей, подчинённых правовым законам.
Все государства имеют три власти:
законодательная (верховная) — принадлежит только объединенной воле народа;
исполнительная (действует согласно закону) — принадлежит правителю;
судебная (действует согласно закону) — принадлежит судье.
Иммануил Кант (1632-1704)
британский педагог и
философ, представитель
эмпиризма и либерализма,
один из самых влиятельных мыслителей эпохи
Просвещения
В Естественное состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность.
Естественное право — право на частную собственность; право на свободу передвижения, на свободный труд и на его результаты.
Теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закону).
Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную.
Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях.
Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы.
Разрабатывал идеи демократической революции. Он считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.
Монтескьё 1712-1778)
Французский писатель, мыслитель, композитор.
Представитель французского последнего (революционного) этапа Просвещения.
Автор произведений «Новая Элоиза», «Эмиль» «Общественный договор».
Служил лакеем, писцом, гувернёром, учителем музыки Г Самый знаменитый афоризм
«Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».
Он считал необходимым, чтобы в любом государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная.
Он установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».
Он устанавливает соответствия между законами и принципами правления.
Под принципом правления он понимает основополагающую идею, которая приводит в движение ту или иную форму правления.
Для демократической республики такой идеей выступает честь и добродетель. Для аристократической – умеренность. Для монархии – честь. Для деспотии – страх. Есть три образа правления: республиканский, монархический и деспотический.
Республиканское правление — это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа (демократия) или части его (аристократия).
Монархическое, — при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов вместе с дворянством, которое предотвращает превращение монархии в деспотию; между тем как в деспотическом все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица».
Жан-Жак Руссо
(1689 -1755)
Французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел», сторонник натуралистического подхода в изучении общества. Д Один из основателей «договорной» теории происхождения государства.
Государство он рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех».
Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности.
Он придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое считает он абсолютным сувереном.
В вопросе о формах государства его симпатии на стороне монархии.
Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа
Соотнесите имена ученых, биографические сведения и их теории. 3 вариант
Дэвид Юм
(1723--1790)
Шотландский экономист и
философ, основоположник
современной экономической
теории.
А «Познание начинается с опыта и заканчивается опытом»
Так как опыт всегда ограничен прошлым, мы не можем постичь будущего. Но и о мире существующем не может быть получено истинное знание. Он отвергает возможность теоретического знания о мире, отрицает причинно-следственную связь явлений.
Никаких доказательств существования мира не существует. Нельзя ни доказать, ни опровергнуть.
Общество, согласно его взглядам, возникло в результате естественного развития семейных и родовых отношений людей на основе осознания определенных общих интересов. Основной движущей силой развития общества считает он удовлетворение потребностей и достижение прибыли.
С возникновением власти общество становится государством.
Первым систематически разработал теории труда, денег, прибыли, налогообложения, международной торговли и торгового баланса.
Токвиль (1711-1776 )
Экономист историк, публицист, представитель
шотландского Просвещения.
философ, представитель
эмпиризма и агностицизма,
предшественник позитивизма.
Автор «Трактата о человеческой природе» Б Рассматривает на человека с трех сторон: с позиций морали и нравственности, с гражданских и государственных позиций, с экономических позиций.
Он считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде, сумма которых и образует интересы общества. Такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.
Для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы», основу которой он видел в частной собственности.
Он создал логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления.
Самый известный его афоризм - «невидимая рука рынка»
Бе́ркли 3 (1685—1753)
Английский философ, епископ в Клойне (Ирландия).
В В целом, картину мира, согласно его философии можно представить следующим образом: абсолютно существует только бог, дух существует относительно бога, ощущения - относительно духа, а вещественные объекты - относительно ощущений, причем существование последних постоянно ставится им под сомнение.
Внешний мир не существует независимо от восприятий и мышления: бытие вещей состоит в их воспринимаемости.
Адам Смит
4 Лейпцигский университет
немецкий географ и этнолог, социолог;
основатель антропогеографии.
В его трудах содержатся все основные идеи, на
которых базируется наука
геополитика. Г Государства - это организмы, которые рождаются, живут, стареют и умирают.
2) Рост государств как организмов определен заранее.
3) Важнейшими факторами среды, оказывающими воздействие на культуру, он считал географическое местоположение, климат, почву, рельеф, близость к морю и т.д. Даже в условиях развитой культуры, которая становится самостоятельным фактором истории, каждый народ тесно связан со средой своего обитания. Исторический пейзаж откладывает свой отпечаток на гражданина государства.
4) Главной идеей является теория "жизненного пространства". Он выдвинул гипотезу о противостоянии между "континентальными державами" и "морскими державами».
Фридрих Ратцель
5 (1805-1859)
Видный французский политический мыслитель, историк и политический деятель, лидер консервативной партии, министр иностранных дел Франции.
Д В работе «О демократии в Америке» рассматривал общество сквозь призму соотношения в нем свободы и равенства.
Видел три вида угрозы демократическим институтам:
со стороны политической централизации власти в руках государства, которое может установить контроль над всеми сферами общественной жизни и стать душителем свободы;
со стороны индивидуализма, изолирующего людей друг от друга, замыкающего их в рамки частной жизни и делающего их индифферентными к политике, что может создать благоприятные условия для появления деспотизма;
со стороны «излишней» склонности к полному равенству, что может низвести всех до уровня однородной массы и привести к «равенству в рабстве».
Выступил против революционных преобразований, чреватых многими нежелательными последствиями, отдавая предпочтение эволюционному либерально-демократическому поступательному движению.
Соотнесите имена ученых, биографические сведения и их теории. 4 вариант
Конт
1 (1806-1873)
Английский мыслитель и
экономист. Написал множество журнальных статей, посвящённых самым
разнообразным вопросам философии, политики, экономии и литературы А Его работы сформировали в философии диалектический и
исторический материализм,
в экономике теорию прибавочной стоимости,
в политике теорию классовой борьбы.
Эти направления стали основой коммунистической и социалистической идеологии
Формационная концепция развития общества
Бентам
2 (1798 -1857)
Французский философ. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики» Б Критерием морали выступает «достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья».
Высшей целью человеческой жизни является наивысшее счастье наибольшего числа людей Критерием истины является опыт; истинным умозаключением можно назвать только такое, которое строго согласуется с объективной реальностью, с фактами. Все наше знание имеет опытное происхождение. Априорных истин, независимых от опыта, не существует.
Как экономист известен своей работой "Принципы политической экономии" , которая стала основным учебником по экономике для начинающих, библией экономистов. Исключительная популярность книги объясняется удачным переплетением элементов классического и антиклассического направлений экономической теории.
Спенсер 3 (1748-1832)
Английский философ,
юрист, социолог, один из
крупнейших теоретиков
политического либерализма В Общество, с его точки зрения, — это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой.
Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.
Концепция социальных институтов
Социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям.
Институты:
Домашние Обрядовые Политические Церковные Профессиональные и промышленные
Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуализации». Принцип индивидуализма : «Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека».
Карл Маркс
4 (1820-1903)
Английский философ,
социолог один из родоначальников
эволюционизма, основатель
органической школы в
социологии, идеолог
либерализма
Г Интеллектуальная эволюция человечества.
Три теоретические стадии:
Теологическая: все явления объясняются на основе религиозных представлений;
Метафизическая: «идеи» Платона, «формы» Аристотеля и схоластов, «общественный договор», «права человека», «субстанция» Спинозы, «вещь в себе» Канта, «абсолютный дух» Гегеля, «материя» материалистов и так далее.
Научная: на этой стадии главенствует научное познание, которое стремится устанавливать связь между явлениями с помощью наблюдений и рассуждений.
Социология устанавливает законы общественного развития.
Общество третьей стадии. Согласно его представлениям в новом позитивном обществе будут классы предпринимателей (управляющих) и рабочих. Внутри этого общества — строгая иерархия. Собственность
находится в руках фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, для которых она есть долг, обязанность, а не право. На них ложится «необходимая социальная функция» по созданию и управлению капиталами, формированию рабочих мест. Духовно-идеологическими проблемами этого общества занимаются философы-позитивисты и учёные. Политическая власть принадлежит банкирам, которые пользуются советами профессионалов. Конт исходил из того, что при такой организации общество будет самосовершенствоваться и самокорректироваться. Это жёсткая, замкнутая, саморегулирующаяся
система, где каждый элемент выполняет свою функцию.
Милль 5 (1818-1883)
Немецкий философ,
социолог, экономист,
политический журналист,
общественный деятель.
Д Главными движущими мотивами человека являются удовольствие и страдание. Они обусловливают все его суждения, решения и поступки. Человеку свойственно стремиться к удовольствию и избегать страдания. Принцип пользы учитывает оба этих мотива.
В основе этики лежит «принцип пользы», согласно которому действия людей, их отношения должны получать моральную оценку по приносимой ими пользе. Понятие пользы выражает свойство или способность какого-нибудь предмета предохранить от зла или доставить благо. В определении пользы принимаются во внимание частные интересы человека.
Соотнесите имена ученых, биографические сведения и их теории. 5 вариант
Рикардо (1832-1917)
Выдающийся английский этнограф, культуролог, исследователь религиозных обрядов и церемоний. Один из основателей этнографии и антропологии.
А Он вывел три стадии духовного развития человечества: магия, религия и наука.
Магия предшествует религии и почти полностью исчезает с её появлением. На «магической» стадии развития люди верили в свои способности изменять окружающий мир магическим способом. Позже люди разуверились в этом и господствующей стала идея, что мир подчиняется богам и сверхъестественным силам. На третьей стадии человек отказывается и от этой идеи. Преобладающей становится вера в то, что мир управляется не богом, а «законами природы», познав которые, можно управлять им.
Идея «психического единства», универсальное сходство проявлений человеческого разума являться важнейшим фактором эволюции человечества.
Гроций (1583-1645)
Голландский юрист и
государственный деятель, философ, христианский
апологет, драматург и поэт.
Заложил основы международного права, основываясь на естественном праве.
Б Сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии.
Ему принадлежит
первая четкая формулировка количественной теории денег,
разработка теории ренты,
трудовой теории стоимости (единственным источником, которой является труд рабочего, лежит в основе доходов различных классов общества)
заработной платы (сформулировал закон обратно пропорциональной зависимости между заработной платой рабочего и прибылью капиталистов),
исследование процессов движения товаров и денег,
системы налогообложения
Тайлор (1772-1823)
Английский экономист,
идеолог промышленной
буржуазии. Его труды
представляют вершину
английской классической
буржуазной политической
экономии.
В Государство и составляющий его народ считает явлениями равнозначными.
Народы должны строить свои взаимоотношения руководствуясь не силой, а правом и справедливостью.
В качестве источника права признает и свободную волю бога (право божественное) и мирское происхождение (право волеустановленное или право человеческое ). Человеческое, источник, которого - гражданская власть, и права народов, получает "обязательную силу волею всех народов или многих из них. Источником человеческого права является "сама природа человека" и поэтому все правовые явления должны соответствовать началам естественного права.
Оно «столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом».
Его концепцию войны и природной справедливости можно выразить словами «справедливость попирают войны, заставляющие умолкать всякие законы».
Морган (1854- 1941)
Английский антрополог, культуролог, фольклорист и историк религии.
Основной труд, принесший ему мировую известность, "Золотая ветвь"
Г «История человечества, - говорит он - есть часть истории природы; наши мысли, желания и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управляют движением волн, сочетанием кислот и оснований и ростом растений и животных... Если где-нибудь закон существует, то он должен быть везде»
Все народы и все культуры можно поместить в один непрерывно и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Наглядным доказательством эволюции от низших к высшим организмам является его теория переживаний.
История человечества это история прогресса и что различия в его степени коренится не в расовых различиях, а в моменте и степени развития.
Рассматривал культуру (синоним цивилизации) как сознательно созданное рациональное устройство для целей улучшения жизни людей в обществе. Культурой он называл полный перечень явлений, составляющих жизнь того или иного народа
Чем больше воспитанных и культурных людей в обществе, тем более оно развито.
Фрэзер (1818-1881)
Американский историк, этнолог.
Он никогда не занимал никаких должностей в университете, музее или другом научном учреждении, однако являлся признанным лидером среди антропологов. Д Ядром его теории является идея о едином прогрессивном пути развития человечества.
По его мнению, культура человечества развивалась стадиально, от дикости через варварство к цивилизации, и каждой стадии соответствовали определенные технологические и социологические черты.
На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство.
На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия - цивилизация - связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.
Им открыты два принципиально различных типа обществ, сменявших друг друга в ходе общественного развития: первый по времени основан на личности и личных отношениях (фактически, речь идет о роде); второй основан на территории и частной собственности и представляет собой государство.
Соотнесите имена ученых, биографические сведения и их теории. 6 вариант
Шпенглер
(1858-1917)
Французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.
А Критика общечеловеческой цивилизации.
Концепция культурно-исторического типа, состоящего из четырёх основ: религия, культура (наука, искусство, техника), политика, общественно-экономический уклад.
Он выделял в качестве основных культурно-исторических типов, уже реализовавших себя в истории, египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский и германо-романский (европейский) типы. Уже в ближайшем будущем, считал он, огромную роль в истории предстоит играть новой культурно-исторической общности – России и славянскому миру.
«государство и народ суть явления преходящие и существуют только во времени, а следовательно, только на требовании этого их временного существования могут основываться законы их деятельности».
Рассматривая понятие общечеловеческого прогресса как слишком отвлеченное, он исключал возможность непосредственной преемственности в культурно-историческом развитии.
Питирим Сорокин
(1889-1968)
Российско-американский социолог и культуролог.
Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.
Б История представляет собой социокультурный процесс, нормой которого является динамика ценностных ориентиров, их смена и постоянный поиск новых «идеальных целей».
В историческом процессе, считал он, имеет место периодическая смена различных «суперсистем», каждая из которых характеризуется особым культурно-историческим «стилем», уникальной «системой ценностей». Ученый выделял три типа «суперсистем»:
«идеациональный», в котором определяющую роль играют альтруизм, мистицизм и аскетизм;
«чувственный», в котором преобладают урбанистические черты и интеллектуализм;
«идеалистический, характеризующийся сочетанием особенностей первых двух типов.
Любое общество обладает сложной структурой, неизбежно стратифицируется по многим критериям – экономическим, профессиональным, этническим, политическим и пр., однако общественные группы и отдельные группы постоянно меняют свое социальное положение («вертикальная» и «горизонтальная» мобильность). Вертикальная мобильность (повышение социального статуса) является показателем степени «открытости» общественной системы. В «закрытом» обществе динамика социальной жизни сведена к минимуму, что неизбежно приводит «закрытые» системы к кризису
Данилевский (1889 1975)
Великий британский историк, философ истории, культуролог и социолог, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории», один из разработчиков цивилизационной теории.
В Разработал четкую концепцию предмета социологии
Принципы социологии:
общество — часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы;
общество первично по отношению к составляющим его людям;
изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.
Общество — это реальность особого рода, элементарными «кирпичиками» которой выступают социальные факты — образцы поведения, оказывающие на индивида внешнее, принудительное воздействие и имеющие объективное существование.
Выделял
Архаическое (простое) общество или группа характеризуется механической солидарностью людей — индивидуальные сознания полностью растворены в коллективном сознании.
Индустриальное (сложное) общество характеризуется органической солидарностью людей — предполагается наличие разделения труда и специализации видов деятельности, порождающие функциональную зависимость индивидов, а также потребность и необходимость в совместном труде.
Проблема социальной солидарности — одна из центральных проблем в его работах.
Социальная солидарность — главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям.
Тойнби
(1829—1890)
Русский писатель публицист
социолог, культуролог, естествоиспытатель, геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма
Г Рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории».
Цивилизация - замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев:
религия и форма её организации;
территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло.
Он выделяет 21 цивилизацию, также, выделяет неродившиеся цивилизации и особый класс задержанных цивилизаций, которые родились, но были остановлены в своём развитии после рождения
Среди причин гибели цивилизации он выделил эгоизм правящей элиты, а также консерватизм и леность населения. yОн считал, что западная цивилизация погибнет, но явится предпосылкой новой синкретической религии.
Ввел в научный и политический оборот понятие ВЫЗОВА.
Вызовом западной цивилизации станут Россия, исламский мир и Китай.
Дюркгейм (1880-1936)
Немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления.
Д Предметом его философско-культурологических исследований была «морфология всемирной истории»: своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»), рассматриваемых, как неповторимые органические формы, понимаемые с помощью аналогий.
Решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время» (поскольку она никакого значения не имеет для неевропейских обществ), он предлагает другой взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.
Каждая культура проходит одну и ту же последовательность фаз развития, и основные черты каждой фазы тождественны во всех культурах; все культуры сходны по длительности существования (около 1000 лет) и темпам своего развития; исторические события, относящиеся к одной культуре, имеют соответствия (гомологии) во всех других.
К числу «великих культур относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую
Соотнесите имена ученых, биографические сведения и их теории. 7 вариант
Ростоу 1 (1916-2003)
Американский экономист и политический мыслитель.
Написал более 30 книг по направлениям обществове-дения: экономической истории, экономической теории, политологии, советологии и т. д.
А Значение его философии заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования.
Он сформулировал законы и категории диалектики.
Три закона диалектики (суть истории развития).
Закон перехода количественных отношений в качественные.
Закон направления развития (отрицание отрицания). Развитие происходит по спирали.
Закон единства и борьбы противоположностей.
Он высказал мысль о закономерностях общественного прогресса.
Гражданское общество, государство, правовые, эстетические, религиозные, философские идеи, согласно диалектике, прошли длинный путь исторического развития
Тоффлер 2 (1770-1831)
Немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.
Защитил две диссертации, но был плохим лектором
. Б Основной его научный вклад связан с тремя концепциями — теорией «стадий экономического роста», концепцией фаз перехода к демократии и ценовой теорией длинных волн конъюнктуры.
Выделяет пять стадий развития общества, две из которых являются промежуточными, обеспечиваю-щими переход к новой фазе развития.
Традиционное общество. Это аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных соб-ственников.
Переходное общество. На этом этапе создаются предпосылки для перехода в новую фазу развития: зарождается предпринимательство, складываются централизованные государства, растет национальное самосознание.
Стадия «сдвига» с промышленными революциями и следующими за ними крупными социально-экономическими и политическими преобразованиями.
Стадия «зрелости», связанная с развитием научно-технической революции, ростом городов.
Эра «высокого массового потребления». Ее важнейшая черта - значительный рост сферы услуг, превращение производства товаров потребления в основной сектор экономики.
Ни одна страна не может перескочить через какую бы то ни было стадию или пройти их в другом порядке. Хотя путь развития един для всех стран мира, но прохождение стадий носит более или менее индивидуальный характер - в разных странах темпы прохождения стадий могли сильно различаться. Отставшие в развитии страны заимствуют опыт передовых и имеют шансы догонять или даже перегонять их.
Джон Белл
3 1953
Американский политолог и социолог, профессор Университета Орегона, редактор журнала
В Революционно быстрое развитие науки и техники в постиндустриальном обществе делает социальную революцию неактуальной, излишней – ее место занимает научный, технологический переворот. Этот же процесс является и причиной деидеологизации такого общества, понимаемой как уменьшение значения традиционных идеологий в социальном управлении, отказ от выдвигаемых ими ориентиров устройства/переустройства мира.
В постиндустриальном обществе на первый план выходят научное, теоретическое знание и информация как источники власти и богатства
Постиндустриальное общество характеризуется:
доминирующими позициями сферы услуг в экономике;
социальным управлением, становящимся занятием ученого и профессионала-технократа, заменяющими традиционного политика;
повсеместным распространением интеллектуальных технологий и самоподдерживающимся на их основе технологическим прогрессом.
Валлерстайн (Валлерштайн)
4 1928
Американский социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества.
Профессор Корнелльского университета корреспондент в Белом доме и бизнес-кон-сультант.
Почётный доктор литера-туры, права, естественных наук и менеджмента, член Международного института стратегических исследова-ний и член Американской ассоциации развития науки
Г Главным понятием его концепции является мир-экономика – система международных связей, основанная на торговле. Помимо мир-экономик разные страны могут объединяться в мир-империи, основанные не на экономическом, а на политическом единстве.
История рассматривается им как развитие различных региональных мир-систем (мир-экономик и мир-империй), которые долгое время конкурировали друг с другом, пока европейская (капиталистическая) мир-экономика не стала абсолютно доминирующей.
Тем самым он оспаривает традиционные формационный и цивилизационный подходы к истории, предлагая новую, третью парадигму общественного развития.
Для капиталистической мир-экономики характерно «осевое разделение труда» – деление на ядро (центр) и периферию. Страны европейской цивилизации, образующие ядро мирового хозяйства, играют роль ведущей силы мирохозяйственного развития. Внеевропейские страны (за некоторыми исключениями) образуют периферию.
Помимо антагонистических взаимоотношений между ядром и периферией другим стержнем эволюции капиталистической мир-экономики является борьба между странами ядра за роль гегемона в мировой торговле.
Георг Вильгельм
Фридрих
Гегель
5 1930
Американский социолог-
неомарксист, один из
основателей мир-системного анализа,
один из ведущих представителей современной левой общественной мысли.
Д Его научная концепция основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества.
Первая волна — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей.
Вторая волна — результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом.
Третья волна — результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам. Границы между продавцом (производителем товара и (или) услуги) и покупателем (потребителем) стираются.
Ответы
Ответ 1 вариант
2 1 5 3 4
Б А Д Г В
Ответ 2 вариант
2 3 1 5 4
Д В Б Г А
Ответ 3 вариант
2 5 3 1 4
А Д В Б Г
Ответ 4 вариант
5 1 2 3 4
Г Д В А Б
Ответ 5 вариант
3 2 1 5 4
Д А Б В Г
Ответ 6 вариант
5 1 4 3 2
Д Б А Г В
Ответ 7вариант
1 4 5 3 2
Б Д В Г А
Уважаемые коллеги, на основании нижерасположенного материала, Вы можете составить свои варианты заданий.
История воззрений на общество (материал для карточек)
Аристотель
384-322 гг. до н. э.
Древнегреческий философ, великий ученик Платона, учившийся у него 20 лет.
Учитель Александра Македонского. Основатель собственной философской
школы - Ликеи Он считал опорой порядка и государства средний класс.
Кроме него было еще два класса — богатая плутократия и лишенные собственности бедняки.
Государство лучше всего управляется если:
1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении;
2) эгоистические интересы богатых ограничены;
3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.
Несовершенства общества, считал он исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей.
Платон (427—347 до н.э.)
Античный философ. Ученик Сократа, основал философскую школу, получившую название Академии. Автор знаменитого произведения
«Государство» Он разделил общество на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов охраняющих его от смуты и беспорядка;
низший, где числились ремесленники и крестьяне.
Высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. Чтобы этого не происходило, знать необходимо лишить частной собственности, которая, согласно его мнению развращает нравы людей.
К управлению государством следовало допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых, ведущих аскетичный образ жизни.
Макиавелли
(1469—1527)
Итальянский политический писатель и дипломат периода Возрождения.
Его имя часто потребляется
как синоним предательства, коварства и политического аморализма. Наиболее известная работа «Государь» Впервые в истории вводит понятие государства. Под этим термином он понимал и форму правления и определенную территорию.
Цикл государственной эволюции у большинства народов представлял так: Монархия сменяется олигархией, та — республикой, которая в свою очередь уступает место единоличному правлению.
По форме правления делит государства на республики, государства, управляемые единовластно, и на лицензии (наихудший тип). Наилучшая форма правления – республика.
Считал политику искусством, которое не зависит от морали и религии, по крайней мере, когда речь идет о средствах, а не о целях.
Коварство и насилие — это средства политики. Его имя часто употребляется как синоним предательства, коварства и политического аморализма.
Декарт
(1556— 1650)
Французский ученый математик, философ, физик и физиолог, создатель аналитической геометрии и современной алгебраической символики,
автор метода радикального
сомнения в философии,
механицизма в физике Его знаменитые труды: "Правила для руководства ума", "Трактат о свете", "Метафизические размышления о первой философии", "Начала философии", "Описание человеческого тела" «Рассуждение о методе»
Главные тезисы:
Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм.
В мире нет ничего, кроме движущейся материи различных ее видов. Материя состоит из элементарных частиц, взаимодействие которых и производит все природные явления.
Математика — мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук.
Его учение о человеке дуалистично. Человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Сам бог соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных. Из всех способностей человеческой души он на первое место выдвигал волю.
Бэкон
(1561—1626)
Английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма.
Самый знаменитый афоризм «Знание — сила»
Бог не запрещал познание природы. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания:
познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей.
Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума.
Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.
В основе научного познания должны лежать индукция и эксперимент.
Томас Гоббс
(1588-1679)
Английский философ-материалист, наставник лорда Гардвика последствии графа Девонширского. После смерти графа был наставником его сына.
Один из основателей «договорной» теории происхождения государства.
Государство он рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех».
Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности.
Он придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое считает он абсолютным сувереном.
В вопросе о формах государства его симпатии на стороне монархии.
Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа.
Джон Локк
(1632-1704)
британский педагог и
философ, представитель
эмпиризма и либерализма,
один из самых влиятельных
мыслителей эпохи
Просвещения
Естественное состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность.
Естественное право — право на частную собственность; право на свободу передвижения, на свободный труд и на его результаты.
Теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закону).
Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную.
Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях.
Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы.
Разрабатывал идеи демократической революции. Он считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.
Иммануил Кант (1724-1804)
Немецкий философ, преподаватель Кёнигсбергского университета
родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.
Категорический императив требует соблюдения долга
«Поступай всегда так, как ты бы мог пожелать, чтобы так поступали все»
Человек — это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание. Человек — это высшая ценность, это личность, индивидуальность.
В учении о государстве развивал идею народного суверенитета. Признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь».
Государство (в широком смысле) — объединение множества людей, подчинённых правовым законам.
Все государства имеют три власти:
законодательная (верховная) — принадлежит только объединенной воле народа;
исполнительная (действует согласно закону) — принадлежит правителю;
судебная (действует согласно закону) — принадлежит судье.
Монтескьё (1689 -1755)
французский писатель, правовед и философ, автор романа «Персидские письма», статей «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел»,
сторонник натуралистического подхода в изучении общества.
Самый знаменитый афоризм
«Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».
Он считал необходимым, чтобы в любом государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная.
Он установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».
Он устанавливает соответствия между законами и принципами правления.
Под принципом правления он понимает основополагающую идею, которая приводит в движение ту или иную форму правления.
Для демократической республики такой идеей выступает честь и добродетель,
Для аристократической - умеренность,
Для монархии - честь,
Для деспотии - страх.
Есть три образа правления: республиканский, монархический и деспотический.
Республиканское правление — это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа (демократия) или части его (аристократия).
Монархическое, — при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов вместе с дворянством, которое предотвращает превращение монархии в деспотию; между тем как в деспотическом все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица».
Жан-Жак Руссо
(1712-1778)
Французский писатель, мыслитель, композитор.
Представитель французского последнего (революционного) этапа Просвещения.
Автор произведений «Новая Элоиза», «Эмиль» «Общественный договор».
Служил лакеем, писцом, гувернёром, учителем музыки «Человек рождается свободным» - этими словами начинается "Общественный договор"
Всеобщее равенство и свобода людей — естественное состояние, разрушенное влиянием частной собственности.
Неравенству и жестокой эксплуатации народа, противопоставляет "естественное состояние", первобытного времени, где люди были равны и свободны.
Мелкую собственность, основанную на личном труде, считает незыблемой основой общества, не менее священной, чем свобода.
Государство возникает в результате общественного договора.
Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость . Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу. Суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен.
Дэвид Юм
(1711-1776 )
Экономист историк, публицист, представитель
шотландского Просвещения.
философ, представитель
эмпиризма и агностицизма,
предшественник позитивизма.
Автор «Трактата о человеческой природе»
«Познание начинается с опыта и заканчивается опытом»
Так как опыт всегда ограничен прошлым, мы не можем постичь будущего. Но и о мире существующем не может быть получено истинное знание. Он отвергает возможность теоретического знания о мире, отрицает причинно-следственную связь явлений.
Никаких доказательств существования мира не существует. Нельзя ни доказать, ни опровергнуть.
Общество, согласно его взглядам, возникло в результате естественного развития семейных и родовых отношений людей на основе осознания определенных общих интересов. Основной движущей силой развития общества считает он удовлетворение потребностей и достижение прибыли.
С возникновением власти общество становится государством.
Первым систематически разработал теории труда, денег, прибыли, налогообложения, международной торговли и торгового баланса.
Бе́ркли (1685—1753)
Английский философ, епископ в Клойне (Ирландия).
В целом, картину мира, согласно его философии можно представить следующим образом: абсолютно существует только бог, дух существует относительно бога, ощущения - относительно духа, а вещественные объекты - относительно ощущений, причем существование последних постоянно ставится им под сомнение.
Внешниймир не существует независимо от восприятий и мышления: бытие вещей состоит в их воспринимаемости.
Адам Смит
(1723--1790)
Шотландский экономист и
философ, основоположник
современной экономической
теории.
Рассматривает на человека с трех сторон:
с позиций морали и нравственности,
с гражданских и государственных позиций,
с экономических позиций.
Он считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде, сумма которых и образует интересы общества. Такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом.
Для существования естественного порядка требуется «система естественной свободы», основу которой он видел в частной собственности.
Он создал логичную систему, которая объяснила работу свободного рынка на базе внутренних экономических механизмов, а не внешнего политического управления.
Самый известный его афоризм - «невидимая рука рынка»
Фридрих Ратцель
(1844 - 1904)
Лейпцигский университет
немецкий географ и этнолог, социолог;
основатель антропогеографии.
В его трудах содержатся все основные идеи, на
которых базируется наука
геополитика. Государства - это организмы, которые рождаются, живут, стареют и умирают.
2) Рост государств как организмов определен заранее.
3) Важнейшими факторами среды, оказывающими воздействие на культуру, он считал географическое местоположение, климат, почву, рельеф, близость к морю и т.д. Даже в условиях развитой культуры, которая становится самостоятельным фактором истории, каждый народ тесно связан со средой своего обитания. Исторический пейзаж откладывает свой отпечаток на гражданина государства.
4) Главной идеей является теория "жизненного пространства". Он выдвинул гипотезу о противостоянии между "континентальными державами" и "морскими державами».
Конт
(1798 -1857)
Французский философ. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики»
Интеллектуальная эволюция человечества.
Три теоретические стадии:
Теологическая: все явления объясняются на основе религиозных представлений;
Метафизическая: «идеи» Платона, «формы» Аристотеля и схоластов, «общественный договор», «права человека», «субстанция» Спинозы, «вещь в себе» Канта, «абсолютный дух» Гегеля, «материя» материалистов и так далее.
Научная: на этой стадии главенствует научное познание, которое стремится устанавливать связь между явлениями с помощью наблюдений и рассуждений.
Социология устанавливает законы общественного развития.
Общество третьей стадии. Согласно его представлениям в новом позитивном обществе будут классы предпринимателей (управляющих) и рабочих. Внутри этого общества — строгая иерархия. Собственность
находится в руках фабрикантов, земледельцев, банкиров, купцов, для которых она есть долг, обязанность, а не право. На них ложится «необходимая социальная функция» по созданию и управлению капиталами, формированию рабочих мест. Духовно-идеологическими проблемами этого общества занимаются философы-позитивисты и учёные. Политическая власть принадлежит банкирам, которые пользуются советами профессионалов. Конт исходил из того, что при такой организации общество будет самосовершенствоваться и самокорректироваться. Это жёсткая, замкнутая, саморегулирующаяся
система, где каждый элемент выполняет свою функцию.
Бентам
(1748-1832)
Английский философ,
юрист, социолог, один из
крупнейших теоретиков
политического либерализма.
Главными движущими мотивами человека являются удовольствие и страдание. Они обусловливают все его суждения, решения и поступки. Человеку свойственно стремиться к удовольствию и избегать страдания. Принцип пользы учитывает оба этих мотива.
В основе этики лежит «принцип пользы», согласно которому действия людей, их отношения должны получать моральную оценку по приносимой ими пользе. Понятие пользы выражает свойство или способность какого-нибудь предмета предохранить от зла или доставить благо. В определении пользы принимаются во внимание частные интересы человека.
Критерием морали выступает «достижение пользы, выгоды, удовольствия, добра и счастья».
Высшей целью человеческой жизни является наивысшее счастье наибольшего числа людей
Георг Вильгельм
Фридрих
Гегель
(1770-1831)
Немецкий философ, один из творцов немецкой классической философии и философии романтизма.
Защитил две диссертации, но был плохим лектором
Значение его философии заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования.
Он сформулировал законы и категории диалектики.
Три закона диалектики (суть истории развития).
Закон перехода количественных отношений в качественные.
Закон направления развития (отрицание отрицания). Развитие происходит по спирали.
Закон единства и борьбы противоположностей.
Он высказал мысль о закономерностях общественного прогресса.
Гражданское общество, государство, правовые, эстетические, религиозные, философские идеи, согласно диалектике, прошли длинный путь исторического развития
Спенсер (1820-1903)
Английский философ,
социолог один из родоначальников
эволюционизма, основатель
органической школы в
социологии, идеолог
либерализма
Общество, с его точки зрения, — это эволюционирующий организм, подобный живому организму, рассматриваемому биологической наукой.
Общества могут организовывать и контролировать свои собственные процессы адаптации, и тогда они развиваются в направлении милитаристских режимов; они также могут позволить свободную и пластичную адаптацию и тогда превращаются в промышленно развитые государства.
Концепция социальных институтов
Социальные институты — это механизмы самоорганизации совместной жизни людей. Они обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным действиям.
Институты:
Домашние Обрядовые Политические Церковные Профессиональные и промышленные
Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуализации». Принцип индивидуализма : «Каждый человек волен делать то, что желает, если не нарушает при этом равную свободу любого другого человека».
Карл Маркс
(1818-1883)
Немецкий философ,
социолог, экономист,
политический журналист,
общественный деятель.
Его работы сформировали в философии диалектический и
исторический материализм,
в экономике теорию прибавочной стоимости,
в политике теорию классовой борьбы.
Эти направления стали основой коммунистической и социалистической идеологии
Формационная концепция развития общества
Милль (1806-1873)
Английский мыслитель и
экономист. Написал множество журнальных статей, посвящённых самым
разнообразным вопросам философии, политики, экономии и литературы Критерием истины является опыт; истинным умозаключением можно назвать только такое, которое строго согласуется с объективной реальностью, с фактами. Все наше знание имеет опытное происхождение. Априорных истин, независимых от опыта, не существует.
Как экономист известен своей работой "Принципы политической экономии" , которая стала основным учебником по экономике для начинающих, библией экономистов. Исключительная популярность книги объясняется удачным переплетением элементов классического и антиклассического направлений экономической теории.
Рикардо (1772-1823)
Английский экономист,
идеолог промышленной
буржуазии. Его труды
представляют вершину
английской классической
буржуазной политической
экономии.
Сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии.
Ему принадлежит
первая четкая формулировка количественной теории денег,
разработка теории ренты,
трудовой теории стоимости (единственным источником, которой является труд рабочего, лежит в основе доходов различных классов общества)
заработной платы (сформулировал закон обратно пропорциональной зависимости между заработной платой рабочего и прибылью капиталистов),
исследование процессов движения товаров и денег,
системы налогообложения
Гроций (1583-1645)
Голландский юрист и
государственный деятель, философ, христианский
апологет, драматург и поэт.
Заложил основы международного права,
основываясь на естественном праве.
Государство и составляющий его народ считает явлениями равнозначными.
Народы должны строить свои взаимоотношения руководствуясь не силой, а правом и справедливостью.
В качестве источника права признает и свободную волю бога (право божественное) и мирское происхождение (право волеустановленное или право человеческое ). Человеческое, источник, которого - гражданская власть, и права народов, получает "обязательную силу волею всех народов или многих из них. Источником человеческого права является "сама природа человека" и поэтому все правовые явления должны соответствовать началам естественного права.
Оно "столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом".
Его концепцию войны и природной справедливости можно выразить словами «справедливость попирают войны, заставляющие умолкать всякие законы»
Токвиль (1805-1859)
Видный французский политический мыслитель, историк и политический деятель, лидер консервативной партии, министр иностранных дел Франции.
В работе «О демократии в Америке» рассматривал общество сквозь призму соотношения в нем свободы и равенства.
Видел три вида угрозы демократическим институтам:
со стороны политической централизации власти в руках государства, которое может установить контроль над всеми сферами общественной жизни и стать душителем свободы;
со стороны индивидуализма, изолирующего людей друг от друга, замыкающего их в рамки частной жизни и делающего их индифферентными к политике, что может создать благоприятные условия для появления деспотизма;
со стороны «излишней» склонности к полному равенству, что может низвести всех до уровня однородной массы и привести к «равенству в рабстве».
Выступил против революционных преобразований, чреватых многими нежелательными последствиями, отдавая предпочтение эволюционному либерально-демократическому поступательному движению.
Тайлор (1832-1917)
Выдающийся английский этнограф, культуролог, исследователь религиозных обрядов и церемоний. Один из основателей этнографии и антропологии.
«История человечества, - говорит он - есть часть истории природы; наши мысли, желания и действия сообразуются с законами столь же определенными, как и те, которые управляют движением волн, сочетанием кислот и оснований и ростом растений и животных... Если где-нибудь закон существует, то он должен быть везде»
Все народы и все культуры можно поместить в один непрерывно и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Наглядным доказательством эволюции от низших к высшим организмам является его теория переживаний.
История человечества это история прогресса и что различия в его степени коренится не в расовых различиях, а в моменте и степени развития.
Рассматривал культуру (синоним цивилизации) как сознательно созданное рациональное устройство для целей улучшения жизни людей в обществе. Культурой он называл полный перечень явлений, составляющих жизнь того или иного народа
Чем больше воспитанных и культурных людей в обществе, тем более оно развито.
Морган (1818-1881)
Американский историк, этнолог.
Он никогда не занимал никаких должностей в университете, музее или другом научном учреждении, однако являлся признанным лидером среди антропологов. Ядром его теории является идея о едином прогрессивном пути развития человечества.
По его мнению, культура человечества развивалась стадиально, от дикости через варварство к цивилизации, и каждой стадии соответствовали определенные технологические и социологические черты.
На стадии дикости в человеческой деятельности господствовали охота, рыболовство и собирательство, отсутствовала частная собственность, существовало равенство.
На стадии варварства появляется земледелие и скотоводство, возникает частная собственность и социальная иерархия. Третья стадия - цивилизация — связана с возникновением государства, классового общества, городов, письменности и т. д.
Им открыты два принципиально различных типа обществ, сменявших друг друга в ходе общественного развития: первый по времени основан на личности и личных отношениях (фактически, речь идет о роде); второй основан на территории и частной собственности и представляет собой государство.
Фрэзер (1854- 1941)
Английский антрополог, культуролог, фольклорист и историк религии.
Основной труд, принесший ему мировую известность, "Золотая ветвь"
Он вывел три стадии духовного развития человечества: магия, религия и наука.
Магия предшествует религии и почти полностью исчезает с её появлением. На «магической» стадии развития люди верили в свои способности изменять окружающий мир магическим способом. Позже люди разуверились в этом и господствующей стала идея, что мир подчиняется богам и сверхъестественным силам. На третьей стадии человек отказывается и от этой идеи. Преобладающей становится вера в то, что мир управляется не богом, а «законами природы», познав которые, можно управлять им.
Идея «психического единства», универсальное сходство проявлений человеческого разума являться важнейшим фактором эволюции человечества.
Шпенглер
(1880-1936)
Немецкий философ-идеалист, представитель философии жизни, публицист консервативно-националистического направления.
Предметом его философско-культурологических исследований была «морфология всемирной истории»: своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»), рассматриваемых, как неповторимые органические формы, понимаемые с помощью аналогий.
Решительно отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время» (поскольку она никакого значения не имеет для неевропейских обществ), он предлагает другой взгляд на мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания.
Каждая культура проходит одну и ту же последовательность фаз развития, и основные черты каждой фазы тождественны во всех культурах; все культуры сходны по длительности существования (около 1000 лет) и темпам своего развития; исторические события, относящиеся к одной культуре, имеют соответствия (гомологии) во всех других.
К числу «великих культур относит китайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся» русско-сибирскую
Питирим Сорокин
(1889-1968)
Российско-американский социолог и культуролог.
Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности.
История представляет собой социокультурный процесс, нормой которого является динамика ценностных ориентиров, их смена и постоянный поиск новых «идеальных целей».
В историческом процессе, считал он, имеет место периодическая смена различных «суперсистем», каждая из которых характеризуется особым культурно-историческим «стилем», уникальной «системой ценностей». Ученый выделял три типа «суперсистем»:
«идеациональный», в котором определяющую роль играют альтруизм, мистицизм и аскетизм;
«чувственный», в котором преобладают урбанистические черты и интеллектуализм;
«идеалистический, характеризующийся сочетанием особенностей первых двух типов.
Любое общество обладает сложной структурой, неизбежно стратифицируется по многим критериям – экономическим, профессиональным, этническим, политическим и пр., однако общественные группы и отдельные группы постоянно меняют свое социальное положение («вертикальная» и «горизонтальная» мобильность). Вертикальная мобильность (повышение социального статуса) является показателем степени «открытости» общественной системы. В «закрытом» обществе динамика социальной жизни сведена к минимуму, что неизбежно приводит «закрытые» системы к кризису
Данилевский (1829—1890)
Русский писатель публицист
социолог, культуролог, естествоиспытатель, геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма Критика общечеловеческой цивилизации.
Концепция культурно-исторического типа, состоящего из четырёх основ: религия, культура (наука, искусство, техника), политика, общественно-экономический уклад.
Он выделял в качестве основных культурно-исторических типов, уже реализовавших себя в истории, египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, индийский, иранский, еврейский, греческий, аравийский и германо-романский (европейский) типы. Уже в ближайшем будущем, считал он, огромную роль в истории предстоит играть новой культурно-исторической общности – России и славянскому миру.
«государство и народ суть явления преходящие и существуют только во времени, а следовательно, только на требовании этого их временного существования могут основываться законы их деятельности».
Рассматривая понятие общечеловеческого прогресса как слишком отвлеченное, он исключал возможность непосредственной преемственности в культурно-историческом развитии.
Тойнби
(1889 1975)
Великий британский историк, философ истории, культуролог и социолог, автор двенадцатитомного труда по сравнительной истории цивилизаций «Постижение истории», один из разработчиков цивилизационной теории.
Рассматривал всемирную историю как систему условно выделяемых цивилизаций, проходящих одинаковые фазы от рождения до гибели и составляющих ветви «единого дерева истории».
Цивилизация - замкнутое общество, характеризующееся при помощи двух основных критериев:
религия и форма её организации;
территориальный признак, степень удалённости от того места, где данное общество первоначально возникло.
Он выделяет 21 цивилизацию, также, выделяет неродившиеся цивилизации и особый класс задержанных цивилизаций, которые родились, но были остановлены в своём развитии после рождения
Среди причин гибели цивилизации он выделил эгоизм правящей элиты, а также консерватизм и численность населения. Он считал, что западная цивилизация погибнет, но явится предпосылкой новой синкретической религии.
Ввел в научный и политический оборот понятие ВЫЗОВА.
Вызовом западной цивилизации станут Россия, исламский мир и Китай.
Дюркгейм (1858-1917)
Французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.
Разработал четкую концепцию предмета социологии
Принципы социологии:
общество — часть объективной реальности, включенной в общий порядок природы и имеющей свои специфические законы;
общество первично по отношению к составляющим его людям;
изучаемые социологией социальные факты объективны и не зависимы от человеческого произвола.
Общество — это реальность особого рода, элементарными «кирпичиками» которой выступают социальные факты — образцы поведения, оказывающие на индивида внешнее, принудительное воздействие и имеющие объективное существование.
Выделял
Архаическое (простое) общество или группа характеризуется механической солидарностью людей — индивидуальные сознания полностью растворены в коллективном сознании.
Индустриальное (сложное) общество характеризуется органической солидарностью людей — предполагается наличие разделения труда и специализации видов деятельности, порождающие функциональную зависимость индивидов, а также потребность и необходимость в совместном труде.
Проблема социальной солидарности — одна из центральных проблем в его работах.
Социальная солидарность — главная сила, цементирующая и сплачивающая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логическое следствие общественного разделения труда, то есть социализации и распределения людей по профессиям.
Ростоу (1916-2003)
Американский экономист и политический мыслитель.
Написал более 30 книг по направлениям обществоведения: экономической истории, экономической теории, политологии, советологии и т. д.
Основной его научный вклад связан с тремя концепциями — теорией «стадий экономического роста», концепцией фаз перехода к демократии и ценовой теорией длинных волн конъюнктуры.
Выделяет пять стадий развития общества, две из которых являются промежуточными, обеспечивающими переход к новой фазе развития.
Традиционное общество. Это аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.
Переходное общество. На этом этапе создаются предпосылки для перехода в новую фазу развития: зарождается предпринимательство, складываются централизованные государства, растет национальное самосознание.
Стадия «сдвига» с промышленными революциями и следующими за ними крупными социально-экономическими и политическими преобразованиями.
Стадия «зрелости», связанная с развитием научно-технической революции, ростом городов.
Эра «высокого массового потребления». Ее важнейшая черта — значительный рост сферы услуг, превращение производства товаров потребления в основной сектор экономики.
Ни одна страна не может перескочить через какую бы то ни было стадию или пройти их в другом порядке. Хотя путь развития един для всех стран мира, но прохождение стадий носит более или менее индивидуальный характер — в разных странах темпы прохождения стадий могли сильно различаться. Отставшие в развитии страны заимствуют опыт передовых и имеют шансы догонять или даже перегонять их.
Тоффлер 1928
Американский социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества.
Профессор Корнелльского университета корреспондент в Белом доме и бизнес-консультант.
Почётный доктор литературы, права, естественных наук и менеджмента, член Международного института стратегических исследований и член Американской ассоциации развития науки. Его научная концепция основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества.
Первая волна — это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей.
Вторая волна — результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом.
Третья волна — результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни. Информация может заменить огромное количество материальных ресурсов и становится основным материалом для рабочих, которые свободно объединены в ассоциации. Массовое потребление предлагает возможность приобретать дешёвую, нацеленную на конкретного покупателя продукцию, распределяемую по малым нишам. Границы между продавцом (производителем товара и (или) услуги) и покупателем (потребителем) стираются.
Джон Белл
1953
Американский политолог и социолог, профессор Университета Орегона, редактор журнала
Революционно быстрое развитие науки и техники в постиндустриальном обществе делает социальную революцию неактуальной, излишней – ее место занимает научный, технологический переворот. Этот же процесс является и причиной деидеологизации такого общества, понимаемой как уменьшение значения традиционных идеологий в социальном управлении, отказ от выдвигаемых ими ориентиров устройства/переустройства мира.
В постиндустриальном обществе на первый план выходят научное, теоретическое знание и информация как источники власти и богатства
Постиндустриальное общество характеризуется:
доминирующими позициями сферы услуг в экономике;
социальным управлением, становящимся занятием ученого и профессионала-технократа, заменяющими традиционного политика;
повсеместным распространением интеллектуальных технологий и самоподдерживающимся на их основе технологическим прогрессом.
Валлерстайн
1930
Американский социолог-
неомарксист, один из
основателей мир-системного анализа,
один из ведущих представителей современной левой общественной мысли. Главным понятием его концепции является мир-экономика – система международных связей, основанная на торговле. Помимо мир-экономик разные страны могут объединяться в мир-империи, основанные не на экономическом, а на политическом единстве.
История рассматривается им как развитие различных региональных мир-систем (мир-экономик и мир-империй), которые долгое время конкурировали друг с другом, пока европейская (капиталистическая) мир-экономика не стала абсолютно доминирующей.
Тем самым он оспаривает традиционные формационный и цивилизационный подходы к истории, предлагая новую, третью парадигму общественного развития.
Для капиталистической мир-экономики характерно «осевое разделение труда» – деление на ядро (центр) и периферию. Страны европейской цивилизации, образующие ядро мирового хозяйства, играют роль ведущей силы мирохозяйственного развития. Внеевропейские страны (за некоторыми исключениями) образуют периферию.
Помимо антагонистических взаимоотношений между ядром и периферией другим стержнем эволюции капиталистической мир-экономики является борьба между странами ядра за роль гегемона в мировой торговле.