История воззрений на общество 1 вар
История воззрений на общество. 1 вариант Соотнесите имена ученых и их теории
Аристотель
Он разделил общество на три класса: высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов охраняющих его от смуты и беспорядка;
низший, где числились ремесленники и крестьяне.
Высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. Чтобы этого не происходило, знать необходимо лишить частной собственности, которая, согласно его мнению развращает нравы людей.
К управлению государством следовало допускать людей, достигших 50 лет, высокообразованных и талантливых, ведущих аскетичный образ жизни.
Платон Он считал опорой порядка и государства средний класс.
Кроме него было еще два класса — богатая плутократия и лишенные собственности
бедняки.
Государство лучше всего управляется если:
1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении;
2) эгоистические интересы богатых ограничены;
3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.
Несовершенства общества, считал он исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей.
Макиавелли
Самый знаменитый афоризм «Знание — сила»
Бог не запрещал познание природы. Наоборот, Он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания:
познание добра и зла,
познание сотворенных Богом вещей.
Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию.
А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума.
Предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.
В основе научного познания должны лежать индукция и эксперимент.Декарт
Его знаменитые труды: "Правила для руководства ума", "Трактат о свете", "Метафизические размышления о первой философии", "Начала философии", "Описание человеческого тела" «Рассуждение о методе»
Главные тезисы:
Бог сотворил мир и законы природы, а далее Вселенная действует как самостоятельный механизм.
В мире нет ничего, кроме движущейся материи различных ее видов. Материя состоит из элементарных частиц, взаимодействие которых и производит все природные явления.
Математика — мощный и универсальный метод познания природы, образец для других наук.
Его учение о человеке дуалистично.
Человек есть реальная связь бездушного и безжизненного телесного механизма с душой, обладающей мышлением и волей. Сам бог соединил душу с телом, отличив тем самым человека от животных.
Из всех способностей человеческой души он на первое место выдвигал волю.
Бэкон
Впервые в истории вводит понятие государства.
Под этим термином он понимал и форму правления и определенную территорию.
Цикл государственной эволюции у большинства народов представлял так:
Монархия сменяется олигархией, та — республикой, которая в свою очередь уступает место единоличному правлению.
По форме правления делит государства нареспублики,
государства, управляемые единовластно,
и на лицензии (наихудший тип).
Наилучшая форма правления – республика.
Считал политику искусством, которое не зависит от морали и религии, по крайней мере, когда речь идет о средствах, а не о целях.
Коварство и насилие — это средства политики
Его имя часто употребляется как синоним предательства, коварства и политического аморализма. Наиболее известная работа «Государь»
Томас Гоббс
«Человек рождается свободным» - этими словами начинается "Общественный договор"
Всеобщее равенство и свобода людей — естественное состояние, разрушенное влиянием частной собственности.
Неравенству и жестокой эксплуатации народа, противопоставляет "естественное состояние", первобытного времени, где люди были равны и свободны.
Мелкую собственность, основанную на личном труде, считает незыблемой основой общества, не менее священной, чем свобода.
Государство возникает в результате общественного договора.
Заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость . Согласно общественному договору верховная власть в государстве принадлежит всему народу. Суверенитет народа неотчуждаем, неделим, непогрешим и абсолютен.
Джон Локк
Категорический императив требует соблюдения долга
«Поступай всегда так, как ты бы мог пожелать, чтобы так поступали все»
Человек — это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание. Человек — это высшая ценность, это личность, индивидуальность.
В учении о государстве развивал идею народного суверенитета
Признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь».
Государство (в широком смысле) — объединение множества людей, подчинённых правовым законам.
Все государства имеют три власти:
законодательная (верховная) — принадлежит только объединенной воле народа;
исполнительная (действует согласно закону) — принадлежит правителю;
судебная (действует согласно закону) — принадлежит судье.
Иммануил Кант Естественное состояние — состояние полной свободы и равенства при распоряжении своим имуществом и своей жизнью. Это состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает мир и безопасность.
Естественное право — право на частную собственность; право на свободу передвижения, на свободный труд и на его результаты.
Теоретик гражданского общества и правового демократического государства (за подотчетность короля и лордов закону).
Первым предложил принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и федеративную.
Федеративная власть занимается объявлением войны и мира, дипломатическими вопросами и участием в союзах и коалициях.
Государство создано для гарантии естественных прав (свобода, равенство, собственность) и законов (мир и безопасность), оно не должно посягать на эти права, должно быть организовано так, чтобы естественные права были надежно гарантированы.
Разрабатывал идеи демократической революции. Он считал правомерным и необходимым восстание народа против тиранической власти, посягающей на естественные права и свободу народа.
Монтескьё Самый знаменитый афоризм
«Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».
Он считал необходимым, чтобы в любом государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная.
Он установил связь законов с климатом: «От различия в потребностях, порождаемого различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни — различие законов».
Он устанавливает соответствия между законами и принципами правления.
Под принципом правления он понимает основополагающую идею, которая приводит в движение ту или иную форму правления.
Для демократической республики такой идеей выступает честь и добродетель,
Для аристократической - умеренность,
Для монархии - честь,
Для деспотии - страх.
Есть три образа правления: республиканский, монархический и деспотический.
Республиканское правление — это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа (демократия) или части его (аристократия).
Монархическое, — при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов вместе с дворянством, которое предотвращает превращение монархии в деспотию; между тем как в деспотическом все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица».
Жан-Жак Руссо
Один из основателей «договорной» теории происхождения государства.
Государство он рассматривает как результат договора между людьми, положившего конец естественному догосударственному состоянию «войны всех против всех».
Он придерживался принципа изначального равенства людей. Отдельные граждане добровольно ограничили свои права и свободу в пользу государства, задача которого — обеспечение мира и безопасности.
Он придерживается принципа правового позитивизма и превозносит роль государства, которое считает он абсолютным сувереном.
В вопросе о формах государства его симпатии на стороне монархии.
Отстаивая необходимость подчинения церкви государству, он считал необходимым сохранение религии как орудия государственной власти для обуздания народа
Дэвид Юм
«Познание начинается с опыта и заканчивается опытом»
Так как опыт всегда ограничен прошлым, мы не можем постичь будущего. Но и о мире существующем не может быть получено истинное знание. Он отвергает возможность теоретического знания о мире, отрицает причинно-следственную связь явлений.
Никаких доказательств существования мира не существует. Нельзя ни доказать, ни опровергнуть.
Общество, согласно его взглядам, возникло в результате естественного развития семейных и родовых отношений людей на основе осознания определенных общих интересов. Основной движущей силой развития общества считает он удовлетворение потребностей и достижение прибыли.
С возникновением власти общество становится государством.
Первым систематически разработал теории труда, денег, прибыли, налогообложения, международной торговли и торгового баланса.
ТоквильВ работе «О демократии в Америке» рассматривал общество сквозь призму соотношения в нем свободы и равенства.
Видел три вида угрозы демократическим институтам:
со стороны политической централизации власти в руках государства, которое может установить контроль над всеми сферами общественной жизни и стать душителем свободы;
со стороны индивидуализма, изолирующего людей друг от друга, замыкающего их в рамки частной жизни и делающего их индифферентными к политике, что может создать благоприятные условия для появления деспотизма;
со стороны «излишней» склонности к полному равенству, что может низвести всех до уровня однородной массы и привести к «равенству в рабстве».
Выступил против революционных преобразований, чреватых многими нежелательными последствиями, отдавая предпочтение эволюционному либерально-демократическому поступательному движению.