Разработка урока по предмету Человек. Общество. Право по теме Роль образования и науки в обществе.

К_нi Дата:
СабаK Урок № : 22
П‰нінен Предмет: основы обществознания.
Сынып Класс: 9

ТаKырыбы: Tема: Роль образования и науки в обществе.
Типi Тип: комбинированный
МаKсаты Цель:
обеспечить формирование знаний о значении образования, самообразования, понятия о составляющих культурности;
развивать коммуникативные, информационные компетентности об-ся
содействовать формированию основ научного мировоззрения.
€дiстерi Методы: словесный, интерактивный, репрод., частично-поисковый.
К™рнекiлiгi Оборудование: учебники, дополнительный материал, цитаты, карточки.

СабаKтыS барысы Ход урока
`йымдастыру кезеSi. Орг. этап. 1 м.
Приветствие учащихся.
Актуализация прежних знаний. 5 м.
Опрос по теме «Духовные основы общества»
- Как вы понимаете слово «духовность»?
- Что мы относим к духовным ценностям?
- Какую роль играет культура в духовном развитии?

Активизация мыслительной деятельности. 2 м.
Сообщение темы и цели урока.
Ассоциации на тему «Образование»

Усвоение нового материала. 25 м.
Качественное образование молодёжи.
Слово учителя:Важной частью культуры является знание. Человеку свойственно стремление к жизни, чему-то новому, заинтересованность должна переходить в жажду знаний. Великий русский писатель АК.Павлович Чехов говорил: «В человеке всё должно быть прекрасно » Как вы понимаете эти слова? Должен ли быть в человеке привлекательный внешний вид? Достаточно ли человеку иметь только привлекательную внешность?
Для чего человеку нужно учиться?
Задание: написать небольшой рассказ- раздумье на тему: «Роль знаний в нашей жизни» Учащиеся пишут по одному предложению, затем передают друг другу тетради, продолжая рассказ. И так далее, пока тетради не вернуться к хозяевам, завершающим свой рассказ.
Чтение рассказов.
Самообразование. Методы самообразования.
Образованный человек тем и отличается от необразованного, что продолжает считать свое образование незаконченным. – К.Симонов
Задание: прочитать текст в учебнике, затем устно ответить на вопросы учителя:
- Какие способы получения знаний есть в нашей стране?
- Какие ещё методы самообразования вы бы могли предложить?
- Назовите деятелей науки, культуры, которые являются прекрасным примером стремления к знаниям, владения одновременно несколькими видами науки или искусства.
Умение пользоваться знаниями в жизненной практике.
Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. – Г. Гегель
Слово учителя: Развитие науки и техники , внедрение новшеств в производство – дело не только учёных и специалистов, но и каждого из нас. Многие молодые люди в наше время владеют несколькими языками, осваивают новые компьютерные технологии, стремятся осваивать всё новые и новые сферы науки.
Культурность и знания.
Чтение притчи:
Я дал вам знания, но счастье каждый должен найти сам, сказал учитель ученикам, окончившим школу.
Учитель, счастье всегда быстро кончается, возразил кто-то.
Есть на свете один неиссякаемый источник счастья. Тот, кто находит его, счастлив всю жизнь, ответил учитель.
Попрощались ученики и обещали вернуться через три года, чтобы рассказать учителю о своих поисках.
Время быстро пролетело.

Учитель прерывает рассказ, сообщив лишь, что каждый ученик нашё своё счастье , и предлагает учащимся предположить, в чём нашли своё счастье ученики. (ответы записываются на доске)
Первый ученик не вернулся, а лишь прислал учителю письмо:
-- Я нашёл источник счастья это власть. Я успешно поднимаюсь по лестнице власти и надеюсь достигнуть её верхней ступени.
Второй ученик тоже прислал учителю записку "Источник счастья это богатство"...
Третий ученик ничего не прислал, но учителю рассказали, что он стал сильным воином и ушёл с армией покорять другую страну. "Видимо, мой ученик решил завоевать своё счастье с помощью силы", с грустью подумал учитель.
Только четвёртый ученик вернулся к учителю и рассказал, что стал целителем.
Я ходил по Земле, лечил людей. Люди радовались и становились счастливее. Если приносить счастье людям, оно всегда будет с тобою рядом, сказал ученик.
Ты понял главное, мой ученик, радостно произнёс учитель. Неиссякаемый источник счастья это стремление делать добро. Чем больше человек черпает из такого источника, тем счастливее он становится.

Задание: прочитать раздел «Культурность», в группе составить кластер.

Закрепление. 10 м.
Вопросы и задания, написанные на листочках на доске:
Для чего нужны, по вашему мнению, знания?
Какие методы самообразования вы знаете?
Что значит применять знания в жизненной практике?
Что можно назвать показателями культурности человека?

Информация о домашнем задании. 1 м.

П. 20, читать, найти пословицы и поговорки о знаниях, науке.
VII. Подведение итогов. Оценки. Рефлексия. 1 м.
Азбука – к мудрости ступенька. Без муки нет науки. Век живи – век учись. Велико ли перо, а большие книги пишет. Всем добро, да не всякому на пользу. Всему учен, только не изловчен. Всякое полузнание хуже всякого незнания. Глядит в книгу, а видит фигу. Грамота не болезнь, годы не уносит. Грамота черкнет – и памяти не надо, прочтешь – и спрашивать не надо. Грамоте учиться – вперед пригодится. День сегодняшний – ученик вчерашнего. Добро того учить, кто слушает. Древо и учитель познаются по плоду. Дурак дурака учит, а оба не смыслят. Его учить, что по лесу с бороной ездить. Жестко читаем, да ветхо помышляем. За ученого трех неученых дают. Знаешь счет, так и сам сочтешь. Знай больше, а говори меньше. Знайка по дорожке бежит, а незнайка на печи лежит. Знание да наука на вороту не виснет. Знание лучше богатства. И медведя плясать учат. И неграмотен, да памятен. Идти в науку – терпеть муку. Испокон века книга растит человека. Книга – книгой, а своим умом двигай. Книги не говорят, а правду сказывают. Книги читай, а дела не забывай. Коли грамота дастся, так на ней далеко уедешь. Корень ученья горек, да плод его сладок. Красна птица перьем, а человек ученьем. Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Кто до ученья охочь, тому и Бог готов помочь. Кто знает аз да буки, тому и книги в руки. Кто не учен, тот глуп. Кто хочет много знать, тому мало надо спать. Мир освещается солнцем, а человек знанием. Многое ученье трудов потребует. На ошибках учатся. Намучится – научится. Наука – верней золотой поруки. Наука в лес не ведет, а из лесу выводит. Наука хлеба не просит, а хлеб дает. Наукой люди кормятся. Наукой свет стоит, ученьем люди живут. Научат добрые люди решетом воду носить. Нацарапал, как курица лапой. Не выучит школа – выучат забота и работа. Не выучишь неволей, выучишь охотой. Не говори, чему учился, а говори, что узнал. Не кичись, а учись. Не красна книга письмом, красна умом. Не на пользу книги читать, когда только вершки с них хватать. Не научила мамка, так научит лямка. Не пером пишут – умом. Не привыкай к безделью, учись рукоделью. Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Не учась и лаптя не сплетешь. Не учи безногого хромать. Не учи щуку плавать – щука знает свою науку. Неграмотный, что слепой. Недоученный хуже неученого. Неразумного учить – в бездонную кадку воду лить. Нового доброго знай не дичись, а чего не знаешь, тому учись. От умного научишься, от глупого разучишься. От учителя и наука. Повторение – мать учения. Почитай учителя, как родителя. С книгой жить – век не тужить. С книгой поведешься, ума наберешься. Труд при ученье скучен, да плод от чтенья вкусен. Ученику удача – учителю радость. Ученью – время, игре – час. Ученье – путь к уменью. Ученье – свет, а неученье тьма. Ученье в счастье украшает, а в несчастье – утешает. Учись доброму – так худое на ум не пойдет. Учить – ум точить. Учиться всегда пригодится. Учиться никогда не поздно. Хорошая книга – лучший друг. Чему учился, тому и пригодился. Чтенье – лучшее ученье. Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду.









































Что значит применять знания в жизненной практике?


Что можно назвать показателями культурности человека?




15