Реализация индивидуально — образовательных маршрутов учащихся как способ формирования учебной мотивации младших школьников.
Реализация индивидуально – образовательных маршрутов учащихся как способ формирования учебной мотивации младших школьников.
Сегодня, в период реализации национальной политики в сфере образования, школы находятся в поиске новых подходов, форм, средств обучения.
Несомненно, вопрос формирования учебной мотивации может быть назван центральным, приоритетным. Ведь мотив - источник деятельности, а одним из показателей развития личности ученика является его уровень сформированности учебной мотивации.
Именно младший школьный возраст наиболее благоприятен для того, чтобы заложить основу желания и умения учиться.
Учебный труд должен приносить радость, желание вновь и вновь его познавать. От этого зависит потухнет или нет в глазах ребенка пытливый огонёк.
Современная психолого – педагогическая литература называет следующие причины учебных затруднений :неумение учиться;
отсутствие интереса к учёбе;
неуверенность в своих силах.
Чтобы преодолеть эти затруднения, нужно ориентироваться на внутренние силы ребенка, опираться на значимые для него стимулы. Следовательно, ученику нужна педагогическая поддержка.
Педагогическая поддержка – это педагогическая культура, призванная помочь ребенку в успешном продвижении по своей индивидуальной траектории развития.
Можно выделить три основные составляющие этой культуры:
образовательная (обеспечение стандарта образования и высокого уровня знаний);
психологическая, основанная на развитии мотивации учения;
личностно – ориентированная.
Тенденции составляющих педагогической культуры нашли своё отражение в реализации индивидуально – ориентированной программы (ИОП) учителя по ликвидации пробелов знаний у учащихся, испытывающих трудности в обучении и учащихся с низким уровнем мотивации.
Цели и задачи индивидуально – ориентированной программы:
1.Ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках учащихся.
2.Психолого – педагогическая поддержка учащихся.
3.Повышение уровня учебной мотивации.
Основными идеями реализации программы являются:
реализация государственного стандарта образования, формирование ключевых компетентностей учащихся;
индивидуализация процесса обучения;
личностный подход;
формирование познавательных интересов и потребностей;
создание ситуации успеха.
Этапы реализации Формы и способы деятельности Практический выход
Диагностический Проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение Материал для исследования
Аналитико - исследовательский 1.Анализ диагностических работ, анкетирование, наблюдения.
2.Выявление успешности обучения по конкретным темам. Информация о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, сопоставление с реальными учебными возможностями (РУВ), индивидуальных затруднениях, учебной мотивации.
Организационно - проектировочный Поиск путей педагогической коррекции
1.Определение темы ЗУН(знаний, умений, навыков), ОУУН (общеучебных навыков) учащихся.
2.Выбор форм и способов работы.
3.Сроки.
4.Составление ИОМ (индивидуально – образовательного маршрута) ученика.
5.Разработка пояснений для родителей к ИОМ ученика. ИОМ (индивидуально – образовательный маршрут) ученика, пояснение для родителей к ИОМ ученика.
Коррекционный Работа по ИОМ ученика с целью ликвидации пробелов. Ликвидация пробелов по предмету.
Итоговый Анализ работы по коррекции
Выявление нереализованного (причины)
Определение перспектив для дальнейшей работы
Продумывание системы мер по предупреждению ошибок на скорректированные. Диагностический этап работы предполагает проведение рубежных контрольных мероприятий, анкетирование, наблюдение. В результате чего учитель получает материал для исследования и планирования дальнейшей работы.
Аналитико – исседовательский этап дает информацию о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, индивидуальных затруднениях, учебной мотивации. Учитель имеет возможность сопоставить результаты обученности на данном этапе с реальными возможностями (РУВ) учащихся.
На организационно – проектировочном этапе учитель ведет поиск путей педагогической коррекции и составляет ИОМ (индивидуально – образовательный маршрут) ученика, а также пояснения для родителей.
ИОМ (индивидуально – образовательный маршрут) ученика представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными особенностями своего развития.
ИОМ
(индивидуально – образовательный маршрут)
Ученика (цы) _____ класса (фамилия, имя ученик) учитель ___________________________
Цель : ликвидация пробелов по предмету _________________________________________
Тема ЗУН ОУУН Задания,
Способы
работы Сроки Формы контроля Отметка о выполнении
Родители (ознакомлены)_________________Классный руководитель __________________
Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуально – образовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, где, какие знания, умения, навыки приобретет ребенок в результате освоения данной темы, а также какие ОУУН (общеучебные умения и навыки) ему необходимы.
Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор «своего» домашнего задания, темы творческой работы.
Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными с особенностями ребенка.
В результате ликвидации пробелов в ЗУН ученика учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей ребенка, которые подписывают лист ИОМ (индивидуально – образовательного маршрута).
Рекомендации по профилактике трудностей в обучении у детей с низким уровнем учебной мотивации.
1.При выборе способов индивидуального подхода к учащимся следует опираться на знание их личностных особенностей.
2.Расширять и осваивать разные приемы развития познавательных интересов детей.
3.Замечать даже небольшие успехи и достижения учащихся с низкой учебной мотивацией к учебе, но не подчеркивать это как нечто неожиданное.
4.Обеспечит на занятиях преобладание положительных эмоций, позитивного восприятия учебной ситуации и учебной деятельности, атмосферы доброжелательности.
5.Укреплять в себе позиции непротивопоставления себя и более успешных учеников слабоуспевающему школьнику.
6.Замечания педагога должны быть лишены отрицательной эмоциональной окраски и осуждения. Подвергать критике нужно только конкретные действия ученика. Не задевая его личность.
7.Следует помнить, что чрезмерные напористость и активность воздействия учителя истощает запас нервно – психологической прочности ребенка (особенно если он чувствителен, менее вынослив, психически неуравновешен) и вынуждают его защищаться. Детские (незрелые) способы самозащиты включают в себя негативизм, стремление к освобождению от старших, конфликтность и блокировку самопонимания.
Важность такого подхода в образовании детей очевидна.
ИОМ – специфический метод индивидуального обучения, помогающий ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках учащихся, овладеть ключевыми образовательными технологиями, осуществит психолого – педагогическую поддержку ребенка, а значит повысить уровень учебной мотивации.
Обеспечение в школе реализации индивидуально – образовательных маршрутов учащихся – это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определение цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.
В результате работы с индивидуально – образовательными маршрутами учеников заметна положительная динамика качества обучения в классе, повысился уровень общеучебных умения и навыков (логических и коммуникативных), знаний, умений целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно – познавательной деятельности.
Работа с индивидуально – образовательными маршрутами реализует право ученика на выбор темпов работы, форм обучения и , несомненно, даёт шанс ребенку открыть себя как индивидуальность, как личность.
Рекомендации по планированию работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
Пропуски занятий по болезни;
Слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
Задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в отсутствие классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
Педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
Прогулы.
Важно, чтобы в первую очередь классный руководитель знал, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости классному руководителю должны помочь школьные узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники. Учителя при беседе с классным руководителем узнают эту информацию от него и используют в работе.
План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
Мероприятия Сроки
1.Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения.
Цель: а) Определение фактического уровня знаний детей.
б) Выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации Сентябрь
2.Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и, особенно, в ходе беседы с самим ребенком. Сентябрь
3.Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть. Сентябрь
Обновление по мере необходимости
4.Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока. В течение учебного года.
5.Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учеников класса. Лучше вести тематический учет знаний по предмету детей всего класса. В течение учебного года.
6.Отражать индивидуальную работу со слабоуспевающими учениками в рабочих или специальных тетрадях по предмету. В течение учебного года.
В повседневной работе удобно использовать таблицы требований по отдельным темам и общему разделу.
Таблица требований по теме: «Алфавит. Заглавная буква в именах собственных.»
Учени_____________________________________________________________________
Правописание фамилий, имён, отчеств людей Написание слов в алфавитном порядке. Правописание географических названий. Правописание кличек животных. На заседаниях школьных методических объединений обязательно следует обсуждать вопросы работы
со слабоуспевающими учащимися и обмениваться опытом. Эта работа приводит к очень хорошим результатам.