Рабочая программа внеурочной деятельности 1-4 класс Что такое хорошо и что такое плохо
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа д. Рыбная Ватага
Кильмезского района Кировской области
Утверждено приказом директора школы №___
от «__» __________2015
Рабочая программа
внеурочной деятельности Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и
что такое плохо»
(1-4 классы)
на 2015-2016 учебный год
Составитель:
учитель информатики
Сальникова Л.В.
д. Рыбная Ватага
2015 год
Содержание
Пояснительная записка
Тематическое планирование. 1 класс
Содержание программы «Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо» 1 класс
Тематическое планирование. 2 класс
Содержание программы «Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо» 2 класс
Тематическое планирование. 3 класс
Содержание программы «Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо» 3 класс
Тематическое планирование. 4 класс
Содержание программы «Уроки нравственности или «Что такое хорошо и что такое плохо» 4 класс
Список литературы
Приложение
Программа «Уроки нравственности» разработана на основании:
Письма Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г .№ 03- 296;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 декабря 2009 года, регистрационный № 15785);
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04 февраля 2011 года, регистрационный № 19707);
на основе учебно-методического комплекта курса «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» автор Мищенкова Л.В.
Пояснительная записка
ФГОС второго поколения формулирует основную педагогическую цель – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В портрете выпускника начальной школы есть такие строки: «Любящий свой край и свою родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и школой; доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнёра, умеющий высказывать своё мнение; выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих».
Учащиеся начальной школы в силу своего возраста наиболее восприимчивы к духовно-нравственному развитию и воспитанию. Всё пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. В школе – социальном институте, через который проходят все граждане России, - продолжается формирование позитивного отношения ребёнка к базовым ценностям общества, таким как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
В начальной школе перед учителем стоит задача: открыв путь к сердцу и уму маленького человека, воспитать полноценную личность, сформировать систему нравственных ценностей младшего школьника, имеющего свою внутреннюю позицию, представляющую собой осознанное отношение ребёнка к собственному «Я», к окружающим, к социально одобряемым и неодобряемым формам поведения.
Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения и направлен на формирование у учащихся позитивного отношения к таким общечеловеческим ценностям, как человек, семья, Родина, природа, труд, знания, культура, здоровый образ жизни.
Основная цель курса: воспитание духовно-нравственной личности ребёнка через систему ценностно-ориентированных занятий.
Задачи курса:
- сформировать систему нравственных ценностей;
- способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений на основе толерантности;
- формировать экологически воспитанную личность;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к здоровому образу жизни;
- формировать интерес к чтению художественной литературы;
- развивать познавательную активность;
- развивать творческие способности.
Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».
Содержание курса включает в себя следующие циклы: «Я и школа», «Я и окружающие», «Я и семья», «Я и природа», «Я и книги», «Я и животные», «Я и здоровье».
Каждое занятие проводится в форме творческой мастерской, что создаёт условия для формирования познавательной и творческой активности детей.
Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» ориентирован на детей от 6 до 10 лет, рассчитан на 33 занятия (1 час в неделю для 1 класса), и 34 занятия для 2-4 классов (1 час в неделю).
Данный курс предназначен для работы в любой системе начального образования и использования его в качестве компонента внеурочной деятельности.
Проведение занятий в 1–4 классах подкрепляется учебно-методическим комплектом, состоящим из рабочих тетрадей на печатной основе (в двух частях) и методического пособия для учителя, включающего программу курса.
Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.
Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно–нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал.
Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип.
Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации).
Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения.
В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания.
В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания.
Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания, обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.
Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.
К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностическую таблицу «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии Показатели Измерители
Сформированность моральных норм и правил поведения Знает основные моральные нормы и правила поведения Диагностика нравственной воспитанности:
-диагностика нравственной самооценки;
- диагностика этики поведения;
- диагностика отношения к жизненным ценностям;
-диагностика нравственной мотивации.
Наблюдения педагогов и родителей.
Соблюдает моральные нормы и правила поведения Методика изучения уровня воспитанности.
Наблюдения педагогов и родителей
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей Анкета «Оцени поступок»
(дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004).
наблюдения педагогов и родителей.
Для оценки результативности программы «Уроки нравственности» в Приложении приведены диагностические материалы и проверочные задания.
Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, цветные карандаши, наглядный материал.
Учебно-тематический план на год 1 класс
№п/пСодержание программы Всего часов
Я и школа 2
Я и окружающие 13
Я и семья 3
Я и природа 7
Я и книга 5
Я и здоровье 3
Итого: 33
Календарно-тематическое планирование курса
рассчитан на 33 часа, 1 час в неделю.
№п/пНаименование разделов и тем Кол-во часов Раздел
Программа
Здравствуй, школа! 1 Я и школа
Вот и стали мы учениками... 1 Я и школа
Учимся работать в команде. 1 Я и окружающие
О хорошем и плохом 1 Я и окружающие
Клуб «Выручайка» 1 Я и окружающие
О дружбе 1 Я и окружающие
В царстве Мойдодыра1 Я и здоровье
"Здравствуй!" 1 Я и окружающие
Венок осени 1 Я и природа
Профессий много есть на свете 1 Я и окружающие
В мире любимых сказок 1 Я и книга
Учимся приходить на помощь 1 Я и окружающие
О рабочих руках и трудолюбии 1 Я и окружающие
Зайкина избушка 1 Я и книга
Учимся вежливости 1 Я и окружающие
Новогодняя сказка 1 Я и природа
Познакомьтесь: это я! 1 Я и окружающие
Снегурочка 1 Я и книга
Сказка о солнечном зайчике 1 Я и окружающие
Учимся быть добрыми 1 Я и окружающие
По страницам русской народной сказки "Лиса и волк" 1 Я и книга
Когда люди радуются 1 Я и окружающие
Я расту! 1 Я и семья
Поезд везёт подарки мамам 1 Я и семья
Сказка о весёлой пчёлке 1 Я и природа
Клуб любителей природы 1 Я и природа
Как у зайчонка зуб заболел 1 Я и здоровье
Приглашаем гостей 1 Я и семья
29-30 В городе Лекарственных растений. 2 Я и природа
31. На пороге лета 1 Я и здоровье
32. К.И.Чуковский и его произведения. 1 Я и книга
33. Солнышко 1 Я и природа
Содержание курса (1 класс):
1 раздел (2ч.) Я и школа. Знакомство с правилами школы. Воспитание ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным принадлежностям.
2 раздел (13ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке.
3 раздел (3ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.
4 раздел (7ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.
5 раздел (5ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.
6 раздел (3ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.
Учебно-тематический план на год 2 класс
№п/пСодержание программы Всего часов
Я и школа 1
Я и окружающие 8
Я и семья 2
Я и природа 8
Я и книга 10
Я и здоровье 3
Я и животные 2
Итого: 34
Календарно-тематическое планирование курса
рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
№п/пНаименование разделов и тем Кол-во часов Раздел
Программа
1 О культуре поведения в школе 1 Я и школа
2 Под крышей дома моего 1 Я и семья
3 Времена года 1 Я и природа
4 Отправляемся в путешествие 1 Я и природа
5 Узнай меня! 1 Я и книга
6 Не надо больше ссориться … 1 Я и окружающие
7 Учимся дружить 1 Я и окружающие
8 Белый пёс в сиреневый цветочек 1 Я и животные
9 Учимся обсуждать проблему 1 Я и окружающие
10 Во саду ли, в огороде 1 Я и книга
11 Слушаем сказку 1 Я и окружающие
12 Поговорим о собаках. 1 Я и животные
13 «Тише, пожалуйста!» 1 Я и здоровье
14 Занимательный журнал «Имена» 1 Я и здоровье
15 Колечко красоты 1 Я и окружающие
16 «Девочка и разбойники» 1 Я и книга
17 Экскурсия в медицинский кабинет 1 Я и здоровье
18 Зима в лесу 1 Я и природы
19 По страницам русской народной сказки «Царевна - лягушка» 1 Я и книга
20 Для чего нужны нам глазки 1 Я и книга
21 И снова сказка! 1 Я и книга
22 Давайте, друзья, потолкуем о маме … 1 Я и семья
23 Лепим снеговика 1 Я и природа
24 Цветик – семицветик 1 Я и окружающие
25 Волшебники и волшебные предметы 1 Я и книга
26 Животные с книжных страниц 1 Я и книга
27 Спешим на помощь бабке Ёжке1 Я и окружающие
28 День космонавтики 1 Я и окружающие
29 Тропинка 1 Я и природа
30 Ох уж этот ветер!.. 1 Я и природа
31 Сказочные фанты 1 Я и книга
32 И снова сказочные фанты 1 Я и книга
33 Школа насекомых 1 Я и природа
34 Лето в загадках 1 Я и природа
Содержание курса (2 класс):
1 раздел (1ч.) Я и школа. Знакомство с правилами школы. Воспитание ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным принадлежностям.
2 раздел (18ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. 3 раздел (2ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.
4 раздел (8ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.
5 раздел (10ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.
6 раздел (3ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.
7 раздел (2ч.) Я и животные. Привить любовь и заботу к братьям нашим меньшим.
Учебно-тематический план на год 3 класс
№п/пСодержание программы Всего часов
Я и окружающие 10
Я и семья 1
Я и природа 6
Я и книга 10
Я и здоровье 3
Я и животные 4
Итого: 34
Календарно-тематическое планирование курса
рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
№п/пНаименование разделов и тем Кол-во часов Раздел
Программа
1 Путешествие в сказку 1 Я и книга
2 И снова об осени… 1 Я и природа
3 О себе, о дружбе, о друзьях… 1 Я и окружающие
4 О добре и зле 1 Я и окружающие
5 Посылка от сказочных героев 1 Я и книга
6 Письмо дедушки Морфея 1 Я и здоровья
7 Эдуард Успенский 1 Я и книга
8 Выглянуло солнышко… 1 Я и природа
9 О кошках и собаках 1 Я и животные
10 «У камина» 1 Я и окружающие
11 Клуб «Выручайка» 1 Я и окружающие
12 Слушаем сказку 1 Я и книга
13 О животном не очень приятном 1 Я и животные
14 В гости к друзьям из Простоквашино 1 Я и книга
15 Что за праздник без цветом 1 Я и природа
16 В мире профессий 1 Я и окружающие
17 Наши страхи 1 Я и здоровья
18 Что такое зима? 1 Я и окружающие
19 Знаменитые малыши. Незнайка 1 Я и книга
20 Экзотические животные 1 Я и животные
21 Зимушка-зима 1 Я и природа
22 Зимние забавы 1 Я и здоровья
23 Да здравствуют книги! 1 Я и книга
24 Роза для мамы 1 Я и семья
25 Принцессы Шарля Перро 1 Я и окружающие
26 Клуб «Белая ворона» 1 Я и книга
27 И снова Клуб «Белая ворона» 1 Я и книга
28 Бабочек весёлый хоровод 1 Я и природа
29 Театр кошек Юрия Куклачёва1 Я и животные
30 Учимся работать в микрогруппе1 Я и окружающие
31 Фея Фантаста 1 Я и книга
32 Хлеб – наше богатство 1 Я и окружающие
33 Берегите время! 1 Я и окружающие
34 Цветочная карусель 1 Я и природа
Содержание курса (3 класс):
1 раздел (10ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. 2 раздел (1ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.
3 раздел (6ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.
4 раздел (10ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.
5 раздел (3ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.
6 раздел (4ч.) Я и животные. Привить любовь и заботу к братьям нашим меньшим.
Учебно-тематический план на год 4 класс
№п/пСодержание программы Всего часов
Я и школа 1
Я и окружающие 17
Я и семья 2
Я и природа 6
Я и книга 3
Я и здоровье 4
Я и животные 1
Итого: 34
Календарно-тематическое планирование курса
рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
№п/пНаименование разделов и тем Кол-во часов Раздел
Программа
1 С Днём знаний! 1 Я и школа
2 Осенняя сказка 1 Я и природа
3 Расскажи нам о себе 1 Я и окружающие
4 Семейный калейдоскоп 1 Я и семья
5 И это тоже я! 1 Я и окружающие
6 О профессиях и трудолюбии 1 Я и окружающие
7 В который раз о дружбе… 1 Я и окружающие
8 Мы – за здоровый образ жизни! 1 Я и здоровье
9 Как выбирать друзей 1 Я и окружающие
10 О режиме дня 1 Я и здоровье
11 Экологическая карусель 1 Я и природа
12 Накануне новогодних праздников 1 Я и окружающие
13 Берегите книгу 1 Я и книга
14 О рыцарстве 1 Я и окружающие
15 День рождения старой ели 1 Я и окружающие
16 Будь здоров! 1 Я и здоровье
17 Станем друзьями природы 1 Я и природа
18 О совести 1 Я и окружающие
19 Учимся быть щедрыми 1 Я и окружающие
20 Путешествие капельки 1 Я и природа
21 Настроение 1 Я и окружающие
22 На экономической волне 1 Я и окружающие
23 Секреты здоровья 1 Я и здоровье
24 Кошки 1 Я и животные
25 Приглашение к разговору 1 Я и окружающие
26 Полюбуйся, весна наступает… 1 Я и природа
27 Наши бабушки 1 Я и семья
28 Игры в самих себя 1 Я и окружающие
29 Сказки Г.-Х. Андерсена 1 Я и книга
30 Учимся шутить 1 Я и окружающие
31 Сказочная путаница 1 Я и книга
32 Живи, не требуя награды… 1 Я и окружающие
33 Здравствуй, первый листок! 1 Я и природа
34 Покуда сердца стучатся… 1 Я и окружающие
Содержание курса (4 класс):
1 раздел (1ч.) Я и школа. Знакомство с правилами школы. Воспитание ответственности, самостоятельности, бережного отношения к школьным принадлежностям.
2 раздел (17ч.) Я и окружающие. Отличие людей друг от друга по внешнему виду. Аккуратность, опрятность, бережливость – уважение человека к себе. Отношение по имени к одноклассникам и друзьям. Анализ проблемных ситуаций. Речь – важнейшее средство общения. Понятие «настоящий друг». Верность и бескорыстие в дружбе. Взаимовыручка и взаимопомощь. Знакомство с правилами поведения на переменах, в столовой, за столом, в гостях, по телефону, в транспорте, в общественных местах, театре, кино, музее, библиотеке. 3 раздел (2ч.) Я и семья. Семья, родители, родные. Отношение поколений в семье. Проявления любви и уважения, заботы и сострадания, помощи в семье. Семейные традиции отношения к старшим. Этикет в общении с учителем. Помощь и забота по отношению к маленьким. Искусство делать подарки.
4 раздел (6ч.) Я и природа. Умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитание бережного отношения к окружающей природе, любви к неживой природе. Разыгрывание ситуаций.
5 раздел (3ч.) Я и книга. Добро и зло в сказках. Добрые и злые поступки, их последствия. Добро и зло в отношениях между людьми. Слушание сказок и их обсуждение. Волшебство, чудо и, правда, в сказках. В сказках – мечты людей.
6 раздел (4ч.) Я и здоровье. Привить навыки личной гигиены, стремление к здоровому образу жизни.
7 раздел (1ч.) Я и животные. Привить любовь и заботу к братьям нашим меньшим.
Список литературы
Для учителя:
1.Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Методическое пособие. 1-4 класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ.,2014
2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
3. Классные часы на темы этикета (тематические занятия, ролевые игры, тренинги) 1-4 классы: методическое пособие/ Авт. – сост. А. Д. Агафонова. – М. : Издательство «Глобус», 2009.
7. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.
Для учащихся:
1.Мищенкова Л.В. Уроки нравственности, или "Что такое хорошо и что такое плохо". Рабочая тетрадь. 2 части.1-4 класс. /Л.В.Мищенкова. - М.: Издательство РОСТ.,2014
Технические средства:
1. Компьютер.
2. Интерактивная доска.
3. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров.
Электронные ресурсы:
1. ФГОС Примерная программа воспитания и социализации обучающихся
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=9582. Сайт uroki.net для классного руководителя
http://www.uroki.net/docklruk.htm3. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Внеклассная работа.
http://festival.1september.ru/subjects/20/4. Журнал «Начальная школа»
http://www.n-shkola.ru/5. Газета «Начальная школа»
http://nsc.1september.ru/index.php?year=2010&num=08
Приложение
Тест на знание правил поведения в общественных местах
Этот тест покажет Вам насколько Вы знаете правила поведения в общественных местах, культурно ли Вы себя ведете.
Следует ли сдавать в гардероб (в музее, на выставке) зонты, портфели, большие пакеты и пр.?
1) следует, если их принимают в гардероб
2) не следует, если они тебе не мешают
3) следует
Можно ли трогать руками музейные экспонаты?
1) можно, если ты уверена в прочности материала, из которого они изготовлены
2) нежелательно
3) нельзя ни в коем случае
Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
1) допустимо
2) нежелательно, в любом случае предпочтительна сдержанность
3) шумное поведение допустимо везде
Нужно ли слушать экскурсовода, если его рассказ вам неинтересен?
1) нужно
2) не нужно
3)следует постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ недостаточно увлекателен
Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее?
1) не нужно
2) нужно
3) желательно, но не обязательно
В какой одежде ходят в кино?
1) в нарядной
2) в спортивной
3) в будничной
Что лучше надеть, собираясь в театр?
1) свитер и джинсы
2) легкую декольтированную одежду
3) нарядную одежду по сезону
4) желательно брючный костюм
Можно ли появиться в театре в платье с открытой спиной?
1) да
2) нет, платье может иметь декольте только спереди
3) для театра предпочтительнее платье без декольте
Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?
1) и юноше, и девушке обязательно
2) на усмотрение юноши и девушки
3) юноше — обязательно, девушке — если у нее высокая прическа или большая шляпа (шапка)
4) девушке — обязательно, юноше только меховую шапку и шляпу (кепку, берет и вязаную шапочку можно не снимать)
Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?
1) нет
2) сколько угодно
3) в любом, кроме меховой шапки
4) только в небольшом, являющемся частью вечернего костюма
Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?
1) спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену
лицом к сидящим
2) боком к сидящим, наклоняясь вперед чтобы не загораживать сцену
Следует ли извиняться перед сидящими в театре, в кино, проходя через середину ряда?
1) следует
2) не следует
3) желательно
Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к вашему месту в кинотеатре?
1) обязательно
2) желательно
3) не следует
Можно ли занимать оба подлокотника кресла в кинотеатре?
1) можно, если успеешь это сделать первым
2) желательно
3) нежелательно
Можно ли просить бинокль и программу у соседа по ряду?
1) можно — ничего в этом особенного нет
2) нельзя — программу и бинокль каждый приобретает сам
3) на ваше усмотрение
Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?
1) можно
2) нельзя
3) нежелательно
Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вот-вот начнется?
1) нельзя
2) нежелательно
3) можно — в знак одобрения декораций
Можно ли вслух комментировать спектакль?
1) можно, если это интересно вашим соседям
2) нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей
3) нельзя — подождите антракта
Можно ли на концерте, в театре подпевать артистам?
1) можно, если у вас хорошие слух и голос
2) желательно — чтобы подбодрить артистов
3) нельзя
Можно ли есть в фойе (помимо буфета)?
1) можно
2) нежелательно
3) нельзя
Как выразить свой восторг от концерта?
1) громким свистом и топаньем ног
2) криками «браво» и вставанием
Как проявить своё неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?
1) свистеть и топать ногами
2) немедленно встать и покинуть зал
3) молчать и не аплодировать
Можно ли отправиться в гардероб, если занавес не опустился?
1) можно
2) нельзя
3) допускается в крайних случаях, если вы спешите на поезд или на последний автобус
4) на ваше усмотрение
Задания «О добром отношении к людям».
1. Выбери и подчеркни нужный ответ (или запиши свой вариант).
Графы. 1. Слова приветствия.
2. Прощальные слова.
3. Слова извинения.
4. Слова благодарности.
5. Слова просьбы.
1 2 3 4 5
Слова на карточках
Спасибо Пожалуйста Благодарю Здравствуйте
Добрый день Извините Будьте добры До свидания
Простите Добрый вечер Будьте любезны Жаль
Очень признателен Доброе утро До встречи Если Вас не затруднит
Не могли бы Вы мне помочь Я рад Вас видеть Мне очень жаль Прощайте
2.У тебя пять красивых открыток. Тебе нужно разделить их между тобой и твоей сестрой. Как ты поступишь:
— отдашь все открытки сестре;
— отдашь ей одну открытку;
— предложишь ей выбрать самой 1 — 2 открытки;
— выберешь себе открытки, а оставшиеся отдашь сестре;
— _________________________________________ .
3. Запиши ответы.
3.1.Ты нашел деньги, которые потерял товарищ. Что бы ты сделал?
____________________________________________________________ .
3.2. Дома ты рассказал про этот случай. Что сказали бы твои близкие:
мама ____________________________________ ;папа _____________________________________ ;бабушка __________________________________ ;дедушка __________________________________ .4. Выбери нужный ответ и подчеркни его.
Каким ты бываешь чаще всего:
• радостным;
• злым;
• спокойным;
• плачущим;
• смеющимся;
• недовольным;
(запиши другое слово, обозначающее твое состояние).
Задания «О добром отношении к людям».
1. Выбери нужные ответы и подчеркни его.
Доброжелательность — это:
доброе отношение к окружающим, желание им помочь;
желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или товарищу;
желание и стремление оказать помощь любому человеку;
умение ничего не делать;
нежелание быть добрым.
2. Закончи предложение:
Доброжелательный человека всегда __ .Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим? _________________ .3. Вспомни сказки, где действуют персонажи (герои), желающие добра другим.
Назови сказку.
Назови добрых героев.
Назови недобрых,
Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми.
Покажем, как дети строят свою аргументацию на примере сказки «Золушка».
Фея — добрая. Она порадовала Золушку поездкой на бал.
Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение)_______________
Сделай рисунки к сказкам.
4. Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому.
5. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и запиши имена героев.
6. Вычеркни лишнее:
• желать добра
• сочувствовать
• сопереживать
• воровать
7. Вставь в клеточки пропущенные буквы: д_бр_желательный.
8. Придумай маленький рассказ, в котором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своё красивое платье, оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обращение с желанием утешить, реальная помощь и т.д.
9. Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, доброй.
Задания «Правила опрятности и аккуратности».
1. Закончи предложения:
Бережное отношение к вещам — это ...
Бережливым мы называем человека, который ...
2. Подчеркни нужный ответ или допиши его.
Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке.
Что ты сделаешь?
• Буду читать самую интересную книгу.
• «Вылечу» все «больные» книги.
• Поищу журнал с комиксами.
... (допиши дела, которые ты считаешь нужными сделать).
3. Придумай историю о том, как ты со своими одноклассниками пришёл в библиотеку, чтобы «полечить» книги. Как вы это делали? Каким образом книги благодарили вас?
4. Назови, что сделано человеком из окружающих тебя в школе вещей, предметов.
5. Перечисли профессии людей, которые эти вещи и предметы сделали.
6. Прочитай текст и ответь на вопрос.
Маше купили новый ранец. Её соседу по парте тоже подарили ранец. Детям очень понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали в них и доставали оттуда школьные вещи.
К концу второй четверти у Маши сумка была такая же красивая, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на неё. Его же сумка имела жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и оторванными молниями.
Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка, как новая, а у меня нет?»
Отвечает Маша: «Для меня ранец — это сумка для школьных книг и вещей, а для тебя — это ещё и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки».
Каким словом можно назвать отношение Маши к своему рюкзаку, а каким — Кости?
7. Сравни смысл слов: бережливость — жадность. Чем бережливость отличается от жадности?
8. Сочини сказку о жадности, придумай ей название, запиши её, закончив выводом (правилом).
9. Придумай небольшой рассказ, показав, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам.
Если сможешь, сделай к нему иллюстрацию, т.е. рисунок.
10. Прочитай стихотворение и найди основное правило, в нём заключённое.
Сами вещи не растут.
Вещи сделать — нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку — береги;
Не ломай, не мни, не рви.