Конспект урока по изобразительному искусству Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху древнего Египта (5 класс)

Тема урока: Украшения в жизни древних обществ. Роль декоративного искусства в эпоху Древнего Египта.
Цель урока: Знакомство учащихся с ролью декоративного искусства в жизни древних обществ на примере эпохи Древнего Египта.
Задачи:
Личностные:
Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
Развивать эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера
Метапредметные:
Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности
Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации
Предметные:
Сформировать представление о символике украшений и одежды этого периода.
Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику культуры других стран и народов и выражать своё отношение художественными средствами
Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности, для передачи замысла в собственной деятельности,
Оборудование:
Иллюстративный материал с изображением памятников искусства Древнего Египта и одежды; литературный ряд- стихи О. Тарутина из книги «Что я видел в Эрмитаже»; художественные материалы; раздаточный материал: кукла-шаблон; компьютер, проектор, презентация по теме


Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Планируемые
результаты
(личностные, метапредметные, предметные)

Организационный этап
Организация местоположения каждого ученика.
Занимают свои места, приветствуют присутствующих.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

Этап мотивации и актуализации знаний

Учитель предлагает найти содержание темы урока.
Сегодняшний урок я хочу начать со стихотворения:
На плите, на саркофаге,
на папирусной бумаге
и на всем, что видит взгляд,
иероглифы пестрят.
рыбы, звери, птицы, точки, загогулины, кружочки
все знакомое почти,
а попробуй- ка, прочти!
- О какой стране идет речь?
правильно. Эта страна- родина одной из самых древних культур. Именно с нее вы начинаете изучать историю древних государств.
-Что вы знаете о Древнем Египте?
Молодцы!


Выходит ученица и рассказывает стихотворение.















-Спасибо!
Ученики формулируют содержание темы урока










-Древний Египет



- Это страна пирамид- усыпальниц фараонов- царей Древнего Египта

Стоим перед богом по имени Гор.
С большим удивлением смотрим в упор:
при всем человечьем обличье имеет он голову птичью!
Он рядом с богиней стоит львинолицей.
А рядом богиня- корова теснится,
И только богиня Исида
похожа на женщину видом.
Мы видим бога по имени Тот, а также богиню по имени Нут. Мы помнили точно, кто- этот, кто- тот,
Наверное , целых пятнадцать минут.

Коммуникативные: сотрудничества с учителем и одноклассниками;
Познавательные:
умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание;

Постановка учебной задачи

Я предлагаю рассмотреть дошедшие до нас рельефы и росписи на стенах пирамид, храмов, саркофагов Древнего. Скажите пожалуйста что вы сегодня еще узнаете о Древнем Египте?



- Мы узнаем о том, как жили древние египтяне, какую одежду носили и украшения.




Регулятивные:
целеполагание;
Коммуникативные:
постановка вопросов;
Познавательные:
самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели

«Открытие» обучающимися нового знания

Египетская одежда на протяжении многих столетий остается неизменной. Отделка женской и мужской одежды отмечает разницу между отдельными общественными классами. Мужчины в период Древнего и Среднего царства носили простую набедренную повязку, схенти, туловище было свободно от одежды. Схенти фараона был сделан из тонкого, хорошо отбеленного полотна- льняного или хлопкового; бедра ремесленника покрывал грубый и довольно толстый холст натурального цвета. У богов, фараона и его приближенных набедренное прикрытие мягко собрано в складки. Оно украшено простыми поясами. А его передняя часть расширяется к низу в виде треугольника украшенного геометрическими узорами. Женский костюм отличался предельной простотой: «шитая по мерке» прямая, длиной до лодыжек рубашка калазирис на одной или на двух бретелях, оставляющая грудь открытой. Иногда шили цельнокроеную рубашку с глубоким вырезом на груди.
Все египтяне тщательно брили волосы, и для защиты от жарких солнечных лучей покрывали голову париком из растительных волокон или овечьей шерсти. Кстати. Право носить обувь- простые сандалии из пальмовых листьев, папирус, а затем и кожи- принадлежало только фараону, реже его приближенным. Знаками царского достоинства фараона были золотая подвязная борода, корона или посох. Традиционным украшением был ускх –воротник- ожерелье из золотых пластин, драгоценных камней, жемчуга. Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности (перстни, броши, серьги, браслеты и диадемы).

Просмотр учащимися презентации.
Регулятивные: целеполагание; Познавательные:
построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные:
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Первичное закрепление

Для закрепления нового материала учитель предлагает детям разгадать кроссворд
По горизонтали: 2. Воротник- ожерелье из золотых пластин. 5. Он состоит из растительных волокон или овечьей шерсти. 7. Богиня мудрости, материнства, плодородия
По вертикали: 1. Набедренная повязка у мужчин
3. Бог света, покровитель царской власти. 4. Бог луны, владыка времени. 6. Женская рубашка.





1 с

2 у
с
к
х

е



н

4 т

т

о

е

и
п
е
т

о

5 п
а
р
и


а

л

а

з


с
и
д
а


р

и

с



Дети отгадывают кроссворд и получают ключевое слово ЕГИПЕТ.
Коммуникативные:
сотрудничества с учителем и одноклассниками
Познавательные:
умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить речевое высказывание.


Динамическая пауза


Повтор движений за учителем
Личностные


Творческая практическая деятельность.

Учитель организует деятельность по применению новых знаний.
А теперь ,ребята, самостоятельно выполните традиционный египетский костюм. Вы можете пользоваться куклой- шаблоном или выполните самостоятельную композицию.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы.

Учащиеся выполняют творческое задание.
Регулятивные:
выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные:
самоопределение.

Рефлексия деятельности

Учитель организует рефлексию.

Закончить фразу:
-Я узнал
-Для меня было открытием
-У меня получилось
-Мне понравилось
- Было ли мне комфортно заниматься, с каким настроением я работал, доволен ли я собой?




Молодцы ребята!
Этот урок мы будем считать вводным в разделе «Декор: человек, общество, время» на следующем уроке продолжим знакомство декоративным искусством разных стран и народов.
Дети осуществляют самооценку собственной деятельности.
- я узнал, какая была одежда у древних египтян.
- для меня было открытием, что египтяне брили волосы и носили парик.
- у меня получилось выполнить египетский костюм.
- мне понравился урок
- работал на уроке с удовольствием.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия;
личностные: смыслообразование

Домашнее задание
Сбор информации про искусство Древней Греции (индивидуально)


















Грекова Анна Александровна; МАОУ СОШ № 67




15