Преподавание предметов естественно-научного цикла в православной гимназии


Преподавание предметов естественно - научного цикла в православной гимназии
Чернонебова Ирина Михайловна - учитель физики
Литература
1)Д.С. Лихачев. «Русская культура».– М.: «Искусство», 2000, с. 154–155).2) https://mirvokryg.wordpress.com/2013/07/02/velikie-uchenie-o-vere-i-boge Мир вокруг: великие ученые о вере о Боге
3)http://religiya.temaretik.com/823989035579476775/svyatitel-filaret-mitropolit-moskovskij/Религия: Святитель Филарет, митрополит Московский
«Не бойтесь быть свободомыслящими людьми. Если вы помыслите глубоко, через науку вы обретете веру в Бога»
Ганс Шерстед, датский физик
Учитывая преамбулу Закона Российской Федерации «Об образовании» и  директивные документы Министерства образования Российской Федерации, Гимназия под образованием понимает целенаправленный процесс обучения, включающий нравственное, культурное, интеллектуальное и физическое воспитание детей, а также развитие их национального и религиозного самосознания и формирование их как свободных и ответственных граждан России.
Согласно библейской антропологии человек, сотворенный по образу Божию (Быт. 2 гл.), носит в себе самом образ божественной славы. Но поскольку образ Божий в человеке затемнен и даже искажен грехом, то необходимо образование человека, то есть необходимо воссоздание в человеке первозданной божественной красоты путем очищения от греха и преображения человека через святую и добродетельную жизнь.
Библейская антропология послужила основополагающим принципом христианской педагогики, которая под образованием подразумевает воссоздание в человеке образа Божия. По мнению целого ряда выдающихся русских педагогов преимущественное развитие душевных, интеллектуальных или телесных сил неизбежно приводит к искажениям, к односторонности воспитания. И лишь воспитание духовное, как основа образования, ведет к соразмерности и гармонии, «ибо духовным воспитанием венчается и усовершается весь человек» (профессор Московского университета С.П. Шевырев).
Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, считал, что нельзя «воспитывать более голову, нежели сердце и всего человека». По мнению великого русского педагога К.Д. Ушинского, главная задача школьного воспитания — пробудить внимание обучающегося к духовной жизни. «Если ваш воспитанник знает много, но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному — вы не достигли цели воспитания».[3]
О нравственности как об основе школьного воспитания писал академик Д.С. Лихачев: «Средняя школа должна воспитывать человека, способного осваивать новую профессию, быть достаточно способным к различным профессиям и быть прежде всего нравственным. Ибо нравственная основа — это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую. Без нравственной основы не действуют законы экономики и государства, не выполняются указы, невозможно прекратить коррупцию, взяточничество, любое жульничество. Без нравственности невозможно и развитие любой науки, ибо крайне трудно проверить эксперименты, вычисления, ссылки на источники и пр. Воспитывают же людей: впрямую — религия, а более сложным путем — музыка (особенно, я бы сказал, пение), литература, искусство, изучение логики, психологии, изучение языков (даже если их в будущем не придется применять в жизни)». [1, с. 154–155].В этих словах замечательного русского ученого, мыслителя, педагога, патриота находит выражение традиционная для многовековой православной культуры России концепция воспитывающего обучения, в основании которого всегда полагались незыблемые принципы христианской нравственности и традиции православной культуры России.
Целостное образование в средней школе может быть достигнуто только тогда, когда фундаментальные основы знаний, получаемые в школе, проистекают из одной культурно-исторической традиции, а не являются разрозненными и никак между собой не связанными, «когда факты, сведения, воззрения развиваются друг из друга, а не друг против друга». Задача Гимназии — всемерно содействовать тому, чтобы учебный план и содержание отдельных предметов способствовали созданию целостной системы гимназического образования.
Более семидесяти лет содержание образования советской школы было пронизано так называемым «научным атеизмом», и материалистическое вероучение было господствующим не только в естествознании, но и в области гуманитарных предметов. Поскольку духовно-нравственное воспитание детей и молодежи невозможно без соблюдения принципа свободы вероисповедания, а гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от отношения к религии (Закон РФ «Об образовании», ст. 5, п. 1), Православная Гимназия (в соответствии с п. 5, ст. 14 Закона Российской Федерации «Об образовании») определяет содержание образования самостоятельно, учитывая требования государственных образовательных стандартов.Российская православная педагогическая традиция не противопоставляет религиозную веру научному естествознанию, поскольку в самом естествознании нет атеистических или антирелигиозных теорий, существуют лишь атеистические и антирелигиозные интерпретации тех или иных естественнонаучных явлений и фактов. Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, по этому поводу говорил:«Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством».Современное научное естествознание возникло в лоне христианской культуры, которая демифологизировала природу и открыла прямой путь к научному постижению мироздания.
Общее образование, понимаемое как образование универсальное, должно способствовать формированию у обучающихся в Гимназии целостного мировоззрения, сочетающего начатки преподаваемых в школе современных научных знаний с духовными и нравственными ценностями, накопленными прежними веками российской и мировой христианской истории и культуры. Все учебные предметы, преподаваемые в Гимназии, должны составлять одну неразрывную цепь человеческих познаний, необходимых как для становления духовной культуры обучающихся, так и для дальнейшего продолжения их образования.
Преподавая природоведение, физику, химию, биологию, географию и другие предметы естественнонаучного цикла, Гимназия ставит задачу не только реализовать базисные программы этих учебных предметов, отвечающие государственным образовательным стандартам, но и знакомить обучающихся с историей развития и становления современных естественнонаучных представлений, а также с наиболее значимыми (в мировоззренческом аспекте) современными проблемами этих естественнонаучных учебных дисциплин. При таком подходе не остается места для спекуляций на тему «наука против религии», а также для псевдонаучных гипотез и теорий, которые не сочетаются ни с религиозным, ни с научным мировоззрением. Современная научная картина природы не противоречит христианскому мировоззрению, а христианское мировоззрение не только не препятствует научному постижению природы, но и способствует развитию научных знаний. Поэтому преподавание в Гимназии предметов естественнонаучного цикла осуществляется в контексте православного мировоззрения.
Православный взгляд на научные знания и исследования, отраженный в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», исключает из области гимназического образования все виды оккультной и неоязыческой теории и практики: астрологию, теософию, антропософию, парапсихологию, всякого рода «паранауку», а также основанные на них сомнительные педагогические приемы и «образовательные технологии» (например, медитацию).
Важным элементом гимназического образования являются практические знания и навыки, позволяющие детям самостоятельно познавать красоту и целесообразность окружающего мира. Гимназические научные конференции способствуют развитию интереса гимназистов к новым знаниям и формированию исследовательских навыков. Академик Д.С. Лихачев считал, что «в сообществе с гуманитарными знаниями воспитывают учащегося и знания технико-естетственные. Математика развивает мышление и интуицию, естествоведение — нравственное отношение к природе (экология только тогда действенна, когда она идет рука об руку и с моральным развитием человечества), ручной труд (в нем также имеется своя моральная основа) — воспитание трудолюбия (впрочем, трудолюбие развивается любым школьным предметом при правильном его преподавании).
«С верхушек башен крепости науки видны величайшие деяния Божии»
Джозеф Джон Томсон,
английский физик
Примеры заданий по физике:
№1:Загадки с подсказками.
Необходимо угадать, о каком ученом идет речь. Если угадываете слово с первой подсказки, то получаете - 5 балов,
со второй - 4 балла, с третьей - 3 балла, с четвертой - 2 балла, с пятой - 1 балл.
1) Английский физик, математик, астроном.
2) Основатель классической теории физики.
3) Цитата: «Чудесное устройство космоса и гармония в нем могут быть объяснены лишь тем, что космос был создан по плану Всеведущего и Всемогущего Существа. Вот — мое первое и последнее слово».
4) Годы жизни 1643 – 1727.
5) Открыл закон всемирного тяготения.
(Исаак Ньютон)
Утверждал основания совершенного русского литературного языка, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики.
Разработал проект Московского университета.
Цитата: «Правда и вера суть две сестры родные, дочери одного всевышнего родителя, никогда в распрю между собой прийти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания собственного мудрствования на них вражду восклепет».
Годы жизни 1711 – 1765.
Русский ученый – естествоиспытатель, химик, физик, астроном, энциклопедист.
(Михаил Ломоносов)
Защитник гелиоцентрической системы Коперника и основатель экспериментальной науки.
Первым использовал телескоп для научных открытий, которыми стали спутники Юпитера, пятна на Солнце, горы на Луне, и фазы Венеры.
Цитата: «Природа, без сомнения, есть Вторая Книга Бога, от которой мы не должны отказываться, но которую мы обязаны читать».
Оказал исключительное влияние на науку своего времени.
Итальянский философ, математик, физик, механик и астроном.
(Галилео Галилей)
Годы жизни 1885 – 1962.
«Не наше дело предписывать Богу, как ему следует управлять этим миром».
Лауреат Нобелевской премии по физике.
Великий датский физик
Внес значительный вклад в развитие теории атомного ядра и ядерных реакций, процессов взаимодействия элементарных частиц со средой.
(Нильс Бор)
Цитата: «Гармония естественного закона открывает столь превосходящий нас Разум, что по сравнению с ним любое систематическое мышление и действие человеческих существ оказывается в высшей мере незначительным подражанием».
Автор специальной и общей теории относительности.
По мнению многих выдающихся физиков, он является самой значительной фигурой в истории физики.
Лауреат Нобелевской премии по физике 1921 год.
Годы жизни 1879 – 1955.
(Альберт Эйнштейн) [2]
№2: Состязание в эрудиции.
Из букв фразы «православие и ученые-физики» необходимо составить новые слова-существительные, связанные с физикой. Каждое слово – 2балла, время для выполнения задания -2 минуты.
(Слова: физика, закон, вес …..)