Конспект урока по чтению 2 класс Что такое хорошо и что такое плохо
Литературное чтение 2 класс
Тема: "Что такое хорошо, и что такое плохо"
Цель урока:
-формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;
Предполагаемый результат:
-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличать плохое от хорошего;
Ход занятия.
I. Организационный момент
II. Вступительное слово учителя:
Сегодня мы с вами поговорим о таких качествах, как доброта и вежливость, умении отличать хорошие поступки от плохих. Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача –добрый человек всегда поздравит его, а если беда –добрые слова помогут утешить и успокоить.
-А какие народные сказки ,вы знаете, где говорилось бы о том, что добро побеждает зло и добрый человек становится счастливее, чем тот, кто хотел достичь своей цели злым способом?
Чтение стиха В.В.Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» детьми «цепочкой».
- Кому отец рассказывал о плохом и хорошем?
- Какие примеры поведения отец назвал плохими?
- Какие хорошими?
- Какие поступки люди считают хорошими? (Которые идут на пользу, на благо человека.)
- Какие поступки попадают в категорию плохих?(Которые вредят человеку, нарушают его права.)
Давайте продолжим предложения, которые записаны на доске.
Хорошо, когда…… плохо, когда……
III. Игра : «это я, это я , это все мои друзья!»
Уч-ль читает загадки. Если загадка учит добру и вежливости , то в ответ на нее надо всем хором сказать: «это я, это я , это все мои друзья!» давайте порепетируем. Но трудность в том, что эти слова надо говорить не на каждую загадку. Если загадка с подвохом- надо промолчать.
*Кто из вас, проснувшись бодро,
«С добрым утром !» скажет твёрдо?
Кто из вас, скажите, братцы,
Забывает умываться?
У кого из вас в порядке,
Сумка, книжки и тетрадки?
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
Кто из вас молчит, как рыба,
Вместо доброго «спасибо»?
Кто быть вежливым желает,
IV. Чтение рассказа В.Осеевой «Плохо».
«Собака яростно лаяла ,припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котенок. Он широко раскрывал глаза и жалобно мяукал.
Неподалеку стояли два мальчика и ждали, что будет дальше…..»
-давайте представим себе эту ситуацию и подумаем над тем, чем закончился этот рассказ
-что вы можете сказать об этих мальчиках?
-встречались ли вы с подобными ситуациями?
А теперь послушайте продолжение рассказа.
«В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам : -«Как вам не стыдно?»
-А что стыдно? Мы ничего не делали- удивились мальчики.
-Вот то и плохо!- гневно ответила женщина»
-Почему женщина была возмущена?
-Почему удивились мальчики?
-А теперь давайте перескажем текст, но изменим окончание рассказа.
V. Разыгрывание ситуаций.
-в кинотеатре вы проходите на свое место
- в поезде просите помочь поставить ваши вещи
-вы пришли в школу. В классе учителя и ваши товарищи
-ваш учитель разговаривает с другим учителем, а вам нужно что-то спросить
-вы уходите из школы, что вы делаете?
VI. Подведение итогов.
- Чему вы научились на уроке?
-завершаем наш классный час стихотворением С. Маршака
1Ежели вы вежливы4. И ежели вы вежливы,
В душе, а не для виду, Поможете вы маме,
В автобус вы поможете И помощь ей предложите
Взобраться инвалиду Без просьбы- то есть сами.
2. И ежели вы вежливы5. И ежели вы вежливы,
то сидя на уроке, Тому, кто послабее,
Не будете с товарищем Вы будете защитником,
Трещать, как две сороки. Пред сильным не робея.
3. И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тётей,
И с бабушкой и с дедушкой
Вы их не перебьёте
-Тогда и я хочу сказать вам на прощанье. Перед тем, как нам расстаться
и уйти всем по домам, пожелать при этом вам, Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли, Чтобы добрыми словами говорили вы с друзьями.