Тема: Проблематика рассказа А.П.Платонова «Никита» путем целостного анализа произведения.
Тема: Проблематика рассказа А.П.Платонова «Никита» путем целостного анализа произведения.
Цель: осмысление нравственной проблематики рассказа А.П.Платонова «Никита» путем целостного анализа произведения
Задачи:1. обучать технологии анализа текста художественного произведения,2. развивать языковое чутье учащихся, операции логического мышления, устную речь,3. воспитывать нравственные качества личности каждого ребенка.
Оборудование: портрет писателя, иллюстративный материал, отражающий поэтапно работу детей в группахХод урока.
Здравствуйте, ребята.Наш урок я хочу начать словами одного текста. («Рано утром мать уходила со двора» до «Никита, пяти лет от роду». Что это за текст? Кто автор?Верно, с содержанием рассказ А.П.Платонова «Никита» вы знакомились дома.А что такое рассказ?А как вы думаете, что сложнее: пересказать содержание текста или проанализировать его?А что вы понимаете под анализом художественного произведения?(ответы ребят: тема, основная мысль произведения, проблемы, образ главного героя, особенности языка текста - будут потом интерпретироваться как цели урока)На уроке я и предлагаю заняться этой сложной, но интересной работой.В тетради записываем тему: Анализ рассказа А.П.Платонова «Никита» и поставим следующие цели (на доске появляются записи) и определим работу наших 6 творческих групп.Постановки задач работы групп. Время работы 10-12 минут.№1Что мы знаем о Никите.Задание: 1. Причитайте план.2. Ответьте на каждый пункт плана, составив единый рассказ.Никита – это главный герой произведения 1. Возраст?2. Где живет?3. С кем живет?4. Почему с мамой? А где дедушка, бабушка, папа?5. Почему остался один дома?6. Какие обязанности были на него возложены?7. Как велела Никите мама жить в огромном мире под солнцем?8. Куда отправился Никита после ухода мамы? С какой целью? 9. Каким увидел он мир?№21. Какие предметы внушали Никите страх? (перечислите)2. Зачитайте (кратко из текста) или перескажите по памяти о каждом предмете.3. Задание распределите между всеми членами группы.4. Подведите итоги, ответив на вопрос: Что необычного в том, как Никита видит окружающие его предметы?№31. К кому Никита обращался за помощью, когда ему было особенно страшно?А) перечислите эти предметы, Б) зачитайте характеристику этих предметов из текста.2. Что еще не испугало Никиту? Какое маленькое открытие он сделал?№4Чтение текста по ролям.1. Распределите роли: автор, отец, Никита.2. Подготовьте выразительное чтение вслух отрывка, начиная со слов: «Во дворе все молчали» до конца так, чтобы вас приятно было слушать.№51. Поразмышляйте над вопросом: «Что значит, по вашему мнению, быть добрым?» 2. Составьте или общий текст, или каждый свой.3. Подготовьтесь прочитать его вслух.№61. Ответьте на вопрос: Интересен ли, прост ли, сложен язык произведения?Найдите и зачитайте средства художественной выразительности (Эпитеты, олицетворения), используемые в рассказе.А теперь проверим работу групп. Задача остальных слушать, оказывать помощь. А выводы, к которым мы придем, будем записывать в тетради.На доске и в тетради появятся такие записи:1. Тема рассказа : послевоенное детство. Оно раскрывается на образе Никиты, который познает окружающий мир.2. Основная мысль текса :быть добрым – значит быть нужным.3. Проблемы: вечные проблемы добра и зла, каким быть4. Состояние Никиты в течение дня: (проследить через слова – сирота, одиночество, страх, добро)5. Язык произведения сложный, интересный, образный.Домашнее задание: Проблемный вопрос «Каким я помню детство», ответить письменно
15