РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины Биология 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство


-737235-129540
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора по УР
______________________________
«____»____________ 20_____ г.
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Щелковский колледж»
(ГБПОУ МО «Щелковский колледж»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ОБД.07 БИОЛОГИЯ
ОО.00.Общеобразовательного цикла
для специальности
35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство
по программе базовой подготовки
2016 г.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство, приказ Министерства образования и науки от 07.05.2014 г. № 461 (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.06.2014 N 32891)
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Щелковский колледж» (ГБПОУ МО «Щелковский колледж»).
Разработчик:
Барабаш Андрей Леонидович, преподаватель
Рецензент
___________________________________________________________________________
РАССМОТРЕНА
предметной (цикловой)
комиссией_____________________________
______________________________________
от «____»_______20____г.
протокол № ____________
Председатель ПЦК
_____________ И.О. Фамилия

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4-7
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7-20
условия реализации учебной дисциплины
21
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
22-23

1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Биология
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины Биология является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 35.02.12 Садово-парковое и ландшафтное строительство, входящей в укрупненную группу специальностей 35.00.00 Сельское, лесное и рыбное хозяйство
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы (ППССЗ): Учебная дисциплина Биология является дисциплиной цикла ОБД.07 основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена.
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Биология», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 №06-259).
Содержание программы «Биология» направлено на достижение следующих целей:
•получение фундаментальных знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; методах научного познания;
•овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
•развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
•воспитание убежденности в необходимости познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
•использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других лю¬дей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдение мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдение правил поведения в природе.
Программа учебной дисциплины «Биология» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), виды самостоятельных работ, учитывая специфику программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии или специальности.
Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования — программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).
Результаты освоения учебной дисциплиныОсвоение содержания учебной дисциплины «Биология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
личностных:сформированность чувства гордости и уважения к истории и достижениям отечественной биологической науки; представления о целостной естественнонаучной картине мира;
понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук, их влияния на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека;
способность использовать знания о современной естественно-научной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности; возможности информационной среды для обеспечения продуктивного самообразования;
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации в области естественных наук, постановке цели и выбору путей ее достижения в профессиональной сфере;
способность руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества; готовность к взаимодействию с коллегами, работе в коллективе;
готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;
обладание навыками безопасной работы во время проектно-исследовательской и экспериментальной деятельности, при использовании лабораторного оборудования;
способность использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
готовность к оказанию первой помощи при травмах, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
метапредметных:осознание социальной значимости своей профессии/специальности, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
повышение интеллектуального уровня в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
способность организовывать сотрудничество единомышленников, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;
способность понимать принципы устойчивости и продуктивности живой природы, пути ее изменения под влиянием антропогенных факторов, способность к системному анализу глобальных экологических проблем, вопросов состояния окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
умение обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
способность применять биологические и экологические знания для анализа прикладных проблем хозяйственной деятельности;
способность к самостоятельному проведению исследований, постановке естественно-научного эксперимента, использованию информационных технологий для решения научных и профессиональных задач;
способность к оценке этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);
предметных:сформированность представлений о роли и месте биологии в современной научной картине мира; понимание роли биологии в формировании кругозора и функциональной грамотности для решения практических задач;
владение основополагающими понятиями и представлениями о живой природе, ее уровневой организации и эволюции; уверенное пользование биологической терминологией и символикой;
владение основными методами научного познания, используемыми при биологических исследованиях живых объектов и экосистем: описанием, измерением, проведением наблюдений; выявление и оценка антропогенных изменений в природе;
сформированность умений объяснять результаты биологических экспериментов, решать элементарные биологические задачи;
сформированность собственной позиции по отношению к биологической информации, получаемой из разных источников, глобальным экологическим проблемам и путям их решения.
Коды формируемых компетенций:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 220 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 147 часов; самостоятельной работы обучающегося 73 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 220
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 147
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 73
1 семестр Обязательная аудиторная учебная нагрузка 68
в том числе: лабораторные занятия 7
практические занятия 16
контрольные работы 2
Самостоятельная работа обучающегося 32
в том числе: подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите;
домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем)
подготовка рефератов, проектов и докладов 8
20
4
Итоговая аттестация в форме: тестирование
2 семестр Обязательная аудиторная учебная нагрузка 79
в том числе: лабораторные занятия 3
практические занятия 16
контрольные работы 1
Самостоятельная работа обучающегося 41
в том числе: подготовка к практической работе с использованием методических рекомендаций, оформление результатов практической работы к защите;
домашняя работа: изучение теоретического материала в соответствии с дидактическими единицами темы и подготовка ответов на вопросы, выданные преподавателем (работа с конспектами, учебной и специальной литературой по параграфам, главам учебных пособий, указанным преподавателем)
подготовка рефератов, проектов и докладов 10
27
4
Итоговая аттестация в форме: экзамен
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Биология
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся. Объём часов Уровень усвоения
1 2 3 4
Введение 8 1
Введение.
Биология -
наука о жизни Содержание учебного материала 8 1 Объект изучения биологии - живая природа 1 2
2 Признаки живых организмов 1 3 Многообразие живых организмов 1 4 Уровни организации живой природы и эволюция 1 5 Методы познания живой природы 1 6 Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и здоровом образе жизни 1 Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся: Работа с литературой.
Составить схемы: «Уровни организации живой природы», «Признаки живых организмов». 2 Раздел 1. Учение о клетке 38 Тема Химическая
организация клетки Содержание учебного материала 10 1
1 Химический состав клетки. Неорганические вещества и их роль в клетке. 1 2
2 Углеводы, липиды 1 3 Строение и функции белков 1 4 Нуклеиновые кислоты 1 5 АТФ, её роль в клетке 1 Лабораторные работы: 2 2
1 Обнаружение органических веществ (крахмала, белков, жира) в тканях растений Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектами занятий и литературой. Рефераты по темам «СПИД», «Вирусы». Подготовка к лабораторной работе. Заполнить таблицу «Химическая организация клетки». Изучение схем «Разнообразие аминокислот», «Структура белка». 3 Тема
Строение и
функции
клетки Содержание учебного материала 10 1 Клеточная теория. Органоиды цитоплазмы 1 2
2 Ядро. Прокариотические и эукариотические клетки. Неклеточные формы жизни - вирусы 1 Лабораторные занятия: 5 2
1 Клеточное строение и микроскопические структуры растительной клетки. Изучение движения цитоплазмы, плазмолиза и деплазмолиза 2 Особенности строения клеток эукариотов (грибов, растений, животных) Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий и параграфов учебника по теме. Работа с таблицами «Органоиды клетки и их значение», «Сравнение клеток прокариот и эукариот». 3 Тема Обмен веществ и энергии в клетке Содержание учебного материала 8 1 Ассимиляция (пластический обмен). Фотосинтез 1 2
2 Хемосинтез 1 3 Диссимиляция (энергетический обмен), её этапы 1 Лабораторные работы Практические занятия: 1 2
1 Составление и анализ схемы «Процессы энергетического обмена». Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектами занятий и литературой. Ответить на вопросы в учебнике. 4 Тема Генетическая информация. Синтез белков в клетке Содержание учебного материала 10 1 ДНК - матрица для синтеза белков, её удвоение. 1 2
2 Ген. Генетический код. Генетическое обоснование табакокурения, алкоголизма и наркомании. 1 3 Этапы синтеза белка. Транскрипция и трансляция 1 4 Регуляция синтеза белка у эукариот 1 Лабораторные работы Практические занятия 2 2
1 Знакомство с картой генетического кода. 2 Решение задач по теме «Генетический код и биосинтез белка» Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий и параграфов учебника по теме 4 Раздел 2. Размножение и индивидуальное развитие организмов 22 Тема Размножение организмов Содержание учебного материала 12 1 Жизненный цикл клетки 1 2
2 Деление клетки. Митоз 1 3 Размножение - важнейшее свойство живых организмов, его типы - бесполое и половое, их биологическая сущность 1 4 Мейоз 1 5 Строение половых клеток. Сперматогенез и овогенез 1 6 Оплодотворение у животных и растений 1 7 Реакции организма на действие окружающей среды. Влияние алкоголя, курения, наркотиков на развитие эмбриона. 1 Лабораторные работы 2
Практические занятия 1 2
1 Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся:
Работа с конспектами занятий и литературой. Подготовка к практическому занятию. Заполнить таблицы «Фазы митоза», «Фазы мейоза». 4 Тема Индивидуальное
развитие организма - онтогенез. Содержание учебного материала 10 1 История создания эмбриологии. Биогенетический закон 1 2
2
2 Онтогенез, его периоды 1 3 Эмбриональный период онтогенеза. Дробление зиготы. Гаструляция. Дифференцировка клеток. Органогенез. 1 4 Постэмбриональный период онтогенеза. Развитие прямое и с метаморфозом 1 5 Влияние внешних условий на эмбриональное развитие организма. Материнское курение. Употребление алкоголя. Отравление наркотиками. 1 Лабораторные работы Практические занятия: 1 2
1 Схемы развития - прямого и с метаморфозом Контрольная работа по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов» 1 Самостоятельная работа обучающихся. Работа с конспектами занятий и литературой. Подготовка к практическому занятию. Подготовить сообщения на тему: «Влияние алкоголя, курения, наркотиков на развитие эмбриона». Подготовка к контрольной работе. 3 Раздел 3. Основы генетики и селекции 42 Тема Закономерности наследственности Содержание учебного материала 21 1 Генетика как наука. Основные понятия. Г. Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Гибридологический метод 1 2
2 Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя 1 3 Гипотеза чистоты гамет. 1 4 Дигибридное и полигибридное скрещивания. 3-й закон Менделя 1 5 Сцепленное наследование генов. Генетика пола. Хромосомная теория наследственности 1 6 Взаимодействие генов. Генотип и среда. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика 1 Лабораторные работы Практические занятия: 8 2
1 Работа с тестом «Основные понятия генетики» 2 Составление схем моногибридного скрещивания 3 Гипотеза чистоты гамет. Составление схем скрещивания 4 Решение задач на 1, 2 закон Менделя 5 Составление схем дигибридного скрещивания 6 Решение задач на третий закон Менделя 7 Составление схем скрещивания при сцепленном с полом наследовании генов 8 Решение задач «Наследование, сцепленное с полом» Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий и параграфов учебника по теме. Составление словаря терминов. Подготовка сообщения о Г. Менделе. Решение генетических задач. Подготовка к практическим работам 7 Тема Закономерности изменчивости Содержание учебного материала 11 1 Модификационная и мутационная изменчивость. Норма реакции. 1 2
2 Статистические закономерности модификационной изменчивости. Свойства модификаций. 1 3 Наследственная изменчивость - комбинативная и мутационная. 1 4 Мутации, причины их возникновения и свойства. Виды мутаций (генные, хромосомные, геномные). 1 5 Генетика человека. 1 6 Значение генетики для медицины, лечение и предупреждение наследственных заболеваний 1 Лабораторные работы Практические занятия 2 2
1 Решение задач на наследственные заболевания человека. 2 Решение задач на наследственные заболевания человека. Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий и параграфов учебника по теме. Заполнить таблицы: «Виды изменчивости», «Виды мутаций». Подготовить сообщение на тему: «Причины и значение мутаций». Написание рефератов по темам «Наследственная склонность к смертельным кровотечениям», «Царская болезнь» и др. 3 Тема Основы селекции. Биотехнология Содержание учебного материала 10 1 Задачи селекции. Методы селекции, их генетические основы. Сорт, порода, штамм 1 2
2
2 Особенности селекции растений. Работы Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. 1 3 Особенности селекции Полиэмбриония. Генетическое клонирование животных и микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. 1 4 Селекция микроорганзмов. Генная инженерия 1 5 Успехи современной селекции. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии 1 Лабораторные работы Практические занятия 2 2
1 Сравнительная характеристика пород (сортов) 2 Особенности селекционной работы с животными Контрольная работа по разделу: «Основы генетики и селекции». 1 Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий и параграфов учебника по теме. Составление схем: «Основные методы селекционной работы», «Особенности селекционной работы с животными». Подготовка к контрольной работе. 2 Раздел 4. Эволюция органического мира 35 Тема Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина Содержание учебного материала 7 1 Возникновение и развитие эволюционных представлений. 1 2
2 Предшественники дарвинизма. Ж. Б. Ламарк. 1 3 Первое эволюционное учение 1 4 Эволюционная теория Чарльза Дарвина. 1 5 Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. 1 6 Синтетическая теория эволюции 1 Лабораторные работы Практические занятия: 1 2
1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора» Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий и параграфов учебника по теме. Подготовить сообщения о жизнедеятельности К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина. 3 Тема Микроэволюция Содержание учебного материала 8 1 Вид, его критерии. 1 2
2 Вид, его структура. 1 3 Популяция - элементарная единица эволюции. 1 4 Генофонд популяции. 1 Лабораторные работы: Практические занятия: 1 2
1 Сравнительная характеристика пород (сортов) Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий и параграфов учебника по теме. Составление схем: «Основные методы селекционной работы», «Особенности селекционной работы с животными» 3 Тема Естественный отбор в природных популяциях. Видообразование Содержание учебного материала 8 1 Борьба за существование и естественный отбор, их формы. 1 2
2 Дрейф генов и изоляция как эволюционные факторы. 1 3 Возникновение приспособлений - результат борьбы за существование. 1 4 Видообразование как результат микроэволюции 1 Лабораторные работы Практические занятия 1 2
1 Сравнение естественного и искусственного отбора. Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий и параграфов учебника по теме. Заполнить таблицы: «Формы борьбы за существование» и «Формы естественного отбора». 3 Тема Макроэволюция Содержание учебного материала 12 1 Главные направления и закономерности эволюции. 1 2
2 Биологический прогресс и биологический регресс. 1 3 Причины вымирания видов. 1 4 Типы эволюционных изменений: паралеллизм, конвергенция, дивергенция. 1 5 Направления эволюции (ароморфоз, идиоадаптация, общая дегенерация). 1 6 Соотношение направлений эволюции. 1 7 Правила эволюции. 1 Лабораторные работы Практические занятия: 1 2
1 Сравнение факторов биологического прогресса и регресса. Контрольная работа по разделу: «Основы учения об эволюции». 1 Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий и параграфов учебника по теме. Ответить на вопросы теста по теме в учебнике. Заполнить таблицы «Доказательства макроэволюции». «Типы эволюционных изменений». Подготовка к контрольной работе 3 Раздел 5. Эволюция биосферы и человека 34 Тема Возникновение жизни на Земле Содержание учебного материала 9 1 История развития взглядов на происхождение жизни. 1 2
2 Гипотеза панспермии. 1 3 Гипотеза биохимической эволюции. 1 4 Современные представления о происхождении жизни 1 Лабораторные работы Практические занятия 2 2
1 Теории возникновения жизни на Земле. 2 Теории возникновения жизни на Земле. Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий и параграфов учебника по теме 3 Тема Развитие жизни на Земле Содержание учебного материала 9 1 Развитие жизни в архее, протерозое. 1 2
2 Развитие жизни в палеозое. 1 3 Развитие жизни в мезозое. 1 4 Развитие жизни в кайнозое. 1 Лабораторные работы Практические занятия: 2 2
1 Этапы развития жизни на Земле 2 Система растений и животных - отображение эволюции. Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий и параграфов учебника по теме. 3 Тема Антропогенез. Расы человека Содержание учебного материала 16 1 Доказательства происхождения человека от животных. 1 2
2 Систематическое положение современного человека. 1 3 Эволюция человека. 1 4 Основные этапы эволюции человека. 1 5 Общие предки человекообразных обезьян и людей. 1 6 Стадия протантропа. 1 7 Факторы эволюции человека. 1 8 Расы человека. 11 Лабораторные работы Практические занятия: 3 2
1 Доказательства происхождения человека от животных. Основные стадии эволюции человека. 2 «Направления эволюции человека». 3 «Человеческие расы». Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий и параграфов учебника по теме. Заполнить таблицу «Стадии эволюции человека». 5 Раздел 6. Основы экологии 41 Тема Экология как наука. Экологические факторы. Содержание учебного материала 7 1 Предмет экологии. Экологические факторы. 1 2
2 Среда обитания организмов, факторы среды: абиотические, биотические, антропогенные. 1 3 Экологический оптимум. 1 4 Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор 1 Лабораторные работы Практические занятия Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся
Проработка конспектов занятий и параграфов учебника по теме. Заполнить таблицу «Действие ограничивающего фактора на организмы» 3 Тема Основные типы экологических взаимодействий Содержание учебного материала 5 Лабораторные работы Практические занятия 2 2
1 Типы экологических взаимодействий между организмами» (Взаимовыгодные отношения. Антибиотические отношения. Нейтрализм). 2 Решение экологических задач. Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий и параграфов учебника по теме. 3 Тема Экологические системы Содержание учебного материала 15 1 Экосистемы, их структура, функционирование, динамика.
Понятия о сообществе, биоценозе, биогеоценозе, экосистеме. 1 2
2 Видовая и пространственная структура экосистем. Компоненты экосистем 1 3 Искусственные экосистемы. Агроэкосистемы. Искусственные экосистемы. 1 4 Урбо- системы Понятия: агроэкосистема, агробиоценоз, агрофитоценоз Структура агроэкосистем, их отличия от естественных систем. 1 5 Трофическая структура биоценоза (продуценты, консументы, редуценты). 1 6 Экологические пирамиды. Продукция экосистем 1 7 Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Стадии развития экосистем. Сукцессии. 1 Лабораторные работы 3 3
Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений). Практические занятия: 1 1 Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (составление пищевых цепей). Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся:
Проработка конспектов занятий и параграфов учебника по теме. Заполнить таблицу: «Структура сообществ». 4 Тема Биосфера - глобальная экосистема.
Структура и
функции биосферы. Содержание учебного материала 8 1 Структура и функции биосферы. Учение В.И. Вернадского о биосфере. 1 2
2 Компоненты биосферы. Границы биосферы. 1 3 Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. 1 4 Круговорот важнейших биогенных элементов (углерода, азота, серы) в биосфере. 1 Лабораторные работы Практические занятия 1 2
1 Составление схем круговорота углерода, кислорода и азота Контрольные работы Самостоятельная работа обучающихся: Проработка конспектов занятий и параграфов учебника по теме. Оформление практической работы. Подготовить сообщение о В.И. Вернадском и его учении о биосфере. 3 Тема Влияние деятельности человека на биосферу. Глобальные экологические проблемы Содержание учебного материала 6 1 Антропогенные воздействия на среду. Мероприятия по охране природы. Человек - элемент биосферы. Ноосфера. 1 3
2 Антропогенные воздействия на среду: нарушение озонового слоя Земли, загрязнение атмосферы, водных ресурсов, почвы и влияние воздействий на здоровье человека. 1 3 Влияние человека на растительный и животный мир. Охрана природы и перспективы рационального природопользования. 1 4 Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.
Обобщающее занятие по курсу биологии. Экзамен 1 Лабораторные работы Практические занятия Контрольная работа Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка сообщений: «Нарушение озонового слоя Земли», «Загрязнение атмосферы», «Загрязнение водных ресурсов», «Пути выхода из экологического кризиса» 2 Всего: 220
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно – наглядных пособий дисциплины «Биология»
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Беляев Д.К., Бородин П.М., Дымшиц Г.М. и др. Биология (базовый уровень). 10-11 класс. — М., 2008.
Константинов В.М. Общая биология: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. — М., 2014.
Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология: базовый уровень, 10—11 класс. — М., 2014.
Дополнительные источники:
Биология: руководство к практическим занятиям / под ред. В.В.Маркиной. — М., 2010.
Дарвин Ч. Происхождение видов. — М., 2006.
Чебышев Н.В., Гринева Г.Г. Биология. — М., 2010.
Интернет-ресурсы:
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).
www.5ballov.ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).
www.biology.ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).
www.informika.ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов)

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе устного опроса, а также проведения лабораторных и практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, рефератов и зачетных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1 2
Умения: объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; Устный опрос, показ презентаций
решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию; Практические работы
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; Тестирование, защита проектов
сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; Лабораторные работы
______________________________________
Защита рефератов
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; Лабораторная работа
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать; Защита проектов, показ презентаций
Знания: основных положений
биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности; Тестирование
строения и функционирования биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; Лабораторные работы, устные опросы
сущности биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; Тестирование
Вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки; Защита проектов, показ презентаций