Строение и свойства вещества


Урок на тему: «Строение и свойства вещества».
Предварительная подготовка: повторить раздел о строении и свойствах вещества.
Цели: повторить понятие о малейших частицах вещества и о некоторых их свойствах; развивать эвристическое мышление; воспитывать стремление подходить к разрешению возникающих вопросов с научной точки зрения.
Оборудование: макет молекулы, фотографии молекул, крупа, пластилин (на каждой парте), штатив, горелка, пробирка с кусочками свечи.Тип урока: повторительно-обобщающий.
Ход урока
1.
- Давайте проведем небольшой эксперимент. Возьмем простой кусок пластилина и попробуем его разделить. Это будет возможно? (Да.)
(Учитель разделяет пластилин пополам.)
-Можно ли разделить оставшийся кусок на меньшие?.. А еще меньше?..
(Каждый раз разрезает пластилин.)
-Предположим, что мы делили наш пластилин до тех пор, пока не остался совсем маленький кусок, который разрезать ножом невозможно. Можно ли его тогда разделить на меньшие части?
(Ответы могут быть самые различные: можно продолжить резать пластилин лезвием; с помощью приспособлений, которые используют, например, ювелиры; разделять с помощью микроскопа и т. д.)
-А если предположить, что придумана аппаратура, способная делить вещества на более мелкие части. Возможно ли это будет? (Да.)
- Так что же, пластилин можно делить на части до бесконечности? Или все же наступит тот момент, когда просто не на что будет разделить?
Значит, есть какая-то частица, очень и очень маленькая, которую нельзя уже разделить. Но она сохраняет свойства вещества. Об этой частице мы и будем сегодня говорить. Как она называется?
(Молекула.)
2.
Прежде чем мы продолжим говорить о молекулах, давайте повторим то, что вы уже изучили.
Итак. Перед вами на доске кроссворд, а на моем столе карточки с вопросами. Вызванный к доске ученик должен взять один из вопросов, зачитать его классу, вписать ответ в нужную строчку или столбик.
(см. приложение 1)
3.
А теперь давайте вернемся к нашему опыту с пластилином.
- Мы с вами решили, что вещества состоят из маленьких частиц, разделить которые невозможно. Мы доказали это или только предположили?
(Предположили.)
Такие предположения ученые называют теориями. И их не решают, а выдвигают. Итак, мы выдвинули теорию, а значит, сегодня мы с вами будем не просто учитель и ученики, а немножко ученые.. Ученые, после того как выдвинут какую-нибудь теорию. Обязательно стараются ее доказать, чтобы убедиться в том, что их предположение верно. Давайте тоже попробуем доказать нашу теорию.
- Доказать теорию можно с помощью опытов. Возьмите в руки пластилин, который лежит на ваших столах. Какова его температура по отношению к температуре ваших рук? Он холоднее, теплее или той же температуры?
(Холоднее.)
- Легко ли он мнется и делится на части? (Нет.)
- Попробуем его размять. Что происходит с температурой?
(Она увеличивается.)
- Что происходит с пластичностью?
(Пластичность увеличивается, пластилин мнется легче, его легко разорвать.)
- Теперь отложите пластилин в сторону и подумайте: смог бы пластилин разорваться, если бы он состоял из неделимого вещества? (Нет.)
- А если предположить, что пластилин состоит из мельчайших частиц? (Да.)
- И доказать это очень просто. У меня на столе крупа. Предположим, что это очень сильно увеличенные частицы вещества. Смогу ли я разделить эту горку крупы на две части? (Да.)
- До каких пор можно делить на части крупу?
(Пока не останется одна крупинка.)
Поздравляю вас, коллеги ученые. Мы с вами доказали существование мельчайшей частицы, которую принято называть молекулой.
- Что такое молекула?
(Ответы учащихся.)
- А что мы знаем о молекулах?
(Они очень малы (в переводе с греческого «молекула» означает «маленькая масса), молекулы находятся в постоянном движении и между ними существуют промежутки, которые при нагревании увеличиваются, а при охлаждении уменьшаются, молекулы одного и того же вещества одинаковы.)
4.
Попробуем провести еще один опыт. У нас на столе горелка, штатив и пробирка, в которой находится небольшой кусочек восковой свечки (показывает каждый из названных предметов). Возьмем фломастер и отметим на стенке пробирки, сколько воска в ней находится. Теперь зажгем горелку и нагреем пробирку (показывает как это делается).
- Что происходит при нагревании?
(Твердое тело превращается в жидкость, объем увеличивается)
- Почему произошло увеличение объема? Стало больше молекул?
(Нет, поскольку мы не добавляли воск в пробирку)
Так почему же объем увеличился? Попробуем решить простую логическую задачку (вызывает несколько учеников к доске и ставит их вплотную друг к другу). Сейчас эти ученики занимают какой-то объем пространства класса. Достаточно небольшой объем.
- Как сделать так, чтобы этот объем увеличился?
(Поставить их так, чтобы расстояние между учениками увеличилось)
- Предположим, что эти ученики – молекулы вещества, которое увеличило свой объем от нагревания. За счет чего произошло увеличение объема вещества?
(За счет увеличения расстояния между молекулами)
- А если вещество охладить? Как нужно будет в этом случае поставить молекулы?
(Ученики вновь должны встать вплотную друг к другу)
- Какой вывод мы можем из этого сделать?
(Между молекулами существуют промежутки, которые при нагревании увеличиваются, а при охлаждении уменьшаются)
5.
В настоящее время существуют электронные микроскопы, позволившие увидеть и сфотографировать крупнейшие из молекул.
(Демонстрация фотографий молекул, показ макета молекулы.)
- Как вы думаете, почему молекула здесь представлена не одним, а несколькими шариками?
(Она состоит из более мелких частиц.)
- Молекулу тоже можно разделить. И она будет состоять из еще более мелких частиц, которые называются атомы. Как вы думаете, неделимы ли атомы?
???
Оказывается, и они состоят из частиц. Строение атома очень напоминает строение Солнечной системы. В центре находится ядро, вокруг него движутся, как по орбите, электроны.
(Учитель зарисовывает на доске схематическое изображение атома или показывает фотографии.)
6.
- Как вы думаете, почему мы с вами весь урок говорим о том, что вещества состоят именно из молекул, а не из атомов или не из ядер и электронов? Попробуем ответить на этот вопрос, прибегнув к аналогии. Наш класс освещается. Система искусственного освещения класса из чего состоит?
(Из отдельных ламп.)
- Но ведь лампы тоже из чего-то состоят. Они не являются неделимыми, их легко можно разобрать. Однако, если вдруг нам захочется разобрать лампы на составляющие их детали, сохранится ли система освещения?
(Нет, детали светить не смогут.)
То же самое и с частями вещества. Вещество состоит из молекул. Но если нам вдруг удастся разделить молекулы на атомы, то мы получим два или несколько совершенно новых веществ, а прежнее вещество просто перестанет существовать. Т. е., молекула – это мельчайшая частица вещества, сохраняющая его свойства.
Подведение итогов урока.
Итак, наш урок заканчивается. На нем мы выдвигали теории, ставили опыты, доказывали теории с помощью логических рассуждений.
- Прежде чем сложить с себя обязанности ученых, давайте еще раз повторим все те выводы, которые были нами доказаны.
Наименьшая частица вещества – молекула.
Она очень мала.
Молекулы одного вещества одинаковы.
Между ними есть промежутки.
Промежутки могут увеличиваться и уменьшаться.
Молекулы делятся на атомы, которые в свою очередь состоят из ядра и электронов.
Домашнее задание.
Используя знания о молекулах, ответить на вопрос: как можно объяснить растворение сахара в воде?