Технологическая карта урока русского языка.Тема:Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.
Технологическая карта урока
Преподаватель: Мартынова Ю.В.
Учебная дисциплина: русский язык.
Класс: 5
Тема урока: Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов.
Тип урока: урок изучения нового материала
Вид урока: комбинированный
Ладыженская Т.А, Баранов М.Т, Тростенцова Л.А.. Учебник «Русский язык» 5 класс, Москва,
Просвещение, 2014
Цель
Познакомить с понятием «морфема». Дать понятие о морфемике как разделе языкознания. Показать значение морфем в образовании слов, формировать навык различать формы слова и однокоренные слова.
Задачи
Когнитивные:
В ходе урока обучющиеся придут к пониманию роли морфем в образовании слов, научатся выделять морфемы в словах, различать формы слова и однокоренные слова.
Операциональ-
ные:
создать условия для развития наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы при работе со однокоренными словами и формами слов; формировать умение устанавливать связи между языковыми явлениями; работать над развитием монологической и диалогической формами речи в процессе работы над морфемным анализом слова.
Аксиологиче-
ские:
Обеспечить условия для развития мотивации к познавательной и аналитической деятельности; способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения морфем.
УУД
Личностные:
адекватное распознавание ситуации, постановки и эффективного выполнения целей, задач, норм при работе со словом.
Регулятивные:
Целеполагание и прогнозирование результатов деятельности, оценка действий.
Коммуника-
тивные:
слушать и слышать друг друга, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познаватель-
ные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования морфемного состава слова.
Планируе-
мые ре-
зультаты
Предметные:
Знать понятия «морфема», «значимая часть слова», предмет изучения морфемики; отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова; уметь выделять в слове морфемы, отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.
Личностные:
осознавать ценности русского языка и возможности, предоставляемые средствами русского языка – морфемами, для самовыражения и развития творческих способностей личности.
Метапредмет-
ные:
Умение анализировать, сравнивать, делать обобщения, строить рассуждения, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.
Основные
понятия
Освоение обучающимися понятий «морфема», «морфемика», «формы слова», «однокоренные слова», «лексическое и грамматическое значение».
Элементы
технологий
ИКТ, технология развития критического мышления, дифференцированный подход в обучении, проблемное обучение.
Межпред-
метные
связи
Литература
Социали-
зация
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из ситуаций.
Формы ра-
боты
Ф - фронтальная, И - индивидуальная, П - парная,
Ф – целевая установка, работа с новой терминологией, работа с учебником
И – работа у доски, на рабочем месте
Ход урока
Дидактическая структура урока
Методическая структура урока
Содержание этапов урока
Оргмомент
В жизни многое зависит и от слов
Всё от слов от ласковых и грубых
От одних пересыхают губы
От других заледенеет кровь
Да, дела, конечно же, всему мерилом.
Делом мы самим себе даём ответ.
Только слово дело предварило,
Если мыслей нет из слов и дела нет.
Дело основательней всего иного
Нас приводит к нужной высоте
Но вначале всё равно бывает слово,
Что рождает это дело в голове.
© http://millionstatusov.ru/stihi/slova.html
Сегодня я предлагаю вам на уроке быть не просто учениками, а стать настоящими творцами слов. Согласны? Мы будем учиться анализировать, делать выводы, замечать закономерности, а также давать оценку своим достижениям. Я уверена, что вы уже умеете все это делать. Проверим? Для начала предлагаю размяться и выполнить следующее задание.
Языковая разминка
Замени букву(Ф)
Если в глаголах заменить е буквой е, то можно образовать имена существительные. Попробуйте подобрать пары и продолжить ряд.
Берет-берет, мел-мел, шлем-шлем, запрет-запрет.
Добавь букву(Ф)
К названным учителем словам добавить одну или несколько букв так. Чтобы получились новые слова.
Рот (крот,ротик),вал (овал,валик), том (атом,томный),овцы (ловцы), рубка (трубка,зарубка)
Актуализация знаний, определение темы урока
Целеполагание
- Ребята, вы только что закончили изучать слово и его лексическое значение. Как изменилось лексическое значение слов?
А теперь рассмотрим, как слова делятся на части. Например, разделите слова, которые вы записали на слоги.
Крот, о-вал, а-том ,лов-цы, труб-ка
А как ещё можно разделить эти слова?
Ответ – на морфемы.
- Чем отличаются одни части слова от других?
Ответ -
· ,
·,
· – есть значение, смысл, а в слоге нет.
Вывод: Значит, в слове можно выделить значимые части слова. Вот их мы и исследуем на нашем уроке. Кто сформулирует тему урока?
Запишите тему нашего урока: «Значимые части слова. Изменение и образование слов».
- Как вы думаете какова цель нашего урока? Что мы сегодня будем делать на уроке?
Ответ – узнать зачем нужны значимые части слова, как изменяются и образуются слова.
Личностные УУД
положительно относиться к учению, познавательной деятельности, стремиться приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать основной вопрос (проблему) урока.
3. Планировать необходимые действия.
Познавательные УУД
Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.
Изучение нового материала
(И.) Откройте учебники на с. 4, внимательно прочитайте теоретический материал. Как назвать значимые части слова одним словом? Как называется раздел науки о языке, который их изучает?
значимые части слова называются морфемами. Раздел науки о языке, изучающий морфемы называется морфемика.
- Запишите термины в тетрадь.
- Какие морфемы можно выделить в слове?
Ответ- корень, приставку, суффикс, окончание.
2.(Ф) Давайте проверим, умеете ли вы выделять в слове морфемы. Отгадайте шарады.
В списке вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в собрании встретите вскоре,
В слове рассказ вы приставку найдете,
В целом – по мне на уроки пойдете.
(расписание)
Корень мой находится в цене,
В очерке найди приставку мне,
Суффикс мой в тетрадке все встречали,
Вся же – в дневнике я и в журнале.
(оценка)
3. (Ф). – Почему морфема является значимой частью слова? Докажите, используя слова рука – рукав – нарукавник.
- Что вы должны для этого сделать?
Ответ - Выделить морфемы и объяснить, как и почему меняется смысл слова.
Ответ
рук-а – часть тела; рук-ав – часть одежды, надеваемая на руку, смысл слова изменился из-за суффикса –ав-; на-рук-ав-ник - полурукав, надеваемый поверх рукавов для предохранения их от загрязнения во время работы, смысл слова изменился из-за приставки на-, суффикса –ник-.
Вывод:
· , ¬ ,
· - значимые части слова, в них заключено его лексическое значение, каждая новая морфема вносит в слово свою часть смысла и получаются новые слова (с новым лексическим значением).
(Ф) А какое значение имеет окончание?
Может ли оно образовывать новые слова?
Понаблюдаем
рука рукав нарукавник
руки рукава нарукавника
руке рукаву нарукавнику
руку рукавом нарукавником
- Изменилось ли лексическое значение слова с появлением другого окончания?
Ответ – нет
- А что изменилось?
Ответ – падеж, т.е. грамматическое значение.
Вывод:
· – значимая часть слова, в нём заключено грамматическое значение слова, поэтому при помощи окончания мы образуем не новые слова, а формы слова.
Личностные УУД
Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, обобщать.
2. Строить рассуждения, делать выводы.
Регулятивные УУД
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Задавать вопросы.
2. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.
3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Физминутка
4. Прочтём § 71 с. 5.
(П.)Сформулируйте самостоятельно вопросы по § 71 и задайте их товарищам.
Ответ подкрепите примерами -
- Чем отличаются однокоренные слова от форм слова?
- Как образуются однокоренные слова?
- Как образуются формы слова?
- Что изменяется в слове при образовании однокоренного слова?
Однокоренные слова - это слова с одинаковым корнем, но с разными приставками и суффиксами.
Формы слова – это варианты одного и того же слова, которые образуются с помощью окончаний.
Познавательные УУД
Извлекать необходимую информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.
Коммуникативные УУД
1. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.
Закрепление изученного
(Ф) «Разные слова или формы слова»(устно)
Однокоренные слова или формы:
Гулять – прогулка - однокоренные слова
Свистеть – свистит - формы
Дом- домовой - однокоренные слова
Карта- карту - формы
Книга- книжный - однокоренные слова
Дождь- дожди - формы
Ходить- походка - однокоренные слова
(И)Написать по 1 однокоренному слову и по одной форме слова:
Стол, стул, кресло, диван, пол, потолок, окно, стена, книга, ковёр, карандаш, банка, свеча, ручка, ваза, телефон, солнце, дом.
(Работа у интерактивной доски 2 человека,карточки-4 человека)
а) Подобрать однокоренные слова к существительным, образовать формы одного из слов.
Есть в травах и в цветах
Целительная сила. Для всех,
Умеющих их тайну разгадать.
( Р. Рождественский)
в) Подобрать однокоренные слова к прилагательным и образовать формы одного из слов.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
( С. Есенин)
(П)Упражнение 376 (самостоятельно с взаимопроверкой)
Запишите слова в столбик. Разделите слова на морфемы. Подберите к первым пяти словам формы слов, к последним пяти словам – однокоренные.
Ответ –
Уборка – уборкой
Хлебный – хлебная
Украсят – украсит
Принесли – принесла
Говорливы – говорливого
Заколка – укол
Безветренный – ветер
Земляной – земля
Надрежут – резать
Приберегли – беречь
Резерв
Упражнение 377. Укажите в какой форме употреблены выделенные слова.
Ответ:
С Юрой – сущ., в форме тв.п., ед.ч.;
Приходим – глаг., в форме наст.вр., в 1-м л., во мн.ч.;
Красят - глаг., в форме наст.вр., в 3-м л., во мн.ч.;
Лестничную – прилаг., в форме вин.п., ед.ч., ж.р.;
Клетку – сущ., в форме вин.п., ед.ч.
Познавательные УУД
Приобретать новые умения и совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные УУД
Контролировать учебные действия, замечать допущенные ошибки.
Подведение итогов
(Ф)Какая цель была поставлена на уроке?
Что нового узнали?
- Что такое морфема.
- Что изучает морфемика.
- Для чего служит каждая морфема.
- Чем отличаются формы слова от однокоренных.
Оформите свои знания в виде схемы
Регулятивные УУД
Соотносить цели и результаты своей деятельности.
Коммуникативные УУД
Строить небольшие монологические высказывания
Рефлексия
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал
было трудно
теперь я могу
я почувствовал, что
я научился
у меня получилось
особенно понравилось
нужно выучить
Регулятивные УУД
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Домашнее задание
П.70,71.
Задание на выбор:
1.Написать лингвистическую сказку о морфемах или сочинить шараду.
2. Упр. 378.
Рисунок 215