Урок русского языка в 5 классе по теме «Фонетика. Звуки речи и буквы. Алфавит»
Тема урока
«Фонетика как раздел лингвистики. Звуки речи и буквы. Алфавит» (с применением элементов сингапурской методики).
( первый урок по теме)
Базовый учебник
В.В.Бабайцева .Русский язык. УМК для углубленного изучения.
Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по данным разделам лингвистики; воспитать орфографическую и пунктуационную зоркость; совершенствовать навыки правописания; формировать навыки литературной речи. дать представление о смыслоразличительной роли звука, тренировать пятиклассников в умении отражать на письме звуковой облик слова
9. Задачи:
- обучающие :
научить распознавать буквы и звуки,
отрабатывать умение соблюдать основные правила литературного произношения; развивать и обогащать словарный запас учащихся;
-развивающие : развивать умения и навыки анализа и характеристики отдельных
звуков речи, прививать интерес к предмету, продолжать работу над
формированием навыков грамотного письма.
-воспитательные : воспитывать любовь к художественному слову, воспитывать самостоятельность при выполнении задания
10. Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы работы учащихся : коллективная, индивидуальная, самостоятельная
Необходимое техническое оборудование
Запись звуков природы.
Мультимедийный проектор.
Презентация.
Задания на листочках.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Постановка целей и задач урока.
- Ребята, сегодня я приглашаю вас в загадочную страну и обещаю вам удивительные открытия.
III. Изучение нового материала.
На прошлом уроке мы познакомились с основными разделами науки о языке. Я предлагаю вспомнить их, выполнив задание «Верные и неверные утверждения»(если верно, ставим +, неверно ставим -).Запишите в тетрадях число, классная работа.
(слайд№3)
1.Языкознание (лингвистика) - это наука о языке.
2. «Морфология», «Синтаксис», «Морфемика» - это разделы «Грамматики».
3. «Лексикология» - словарный состав языка.
4. «Орфография» – правила произношения.
5.Правила написания слов изучает «Орфоэпия».
6. «Фонетика» изучает звуки.
Проверка. Молодцы, с заданием справились.
- А сейчас закройте глаза. Послушайте внимательно. (Раздаются звуки колокольчика) Что вы услышали? (Услышали звуки)
-Совершенно верно. Наша жизнь полна звуков. Большое количество звуков окружает нас . Звуки бывают разные. Какие? (Шум, шорох, стук, приятные и неприятные).
-А как вы думаете, изучает ли эти звуки фонетика?(Обсудите этот вопрос с партнером по плечу в течение одной минуты).Партнер №4 стол № 3скажите свой ответ.Партнер №2 стол №1 вы согласны?(Структура таймд-пэа-шэа)
-Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы? (Обсудите этот вопрос с партнером по лицу в течение одной минуты).Партнер №3 стол № 2 скажите свой ответ .Партнер №1 стол №3 вы согласны?( Структура таймд-пэа-шэа)
Какие звуки нам помогают общаться? (Обсудите этот вопрос с партнером по плечу в течение одной минуты).Партнер №3 стол № 5,скажите свой ответ.Партнер №4 стол №1 вы согласны?(Структура Структура таймд-пэа-шэа)
Правильно, разнообразный мир звуков окружает нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. Сегодня у нас необычное занятие - урок погружения в мир звуков. Давайте же погрузимся в этот мир и попробуем в нем разобраться. Это поможет нам с вами лучше понять такой раздел науки о языке, как фонетика. Запишите тему урока. Давайте сформулируем цели нашего урока.
1.Что мы должны знать? ( Предмет изучения фонетики(что изучает )
2.Что должны уметь различать? (Различать звук и букву).
Слово это пришло к нам из греческого языка «ФОНЕ»-звук. Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть.( Каждый член команды берет 4 листочка, придумывает слово, проговаривает для всех членов команды и записывает на 1 листочке и кладет лицевой стороной вверх в центр стола..Джот Тотс).
Телефон (аппарат, передающий звуки на расстоянии);
Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);
Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);
Микрофон (прибор для усиления голоса);
Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);
Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты);
Фонотека (собрание звукозаписей);
Фонограмма (магнитная лента, диск со звуковой записью);
Граммофон (аппарат, воспроизводящий звуки, записанные на пластинку);
Патефон (граммофон с рупором) .Встаньте партнеры под №4 и прочитайте слова. Следующий партнер дополняет..Встаньте, под музыку перемешайтесь, когда музыка остановится, образуйте пару, дайте партнеру «пять». Затем я задаю вопрос и даю 3-5 сек.на размышление.
- 1 вопрос. В русском языке есть слово “фон”, например, светлый фон, на фоне вечернего неба. Являются ли все названные нами слова с корнем “фон” однокоренными? Почему? (Слово “фон” обозначает – 1) цвет; 2) задний план картины; 3) обстановка).Ученики делятся со своими партнерами по 30 сек.Начинает тот, у кого глаза темнее. Время!!! Поблагодарите своего партнера. А теперь на этот вопрос ответит
Звучит музыка, под музыку перемешайтесь, когда музыка остановится, образуйте пару, дайте партнеру « пять.» Затем я задаю вопрос и даю 3-5 сек.на размышление.
2 вопрос. Что изучает фонетика? Звучит музыка, под музыку перемешайтесь, когда музыка остановится, образуйте пару, дайте партнеру пять. Затем я задаю вопрос и даю 3-5 сек.на размышление Начинает тот, у кого Время!!! Поблагодарите своего партнера.А теперь на этот вопрос ответит
3 вопрос. Звук и буква в словах всегда совпадают? Звучит музыка., под музыку перемешайтесь, когда музыка остановится, образуйте пару, дайте партнеру пять. Затем я задаю вопрос и даю 3-5 сек.на размышление Начинает тот, у кого Время!!! Поблагодарите своего партнера.А теперь на этот вопрос ответит
4 вопрос .Чем звуки речи отличаются от всех других звуков? Звучит музыка., под музыку перемешайтесь, когда музыка остановится, образуйте пару, дайте партнеру пять. Затем я задаю вопрос и даю 3-5 сек.на размышление. Начинает тот, у кого Время!!! Поблагодарите своего партнера. А теперь на этот вопрос ответит
-Хорошо, ребята, молодцы, пройдите на свои места.
Да, действительно из звуков речи образуются слова. Докажем это, выполнив следующие задания.
Задания в слайдах презентации.(№ 4,5,6).
Задание 1. Из каждого слова выньте по одной фонеме. Сделайте это так, чтобы из оставшихся фонем получилось новое слово. Вот так: горсть - гость.
Всласть, краска, склон, полк, тепло, беда, экран (Всласть-власть, Краска-каска,
Склон-слон, Полк-пол, Тепло-тело, Беда-еда, Экран-кран).
Задание 2. Теперь, наоборот, добавьте к каждому слову одну фонему, чтобы получилось новое слово. Вот так: роза - гроза.
Рубка, дар, стол, клад, лапа, шар, усы, укус.( рубка-трубка, дар-удар, стол-столб, клад- склад, уклад, оклад, лапа- лампа, шар-шарф, усы-бусы, укус-уксус).
Задание 3. Замените в словах одну согласную фонему. Вот так: корж - морж.
Ногти, булка, лапка, зубы, киска, галка, орел, норка, клин, тоска, полено, рамочка
( ногти -когти, булка-будка, лапка-лавка, зубы-дубы, киска-миска, галка-палка, орел - осел, норка-корка, клин-блин, тоска-доска, полено-колено, рамочка- дамочка).
-Ребята, к какому выводу мы пришли ,выполнив эту работу?(как много может сделать 1 звук, меняем один звук, получаем совсем другое слово.) Каждый из звуков помогает различать слова по смыслу .Это звуки - смыслоразличители. Они и называются красиво -фонема (н).Конечно, если бы не было звуков, мы вряд ли смогли общаться друг с другом, выражать свои мысли и чувства, ведь звуки речи –это основа человеческого языка, из них состоят слова, а из слов строятся предложения и тексты. А как на письме обозначаются звуки? (при помощи квадратных скобок).Как называется запись слова при помощи звуков?(транскрипция).
-Откройте учебник на стр.107,выполните упр.236,237,238,239,240 (1 упражнение 1 стол). Проверка.
-У вас на столах лежат листочки, на которых написано: «Песня из 2 букв» и « Как мальчик Женя научился говорить букву Р». Откройте «Теорию» на стр.16-1,2 абзац 17 ..и опровергните или согласитесь с писателем, который так назвал свои рассказы. Аргументируйте свой ответ. (Буквы петь нельзя, значит, песни из 2 букв быть не может, петь и произносить можно только звуки. Женя не выговаривал звук. Буквы мы видим и слышим,а звуки произносим).
Всегда ли(«Верно или неверно»): буква = звук или буква =/ звук.
- Ответить на этот вопрос нам поможет упр.241.,стр.107.Прочитайте, выполните в тетрадях. Почему эти слова рифмуются? Ведь буквы на конце разные?
Работа с учебником. Прочитайте п.6. Оформите в таблицу. Свяжите то, что вы знали, с тем ,что узнали сегодня.(коннект –экстэнд -челлендж).
знал
узнал
Какие трудности
Слайд №7 Где живут буквы? То, что вы видите на слайде, можно назвать алфавитом? Почему?
л
к
о
а
ъ
п
е
г
я
ш
л
э
х
ж
ы
ы
у
ю
ф
ц
и
й
т
щ
Ребята, какие трудности подстерегают нас при изучении звуков и букв? (неправильное название букв). В каких названиях букв алфавита часто встречаются ошибки? Как вы думаете почему? Проговорите ответ в команде по кругу в течение 1 мин.Начинает партнер №2.(тайм раунд робин)
Время!!! Отвечает партнер № .
Выполните упр.256
-Дети, как вы думаете, каким у нас получился урок? Продолжите фразу
Сегодня я на уроке.
Итак, на этом, друзья, наш урок подходит к концу. Надеюсь, что вы научились отличать звук от буквы, правильно произносить звуки и называть буквы. Я убедилась, что вы много знаете о звуках русского языка. Спасибо за урок!
Если останется время, можно в конце урока использовать структуру Модель Фрейер.
Найдите третий лишний:
1.конечно, нарочно, игрушечный
2.что,чтобы,нечто
3.чувства,баловство,да здравствует
4.безмолствовать, сочувствие, нравственность.
Кто самый сообразительный? Ученик должен выполнить задание: написать слова, которые читаются одинаково как слева направо, так и справа налево. Он выполнил так: тот, дед), шалаш. Вы согласны ? А какие вы знаете слова которые читаются как слева направо, так и справа налево?( поп, кок, Анна ,мим, шиш).
15