Технологическая карта по обучению письму на тему Строчная и заглавная буквы ф,Ф(1 класс)

Технологическая карта урока письма Строчная и заглавная буквы ф, Ф.
Класс: 1
Дата: 10.02.16.
Учитель: Ванюшкина Н.Я.
Педагогическая цель
Создать условия для формирования умения писать строчную и заглавную буквы ф, Ф, навыка письма слов с изучаемыми буквами; способствовать развитию речи, фонематического слуха, памяти

Тип урока
Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)
Осуществляют сравнение печатной и письменной букв; выполняют слого-звуковой анализ слов; грамотно записывают предложения; интонируют предложения; владеют правописанием имен собственных; списывают с печатного шрифта; составляют слова из букв

Личностные результаты
Имеют личностное отношение к полученным знаниям, желание и умение применять их на практике

Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме; логические – выполняют слого-звуковой анализ слов.
Коммуникативные: умеют в коммуникации строить понятные для партнера высказывания

Основное содержание темы, понятия и термины
Буква; строчная, печатная, письменная буквы; предложение; слого-звуковой анализ слов

Образовательные ресурсы
1. Презентация «Живая азбука» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://viki.rdf.ru/item/1677/download/
2. Презентация по письму [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://mentemirova.my1.ru/news/1-0-1

Сценарий урока
Этапы урока
Формы, методы, методические приемы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Вид и форма контроля




осуществляемые действия
формируемые умения


1
2
3
4
5
6

I. Организация начала урока
Фронтальная, индивидуальная
Приветствие. Проверка готовности к уроку (наличие на столе учебной тетради «Прописи 4», ручки)
Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок
Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок
Индивидуальный. Проверка готовности к уроку

II. Постановка учебной задачи
Фронтальная. Словесный. Вступительное слово учителя
КОНФЕТЫ ЗАТЕРЯЛИСЬ
– Малыш, дай-ка мне вон ту коробку конфет.
– Возьми, Карлсон, пожалуйста, сам.
– Малыш, но эта коробка совсем пустая?!
– Нет, не пустая, она с воздухом.
– А где же конфеты?
– Они куда-то затерялись.
– Я знаю, кто спрятал конфеты. Это
– Ребята, как вы думаете, кто спрятал конфеты? – Фрекен Бок не отдаст конфеты, пока вы не научитесь писать ее любимую букву Ф
Заранее подготовленные дети разыгрывают сценку. Остальные смотрят и слушают учебную задачу.


– Фрекен Бок
Коллективно формулируют учебную задачу
Фронтальный.
Устные ответы

III. Усвоение новых знаний и спо-собов деятель-
Фронтальная, индивидуальная. Практичес-кий, сло- весный.
– Подготовим руку к письму. Выполним пальчиковую гимнастику «Замок».
Руки складывают в замок, переплетая пальцы. Читая стих, ритмично раскачивают «замок»:
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?

Внимательно слушают, выпол- няют упражнение в соответствии с показом учителя
Индивидуальный. Правильное выполнение упражнения для мелкой моторики пальцев рук


ности.
1. Пальчиковая гимнастика
Упражнение для развития мелкой мото- рики
Постучали,




Покрутили,



Потянули



И открыли!

На этом слове ритмично постукивают друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы.
Не расцепляя пальцы, одну руку тянут к себе, другую от себя, попеременно меняя их.
Тянут руки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.
Резко отпуская руки, разводят их широко в стороны



2. Правила посадки за столом во время письма
Индивидуальная. Практический
– Проверяем посадку, правила обращения с ручкой
Показывают посадку за столом при письме, как правильно держать ручку
Правильно держат осанку при письме, верно обращаются с ручкой
Индивидуальный. Проверка правильной посадки при письме, верного обращения с ручкой

3. Знакомство с написа- нием строчной
Фронтальная. Сло- весный, наглядно- демонстра-
– Рассмотрите образец строчной буквы ф.
– Строчная буква ф состоит из двух овалов и длинной палочки. Первый овал пишем так, как писали строчную букву о, затем пишем палочку, которая касается овалов. Второй овал
Слушают объяснение учителя, следят за написанием буквы.
Прописывают эле- менты в воздухе
Анализируют образец изучаемой буквы, обращают внимание на то, что буква
Фронтальный.
Наблюдение учителя


буквы ф в «Прописи 4» (с. 30)
ционный, практический. Объяс-нение с опорой на показ
начинаем писать от палочки, чуть ниже верх-ней линии рабочей строки, ведем руку вверх вправо, доводим до верхней линии рабочей строки, ведем округлую линию вниз, доводим до нижней линии рабочей строки, закругляем вверх влево и доводим до наклонной палочки.
– Пропишите элементы буквы ф в воздухе

состоит из трех элементов


4. Письмо элементов, узора, буквы ф, слогов (с. 30)
Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Письмо, беседа
– Рассмотрите образец строчной буквы ф.
– Сколько элементов в букве ф?
– Для чего нужны стрелки?
– Обведите элементы буквы.
– Обведите узор. Продолжите узор самостоя- тельно.
– Допишите букву ф.
– Внимательно посмотрите на соединение букв в слогах, напишите слоги
Рассматривают букву. Отвечают на вопросы учителя. Обводят узор, элементы буквы и пишут букву ф и слоги
Анализируют образец буквы, в соответствии с ним выполняют письмо буквы ф, слогов, соблюдая высоту, ширину
Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, письмо. Самоконтроль

5. Слого-звуковой анализ слова. Письмо слова
(с. 30)
Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Чтение, анализ, письмо
– Рассмотрите схему слова и слово, записанное рядом.
– Выполните слого-звуковой анализ слова филин.
– Напишите слово филин.
– Прочитайте сочетание букв и слово на 4-й строке.
– Напишите, внимательно посмотрев на соединение букв
Анализируют слово. Читают, пишут сочетание букв и слова
Выполняют слого-звуковой анализ слова. Выполняют письмо по образцу
Фронтальный, индивидуальный. Анализ, письмо, устные ответы


Физкультминутка
Коллективная. Практический
Филин в чаще ух да ух!
У зайчишки замер дух.
Бедный заинька не спал,
Под кустом всю ночь дрожал
Выполняют движения по тексту за учителем
Осуществляют профилактику утомления
Коллективный.
Правильное выполнение упражнений

6. Знакомство с написанием заглавной буквы Ф (с. 31)
Фронтальная. Словесный, наглядно-демонстрационный, практический. Объяснение с опорой на показ
– Рассмотрите образец заглавной буквы Ф.
– Заглавная буква Ф состоит из двух овалов и длинной палочки с закруглением внизу. Начинаем писать чуть ниже середины широкой вспо- могательной строки. Первый овал пишем так же, как писали букву о, ведем до верхней линии рабочей строки, дописываем его до точки начала письма. Затем пишем палочку, которая касается овалов. Палочку с закруглением внизу пишем так же, как писали первый элемент заглавной буквы А. Второй овал начинаем писать от палочки; затем ведем руку вверх вправо, ведем округлую линию вниз, доводим до верхней линии рабочей строки, закругляем вверх влево и доводим до наклонной палочки.
– Пропишите элементы буквы Ф в воздухе
Слушают объяснение учителя, следят за написанием буквы. Прописывают элементы в воздухе
Анализируют образец изучаемой буквы, обращают внимание на то, что буква состоит из трех элементов
Фронтальный.
Наблюдение учителя

7. Письмо элементов, узора, буквы Ф, слогов (с. 31)
Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Письмо, беседа
– Рассмотрите образец заглавной буквы Ф.
– Сколько элементов в букве Ф?
– Для чего нужны стрелки?
– Обведите элементы буквы.
– Обведите узор. Продолжите узор самостоя- тельно.
– Допишите букву Ф на 1-й строке.
Рассматривают букву. Отвечают на вопросы учителя. Обводят узор, элементы буквы и пишут букву Ф и слоги
Анализируют образец буквы, в соответствии с ним выполняют письмо буквы Ф, слогов, соблюдая высоту, ширину
Фронтальный, индивидуальный. Устные ответы, письмо. Самоконтроль




– Внимательно посмотрите на соединение букв в слогах, напишите слоги




IV. За-крепление зна-ний и способов деятельности.
1. Слого-звуковой анализ слов. Письмо слов
Фронтальная, индивидуальная. Словесный, практический. Анализ, письмо
– Рассмотрите схемы слов и слова, записанные рядом.
– Выполните слого-звуковой анализ слов Фаина, Федя.
– Почему слова Фаина и Федя написаны с заглавной буквы?
– Напишите имена, обращая внимание на соединение букв
Анализируют слово. Читают, пишут сочетание букв и слова
Выполняют слого-звуковой анализ слова.
Выполняют письмо по образцу
Фронтальный, индивидуальный. Анализ, письмо, устные ответы

2. Работа
с предложениями
(с. 30, 31)
Фронтальная, индивидуальная. Практический, словесный. Чтение, письмо
– Прочитайте предложение на 5, 6-й строках на с. 30.
– Напишите предложение.
– Прочитайте предложения на 5 и 7-й строках на с. 31.
– Напишите предложения.
– Какие предложения по цели высказывания вы прочитали и написали?
– Как можно распознать повествовательное предложение на письме?
Читают предло- жения, пишут.




– Повествователь- ные.
– В конце стоит точка
Списывают без ошибок предложения с письменного шрифта. Обозначают границы предложения
Фронтальный, индивидуальный. Чтение, письмо

3. Составление слова
Парная, индиви- дуальная.
– Назовите буквы на 8-й строке.
– Составьте из данных букв слово.

Называют буквы, составляют слово, пишут
Работают в паре, выполняют сов-местную работу.
Парный, инди- видуальный. Письмо


из букв (с. 30)
Словесный, практический. Составление слова
– Запишите получившееся слово, правильно соединяя буквы

Правильно соединяют буквы


4. Письмо с печатного шрифта (с. 31)
Индивидуальная. Практический. Письмо
– Прочитайте слово на последней строке.
– Какой шрифт использован?
– Напишите слово письменными буквами
Читают.
– Печатный.
Пишут
Осуществляют списывание слова с печатного шрифта, правильно соединяя буквы
Индивидуальный.
Письмо

V. Рефлексивно-оценочный
Фронтальная. Словесный. Беседа
– Какие буквы мы учились сегодня писать на уроке?
– Что нового вы узнали сегодня на уроке?
– Что получилось? Над чем надо еще пора- ботать?
– Дома потренируйтесь в написании букв ф, Ф
Отвечают на вопросы учителя
Оценивают свою работу на уроке, выявляют ошибки, затруднения, планируют пути их устранения
Фронтальный. Устные ответы.
Самооценка



15