Тема: Как мы используем алфавит?-технологическая карта по русскому языку
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА №1
Учитель: Бучацкая Нина Викторовна Класс:2
Тема: Как мы используем алфавит?
ТИП УРОКА: Урок открытия новых знаний
Задача урока: обобщить первоначальные сведения об азбуке, научиться записывать слова в алфавитном порядке; формировать умение использовать алфавит на практике
Ожидаемые результаты (предметные; метапредметные: познавательные, коммуникативные, регулятивные; личностные)
Предметные: развивать умение правильно называть буквы, научится записывать слова в алфавитном порядке,
Регулятивные:
развитие умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
развитие умений строить алгоритмы действий.
Коммуникативные:
создание условий для формирования коммуникативных универсальных действий, (работать в паре, умение договариваться, действовать сообща, слушать других, высказывать и обосновывать свою точку зрения).
Познавательные:
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Классификация по заданным признакам
Личностные: проявление личной заинтересованности в приобретении и расширении знаний, и способов действий
Оборудование: учебник «Русский язык» под редакцией В. П. Канакиной,
Алфавит (таблица), мультимедийный проектор.
Методы и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная,фронтальная.
Карта урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся
УУД
Примечание
1.Организационный этап
Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок
Приветствие учащихся.
У нас на парте всё в порядке:
Альбомы, книги и тетрадки.
Готовы мы начать урок,
Звени скорей для нас, звонок!
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
2. Актуализация знаний
-Откройте тетради, запишите число, классная работа. слайд №1
Выборочно-распределительный словарный диктант.
-Ребята, у меня на доске, записаны слова, вам нужно:
Запись на доске:
Задание: спишите слова в три столбика с непроверяемыми гласными о,е,а.
Ветр, дрога, кпуста, крандаш, ктябрь, псуда, снтябрь.
Слайд № 2
-В каком порядке записаны слова на доске?
-отгадайте загадку
Тридцать три сестрички
Ростом невелички,
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет (алфавит)
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов - богатырей
Знает каждый грамотей (азбука)
- А что такое алфавит? Почему он так назван?Слайд №3
(Алфавит – это все буквы, расположенные в установленном порядке.Все буквы знают свое место и никогда не путают порядок.) -Алфавит - это греческое (латинское) по происхождению слово. А каким русским словом можно заменить слово «алфавит»?
(-Азбука.)
- Каково происхождение этого слова?
(- Слово образовано из названия двух первых букв: аз, буки.)
Много времени утекло с тех пор, когда эти буквы назывались «аз» и «буки».
(А, б.)
Выполняют задание:
О- дорога, октябрь, посуда.
Е-ветер, сентябрь.
А- капуста,карандаш.
- В алфавитном.
-ответы детей
Познавательные УУД: способствовать прочному запоминанию алфавита; актуализировать мыслительные операции: анализ,сравнение, обобщение; классификация по заданным признакам
Коммуникативные УУД - готовность слушать собеседника и вести диалог
3. Целеполагание
-Откройте учебник на с.81.
-Прочитайте тему нашего урока.
-Определите цель урока
Слайд №4
- Есть ли это слово в орфографическом словаре.
-Посмотрите
-Значит его надо запомнить.
-Поставьте ударение.
-Сколько в этом слове слогов?
Русский алфавит или азбука
- уточнить представления об алфавите, его роли в жизни людей?
-Есть
Выполняют задание
-3(3 гласные буквы)
Регулятивные УУД: развитие умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
4. Подводящий диалог и постановка проблемы.
- Зачем нужно изучать эту тему?
-Ошибки в названиях букв – грубое нарушение норм языка, а правильное название букв является показателем культуры человека. Задача нашего урока состоит в том, чтобы запомнить алфавит, хорошо знать порядок и названия букв.
-Слова в словарях располагаются в алфавитном порядке.
-Книги в библиотеке стоят по алфавиту.
-Карточки в больнице стоят по алфавиту
-Справочники составляются по алфавиту.
Планирование (ответа)
5. Первичная проверка понимания
Работа с учебником
1.Стр.81, Упр. 121.Прочитаем вслух, не торопясь, названия всех букв русского алфавита Слайд №5
2.Упр. 122.
Каких букв здесь нет?
Назовите эти буквы.
Определите их место в алфавите.
Запишите только те буквы, которых нет.
-Сколько в русском языке букв, обозначающих гласные звуки?
-А букв, обозначающих согласные звуки?
Какие буквы не обозначают звуки?
-Итак, в русском языке10 гласных букв. 21 буква обозначает согласные звуки, 2 буквы звуков не обозначают.
Физкультминутка
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушаем,
Тишину послушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко
-работают по учебнику.
-ответы детей
А, Е, Ё, О, и, Ы, Э, Ю, Я.
Слайд №6
-(10)
-(21)
-Ъ,Ь
Выполняют движения по тексту под руководством учителя
Личностные УУД :
умение выбирать действия по достижению цели
Регулятивные УУД:
умение планировать, контролировать действия; умение работать по алгоритму, приобретение способа действий по достижению целей
Предметные УУД : умение применять знания на практике; воспроизведение во внешней речи правильный способ действий, вызвавший затруднение.
5. Решение учебной задачи .Первичное закрепление.
- Ребята, мы много уже сегодня сделали на уроке, но есть проблема . Я перепутала порядок в классном журнале.
Помогите мне, пожалуйста, восстановить порядок в списке из журнала.
Как работать в этой ситуации?
(- По первой букве определить место слова в списке.)
№
Фамилия
Макаров Александр
Михальченко Ульяна
Аликин Даниил
Ущеко Дмитрий
Попов Андрей
Зуева Рената
Кабаков Артем
-Если возникнут проблемы, то вы можете обратиться ко мне за помощью.
- Какая проблема у вас возникла?
(-Как расположить слова, начинающиеся с одинаковой буквой?)
- Ваши версии. А может быть нам поможет словарь?
(стр. 136)
- Найдите слова на букву П. Сравните. Что интересного заметили? Как вы думаете, почему слова записаны именно в таком порядке (пальто, пенал, платок)?
(- Буква а первая в алфавите! Нужно слова расположить по второй букве!)
-А если 2 буквы одинаковые, что делать?
Слайд №8
Самостоятельная работа.
Проверка.
(Дети делают вывод.)
Слайд №7
Познавательные УУД: 1)выявление причины затруднения (расположение слов по следующей букве);
2) открытие нового способа действия;
3) фиксирование нового способа действий во внешней речи.
6. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
Стр. 36 в рабочей тетради, упр.75.
Нужно прочитать, вписать пропущенные буквы алфавита.
Слушают и задают вопросы, если вдруг непонятно.
7. Рефлексия ( подведение итогов занятия) Самооценка.
- Подведем итоги нашего урока.
- Чем мы занимались на уроке?
-Какие трудности возникли?
-Как вы их разрешили? Что понравилось?
-Нужны ли эти знания в обычной жизни?
- Можно ли без них обойтись?
( -Потратишь очень много нужного времени.)
Сделаем вывод:
-Итак, мы сегодня выяснили ,что знание алфавита может пригодиться в жизни.
-А где и когда?
(При оформлении списков в журнале, для работы со словарем.)
-А ещё в каких ситуациях? (На вокзале, при составлении движения поездов, в библиотеке)
Оцените свою работу на уроке, свою активность.
- Кто остался доволен своей работой?
- Что на уроке осталось непонятным?
Слайд №10, Слайд №11
Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают свою работу на уроке
Слайд №9
Узнал
Я запомнил
научился
-Узнали новые понятия, запомнили новое слово, научились составлять список класса, в алфавитном порядке. ВЫВОД: все задачи выполнены!
Личностные УУД : осознание обучающимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока;
Коммуникативные УУД : умение аргументировать свой ответ;
Предметные УУД : применение новых знаний в жизненных ситуациях;
№
Фамилия
Макаров Александр
Михальченко Ульяна
Аликин Даниил
Ущеко Дмитрий
Попов Андрей
Зуева Рената
Кабаков Артем
№
Фамилия
Макаров Александр
Михальченко Ульяна
Аликин Даниил
Ущеко Дмитрий
Попов Андрей
Зуева Рената
Кабаков Артем
№
Фамилия
Макаров Александр
Михальченко Ульяна
Аликин Даниил
Ущеко Дмитрий
Попов Андрей
Зуева Рената
Кабаков Артем
№
Фамилия
Макаров Александр
Михальченко Ульяна
Аликин Даниил
Ущеко Дмитрий
Попов Андрей
Зуева Рената
Кабаков Артем
15