Рабочая программа Здоровячок для учащихся 1-11 класса, имеющих специальную медицинскую группу здоровья
Пояснительная записка
Занятия по физической культуре со школьниками, имеющими специальную медицинскую группу, проводятся по специально разработанной программе в условиях обычного режима школы. В специальные медицинские группы включают учащихся, имеющих такие отклонения в состоянии здоровья, которые являются противопоказанием к повышенной физической нагрузке.
Результаты врачебных исследований и практический опыт показывают, что при многих заболеваниях (в периоды между приступами ревматизма, при хроническом воспалении легких и др.) у школьников, отнесенных к специальной группе, имеются сходные нарушения в организме: примерно одинаково снижены уровень работоспособности, функциональные возможности сердечно-сосудистой, дыхательной и другой систем. Поэтому для них можно организовать групповые учебные занятия, несмотря на различный характер заболеваний.
При выраженных нарушениях функций опорно-двигательного аппарата, а также при более значительных отклонениях в состоянии здоровья необходимы занятия лечебной физической культурой.
При определении медицинской группы для школьников с отклонениями в состоянии здоровья необходимо предусматривать доступность физических нагрузок, а также создание оптимальных условий для выздоровления или предупреждения обострений заболевания.
В случаях обострения хронического заболевания учитель ограничивает физические нагрузки, учитывая при этом характер течения, частоту, тяжесть и причины обострений. Для учащихся с выраженными проявлениями болезни следует применять лечебную физическую культуру.
При некоторых заболеваниях противопоказаны занятия в неблагоприятных метеорологических условиях. Так, при заболеваниях верхних дыхательных путей, ревматизме, циститах (воспаление мочевого пузыря) необходимо избегать резких колебаний температуры воздуха и переохлаждения. Вместе с тем следует правильно, методически закаливать детей и подростков для повышения уровня естественного иммунитета (невосприимчивости организма к болезням) и активизации приспособительных механизмов к меняющимся условиям окружающей среды.
Включение учащихся в специальную медицинскую группу может носить как временный, так и постоянный характер (в зависимости от вида заболевания и других отклонений в состоянии здоровья).
Основные задачи физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ:
Укрепление здоровья, ликвидация или стойкая компенсация нарушений, вызванных заболеванием;
Улучшение показателей физического развития;
Освоение жизненно важных двигательных умений, навыков и качеств;
Постепенная адаптация организма к воздействию физических нагрузок, расширение диапазона функциональных возможностей физиологических систем организма;
Закаливание и повышение сопротивляемости защитных сил организма;
Формирование волевых качеств личности и интереса к регулярным занятиям физической культурой;
Воспитание сознательного и активного отношения к ценности здоровья и здоровому образу жизни;
Овладение комплексами упражнений, благоприятно воздействующими на состояние организма обучающегося с учетом имеющегося у него заболевания;
Обучение правилам подбора, выполнения и самостоятельного формирования комплекса упражнений утренней гигиенической гимнастики с учетом рекомендаций врача и педагога;
Обучение способам самоконтроля при выполнении физических нагрузок различного характера;
Соблюдение правил личной гигиены, рационального режима труда и отдыха, полноценного и рационального питания.
Наполняемость групп 10-15 человек. В начале учебного года оформляются индивидуальные карты занимающихся в специальной медицинской группе, где отражаются: диагноз, рекомендации, индивидуальные комплексы, посещаемость, результаты тестирования.
Проведение занятий с ослабленными детьми в специальной группе (отдельно от здоровых школьников) позволяет избежать многих методических и педагогических ошибок, щадить психику ребенка, использовать дифференцированные нагрузки и легко контролировать состояние учащихся и их адаптацию к нагрузке.
В зависимости от тяжести и характера заболевания учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, рекомендуется разделять их на подгруппы – А и Б, с целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов.
Подгруппа А – школьники, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные различными заболеваниями; таких детей большинство.
Подгруппа Б – школьники, имеющие тяжелые, необратимые изменения в деятельности органов и систем (органические поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной системы, печени; высокая степень нарушения коррекции зрения с изменением глазного дна и другие).
В подгруппе А физические нагрузки постепенно увеличиваются по интенсивности и по объему – согласно адаптационным и функциональным возможностям организма. Двигательные режимы рекомендуется выполнять при частоте пульса 120-130 ударов в минуту в начале четверти, постепенно увеличивая интенсивность физических нагрузок в основной части урока и частоту пульса до 140-150 ударов в минуту к концу четверти.
Двигательные режимы при частоте пульса 130-150 ударов в минуту являются оптимальными для кардиореспираторной системы в условиях аэробного дыхания и дают хороший тренирующий эффект.
В подгруппе Б двигательные режимы выполняются при частоте пульса не более 120-130 ударов в минуту в течение всего учебного года, так как, по данным физиологов, при данной ЧСС они способствуют гармонической деятельности сердечно – сосудистой, дыхательной и нервной систем, опорно-двигательного аппарата и других органов и систем организма: увеличивается минутный объем крови (за счет систолического объема), улучшается внешнее и тканевое дыхание. При таких двигательных режимах формируются жизненно необходимые навыки и умения, не предъявляя к ослабленному организму повышенных требований.
К уроку физической культуры, проводимому с учащимися в специальной медицинской группе, предъявляются следующие требования:
1. Обучение рациональному дыханию
2. Формирование правильной осанки
3. Индивидуальный подход
4. Эмоционально окрашенный урок
Основные требования, которые предъявляются к учащимся:
Регулярное посещение занятий
Самостоятельные занятия по рекомендации учителя
Использовать удобную спортивную одежду и обувь
Соблюдать правила личной гигиены
Бережно относиться к инвентарю и оборудованию
Осуществлять самоконтроль за состоянием своего здоровья и самочувствия на уроке
Задания выполнять в меру своих сил, не напрягаться
Знать противопоказания по своему диагнозу
Учащиеся СМГ осваивают учебную программу соответственно своим показаниям и рекомендациям. Например, если у учащегося заболевание почек, то он не выполняет прыжковые упражнения и не участвует в лыжной подготовке, этот материал он может изучить теоретически.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, соответственно 34 часа в год
Учащиеся СМГ могут участвовать в итоговой аттестации по физической культуре, проводимой как экзамен по выбору.
Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся, имеющих выраженные отклонения в состоянии здоровья, должен быть сделан на стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей. При самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены учителем и сообщены учащемуся (родителям), выставляется положительная отметка.
Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков. умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической культуры.
Двигательные тесты для обучающихся СМГ
Общую выносливость обучающегося можно оценить при беге (ходьбе) в течение шести минут. Тестируемый выполняет упражнение в удобном для него темпе, переходя с бега на ходьбу и обратно в соответствии с его самочувствием. Тест выполняется на беговой дорожке стадиона или в спортивном зале образовательного учреждения. Результатом является расстояние, пройденное учащимся.
Оценку скоростно-силовых качеств, силы мышц обучающегося можно проводить при прыжке в длину с места. Прыжок проводится на нескользкой поверхности. Сделав взмах руками назад, обучающийся резко выносит их вперед и, толкнувшись обеими ногами, прыгает как можно дальше. Результатом является максимальная длина прыжка, которая засчитывается с трех попыток.
Силу мышц рук и плечевого пояса можно оценить с помощью сгибания и разгибания рук в упоре лежа (при выполненном туловище). Выполняя упражнения. Обучающийся опирается на выпрямленные в локтях руки и носки ног (во время сгибания рук живот не должен касаться пола). Засчитывается количество выполненных упражнений.
Броски и ловля теннисного мяча двумя руками с расстояния 1 метра от стенки в течение 30 секунд в максимальном темпе могут свидетельствовать о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции. Засчитывается количество пойманных мячей.
Прыжки через скакалку на двух ногах помогают судить о координации движений, ловкости, быстроте двигательной реакции, скоростной выносливости, силе мышц ног. Засчитывается количество прыжков с одной попытки до момента отказа тестируемого.
Приседания, выполненные в произвольном темпе до утомления, позволяют оценить силовую выносливость. Засчитывается количество выполненных упражнений до момента отказа тестируемого.
Программно - методическое обеспечение для обучающихся СМГ
Программа Учебник Учебные пособия для учащихся Методические пособия для учителя
Разработана на основе Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов общеобразовательной школы Москва. Просвещение, 2006
С учетом рекомендаций
Министерства образования Российской Федерации; об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к СМГ для занятий физической культуры №13-15-263/13 от 31.10.2003. Физическая культура: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений / В.И.Лях, Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон и др.; под ред. В.И. Ляха и др. – 4е издание. – М.: Просвещение. 2001 – 155.: ил
Мой друг – физкультура. Учебник для учащихся 1-4 классов под ред. В.И. Ляха и др.
Физическая культура. Учебник для учащихся 5-7 классов под ред. Г.Б. Мейксона, Л.Е. Любомирского, Л.Б. Кофмана, В.И. Ляха
Физическая культура. Учебник для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений/ В.И. Лях, А.А. Зданевич, под общ. Ред. В.И. Ляха, 2 изд. – М.: Просвещение, 2006. – 207с.:ил Мячи: в/б, б/б, для настольного тенниса, воланчикРакетки для бадминтона, настольного тенниса
Скакалки
Гимнастические палки
Карточки с описанием техники выполнения комбинаций
ТСО
Маты, стулья, скамейки
А.Л. ДулинБаскетбол в школе. 2 изд., доп. и перераб.: Учебное пособие для студентов факультетов ФК. Ижевск: Изд-во Удм.Ун., 1996.-400с., ил
В.И. Дубровский
Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учебник для студентов ВУЗов – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 608с., ил
Петров П.К. Урок гимнастики в школе: Учебное пособие. Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1994. 80с
Петров П.К. Общеразвивающие упражнения на уроках гимнастики в школе: Учебное пособие. Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 1995. 164с.
Перечень практических занятий, тематика рефератов, самостоятельных работ для обучающихся СМГ
Классы Темы рефератов Список литературы
1-4 Пословицы и загадки о физической культуре
Упражнения и виды спорта, полезные для работы сердца
Комплекс утренней гимнастики
Основные части тела, мышцы, кости и суставы
Закаливание
Подвижная игра (описать)
Чтобы не было плоскостопия
Влияние физических упражнений на формирование правильной осанки
Самоконтроль (измерение роста. Окружности, ЧСС, дыхания)Основные физические качества Физическая культура: учебник для учащихся 10-11 классов ОУ/В.И. Лях, Л.Е. Любиомирский, Г.Б. Мейксон и др.; под ред. В.И. Ляха и др. – 4 изд.-М.: Просвещение, 2001-155с.
Физкультура для семьи – 2 изд., стереотип/Сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина – М.: Физкультура и спорт, 1990 – 463с.
Экзаменационные вопросы ответы. Физическая культура 9-11 выпускные классы: Учебное пособие. –М.: АСТ – ПРЕСС ШКОЛА, 2003. – 240с.
Ю.Г. Коджаспиров. Развивающие игры на уроках физической культуры. 5-11 классы.: Методическое пособие – М.: Дрофа, 2003 – 176с. (библиотека учителя)
Энциклопедия для детей, Т.20 Спорт/Глав. Ред. В.А. Володин – М.: Аванта+, 2001 – 624с.
Мой друг – физкультура. Учебник для учащихся 1-4 классов под ред. В.И. Ляха и др.
Физическая культура. Учебник для учащихся 5-7 классов под ред. Г.Б. Мейксона, Л.Е. Любомирского, Л.Б. Кофмана, В.И. Ляха
Физическая культура. Учебник для учащихся 8-9 классов ОУ под ред. Г.Б. Мейксона, Л.Е. Любомирского, В.И. Ляха. М.: Просвещение, 1997 – с. 112
5-8 ПМП при травмах на уроке физкультуры
Закаливание
Самоконтроль (антропометрия и физическая подготовленность)
Значение физической культуры в формировании ЗОЖ
Комплексы физических упражнений для развития физических качеств
Организация, общее представление, цель, поведение игроков в любой избранной спортивной игре
Режим дня и правильное питание
Упражнения для расслабления
Комплекс разминки для определенного вида деятельности
ЛФК при различных заболеваниях 9-11 Витамины и минеральные вещества
Вред курения, влияние на ДС и ССС
Долголетие и ФК
Правила соревнований по баскетболу, волейболу, лыжным гонкам, легкой атлетике, гимнастике, настольного тенниса, бадминтона
ЗОЖ
Алкоголь, как один из факторов риска дл здоровья
История развития Олимпийских игр
История развития
Волейбола Баскетбола
Гандбола Футбола
Легкой атлетики Гимнастики
Лыжного спорта Тенниса
Питание. Диета. Основные правила питания
Аэробная и анаэробная нагрузка
Стресс. Влияние на здоровье. Значение ФК
Физическое качество и как его развивать: сила, быстрота, гибкость, выносливость
Слух и зрение, их значение для человека
Дыхательные и ССС функции. Влияние физических упражнений на ДС и ССС
Различные способы плавания
Физиологическая характеристика «престартового состояния и второго дыхания» как вести себя
Современные Олимпийские игры, их символика, ритуалы
Выдающиеся отечественные спортсмены олимпийцы
Виды гимнастики
Техника лыжных ходов
ПМП при травмах, гигиена, закаливание
Лечебная физкультура при различных заболеваниях. Индивидуальная карта обучающегося СМГ
ФИ ___________________________________________ Класс _________
Диагноз ______________________________________________________
Противопоказания _____________________________________________
Рекомендовано ________________________________________________
_____________________________________________________________
Двигательные тесты для обучающихся СМГ
№ п/пНазвание теста Результаты
Сентябрь Декабрь Апрель
1 2 3 4 5 6 Учет посещаемости занятий
Дата Отметка о посещении Пульс Оценка самочувствия Дата Отметка о посещении Пульс Оценка самочувствия Дата Отметка о посещении Пульс Оценка самочувствия Итоговая оценка за год _________________________________________
Учебно-тематическое планирование для обучающихся СМГ
1-11 классы I четверть II четверть III четверть IV четверть
Легкая атлетика 3
Гимнастика 5 7
Лыжный спорт 10 Спортивные игры 4 5 УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
№ урока Поурочное планирование Организация деятельности учащихся Основные понятия Формы контроля
- Техника безопасности на занятиях СМГ.
Суточный режим дня, личная гигиена Групповая работа Правила поведения на уроке -
Закаливание
- Контрольные нормативы на уровень развития физических качеств(двигательные тесты для СМГ) Групповая работа, работа в парах Правила выполнения КН Контрольный норматив
Самомассаж- Контрольные нормативы на уровень развития физических качеств(двигательные тесты для СМГ) Групповая работа, работа в парах Правила выполнения КН Контрольный норматив
- Комплекс ЛФК при сколиозах 1-2 степени и дефектах осанки с уменьшенной нагрузкой Групповая работа Правила выполнения упражнений -
- Комплекс ЛФК при сколиозах 1-2 степени и дефектах осанки с уменьшенной нагрузкой Групповая работа Правила выполнения упражнений -
- Комплекс ЛФК при сколиозах 1-2 степени и дефектах осанки с уменьшенной нагрузкой Групповая работа Правила выполнения упражнений -
- Комплекс ЛФК при сколиозах 1-2 степени и дефектах осанки с уменьшенной нагрузкой Групповая работа Правила выполнения упражнений -
Лечебная гимнастика при миопии и плоскостопии Групповая работа Правила выполнения упражнений -
Лечебная гимнастика при миопии и плоскостопии Групповая работа Правила выполнения упражнений -
. Виды и разделы гимнастики. Терминология
Лечебная гимнастика при заболеваниях ССС Групповая работа ЧСС, ЧД -
Основные физические качества Лечебная гимнастика при заболеваниях ССС Групповая работа Виды физ. качеств -
- ЗОЖ
Акробатика, элементы Групповая работа Техника выполнения -
- Правильная осанка.
Акробатика, элементы Групповая работа Техника выполнения -
Акробатика, элементы Групповая работа Техника выполнения -
- Контрольные нормативы на уровень развития физических качеств(двигательные тесты для СМГ)
Акробатика, элементы Групповая работа, работа в парах Правила выполнения КН Контрольный норматив
- Контрольные нормативы на уровень развития физических качеств(двигательные тесты для СМГ)
Акробатика, элементы Групповая работа, работа в парах Правила выполнения КН Контрольный норматив
- Техника безопасности на уроке лыжной подготовки для СМГ. Самоконтроль при выполнении физических упражнений
- Олимпийские виды спорта, утренняя гимнастика Групповая работа Правила поведения на уроке -
- Равномерное передвижение в медленном темпе до 1-2 км
- Классические лыжные ходы, скользящий шаг, П-2 ход, О-Б, О-1, О-2 ход
- В морозные дни – игра в шашки, шахматы, подвижные игры Групповая работа Техника спусков и подъемов -
- Равномерное передвижение в медленном темпе до 1-2 км
- Классические лыжные ходы, скользящий шаг, П-2 ход, О-Б, О-1, О-2 ход
- В морозные дни – игра в шашки, шахматы, подвижные игры Групповая работа Дистанция -
- Равномерное передвижение в медленном темпе до 1-2 км
- Классические лыжные ходы, скользящий шаг, П-2 ход, О-Б, О-1, О-2 ход
- В морозные дни – игра в шашки, шахматы, подвижные игры Групповая работа Отталкивание -
- Равномерное передвижение в медленном темпе до 1-2 км
- Классические лыжные ходы, скользящий шаг, П-2 ход, О-Б, О-1, О-2 ход
- В морозные дни – игра в шашки, шахматы, подвижные игры Групповая работа Скольжение -
- Равномерное передвижение в медленном темпе до 1-2 км
- Классические лыжные ходы, скользящий шаг, П-2 ход, О-Б, О-1, О-2 ход
- В морозные дни – игра в шашки, шахматы, подвижные игры Групповая работа Согласование работы рук и ног -
- Равномерное передвижение в медленном темпе до 1-2 км
- Классические лыжные ходы, скользящий шаг, П-2 ход, О-Б, О-1, О-2 ход
- В морозные дни – игра в шашки, шахматы, подвижные игры Групповая работа Согласование работы рук и ног -
Упражнения для развития равновесия Групповая работа Техника выполнения -
Упражнения для развития равновесия Групповая работа Техника выполнения -
Упражнения для развития равновесия Групповая работа Техника выполнения -
- ПМП при травмах на уроке. Значение занятий ФК для СМГ
Групповая работа Правила оказания ПМП -
Основные элементы игры в баскетбол Групповая работа, работа в парах Правила игры -
Основные элементы игры в волейбол Групповая работа, работа в парах Правила игры -
Основные элементы игры в футбол Групповая работа, работа в парах Правила игры -
- Прыжок в длину с места и с разбега
- Метание мяча, гранаты с места, с шага, с 3х шагов разбега
- Дозированный бег с переходом на ходьбу200-2000м
(вид легкой атлетики выбирается в соответствии с диагнозом)
Групповая работа, работа в парах Согласование работы рук и ног -
- Прыжок в длину с места и с разбега
- Метание мяча, гранаты с места, с шага, с 3х шагов разбега
- Дозированный бег с переходом на ходьбу200-2000м
(вид легкой атлетики выбирается в соответствии с диагнозом)
Групповая работа, работа в парах Согласование работы рук и ног -
- Контрольные нормативы на уровень развития физических качеств(двигательные тесты для СМГ)
Групповая работа, работа в парах Правила выполнения КН Контрольный норматив
- Контрольные нормативы на уровень развития физических качеств(двигательные тесты для СМГ)
Групповая работа, работа в парах Правила выполнения КН Контрольный норматив
Список используемой литературы
А.Л. Дулин. Баскетбол в школе. 2 изд., доп. и перераб.: Учебное пособие для студентов факультетов ФК. Ижевск: Изд-во Удм.Ун., 1996.-400с., ил
В.И. Дубровский. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учебник для студентов ВУЗов – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 608с., ил
Н.А. Онучин. Дышите легко! Дыхательная гимнастика. – М.: АСТ; Спб.: Сова, 2006. – 155 (5)c.
Б. Покровский. Дыхательная гимнастика по методу Стрельниковой. – М.: ООО ИКТЦ «Лада». ООО «АСС - Центр», 2006. – 64с.
Настольная книга учителя физической культуры/Под. Ред. Профессора Н.Д. Кофманма; составитель Г.И. Погадаев; Предисловие В.В. Кузина, Н.Д. Никандрова. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 496с., ил.
Физическая культура: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений/В.И. Лях, Л.Е. Любомирский, Г.Б. Мейксон и др.; Под. Ред. В.И. Ляха и др. – 4изд.. М.: Просвещение, 2001. – 155с., ил
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. 3 изд. Москва. Просвещение, 2006
Физическая культура. Учебник для учащихся 8-9 классов общеобразовательных учреждений/ В.И. Лях, А.А. Зданевич, под общ. Ред. В.И. Ляха, 2 изд. – М.: Просвещение, 2006. – 207с.:ил