Выступление на педагогическом совете Современный урок- какой он должен быть?
У психологов есть замечательный тест « Взаимодействие в социуме» в виде человечков, карабкающихся по дереву. Давайте представим, что дерево – это система образования, частью которой мы с вами являемся. Кто-то давно в этой системе работает, кто-то только пришёл. Попробуйте найти себя на этом дереве, то есть определите свое место учителя в своей профессии.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд № 1
Я думаю, что не мало из сидящих здесь учителей ассоциируют себя с человечками, которые уже забрались на середину дерева, устойчиво стоят на ногах в своей профессии, а кто-то может быть уже и на вершине. Я то же себя видела под номером 15. Но когда я пришла на курсы, я себя почувствовала человечком под № 3. , который заново должен освоить науку преподавания. Да , я представитель традиционной школы, имеющий стаж работы более 25 лет. Но время не стоит, оно бежит. Меняется современное общество, меняются требования этого общества, поэтому придётся меняться и мне и становится современным учителем, умеющим вести современный урок.
А что такое современный урок?
Современный урок- это урок соответствующий времени. Под временем надо понимать состояние общества, государства, мира, науки, всех сфер бытия, окружающих человека. А также состояние самого человека, прежде всего главных героев урока – ученика и учителя. Суть нынешнегообразования состоит в противоречии между усиливающейся потребностью обучающегося поколения в самореализации и устаревшей системой образования, в которой продолжают использовать неэффективные формы и содержание обучения. В результате дети не хотят учиться, не видят смысла в такой учёбе. Теряется значимость образования. Многие из нас, здесь присутствующие дети своего времени, получившие образование при советской системе или в постсоветсткое время. Каждый сидящий здесь считает себя неплохим специалистом, знающим свой предмет и дидактику, то есть умение свои знания передать другому. Очень часто можно слышать фразу: «Нас учили с помощью мела и доски и советское образование считалось одним из лучших, зачем ломать старую традиционную школу». Но почему –то тот, кто говорит эти слова не задумывается о том, что ничто не стоит на месте. Человечество развивается, технический прогресс шагает вперёд семимильными шагами, изменяется общество, меняются отношения в социуме. Нам с вами, рождёнными в то время , тяжело выживать в настоящем времени, потому что нас не научили рыночным отношениям, мы боимся принимать какие-то глобальные решения, кардинально менять что-то в своей жизни. Социологи провели исследование в странах Европы и республиках СНГ. Наши студенты имеют хорошие энциклопедические знания, но не могут их применить в практической жизни, потому что наш традиционный урок подразумевает передачу знаний от учителя к ученику, причём знаний готовых. Учитель на уроке рассказал новую тему, учащиеся, которые имеют хорошую память, запомнили, «зубрилки» дома заучили, а через неделю вся эта информация забылась, потому что добывал её ученик не самостоятельно, а ему готовое положили в рот , да ещё и разжевали. Студенты европейских государств по опросам социологов не имеют хороших энциклопедических знаний, но зато они научены их добывать самостоятельно и применять для своего блага.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд № 2
Очень часто учителя удивляются, почему ребёнок учился в школе на отлично, а в дальнейшей жизни ничего не добился. А ответ очень прост: в школе его не научили работать самостоятельно- самостоятельно искать пути решений, иметь свою самостоятельную точку зрения, самостоятельно делать выводы, самостоятельно находить и исправлять свои ошибки. Над учеником всегда стоит учитель. Вот этот предлог «над» и не даёт ребёнку самостоятельности. Современная школа – это ученик и учитель, но не «над», а рядом. Учитель помогает, направляет, поддерживает, но не навязывает свои знания, своё мнение и свои интересы.
Поэтому,
Слайд № 3
и они просто не выживут в нашем современном мире.
Давайте сравним наш вчерашний урок и наш завтрашний урок, в чём отличие?
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд № 4
Современный урок – это веление нынешнего времени, когда каждый имеет свою мотивацию: учитель : то чему я учу, полезно для учеников
ученик: то чему учусь, полезно для меня.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд № 5
Чтобы данная мотивация появилась у ученика, учителю необходимо добиться осмысление учеником цели, зачем и для чего ребёнок изучает тот или иной предмет.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд № 6
А для этого на уроке непременно должна работать формула пяти «У» - учёба + удивление + удовольствие + увлечение = УСПЕХ
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд № 7
В новой образовательной системе были выделены 7 модулей, применяя, которые вы и можете получить на уроке формулу «пяти У».
Сегодня я хочу остановиться на одном из модулей – это новые подходы в преподавании и обучении и конкретно на групповой работе. Учителя без особого энтузиазма используют работу в группах в учебном процессе, так как считают, что это создаёт шум на уроке, это требует дополнительной подготовки и это неконтролируемый процесс.Сегодня я хочу доказать вам обратное и поделиться с вами опытом как я научила своих учеников работать в группах.
Что такое групповая работа ? Какие плюсы она имеет ?И почему стоит её использовать в учебном процессе ?
При групповой работе повышается учебная и познавательная мотивация учеников, снижается уровень тревожности, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач, в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний, при совместном выполнении задания происходит взаимообучение, поскольку каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, групповая работа способствует улучшению психологического климата в классе, развитию взаимоуважения, умению вести диалог и аргументировать свою точку зрения.
При групповой форме обучения меняется роль учителя. Он выступает в качестве организатора познавательной деятельности учеников, следит за соблюдением правил сотрудничества, осуществляет корректировку работы группы. Учащиеся активно взаимодействуют в группе, обмениваются мнениями, сотрудничают. В группе хорошо проявляют активность учащиеся с низкой мотивацией обучения, которые на традиционных уроках просто присутствуют, стараются быть незамеченными.При групповой форме работы такие учащиеся становятся более раскрепощенными, так как чувствуют поддержку со стороны своих одноклассников.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд № 8
Я применяю групповую форму обучения на уроках литературного чтения для проверки домашнего задания. Для того чтобы проверить наизусть стихотворение у всего класса мне потребуется затратить от урока не менее 30 минут, тогда на объяснение нового материала останется всего 10 минут. Это неэффективно. Что я делаю? Я делю класс на несколько групп ( самый простой вариант – ученики первой парты разворачиваются ко второй парте и т.д.) Предлагаю детям параметры, по которым они будут оценивать друг друга, вместе разбираем за какой параметр сколько можно дать баллов и какое количество баллов соответствует конкретной оценки. Учащиеся в течении 10 минут оценивают друг друга. Если кто-то не согласен с поставленной ему оценкой или я сомневаюсь вчьей-то оценки, то можно ещё раз коллективно послушать выступление ученика. Плюсы такой работы: учащиеся учатся оценивать себя и давать оценку работе своих одноклассников ,учатся высказывать свою точку зрения и выслушать чужие аргументы , экономия урочного времени, свободное время у учителя, для того чтобы заполнить журнал
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд № 9
Так же очень эффективна групповая работа при объяснении нового материала. При этом учитель молчит, а учащиеся самостоятельно друг другу рассказывают новую тему. По познанию мира в сентябре изучали тему «7 чудес света». Текст несложный, решила, что учащиеся смогут самостоятельно изучить данный материал. Текст учебника разделила на 5 карточек, по количеству уч-ся в группах ( двум уч-ся досталась информация про два чуда света).Сделала инструктаж, объяснила, что каждый ученик изучает свой текст, а затем, рассказывает его свое группе. От того как каждый преподнесёт материал, зависит оценка за тест, который будет проведён после данной работы. Учащиеся в течении 5 минут изучали каждый свой материал, затем в течении 10 минут каждый рассказал его своей группе. Затем дети выполнили задание теста по данной теме «7 чудес света». Так за 20 минут учащиеся познакомились с новым материалом, изучили его, закрепили , когда рассказывали своей группе и проверили свои полученные знания через тест. При этом роль учителя была минимальной, учащиеся самостоятельно изучили новый материал. Процент качества выполнения теста более 70%.
-----------------------------------------------------------------------------------------------
Слайд № 10
Мои ученики с удовольствием и активно работают в группах и на уроках русского языка, трудового обучения. Вот только на математике мы ещё не пробовали. Но думаю, что у нас всё ещё впереди. А нравится ли детям групповая работа, можно судить по эссе, которые в виде рефлексии написали мои учащиеся.
( Видео)
И своё выступление я хочу закончить словами немецкого педагога 19 века Адольфа Дистервега
----------------------------------------------------------------------------
Слайд № 11