Развитие музыкально-творческих способностей школьников через систему урочной и внеурочной деятельности в аспекте ФГОС
Развитие музыкально-творческих способностей школьников через систему урочной и внеурочной деятельности в аспекте ФГОС
Музыке надо учить всех детей, как учат математике или географии. Д.Б. Кабалевский
С.С.Гулина
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
Кромского района Орловской области
«Шаховская средняя общеобразовательная школа»
Что значит воспитывать человека в современном мире? Как сделать так, чтобы не навредить ребёнку? Каким путём идти, чтобы в век информатизации и компьютеризации указать ему верную дорогу, ведущую к добру, любви и справедливости?
В таких случаях принято говорить: «Пробуй! Дерзай! Организуй!». И я приступила к действиям, работая в трёх школах, пространство для действий –огромное. С чего начать? Решила начать с построения системы организации внеурочной (кружковой) деятельности детей по своему предмету – музыка и обеспечить реализацию социального заказа общества по организации внеурочной деятельности учащихся.
Актуальна ли эта тема? Для чего детям музыка? Какую роль она играет в формировании внутреннего мира ребёнка?
Актуальность темы не подлежит сомнению! Музыка существовала раньше, существует сейчас и будет существовать до тех пор, пока есть жизнь. Музыка призвана раскрыть человеку его самого, его эмоции, его душу.
В Древней Руси говорили «Пойте хором – и вы познаете красоту мира!». «Какое это могучее педагогическое средство – хоровое пение! Как оно оживляет утомлённые силы детей!» – слова К. Ушинского
Именно хоровое, коллективное творчество даёт в большей степени основы общения, развивает специфические музыкальные способности (голос, слух), но ещё дороже и выше награда – желание стремиться к красоте и гармонии. Поэтому важно, в период детства реализовать творческий потенциал ребёнка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к этому виду искусства, которое способствует развитию творчества и является весьма действенным методом эстетического образования.
В последние несколько лет обосновано возрос интерес к хоровой педагогике. Это обосновано тем, что хор стал играть большую роль даже в современной музыке, где хоровые партии часто используются в качестве бэк-вокала, не говоря уже о самоценности хоровой музыки, о красоте, непередаваемой гармоничности хорового пения. Но чтобы добиться необходимого высокого уровня вокального исполнения в хоре, необходима большая музыкальная педагогическая работа с певцами, вокалистов необходимо воспитывать с самого раннего возраста, развивая у них необходимые вокально-хоровые навыки. Вокальное воспитание в хоре -- важнейшая часть всей хоровой работы с детьми. Основное условие правильной постановки вокального воспитания -- подготовленность руководителя для занятий пением с младшими школьниками. Идеальным вариантом становится тот случай, когда хормейстер обладает красивым голосом. Тогда вся работа строится на показах, проводимых самим хормейстером. Но и другие формы работы позволяют успешно решать вопросы вокального воспитания. В таких случаях хормейстер часто использует показ с помощью ребят. Путем сравнения выбираются лучшие образцы для показа. В каждом хоре есть дети, от природы правильно поющие, с красивым тембром и правильным звукообразованием. Систематически применяя наряду с коллективной вокальной работой индивидуальный подход к хористам, педагог постоянно следит за вокальным развитием каждого из них. Но даже при самой правильной постановке вокальной работы она приносит разные результаты у разных хористов. Мы знаем, что как нет двух внешне одинаковых людей, так нет и двух одинаковых голосовых аппаратов.
Пробовать свой «инструмент» желает практически каждый ребенок и очень важно заинтересовать его, показать красоту звучания певческого голоса, сделать процесс обучения интересным и успешным. Вместе с тем необходимо убедить ребёнка в определенном трудолюбии, настойчивости и внимании. В процессе многолетнего труда у большинства ребят к старшему школьному возрасту формируется устойчивая потребность певческой деятельности, определенный интерес к концертной деятельности в составе хора, группы или в качестве солистов, возникает чувство ответственности за коллектив.
Методика обучения предмету «Музыка» изначально предполагает развитие умения налаживать доверительные отношения с участниками образовательного процесса. Музыка - это тот предмет, на котором без взаимодействия и сотрудничества обойтись невозможно. Здесь необходимо не только умение педагога заинтересовать предметом, но и раскрыть учащимся великую воспитательную силу искусства, способного изменить общество, и указать на его пороки и недостатки. Музыка является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе её изучения дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, смог самореализоваться и раскрыться в эмоциональном состоянии, разработана программа дополнительного образования детей по предмету «Музыка», направленная на художественно - эстетическое развитие обучающихся. Первостепенное значение при этом придается формированию способности к самообразованию, что особенно важно в современную эпоху, когда полученные знания быстро устаревают и становится необходимым непрерывное обучение, в том числе и путём самостоятельного обучения.
Человек растёт, развивается, формирует навыки, ценности, чувства в процессе деятельности и общения. В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это и кружковая работа, и организация предпрофильной подготовки учащихся, и развитие исследовательской деятельности.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность реализуется по направлениям развития личности. Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, в рамках реализации основной программы начального общего образования определяет общеобразовательное учреждение. Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования непосредственно предусмотрена в ФГОС НОО. В данном документе сказано, что образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений.
Отличительной особенностью ФГОС НОО является его деятельный характер, ставящий главной целью развитие личности обучающегося. Система образования, отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения, т. е. универсальные учебные действия.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
Появляются новые программы, разрабатываются новые современные методические технологии, формируется педагогическая среда, внедряющая инновационные технологии.
Программа внеурочной деятельности по музыке обучающихся, основана на трёх направлениях: слушание музыки, вокально-хоровая работа и пластическое интонирование. Программа имеет художественно-эстетическое направление и предполагает получение дополнительного образования в сфере музыкального искусства. Составлена в соответствии с нормативными документами по организации дополнительного образования учащихся.
Наблюдая за детьми, можно увидеть, что первым источником незаинтересованной радости детей является музыка. Восприятие музыки – это процесс целостного, образного, эмоционально осознанного, личностно окрашенного постижения содержания музыкального произведения.
Младенец в колыбели, не понимающий слов матери, успокаивается под пение, затем старается воспроизвести услышанную мелодию сам, баюкая себя. С этих пор у ребёнка появляется потребность в песне. С этого момента малыш, подражая взрослому, подпевает отдельные звуки, концы фраз, а затем и несложные песенки - попевки, позже начинается становление собственно певческой деятельности. Пение – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности, который может дать им очень много.
Вокально-хоровая работа на уроках музыки в школе в большинстве случаев сводится к разучиванию песен, т. к. специальной методики постановки певческого голоса в программе по музыке нет. При подготовке внеклассных мероприятий основной акцент ставится на постановку ярких, зрелищных номеров и разучивание эффектных, современных песен, соответствующих сценарию, но никак не возможностям ребёнка.
Богатейшее поле деятельности для детей дает программа по музыке Алеев В.В., Кичак Т.Н. составленная в соответствии с основными положениями художественно-педагогической концепции Д.Б.Кабалевского. Можно играть с учителем в четыре руки (хотя никогда не учился этому), вырастить из «интонационного зерна» свою собственную мелодию (стать на миг композитором), слушая музыку, нарисовать в своем воображении самые разные картины (попробовать себя в изобразительном искусстве) и даже потанцевать на физкультминутке. Например: - В 1 классе на первом уроке первое музыкальное задание – учимся слушать тишину. Чтобы учиться было интересно, играем в игру «Кто дольше слышит звук», «Какие звуки вы слышите?». Играю на инструменте один звук, прошу слушать и поднять руку тогда, когда дети перестанут слышать его. Сначала получается не у всех, потом лучше и лучше. Так наступает в классе тишина, которая необходима для восприятия музыки. Дальше пробуем пропеть этот звук на «а», как бы продолжая звучание инструмента. Красиво получается не сразу, дети это замечают сами. Значит, надо поучиться.
Изучая музыку, ребята с первого класса должны почувствовать, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь. Сопоставление музыки и жизненных ситуаций всегда увлекает ребят, делает более доступными для них многие музыкальные понятия. Колыбельная песня это начало начал в воспитании человека человеком. Может быть в том, что наши современные дети лишены материнских колыбельных песен, и кроется одна из причин всевозрастающей духовной глухоты нынешних поколений ребят? Любви надо учить и учиться… Например: – Во втором классе предлагаю на минутку закрыть глаза, представить себе мамино лицо и послушать, какая музыка звучит внутри нас. Она, конечно, будет тихая, нежная, ласковая, добрая и красивая, как мама. Прозвучать она может не только в голосе, но и в движении рук, в убаюкивающем покачивании корпуса, даже просто во внутренней сосредоточенности, отраженной на лицах ребят. На уроке дети сочиняют, поют и укачивают свою любимую игрушку, потом дома исполняют маме, это становится отражением того самого чуда рождения музыки из чувства любви и красоты, к которому они прикоснулись. – В четвертом классе после знакомства с жанром «Частушки» перед учащимися ставится вопрос: «Используется ли этот жанр в наши дни?» Получив положительный ответ, предоставляется возможность создать современную частушку на близкую им тему (о школе, об учителях, о маме, о летнем лагере ) или начало частушки даю сама, а продолжают дети. И конечно исполнить свою частушку, аккомпанируя на музыкальном инструменте, которые также сами изготавливают. На уроках музыки для развития музыкально-творческих способностей используются творческие приемы и формы игровой деятельности. Это различные двигательные, ритмичные и вокальные импровизации, сочинение музыкальных фраз и предложений, игры на определение лада музыкальной пьесы и другие. На основе полученных знаний в области музыкальной грамотности, ребята самостоятельно придумывают музыкальные примеры, ребусы, кроссворды и решают их. Современных подростков не устраивает роль пассивных слушателей на уроке. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Поэтому использую нестандартные формы уроков: Урок – дискуссия, урок – путешествия, урок – викторина, урок — состязание, урок – концерт, игра «Два рояля»; «Угадай мелодию», а также различные творческие задания, направленные на развитие творческого мышления и творческих способностей.
У детей вызовет большое желание нарисовать портреты прослушивание музыки из цикла "Карнавал" Р. Шумана. Но более доступны детям циклы пьес К. Сен-Санса "Карнавал животных" и "Картинки с выставки" М. Мусоргского. При воспроизведении музыкальных образов в рисунках под впечатлением "Картинок с выставки" происходит как бы обратный процесс творчества: от музыкальных образов к живописным зарисовкам художника В. Гартмана, послужившим прообразом для создания цикла М. Мусоргского.
Привлечь внимание детей к такой работе можно примером зрительной подтекстовки в виде минитеатра. Например, во время слушания "Трех подружек" Д. Кабалевского трое учеников выбирают за ширмой (папкой-раскладушкой) подходящие к музыке рисунки – портреты "Резвушки", "Плаксы", "Злюки" и показывают их зрителям. Класс оценивает правильность ответов.
На всех занятиях придерживаюсь концепции программы Д.Б. Кабалевского:
* Воспитание через музыкальные образы.*Принцип красоты.* Взаимосвязь музыки с другими видами искусства – литературой, ИЗО, театром, кино.* Преемственность в музыкальном воспитании школьников.* Тематическое построение программы.*Целостность урока музыки – отказ от деления урока на традиционные разделы.*Принцип тождества и контраста.
*Каждый класс- хор.
Я веду занятия музыкального кружка “Школьная страна” в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности младших школьников. В кружке занимаются обучающиеся 1-4 классов, каждый класс имеет своё название - « Птенчики»,« Звоночки», «Акварельки», «Аллегро». Актуальность кружка определяется необходимостью организации внеурочной деятельности младших школьников, предусмотренной Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.
Презентация.
Цель занятий: создание условий для развития музыкально-творческих способностей младших школьников./Слайд 3/
Задачи: /Слайд 4/
*овладевать интонационно-образным языком музыки;
*формировать универсальные учебные действия (УУД);
*воспитывать потребности в музыкальном творчестве.
Внеурочные занятия направлены на формирование личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий. В наибольшей степени, на мой взгляд, на занятиях формируются коммуникативные действия, т.к. в своей работе я использую такие виды деятельности, как:
*пение в ансамбле;
*инструментальное музицирование;
*инсценирование;
*импровизация;
*работа в паре, группе. /Слайд 5/
Диагностические исследования, проведённые в сентябре 2013-14 учебного года с целью определения уровня развития музыкальных способностей первоклассников (музыкально-слуховые представления, качество интонирования, чувство музыкального ритма) и уровня сформированности универсальных учебных действий показали, что высокий уровень развития имели 18% , средний – 55%, низкий – 27% обучающихся.
Данные диагностики свидетельствуют, что большинство обучающихся первых классов готовы к обучению в школе в условиях введения ФГОС НОО (73 %):
развита эмоциональная отзывчивость, интерес к слушанию музыки;
в достаточной степени развиты чувство лада, ритма, метра;
частично сформированы познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные УД.
Диагностические исследования выявили ряд проблем при обучении первоклассников – низкий уровень (27%)сформированности универсальных учебных действий, музыкально-слуховых представлений, чувства лада и ритма.
Для преодоления проблем я поставила следующие задачи:
формировать универсальные учебные действия через игровую деятельность (музыкально-дидактические, ролевые игры, игры-хороводы, игры-диалоги, инсценирование);
развивать качество интонирования через комплекс вокальных упражнений;
развивать чувство ритма и метра через мелодические, ритмические, динамические импровизации.
Вся деятельность на занятиях кружка строится в игровой форме. Музыкально – дидактические игры, воздействуя на детей, активизируют познавательный интерес, расширяют музыкальное восприятие, развивают творческое воображение. На занятиях я применяю различные игры: сюжетно – ролевые, ассоциативные, игры-хороводы, игры-диалоги. /Слайды 6-10/
Ребята очень любят выступать в роли артистов и с удовольствием участвуют в инсценировках песен, пении караоке, обучаются игре на элементарных музыкальных инструментах.
В течение учебного года были организованы различные мероприятия, направленные на достижение результатов внеурочной деятельности школьников. /Слайд 11/
Первому уровню результатов (приобретение школьником социальных знаний) соответствовали: /Слайд 12/
Музыкально-литературные гостиные: “В гости к музыке П.И. Чайковского”, “Д.Б. Кабалевский и его музыка”, “Между музыкой разных народов мира нет непреодолимых границ”и т. д
“Музыкальная шкатулка” - цикл тематических концертов .
Для достижения второго уровня результатов (формирование ценностного отношения к социальной реальности) были организованы и проведены: /Слайд 13/
Турнир “Музыкальный калейдоскоп” среди учащихся 1-4 классов;
“Россия – великая наша страна” - школьный фестиваль музыкального творчества народов России совместно с учащимися 1-4 классов;
Выход учащихся за пределы школьной среды позволил реализовать третий уровень результатов (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия):
Районный конкурс “Звонкие голоса Орловшины”; концерт для семинара директоров школ Кромского района « Солнечный круг» в 2013 году; концерт для директоров школ Кромского района « Раз , два радуга!»; “Парад проектов” - подготовка и защита исследовательских проектов (школьный, районный, этапы). /Слайд 13/
Таким образом, общекультурное направление внеурочной деятельности реализуется через различные образовательные формы, соответствующие воспитательным результатам внеурочной деятельности школьников.
Использование различных форм внеурочной деятельности позволило выявить её эффективность. Результаты мониторинга, проведённого через год (сентябрь 2014-15 уч.г.), показали, что высокий уровень развития музыкальных способностей имеют 42% обучающихся, средний – 58%, низкий отсутствует. /Слайд 14/
Цели мониторингового исследования:
изучение эмоциональной отзывчивости и устойчивого интереса обучающихся вторых классов к восприятию музыки;
изучение степени осознания обучающимися эмоционального настроя музыки, передаваемого через средства музыкальной выразительности;
определение уровня сформированности универсальных учебных действий.
Данные мониторинговых исследований свидетельствуют, что у обучающихся вторых классов в достаточной степени развиты эмоциональная отзывчивость, интерес к слушанию музыки, музыкальная эрудиция.
Можно сделать вывод, что уровень развития музыкальных способностей обучающихся, занимающихся в кружке, повысился.
Подводя итоги работы, хочу отметить, что у детей формируются: /Слайд 15/
регулятивные действия:
учащиеся владеют постановкой музыкально-творческих задач;
оценивают собственное и ансамблевое вокальное исполнение;
осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль;
личностные действия:
дети могут выразить эмоциональное отношение к музыкальным образам;
осуществляют собственный исполнительский замысел в пении;
познавательные действия:
учащиеся анализируют, сравнивают музыкальные произведения, образы;
делают обобщения, выводы.
Все универсальные учебные действия, о которых было сказано, формируются в соответствии с требованиями ФГОС относительно 1-2 классов.
Считаю, что такие результаты достигнуты, благодаря систематической работе и наличию второго часа музыки в неделю, т.е. внеурочного занятия.
Литература.
1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарский И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. М., “Просвещение”2010
2. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М., “Просвещение” 2010
3. Суязова Г.А. Мир вокального искусства. Волгоград: “Учитель” 2009
4. Щербаков А.В. под ред. Фоминой Н.Н. Искусство и художественное творчество детей. М., 1991