Методические рекомендации по составлению кроссвордов по учебной дисциплине Английский язык для студентов I курса специальностей Сестринское дело, Лабораторная диагностика
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ "НИЖЕГОРОДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ"
Методические рекомендации по составлению кроссвордов по учебной дисциплине
ОУД. 02 Английский язык
для студентов специальностей
"Сестринское дело", "Лабораторная диагностика"
Н.Новгород
2017 г
РАССМОТРЕНО
на заседании ПМК иностранных языков
протокол № 8 от "27" марта 2017 г.
Автор - составитель: преподаватель иностранных языков Мулюкина О.С.
Пояснительная записка
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов – планируемая учебная работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками, опытом творческой и исследовательской деятельности.
Самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью процесса обучения и направлена на решение следующих задач:
закрепление, расширение и углубление знаний, полученных студентами на аудиторных занятиях с преподавателями;
приобретение новых знаний ;приобретение устойчивых профессиональных умений и навыков;
развитие у студентов творческого мышления;
воспитание у студентов стремления к познанию, поиску, интереса к специальности;
воспитание умения организовать свою самостоятельную работу.
Для организации самостоятельной работы необходимы следующие условия:
готовность студентов к самостоятельному труду;
мотивация получения знаний;
наличие и доступность всего необходимого учебно-методического и справочного материала;
система регулярного контроля качества выполненной самостоятельной работы;
консультационная помощь преподавателя.
Основными видами самостоятельной работы студентов при изучении учебной дисциплины Английский язык являются:
изучение дисциплины или её отдельных тем (вопросов) по литературным источникам (учебникам, учебно-методической литературе, Интернету и т.п.);
конспектирование;
подготовка рефератов по отдельным разделам дисциплины;
подготовка докладов составление тестов;
составление тематических кроссвордов;
выполнение презентаций.
Процесс организации самостоятельной работы студентов включает в себя следующие этапы:
Подготовительный (определение целей, составление плана самостоятельной работы студентов, подготовка методического обеспечения, подготовка оборудования).
2. Основной (реализация плана, использование приемов поиска информации, усвоения, переработки, применения и передачи знаний, фиксирование результатов, самоорганизация процесса работы).
Заключительный (оценка значимости и анализ результатов, их систематизация, оценка эффективности плана и приемов работы, контроль качества обучения и выводы о направлениях совершенствования организации самостоятельной работы).
В качестве контроля самостоятельной работы могут использоваться следующие формы:
индивидуальные беседы и консультации с преподавателем;
проверка рефератов и письменных докладов;
семинары;
проверка письменных отчетов;
тестирование;
проверка знаний на промежуточном этапе;
проведение групповых письменных контрольных работ с их проверкой;
проверка конспектов;
выборочная проверка заданий;
терминологический диктант.
Данные методические указания предназначены для студентов СПО I курса специальностей "Сестринское дело" и "Лабораторная диагностика" по составлению кроссвордов для практических занятий по учебной дисциплине ОУД.02 Английский язык.
Кроссворд — это задача-головоломка; ее суть в заполнении пересекающихся рядов клеток (по вертикали и горизонтали) словами, разгадываемыми по приводимому списку определений смысла этих слов. Название игры имеет английское происхождение (англ. «cross» — пересечение и «word» — слово) и переводится как «крест-слово», отсюда и другое название кроссворда — «крестословица».
Классификация кроссвордов
• по форме:
- кроссворд - прямоугольник, квадрат;
- кроссворд-ромб;
- кроссворд-треугольник;
- круглый (циклический) кроссворд;
- сотовый кроссворд;
- фигурный кроссворд;
- диагональный кроссворд и т.д.
• по расположению:
- симметричные;
- асимметричными;
- с вольным расположением слов и др.
• по содержанию:
- тематические;
- юмористические;
- учебные;
- числовые.
• по названию страны:
- скандинавские;
- венгерские;
- английские;
- немецкие;
- американские;
- итальянские.
Виды кроссвордов
Рис 1. Классический кроссворд
Классический кроссворд
Рисунок данного кроссворда имеет, как правило, двух- или четырехстороннюю симметрию. Желательно, минимум, два пересечения, а в идеале, одиночные черные блоки, соприкасающиеся по диагонали. Бывают открытые кроссворды, т.е. черные блоки имеются и снаружи или закрытые - снаружи кроссворда только буквы.
Рис 2. Кейворд
КейвордРазновидность кроссворда, в клетках которого указаны числа заменяющие буквы. Для одинаковых букв одинаковые числа. Возможно, для упрощения разгадывания кроссворда, в нём уже указывается какое либо слово
Рис 3. Крисс - крос
Крисс-кроссДана сетка кроссворда и слова, которые необходимо в ней разместить. Возможно, также как и в кейворде, в сетке вписано слово или буквы, чтобы упростить начальный процесс.
Рис 4. Сканворд
СканвордВопросы к словам записываются внутри сетки, в клетках. Соответствие вопросов словам указывается стрелками. Если стрелки только горизонтальные и вертикальные - тип сканворда готика. Если есть стрелки и по диагонали, то италика.
Рис 5. Филлворд
ФиллвордДанный тип кроссворда представляет из себя поле заполненное буквами. Во всём этом скоплении букв необходимо отыскать слова, которые приведены рядом в виде списка. Филлворды бывают двух типов: венгерские и немецкие. Венгерские предполагают направление слова в любом направлении, в том числе по ломаной линии. В данном типе филлворда одна буква может быть использована один раз.
Учебный кроссворд – это дидактическая игра, своеобразная самопроверка, занимательный тест.
Самостоятельное составление кроссвордов способствует развитию умений ориентироваться в учебном и дополнительном материале, правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда, создавать в печатном и электронном варианте, а также развитию творческих возможностей студентов.
Общие требования при составлении кроссвордов
Составляются кроссворды по тексту учебной литературы.
При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.
1.Не допускается наличие "плашек" (незаполненных клеток) в сетке кроссворда.
2.Не допускаются случайные буквосочетания и пересечения.
3.Загаданные слова должны быть именами существительными в именительном падеже единственного числа.
4.Двухбуквенные слова должны иметь два пересечения.
5.Трехбуквенные слова должны иметь не менее двух пересечений.
6.Не допускаются аббревиатуры (ЗиЛ и т.д.), сокращения (детдом и др.).
7.Не рекомендуется большое количество двухбуквенных слов.
8. Все тексты должны быть написаны разборчиво, желательно отпечатаны.
9. На каждом листе должна быть фамилия автора, а также название данного кроссворда.
Требования к оформлению:
1.Рисунок кроссворда должен быть четким.
2.Сетки всех кроссвордов должны быть выполнены в двух экземплярах:
1-й экз. - с заполненными словами;
2-й экз. - только с цифрами позиций.
Оформление ответов на кроссворды:
- Для типовых кроссвордов и чайнвордов: на отдельном листе;
- Для скандинавских кроссвордов: только заполненная сетка;
- Для венгерских кроссвордов: сетка с аккуратно зачеркнутыми искомыми словами.
Ответы на кроссворд публикуются отдельно. Ответы предназначены для проверки правильности решения кроссворда и дают возможность ознакомиться с правильными ответами, что способствует решению одной из основных задач разгадывания кроссвордов — повышению эрудиции и увеличению словарного запаса.
Составление условий (толкований) кроссворда.
• Во-первых, они должны быть строго лаконичными. Не следует делать их пространными, излишне исчерпывающими, многословными, несущими избыточную информацию.
• Во-вторых, старайтесь подать слово с наименее известной стороны.
• В - третьих, просмотрите словари: возможно, в одном из них и окажется наилучшее определение. В определениях не должно быть однокоренных слов.
Этапы составления кроссворда.
- Сделать анализ учебного текста по теме занятия.
- Составить список слов изучаемого учебного материала.
- Выбрать наиболее подходящий тип кроссворда.
- Поиск и составление вопросов к терминам, понятиям, определения.
- Вычерчивание рисунка сетки.
- Нумерация рисунка сетки.
- Печать текстов вопросов и ответов.
- Орфографическая проверка текстов.
- Проверка текстов на соответствие нумерации.
- Печать кроссворда.
Оценка решения кроссворда.
Тематические кроссворды, содержащие вопросы конкретного раздела изучаемого предмета, обычно состоят из 15-20 слов, а итоговые доходят до 25. Согласно действующей пяти балльной системе оценивания знаний разработана шкала оценки знаний.
Шкала оценки знаний
Кол-во слов в кроссворде Уровни эрудиции Время для решения кроссворда Время для составления кроссворда
Высокий «5» Средний «4» Удовлетворите-льный «3» Низкий «2»
10 10 9-8 7-6 5 и ниже 20 мин 60 мин
11 11-10 9-7 6-5 4 и ниже 22 мин 66 мин
12 12 -11 10-8 7-6 5 и ниже 24 мин 72 мин
13 13-12 11-9 8-6 5 и ниже 26 мин 78 мин
14 14 -13 12-9 8-6 5 и ниже 28 мин 84 мин
15 15 -14 13-10 9-7 6 и ниже 30 мин 90 мин
16 16 -15 14-11 10-8 7 и ниже 32 мин 96 мин
17 17 -16 15-12 11-8 7 и ниже 34 мин 102 мин
18 18 -17 16-13 12-9 8 и ниже 36 мин 108 мин
19 19-18 17-15 14-10 9 и ниже 38 мин 114 мин
20 20-19 18-14 13-10 9 и ниже 40 мин 120 мин
21 21-20 19-15 14-11 10 и ниже 42 мин 126 мин
22 22-20 19-15 14-11 10 и ниже 44 мин 132 мин
23 23-21 20-16 15-12 11 и ниже 46 мин 138 мин
24 24-22 21-17 16-13 12 и ниже 48 мин 144 мин
25 25-23 22-18 17-14 13 и ниже 50 мин 150 мин
Создание кроссвордов с применением Microsoft Word,Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint.
Кроссворды можно составлять тремя способами: использование программ: Microsoft Word,Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint.
Первый способ. Создание кроссворда в MS Word.
Основные приемы
Создание сетки графическим методом; при этом все элементы должны быть сгруппированы
• Создание сетки табличным методом; при этом границы ненужных ячеек стираются
• Номера либо вставляют непосредственно в ячейки, либо записывают рядом с соответствующими ячейками
• Задания к кроссворду могут быть расположены обычным способом или оформлены в виде выносок к соответствующим клеткам.
Требования к созданию кроссворда в MS Word.
• Наличие сетки.
• Наличие нумерации.
• Наличие грамотно сформулированных заданий к кроссворду.
• Наглядное оформление и расположение кроссворда на странице
Достоинства метода:
Возможность многократной распечатки.
Независимость от компьютера при использовании.
Простота реализации.
Недостатки метода:
Неэффективная возможность использования в электронном виде.
Невозможность автоматизации проверки результата.
Создается в основном только для работы на бумаге.
Второй способ. Создание кроссворда в Microsoft PowerPoint.
Основные приемы
• Создание сетки табличным методом; при этом границы ненужных ячеек стираются
• Номера либо вставляют непосредственно в ячейки, либо записывают рядом с соответствующими ячейками
• Задания к кроссворду могут быть расположены обычным способом или на каждый вопрос отводится отдельный слайд.
• Решение кроссворда должно быть организовано автоматически, с использованием гиперссылок.
Требования к созданию кроссворда в Microsoft PowerPoint.
• Наличие сетки.
• Наличие нумерации.
• Наличие грамотно сформулированных заданий к кроссворду.
• Наглядное оформление и расположение кроссворда на слайде.
• Наличие возможности выбора верного ответа и присутствие неверных ответов с гиперссылками на автоматическое появление правильного ответа в сетке и переход на слайд неверно при выборе неверного ответа.
Достоинства метода:
Возможность многократного использования.
Эффективная возможность использования в электронном виде.
Возможность использования в обучающих целях.
Недостатки метода:
Невозможность распечатки.
Зависимость от компьютера.
Трудность в реализации.
Проверка результата происходит при выборе ответов, до тех пор пока ученик не справится с заданием.
Третий способ. Создание кроссворда в Microsoft Excel.
Основные приемы
• Сетка кроссворда создается путем обозначения границ ячеек и настройки их ширины и высоты таким образом, чтобы они получились квадратными.
• Задания к кроссворду могут быть расположены обычным образом или оформлены в виде примечаний к ячейкам, в которых находится нумерация.
• Проверка правильности разгадывания кроссворда может быть осуществлена с помощью условного форматирования (например, если в ячейку введена правильная буква, то ячейка заливается определенным цветом или идет подсчет верных букв в словах).
Требования к созданию кроссворда в Microsoft Excel.
• Наличие сетки.
• Наличие нумерации.
• Наличие грамотного сформулированных заданий к кроссворду.
• Наглядное оформление и расположение кроссворда на рабочем листе.
• Наличие проверки правильности решения кроссворда.
Достоинства метода:
Возможность многократной распечатки.
Возможность размещения большого по размерам кроссворда.
Возможность автоматизации проверки результата.
Создается для работы не только на бумаге, но и в электронном виде.
Эффективная возможность использования в электронном виде.
Недостатки метода:
Зависимость от компьютера при использовании.
Настройки проверки требует определенных знаний.