Образовательная программа Конферансье на тему Подготовка и проведение праздников
Образовательная программа
объединения «Конферансье»
Составила педагог
дополнительного образования
Глазырина Е.В.
Пояснительная записка.
В своё время для проведения значимых концертных программ, особо важных вечеров отдыха приглашались профессиональные актёры. И достаточно часто они, что называется «сыпались», и вечера получались скучными и неинтересными. И чаще всего это были действительно хорошие профессионалы, с успехом работающие на сцене. Почему же не получалось? Дело в том, что профессиональная подготовка актёра театра и актёра- ведущего в корне должны отличаться друг от друга. Актёру театра вовсе не обязательно владеть техникой свободного общения с аудиторией – у него есть текст роли, которую он играет. Его не учат игротехническим приемам обращения с публикой. И, если у актёра театра основной способ общения с публикой через пресловутую «четвёртую стену», то актёр-ведущий всегда напрямую связан с аудиторией и в лучшем случае может себе позволить общение с партнёром через зрителя т.е. по принципу эстрадного, литературного театра. К великому сожалению до сих пор не существует ни одного учебного заведения, где бы готовились профессиональные ведущие игровых программ. Профессия «Ведущий» есть, более того, она становится всё более и более популярной, есть большая потребность в существовании профессиональных ведущих. Пока же хороший Ведущий ценится на вес золота и обучается сам по мере сил и возможностей. Как и любая актёрская подготовка, подготовка Ведущего должна начинаться с азов актёрского мастерства. Упражнения на внимание, память физических действий, на развитие воображения, технику сценической речи и пластику, словом - всё, что преподаётся в школах актёрского мастерства. И параллельно актёры учатся свободному общению с аудиторией, учатся выстраивать и излагать аннотации к игре, отслеживать ход её проведения, обучаются технике проведения тех или иных игр и развлекательных программ. Ведущих можно и нужно обучать, а не дожидаться, когда вдруг появится готовый профессионал или вырастет вдруг рядом одарённый ведущий.
Новизна программы связана с тем, что в ней заложены новые подходы к образованию детей, направленные на развитие познавательных, интеллектуальных, творческих способностей детей.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что способствует творческому развитию детей, содействует успешной социализации в обществе, раскрывает их разносторонние способности.
Актуальность программы состоит в том, что она ориентирована на развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития детей.
Данная программа модифицированная, составлена и адаптирована на основе следующих программ: Новикова Т.В. Театральная деятельность как один из способов социализации личности младшего школьника; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Программа театрального кружка "Золотой ключик"; Е.А. Гальцова «Детско – юношеский театр мюзикла».
Цели программы:
- активизация жизненной позиции детей по отношению к самому себе и окружающей его действительности;
- практическая программа работы над эмоциональной, художественно – творческой, активно действующей, профессионально и нравственно целенаправленной личности.
Задачи программы:
Формирование положительных ценностных установок и ориентации у детей.
Побуждение детей к действию, направленному на достижение поставленных перед ним целей.
Формирование сплоченного, увлеченного общими творческими задачами коллектива.
Самоопределение и самореализация детей в предлагаемых видах деятельности.
Приобретение опыта общения и отношений на основе культурных норм проживания и деятельности.
Методы обучения.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия: словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.); наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.); практический (выполнение упражнений).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях: фронтальный – одновременная работа со всеми дети; индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы; групповой – организация работы в группах. индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и др.
Принцип деятельности:
Целостность, универсальность и последовательность содержания деятельности.
Активное включение детей в деятельность.
Создание ситуации успеха для каждого ребенка.
Взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления в организации жизнедеятельности объединения.
Предполагаемый результат:
- овладение основами организации и проведения праздничных мероприятий
- умение разрабатывать и грамотно составлять эксклюзивный сценарный план предстоящего мероприятия
- проведение конкурсов и игр на мероприятии
- постановка целостного и правильно построенного мероприятия, театрализованного представления.
Способы диагностики и контроля результатов
Диагностика: первичная (на первом занятии), промежуточная (декабрь), итоговая (май). Основной способ: наблюдение за выполнением упражнений.
Диагностика
Основные параметры
Период
Способ
Первичная
степень интересов и уровень подготовленности детей к занятиям, природные физические данные каждого ребенка
уровень развития общей культуры ребенка
сентябрь
наблюдение
Промежуточная
Проверка полученных знаний за первое полугодие творческих способностей ребенка, его личностных качеств
декабрь
тестирование; принятие участия в мероприятиях.
Итоговая
Показ высокого уровня мастерства детей на итоговом отчетном концерте
май
Выступление на отчетном концерте
Исходя из физиологических особенностей детей и специфики занятий, предельная наполняемость группы составляет 10 – 12 человек. Данная программа на детей в возрасте 11 – 16 лет. Срок реализации – 1 год. Продолжительность занятий в объединении в течение учебного года – 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность 2 часа.
Учебно – тематический план.
№
Разделы программы.
Темы занятий
Количество часов
Форма занятия
Форма подведения итогов.
Всего
Теор.
Практ.
1.
1.1.
Вводное занятие.
Знакомство с кружковцами.
2
1
1
Беседа, тренинг
Опрос
2.
2.1.
2.2.
2.3.
Конферансье.
История происхождения такой профессии как – конферансье.
История происхождения праздника
Личность ведущего. Какими качествами он должен обладать.
2
2
2
2
2
2
Беседа
Беседа
Беседа
Опрос
Опрос
Опрос
3.
3.1.
3.2.
Структура и особенности праздничных мероприятий. Этапы подготовки к празднику.
Основы создания сценарного плана мероприятия.
4
2
2
2
2
Беседа, тренинг
Опрос
4.
4.1.
4.2.
4.3.
Конкурсная игровая программа.
Работа в образах.
Алгоритм поведения в нестандартных ситуациях во время проведения мероприятия.
Основы импровизации в работе ведущего.
2
2
6
1
2
2
1
4
Беседа, тренинг
Опрос
5.
5.1.
Музыкальное оформление на празднике.
Песенный репертуар.
2
1
1
Беседа, тренинг
Опрос
6.
6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
«Работа над постановкой голоса».
Упражнения на дыхание.
Работа над дикцией
Упражнения на произношение.
Закрепление пройденного материала.
10
12
12
2
10
12
12
2
Беседа, тренинг
Опрос
7.
7.1.
7.2.
Сценическая пластика.
Упражнения на плечи, ноги, корпус.
Закрепление пройденного материала.
14
2
14
2
Тренинг
Опрос
8.
8.1.
8.2.
8.3.
8.4.
8.5.
Детские праздники. Особенности работы с детьми.
Работа детского аниматора.
Тематические детские праздники.
Совместные праздники.
Закрепление пройденного материала. Проведение детских мероприятий
4
2
4
2
4
4
2
2
2
2
4
Беседа, тренинг, проведение мероприятий
Опрос, подведение итогов.
9.
9.1.
9.2.
9.3.
Тематические вечера. Особенности составления сценарного плана, проведения и музыкального оформления тематического вечера.
Работа с разновозрастными категориями присутствующих.
Закрепление пройденного материала. Проведение тематического вечера.
4
4
2
2
4
2
2
Беседа, тренинг, проведение мероприятий
Опрос, подведение итогов.
10.
10.1.
10.2.
Развлекательные программы различного характера.
Особенности составления сценарного плана проведения и музыкального оформления.
Закрепление пройденного материала. Проведение развлекательной программы.
4
2
4
2
Беседа, тренинг, проведение мероприятий.
Опрос, подведение итогов.
11.
11.1.
11.2.
Реклама.
Как грамотно составить рекламное объявление.
Использование фото-видеоматериалов.
2
2
2
2
Беседа, тренинг
Опрос
12.
12.1.
12.2
12.3.
Конкурсы.
Особенности составления сценарного плана проведения и музыкального оформления.
Особенности составления положения по конкурсу.
Закрепление пройденного материала. Проведение конкурса.
4
4
2
2
2
2
2
2
Беседа, тренинг, проведение конкурса
Опрос. Подведение итогов.
13.
13.1.
Практика.
Проведение различных мероприятий в течение учебного года.
10
10
Проведение мероприятий
Опрос, подведение итогов
14.
14.1.
Резервное время.
Резервное время
8
8
15.
Итоговое занятие.
2
2
Беседа
Всего:
144
Содержание образовательной программы.
1.« Вводное занятие».
Тема№1: « Знакомство с кружковцами».
Знакомство с кружковцами. Объяснение чем будут заниматься в объединении. Выявление их возможностей методом выполнения различных заданий. Ознакомление с техникой безопасности и роспись в журнале.
2.«Конферансье».
Тема№1: «История происхождения такой профессии как – конферансье».
Ознакомление детей с историей данной профессии. Где появилась
впервые, с чем было связано появление профессии – конферансье.
Тема№2: «История происхождения праздника».
Праздник в жизни каждого человека занимает определенное место. Поэтому каждый ребенок должен знать его происхождение, разновидности праздников и как их отмечали в старину.
Тема№3: «Личность ведущего. Какими качествами он должен обладать».
Что значит ведущий праздника, какой он, какими должен обладать умениями, знаниями и навыками. Так же ведущий должен обладать культурой общения со зрителями.
3.«Структура и особенности праздничных мероприятий».
Тема№1: « Этапы подготовки к празднику».
Для того что бы праздник прошел на хорошем уровне нужно знать и соблюдать все этапы подготовки к нему. И строить свою работу поэтапно.
Тема№2: «Основы создания сценарного плана мероприятия».
Сценарий мероприятия это многоступенчатая работа и основным является план мероприятия. На данном занятии даются основы создания сценарного плана мероприятия.
4. Конкурсная игровая программа.
Тема№1: «Работа в образах».
Образы могут быть различными как положительными, так и отрицательными в зависимости от содержания конкурсной игровой программы. Поэтому должна быть убедительной трактовка того или иного образа.
Тема№2: «Алгоритм поведения в нестандартных ситуациях во время проведения мероприятия».
Во время проведения игровой программы бывают различные нестандартные ситуации, поэтому ведущий – актер должен уметь сориентироваться и вывести ситуацию в нужном направлении незаметно для зрителей.
Тема№3: «Основы импровизации в работе ведущего».
Умение импровизировать в работе ведущего имеет большую роль, так как во время проведения того или иного мероприятия бывают различные ситуации и работать по тексту уже нет возможности. Вот здесь спасает искусство импровизировать.
5.«Музыкальное оформление на празднике».
Тема№1: «Песенный репертуар».
Ведущий праздников и различных мероприятий должен обладать большим багажом музыки и песен. Для того чтобы праздник был ярче, красочнее и интереснее. На данном занятии ознакомление с музыкой, которую можно и нужно использовать в мероприятиях.
6. «Работа над постановкой голоса».
Тема№1: «Упражнения на дыхание».
Дыхание является основой речи. От умения пользоваться дыханием зависит красота, музыкальность и мелодичность речи, сила и легкость голоса.
Тема№2: «Работа над дикцией».
Хорошая дикция – важное качество речи каждого человека необходимое условие любой речевой профессии. Речь должна быть четкой, ясной, содержательной и выразительной.
Тема№3: «Упражнения на произношение».
Упражнения на произношение гласных и согласных. Произношение скороговорок от простых к сложным. Гимнастика для губ. Упражнения на владение интонацией.
Тема№4: «Закрепление пройденного материала».
Работа с текстом, заучивание небольшого рассказа и его пересказ с соблюдением всех правил, которые использовались на занятиях.
7.« Сценическая пластика».
Тема№1: «Упражнения на плечи, ноги, корпус».
В работу над сценической пластикой входят упражнения:
- на плечевой пояс;
- ноги;
- корпус.
Тема№2: «Закрепление пройденного материала».
Составление пластического этюда и его показ.
8. « Детские праздники ».
Тема№1: «Особенности работы с детьми».
Психологические особенности детей разного возраста. Какие мероприятия можно проводить в том или ином возрасте.
Тема№2: «Работа детского аниматора».
В чем заключается работа детского аниматора, какие функции он выполняет, его отличие от простого ведущего праздника.
Тема№3: «Тематические детские праздники».
Какие существуют тематические детские праздники их структура, планирование и проведение.
Тема№4: «Совместные праздники».
Формы, структура, планирование и проведение совместных праздников с родителями, и их участие в них.
Тема№5: «Закрепление пройденного материала. Проведение детских мероприятий».
Проведение детского праздника с родителями и без.
9. «Тематические вечера».
Тема№1: « Особенности составления сценарного плана, проведения и музыкального оформления тематического вечера».
Определение темы, план вечера его структура и использование различной музыки. Какие выразительные средства можно использовать.
Тема№2: «Работа с разновозрастными категориями присутствующих».
Какие тематические вечера можно и нужно проводить в том или ином возрасте. Учитывать возрастные особенности зрителя. Основная тематика тематических вечеров.
Тема№3: «Закрепление пройденного материала. Проведение тематического вечера».
Проведение тематических вечеров с учетом пройденного материала.
10. «Развлекательные программы различного характера».
Тема№1: «Особенности составления сценарного плана проведения и музыкального оформления».
Виды и особенности развлекательных программ. Структура и музыкальное оформление. Использование различных игровых моментов.
Тема№2: «Закрепление пройденного материала. Проведение развлекательной программы».
Проведение двух развлекательных программ, с использованием тех знаний и умений которые были получены во время занятий.
11. «Реклама».
Тема№1: «Как грамотно составить рекламное объявление».
Структура объявления, как составить объявление так, чтобы зритель заинтересовался и пришел на мероприятие.
Тема№2: «Использование фото-видеоматериалов».
Использование фото и видеоматериалов как средство привлечения зрителей на то или иное мероприятие.
12. «Конкурсы».
Тема№1: «Особенности составления сценарного плана проведения и музыкального оформления».
Виды и особенности конкурсных программ. Структура и музыкальное оформление конкурсов. Тематика конкурсов.
Тема№2: «Особенности составления положения по конкурсу».
Как составлять положение, пункты и разделы. Составление положения по конкурсу.
Тема№3: «Закрепление пройденного материала. Проведение конкурса».
Проведение какой – либо конкурсной программы.
13. «Практика».
Тема№1: «Проведение различных мероприятий в течение учебного года».
Участие и проведение различных мероприятий в течение учебного года.
14. «Резервное время».
Тема№1: Ознакомление с различной литературой, способствующей эффективной работе с детьми.
15. «Итоговое занятие».
Тема№1: « Итоговое занятие»
Подведение итогов. Чему обучились за год. Награждение грамотами.
Методическое обеспечение программы.
Вся программа выстроена «от простого к сложному», с учетом всех необходимых музыкально – пластических навыков выразительного движения при условии многократного повторения заданий. Упражнения, направленные на освоение необходимых двигательных, сценарно – режиссерских навыков.
Упражнения по пластике помогают воспитанникам научиться владеть своим телом, координировать движения. Укрепляют основные виды движений и углубляют навыки обращения с различными предметами.
Слушание музыки. В процессе слушания музыки воспитанники узнают, какие чувства передает музыка, о чем она рассказывает. Слушая музыку, воспитанники знакомятся с художественными произведениями, разнообразными жанрами, яркими средствами выразительности.
Сценическая импровизация – выразительность воспроизведения, проявить свое отношение к исполняемому эпизоду, этюду или номеру.
Говоря о художественно – сценическом творчестве, можно сделать следующие выводы:
Художественно – сценическое творчество было, есть и будет неотъемлемой частью общечеловеческой частью общечеловеческой культуры.
Развивая формы и методы работы художественно – сценического творчества, каждый из педагогов вносит очень большой и необходимый для последующих поколений вклад в дело детско – юношеского искусства и культуры.
С помощью художественно – сценического творчества, во всех его многообразных проявлениях педагоги могут формировать в подрастающем поколении способность воспринимать и ценить прекрасное, этические и эстетические основы, любовь к разным видам искусства, понимание лучших образцов искусства и культуры.
Воспитанник должен научиться прислушиваться к звучанию собственного голоса, к музыке, которая сопровождает его движения, исполнять.
Формы занятий:
- лекция-беседа;
- дискуссия (обсуждение после показа);
- тренинг;
- репетиция;
- показ театральной постановки (миниатюра, спектакль);
- участие в мероприятиях
Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией таблиц и наглядных пособий (наглядные методы), а так же практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации в виде творческой работы.
Основная часть занятий проводится в игровой форме. В игре поведение детей приобретает социальное значение, создаются условия для эстетического и духовного развития личности. Важным является тематическое построение занятия, отражающее основные закономерности и функции творческого развития ребенка.
Важными методами изучения и освоения представленной программы являются:
метод «забегания» вперёд и «возвращение» к пройденному материалу;
метод обобщения;
метод импровизации;
метод драматизации.
Все методы и приёмы обучения находятся в тесной взаимосвязи. Взаимодействие разнообразных методов и принципов работы помогает педагогу реализовать цель – формировать творческое развитие детей. Необходимо живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от хорошо знакомого материала к новому, от простого к сложному, поскольку носит эмоциональный характер. Для реализации творческого потенциала ребёнка, самостоятельной деятельности, приобретение навыков и умений, необходимо привлекать ребёнка к участию на различных праздниках и мероприятиях. В процессе межличностного общения в цепи «педагог – ребёнок» реализуется коммуникативный потенциал ребёнка и формируется его мировоззрение. Получая информацию от педагога, каждый ребёнок и группа в целом включаются в диалог, совместный поиск решения. Дети учатся активно мыслить, применяя полученные знания в творческом процессе.
Формой подведения итогов является:
- Написание и составление разработок сценариев.
- Проведение различных мероприятий.
- Работа со зрителями.
Список литературы:
I раздел: «Список литературы для педагогов».
Батоев Г.Б. Развитие творческого воображения учащихся. - Улан-Удэ: Бурят. кн. изд., 1986. - 144 с.
Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста Е.П. Торренса // Психологическая диагностика. - 2004. - № 1. - С. 21-40.
Бердяев Н.А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. - М.: Фолио-Аст, 2002.
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002. - 320 с.
Боно Э. де. Серьезное творческое мышление / Перевод с англ. - М.: Попурри, 2005. - 415 с.
Бьюзен Т. Простые методы повышения ваших интеллектуальных и творческих способностей. - Минск: Попурри, 2001. - 188 с.
Гурылева Л.В. Активизация познавательной деятельности как фактор развития творческих способностей // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ: Тез. докл. IV междунар. науч.-практ. конф. (Челябинск, 25-27 июня 2001 г.). - Челябинск: ИИЦ "ТРИЗ-инфо", 2001. - C. 125-126.
Кизевич Г.В. Принципы выживания, или Теория творчества на каждый день. - М.: Дело, 2000.
Лысенко Е.Е. Игра как вид творческой деятельности. Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 1988.
II раздел: «Список литературы для детей»
1. «Театр, где играют дети» (под ред. А. А. Никитина) М., «Владос», 2001 г. 2. Дом, который построили «Мы». Авторская модель образовательного учреждения М., 2000 г.
3. Репертуарно-методическая библиотечка, серия «Я вхожу в мир искусств». 4. К. С. Станиславский «Работа актера над собой» М., 1985 г.
5. Ю. И. Рубина, Т.Ф. Завадская «Театральная самодеятельность школьников» М., Просвещение 1983 г.
6. Е. Р. Ганелин Методическое пособие «Школьный театр» Санкт – Петербург, СПГАТИ, кафедра основ актерского мастерства, 2002г.
7. Новиков С.Ю. – «Любимые праздники». – М.: АСТ – ПРЕСС СКД, 2004г.
8. Гааз Э.П. – «Театр: практические занятия в детском театральном коллективе». М.: ВЦХТ, 2001г.
TђЗаголовок 1вђЗаголовок 2TђЗаголовок 315