Формирование культуры здоровья у учащихся специальной ( коррекционной) школы 8 вида .


"Формирование культуры здоровья у учащихся специальной ( коррекционной) школы 8 вида ."
Введение
Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля.
А. Шопенгауэр
Здоровье подрастающего поколения и разработка эффективных мер, направленных на его укрепление, в настоящее время — важнейшая социальная задача. Именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье взрослого населения.
Изучение состояния здоровья различных контингентов детей не выявило положительной динамики за последние пять лет. Напротив, прослеживается увеличение численности детей с хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями, рост желудочно-кишечной, аллергической, эндокринной,  нервно-психической патологии, заболеваний крови, нарушений зрения.
Реформирование системы образования ориентировано на воспитание общечеловеческих ценностей, на сохранение и укрепление здоровья детей, на гармонизацию каждого ребёнка с самим собой и окружающим миром. Целостная оценка здоровья подразумевает единство организма и личности, с выделением взаимосвязи следующих определяющих компонентов: духовного, физического, психического  и социального.
Проблема здоровья у всех на  слуху. Почему?
Недостаток витаминов, неправильный режим дня, пьющие родители, деформирующие детскую психику, — всё это было и осталось. Продолжают возрастать учебные нагрузки, уменьшается двигательная активность детей, приводя к гиподинамии и нарушениям осанки, свободное время всё чаще отдаётся просмотру видеофильмов и компьютерным играм. О росте числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива, проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится — всё это не носит массового характера.
Таким образом,  перед школой стоит задача не «дотянуть» ребенка до последнего звонка, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить ученика к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. И здоровье здесь играет важную роль.
Поэтому я стремилась и стремлюсь перестроить свою работу с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся.
В системной последовательности приобщение к проблеме здоровья выглядело так:
Осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости её разрешения.
Признание своей ответственности за неблагополучие состояния здоровья учеников.
Овладение необходимыми здоровье сберегающими образовательными технологиями.
Изучение литературы по данной проблеме.
Реализация полученной подготовки на практике в тесном взаимодействии с учащимися, медиками, родителями.
Как же здравствовать, то есть  быть здоровым? Что может сделать каждый человек, чтобы здравствовать? Именно на эти вопросы мы с ребятами искали и ищем ответы, изучая курс «Здоровый образ жизни».
Главная цель программы, по которой я работала, — формирование ответственности у самого ребенка за своё здоровье, оценки своих возможностей; развитие произвольных и непроизвольных привычек здорового образа жизни.
Навыки здорового образа жизни формируются в основном в практической деятельности, в повседневной жизни, в поведении на экскурсиях, прогулках, уроках, в семье. Поэтому работу стараюсь, вести по системе, которая включает уроки окружающего мира, физкультуры, спортивные секции, а также внеклассную работу.
Пример взрослых, родителей, с которыми ребёнок вступает во взаимодействие в семье, школе, внешкольных учреждениях — один из решающих факторов, способствующих становлению у школьников здорового образа жизни.  Поэтому вся работа строится в тесном контакте с родителями.
Таким образом, здоровый образ жизни — понятие индивидуальное и общественное, отражающее поведение  как каждого человека, так и общества в целом.
Формирование навыков здорового образа жизни
 у младших школьников
1.1. Использование активных форм и методов работы  
          в обучении учащихся здоровому образу жизни специальной (коррекционной) школы 8 вида.
Забота о здоровье—это важнейший труд воспитателя.
В.А. Сухомлинский
От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
1. Неразрывная связь здоровья и всестороннего развития учащихся с богатством и разнообразием природы.
Эта идея реализуется ученикам начиная с 5 класса 8 вида на уроках СБО,. Основные цели данного курса — сформировать элементарные представления о сущности экологических проблем; воспитать навыки и привычки правильного поведения в природе; научить детей предотвращать несчастные случаи и заболевания, вызванные природными явлениями и экологическими ситуациями.
Недостаточно просто дать знания,  например, рассказать об опасности грозы. Важно сформировать у ребят навык безопасного поведения во время грозы. А это сделать на одном занятии нельзя.
В 5 классе 8 вида я изучила литературу по теме, составила картотеку, оформила уголок «Здоровый образ жизни». Какие формы работы я использовала?
1) Сезонные экскурсии. Место для наблюдений выбрали постоянное —сельский школьный сад.
Во время экскурсий обращала внимание детей на то, как они одеты, соответствует ли одежда погоде. В конце экскурсии дети оценивали себя сами, правильно ли оделись, было ли удобно, тепло, комфортно, или, наоборот, холодно, жарко, неудобно.
В ходе каждой экскурсии предупреждали несчастные случаи (умение вести себя в природе, помнить о правилах дорожного движения).
Во время экскурсий старались задействовать все органы чувств. Зрение помогало оценить красоту окружающего мира, слух — наслаждаться звуками живой и неживой природы, обоняние — услышать запахи, осязание —прикоснуться к дереву, к листьям.
Вместе с детьми вели наблюдение: как благотворна для зрения лесная зелень и другие природные краски. Учились слушать природные звуки. Одни из них усыпляют человека (шум дождя), другие —  успокаивают (шелест листьев), третьи — радуют  (пение птиц). Прикосновения к коре дуба, сосны заряжают нас положительной энергией.Все заносили в тетрадь по СБО,
2) Целевые прогулки «Почему плачут берёзы?» «Цветы весны — отрада для души», «Где зелень, там и здоровье».
3) Уроки здоровья.
4) Занятия-путешествия «Путешествие на планету Здоровья».
5) Праздники здоровья.
6) Занятия в форме интервью «Азбука питания» (приложение 1).
7) Анкетирование, тестирование.
В работе наиболее часто использовала такие методы как наблюдение, практическая деятельность, парная и групповая работа, сюжетно-ролевые и дидактические игры, дискуссии, решение ситуационных задач.
Что в себя включает «практическая деятельность» (т.е. деятельность «через руки ребенка»)?
Работа в тетради (рисование, наклеивание, работа с раздаточным материалом).
Работа с природным материалом.
Практическое занятие по переходу улиц и дорог.
Дегустация по теме «Ягодная копилка здоровья».
При организации работы в группах, в парах полюбились детям «рассуждаловки», «объяснялки», «обсуждалки».
Для работ в парах использовала такие задания:
расскажи товарищу, как ты выполняешь советы Доктора Природы;
придумай загадку о цветке, ягоде и т.д.;
игры в парах: один читает вопросы, другой – отвечает.
Очень  заинтересовали меня и ребят такие методики как «Обучение сверстников», «Мозаика», «Обучение практикой действия».
Суть методики «Обучение сверстников» заключается в том, что класс делится на группы. Каждая группа готовит ответ на свой вопрос, после десятиминутной подготовки группы отчитываются перед классом. Используются серии рисунков, практические действия.
Когда темы несложные и ребята могут получить знания самостоятельно, с минимальной помощью учителя, целесообразно использовать методику «Мозаика».
Так на уроке по теме «Домашний доктор на окошке» класс разбила на 3 группы.в каждой по 2 человека.
1 группа готовила рассказы о растениях по карточкам и иллюстрациям;
2 группа отвечала на вопросы о пользе комнатных растений;
3 группа выполняла практические действия (вытереть пыль, полить конкретное
растение);и
заучивала  советы Доктора Природы.
Затем формируются  «мозаичные» группы. В них должно войти по одному представителю от каждой группы (1,2,3,). Затем группы из одинаковых номеров.
Методику «Обучение практикой действия» я  применяла при изучении темы «Ну, простуда, берегись!»
Разыгрывалась ситуация, используемая для обучения. Два мальчика Юра Пайгулов и Фярид Гизятов с градусником под мышкой, слишком тепло одетые, закутанные, заходят в класс.
Дети анализируют: «Почему мальчики часто болеют?»
Такие ситуации, игры с юмором увлекают ребят, заставляют думать, смеяться, реагировать.
Полюбили мои ученики коллективные игры «Да-нет», «Можно-нельзя». Увлёк ребят урок-суд по теме «Ядовитые растения». Одна группа — адвокаты – защищала  растения, вторая — объясняла, третья — судьи –  выносила приговор., все о чем говорили на уроках обществознания., СБО.
Завершал изучение темы конкурс или выставка рисунков.
Изучая курс «Природа и здоровье», ученики знакомились с различным поведением сказочных персонажей, разбирали и анализировали жизненные ситуации, на примере которых учились отличать поведение, полезное для здоровья.
В результате, у детей воспитывалась ответственность за свои мысли, чувства, поступки, вырабатывались поведенческие навыки здорового образа жизни, причём не только накапливались сведения о здоровье, но и формировались умения применять свои знания в жизни:
предупреждать простудные заболевания,
правильно вести себя в природе,
знать лекарственные и ядовитые растения,
организовывать  свой распорядок дня,
одеваться в соответствии с погодой.
Дети подводились к мысли, что самое важное в жизни – здоровье,  что именно они ответственны за состояние своего  организма, и никто другой не позаботится о них лучше, чем они сами. Поэтому и девизом выбрали слова «Никто не позаботится о твоём здоровье лучше, чем ты сам».
 
2. Питание и здоровье.
Ваша пища должна быть лекарством, а ваше лекарство должно быть пищей.
Гиппократ
Современные исследования показали, что потребление пищи, богатой жирами и рафинированным сахаром, значительно увеличивает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, сахарного диабета, кариеса, ожирения. Крайне обременительны для органов пищеварения чрезмерные позиции еды и редкое питание (например, совмещение обеда и ужина). Частота приёма пищи — немаловажный фактор профилактики болезней желудочно-кишечного тракта.
Поэтому один из важных компонентов в системе физического развития школьников — организация правильного, научно-обоснованного и рационального питания. Программа «Питание и здоровье» является составной частью курса по выбору «Здоровый образ жизни».
Основная цель курса «Питание и здоровье» -- уточнить и расширить знания и представления учащихся о питании человека, полученные ими на занятиях в средних классах 8 вида ; сформировать представления об основах рационального питания, обеспечивающего сохранность здоровья; оказать детям помощь в правильном выборе здоровой пищи; предупреждать пищевые отравления и заболевания желудочно-кишечного тракта.
Планируя занятия, я старалась придерживаться трёх направлений: давать учащимся необходимые знания, предусмотренные программой; формировать у них навыки здорового питания; предупреждать отравления, желудочно-кишечные заболевания, другие несчастные случаи, связанные с питанием.
Занятия проходили в различных формах. Наиболее результативными были тематические занятия «Родники здоровья в чашке», «Всякая ли пища полезна?», «В овощах силы велики», «Хлеб — всему голова».
При изучении таких тем, как «Тайны нашего вкуса», «Где скрываются жиры?», «Сахар — вкусно и полезно?» проводились исследования.
Уроки по темам «Незнакомая еда со всего света», «Удивительное и невероятное о питании животных» проходили в форме устного журнала.
В конце изучения раздела проводила занятия-путешествия, занятия-викторины, занятия-тестирования.
Для того, чтоб детям было интересно, на занятиях появлялись разные персонажи (Поварёнкин, Сковородкин, Доктор Витаминкин, Айболит и др.). Эти персонажи задавали вопросы, давали советы, задания, присылали письма, оценивали знания детей.
В своей работе я наибольшее предпочтение отдавала активным методам обучения: практической деятельности, дидактическим и сюжетно-ролевым играм, обучению группам по методикам «Обучение сверстников», «Мозаика». Почти на каждом занятии использовала дидактические и сюжетно-ролевые игры «Полезно—вредно», «Можно—нельзя », «Правильно—неправильно », «Где скрываются белки?», «Какого цвета витамин А?», «Где прячется витамин С?». Оживить работу в группах помогали игры методики «Ледокол»  («Глаз» , «10 секунд», «Повтори-ка»).
На практических занятиях на уроках СБО и технологии ученики обучаются правилам этикета, простейшим приёмам приготовления пищи, украшения блюд, учатся сервировать стол, оказывать первую помощь при отравлениях,  болях в животе.
При организации занятий планировалась работа так, чтобы деятельность детей способствовала их всестороннему развитию. Все задания и вопросы были направлены на развитие мышления (сравнение, исследование, наблюдение, анализ, обобщение), речи (ответ на вопрос, рассказ, сочинение сказок, загадок), воображения, фантазии, внимания и памяти.
При изучении курса «Питание и здоровье» часто приходится обращаться за помощью к родителям. Именно родители помогают провести занятия по кулинарии (снабжают необходимыми продуктами), организовать экскурсию.Очень нравится обучающим готовить салаты и съедать их.
В процессе изучения курса «Питание и здоровье» ученики получили знания:
о значении питания для роста и развития организма, для здоровья;
о составных элементах пищи: белках, жирах, углеводах;
о том, что пища должна  быть разнообразной;
о питательных и целебных свойствах наиболее  распространенных  продуктов;
о пользе свежих овощей и фруктов для здорового питания как источников витаминов и минеральных веществ;
о последствиях приема загрязненных нитратами и радионуклидами продуктов;
о правильном  распределении рациона между приёмами пищи;
о вреде переедания и недоедания;
некоторые исторические сведения о питании в древние времена, происхождении отдельных видов пищи;
о традициях белорусской кухни и особенностях других национальных кухонь;
некоторые сведения о питании животных.
Ребята научились:
различать полезную и не очень полезную пищу, выбирать для питания полезную пищу;
ограничивать себя в употреблении неполезных для здоровья продуктов, жирной пищи, сладостей, солений, пищи богатой холестерином и т.д.;
разнообразить свой рацион;
предотвращать отравления некачественной пищей и оказывать первую помощь при отравлениях;
проводить профилактику желудочно-кишечных заболеваний, оказывать первую помощь при расстройствах желудка, при болях в животе;
выполнять гигиенические правила приёма пищи;
поддерживать режим питания;
выполнять правила культурного и безопасного поведения за столом;
безопасно обращаться со столовыми приборами при приготовлении пищи.
Раскрывая тему этикета, я ввожу ребят в сложнейший мир многообразных человеческих отношений, во внутренний мир самого ребенка, обогащаю их социально-нравственный опыт, готовлю к жизни в обществе. Стараюсь без прямолинейной назидательности, деликатно пробудить нравственные чувства моих учеников, духовность, гуманизм.
3. Сущность здоровья. Факторы, укрепляющие и ослабляющие здоровье.
Здоровье — это ведь не пилюля, которую можно проглотить с тем, чтобы потом ни о чём больше не беспокоиться. Пусть для моих тяжёлых на подъём современников это прозвучит чересчур строго, но здоровье — это та вершина, которую каждый должен преодолевать сам.
В. ШененбергЗдоровье — это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Такое понимание сущности здоровья основано на противопоставлении понятий «болезнь + вероятность болезни»» с одной стороны и «духовное, телесное, социальное здоровье + гармоничность развития организма и психики человека» - с другой. Именно поэтому курс «Помоги себе сам» включает необходимые сведения по анатомии, физиологии, гигиене, психологии человека, этике и даже истории. Данный курс уточняет, расширяет, выводит на новый уровень осознания представления детей об основах здорового образа жизни, полученные как на уроках, так и на занятиях по выбору за первые два года обучения в школе.
Цели этого курса — сформировать элементарные представления о здоровом образе жизни, полезных и вредных привычках, «образе» поведения, исключающем вредные привычки, отработать навыки и умения поведения в экстремальных ситуациях, научить учеников оказывать первую доврачебную помощь себе и другим людям.
Эффективность процесса обучения во многом зависит от использования методов, развивающих познавательную активность. Один из сложных и в то же время важный метод, активизирующий практическую и познавательную деятельность, — эксперимент.
Так, на занятии по естествознанию в среднем звене по теме «Здоровые зубы — здоровью любы», проводя опыт с удаленным зубом, ребята сами становились исследователями, они вовлекались в поиск ответов на вопрос: « Что произойдет с зубом, помещенным в сосуд с газированным напитком?»
На одном из уроков  мы начинаем опыт,  потом в течение некоторого времени ведём наблюдение, а затем анализируем полученные результаты.
Такая работа увлекает ребят. Некоторые опыты ребята проводили сами. Так, по теме «Секреты хорошего зрения» ребята, работая в парах, определяли наименьшее расстояние зрения; по теме «Тайны здоровья ног» - проверяли каждый у себя есть ли плоскостопие, по теме «Какого ухода требуют уши?» - хорошо ли слышат.
С основными правилами укрепления  здоровья — постепенность, систематичность, учёт индивидуальных особенностей, ритмичность — ученики знакомятся уже на первых занятиях. Но уточнить и глубже осознать изученное ранее помогает возвращение к этому вопросу на занятиях «Если хочешь быть здоров — закаляйся»,, «Опасные «подарки» солнца», «Твои успехи в укреплении здоровья».
Неоднократно, в течение года, на занятиях «Движение — это жизнь», «Здоровье твоих рук», «Отдыхать нужно уметь» мы возвращаемся к вопросу о значении физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья. Так как вследствие неравномерности детского развития разным ученикам  требуется разное время  для осознания любого из программных вопросов, то возможность возвращения к пройденному материалу позволяет слабоуспевающим детям не формально заучивать учебный материал, а досконально разобраться в нём.
Уточнить и расширить знания и представления о факторах, укрепляющих и ослабляющих здоровье, о полезных и вредных привычках человека, воспитать разумный взгляд на состояние своего организма, привить навыки систематического самоконтроля, показать красоту физического, психического, нравственного совершенства, развивать осознанное стремление к его достижению — таковы цели программы «Полезные и вредные привычки».
Содержание курса включает четыре раздела: «Твой дом и безопасность в быту», «В твоём дворе», «Город — опасная зона», «Ты и окружающий мир».
В процессе изучения этого курса ребята научились выполнять основные правила пожарной безопасности, дорожного движения,  правила поведения с незнакомыми и малознакомыми людьми. Учащиеся обучались простейшим приёмам оказания первой помощи при различных правилах, в том числе при порезах, нетяжелых ранениях, ожогах, носовых кровотечениях, в случае более тяжелых травм — умению вызвать скорую  медицинскую помощь  или позвать на помощь взрослых.
Изучаемый курс помог формированию профилактических умений таких как предупреждение несчастных случаев дома, во дворе,  на улице, в школе, на воде, при обращении с огнём, умение избегать пищевых отравлений, отравлений лекарствами, несъедобными грибами и растениями.
Наиболее результативными при изучении курса «Полезные и вредные привычки» были такие активные методы обучения, как работа в парах, группах, практическая деятельность, обсуждение ситуаций, проведение сюжетно-ролевых и дидактических игр, дискуссий  т.д.
Организация практической работы предполагает активное формирование навыков безопасного поведения. Так, например, при проведении занятия «Не шути с огнём» дети сначала обучались оказанию первой помощи при нетяжелых ожогах, а затем закрепляли навык в игровой ситуации.
Работая в группах, учащиеся готовили сообщения, плакаты, вопросы, ситуации для  обсуждения, игры. Особенно полюбились детям игры из серии «Ледокол». Так, на занятии «Твой дом и безопасность в быту» проводилась игра «Предметы». Из лежащих на столе предметов (стиральный порошок, мыло, шампунь, средства для чистки посуды и т.д.) ребята выбирали один и рассказывали классу, для чего предмет нужен, как он облегчает труд человека, представляет ли опасность, где его нужно хранить, как безопасно обращаться с ним, можно ли им пользоваться без разрешения родителей. Проконтролировать степень усвоения тех или иных знаний, умений и навыков мне помогало анкетирование и тестирование, которое проводилось среди учащихся и родителей.
Более прочному формированию как общественных умений и навыков, так и навыков здорового образа жизни и других умений, предусмотренных курсом, способствует ведение тетради в виде «Дневника здоровья».
Содержание каждой темы предполагало выполнение разнообразных видов работ: составление и запись различных правил, упражнений для глаз, рисование, сбор интересных сведений и т.д.
При изучении динамики выбора основных компонентов здорового образа жизни было выявлено, что понимают ученики под здоровым образом жизни. Участвовали в анкетировании 6 учеников .
Все ученики отметили вред курения для здоровья, 91,3% - вред алкоголя, 87% - необходимость занятий спортом для укрепления здоровья, 61% -- важность правильного питания, 26% -- соблюдение режима дня, 13%--вред наркотиков.
Данные показатели  указывают на то, что ученики в понятие здорового образа жизни вкладывают нечто большее, чем просто отсутствие  недомогания или каких-либо жалоб на здоровье.
Основными компонентами здорового образа жизни ученики в этом возрасте выбирают отказ от курения, алкоголя, необходимость занятий спортом, правильную организацию питания.
При анализе тестирования по теме «Человек и его здоровье» были получены следующие результаты:
на вопрос Кто должен заботиться о твоём здоровье? ребята ответили так:
        58,3% - сам
        41,7% - родители
Где вы учитесь быть здоровыми?
        60,7%– в школе
        29,3% -дома
        10% - у друзей, знакомых, из книг
Умеешь ли ты заботиться о своём здоровье?
        75% - да
        25% - частично
Выполняешь ли ты режим дня?
        45,8%- да
        50% - не всегда
        4% (1 ученик) не выполняю
Курить — здоровью вредить
        75% не надо начинать курить
        25% курение особенно вредно для детей
Организация учебного труда
        54% читают и пишут при хорошем освещении
        13% делают перерыв через час
        16,6% дают отдых глазам
        8,3% читают и пишут без перерыва
Такое тестирование мне помогло определить, в каком направлении      необходимо больше работать.
4. Забота о своём здоровье.
 Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
Сократ.
Каждый из нас тысячами невидимых нитей связан с другими людьми дома,  в школе, на работе, на улице,  в магазине, в транспорте и т.д. Чьи-то взгляды (дружелюбные, безразличные, угрюмые, сердитые), улыбки или насмешки, добрые или грубые слова — это психологическая среда, от которой в определенной мере зависит наше самочувствие и здоровье.
Обеспечивая школьников (в доступной их возрасту форме) знаниями и представлениями об особенностях психической жизни человека, о возможностях и резервах собственного «Я», мы оказываем существенное влияние на становление физического и психического здоровья, а также рефлексивного мышления обучающихся. Для реализации этих задач предусмотрен курс «Всё о конфликтах и стрессах». Главные его цели: расширить представления учащихся о стрессе; научить способам «избегания» потенциально опасных и оскорбительных для человека ситуаций и приёмам правильных действий и поступков в неожиданно возникающих стрессовых ситуациях (приложение 5) .
Изучая курс «Всё о конфликтах и стрессах», ребята научились правильно давать самооценку своим поступкам и действиям, отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от того поведения, которое вредит здоровью человека.
На занятиях ребята постоянно включались в процесс общения по поводу создаваемых ситуаций, соотносили действия и поступки анализируемых героев и свои собственные, что способствовало развитию мышления, наблюдательности и других сторон и качеств учащихся.
В процессе реализации темы естествознания«Здоровое сердце» предполагается формирование у школьников9 класса коррекции умения заботиться о своём здоровье, адекватно оценивать свои поступки и действия, предупреждать сердечно-сосудистые заболевания и несчастные случаи, связанные с ними, а также вредные привычки (курение, употребление наркотиков и алкоголя).
Основным средством обучения учеников 8 вида в ранней профилактике сердечно-сосудистых заболеваний было пособие для учащихся «Здоровое сердце», которое состоит из восьми разделов. В структуру занятий входили обязательный и дополнительный материалы, «Правила на всю жизнь», разнообразные вопросы, задания для проведения парной и групповой работы, опытов, а также для работы с родителями, занятия, задания, тесты.
Постоянными персонажами, предстающими на занятиях в разных сюжетах, были Доктор Сердце и Больное Сердце. С  их помощью ребята знакомились и усваивали такие непростые понятия, как «токсикомания», «алкоголизм», «курение», «переедание», «гиподинамия» и т.д.
Для самостоятельного чтения на уроках или дома использовался материал из рубрики «Интересно знать».
Своеобразным результатом подведения итогов занятия были игровые задания «Круг», «Инопланетяне», «Впечатления», «Комплименты», «Рассказ по цепочке». В конце занятия дети делились своими впечатлениями о прочитанном  (игра «Впечатления»), рассказывали, друг другу о том, что нового и интересного они узнали на занятии (игра «Круг») и т.д.
Достаточно много домашних заданий, предполагающих совместную работу с родителями. Родителям дети рассказывали о том,  что нового они узнали об органах кровообращения, заболеваниях крови, сосудов и сердца, о мерах по их профилактике и т.д.Совместно выполняли практические и лабораторные задания.
Детям родители объясняют смысл каких-то выражений, высказываний, пословиц, показывают домашнюю аптечку, лекарственные растения.
Родители помогают детям построить режим дня, организовать правильное питание.
Для более эффективного формирования навыков как здорового образа жизни в целом, так и ранней профилактики сердечно-сосудистых заболеваний предназначен «Дневник здоровья». С помощью вкладыша ребята работали с контурными рисунками («Органы кровообращения», «Сердце», «Кровь» и др.), записывали свои показания пульса при различных обстоятельствах, показания частоты дыхания, заполняли различные таблицы об организации своего питания, рисовали рисунки, плакаты, записывали свой режим дня и т.д.
Проведение тестов «Как это делаю я», «Достаточно ли ты двигаешься?», «Здоровое питание», «Алкоголь — зло», «Как я забочусь о своих лёгких и сердце», «Что надо делать, чтобы укрепить своё сердце» и других помогало ребятам проверить себя, своих товарищей, а мне проконтролировать формирование определенных навыков.
Наиболее результативными формами и методами при изучении курса «Здоровое сердце» были работа в парах, наблюдения, опыты, сюжетно-ролевые игры.
Так, при изучении темы «Пульс» дети учились определять пульс, а также его изменение после приседаний, после подвижных игр, на перемене, во время тихого отдыха. Интересными для учеников были исследования о взаимосвязи дыхательных движений и частоты пульса.
На практических занятиях мы с ребятами разучивали физические упражнения для деятельности сердца, упражнения для снятия стресса, упражнения по измерению ловкости, быстроты, гибкости и выносливости.
Старшеклассники школы помогала организовать занятия  по оказанию первой помощи при кровотечениях, порезах, ранениях, при обмороке.
Метод демонстрации применяли при измерении кровеносного давления, при выслушивании сердца с помощью фонедоскопа.
В результате изучения курса «Здоровое сердце»  у учащихся
расширялись и углублялись представления о деятельности сердечно-сосудистой системы;
формировались представления о здоровом образе жизни как доступном средстве эффективной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний;
формировались навыки оказания первой помощи.
1.2. Совершенствование оздоровительной работы.
1. Физкультура и спорт.
Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.
Аристотель
Одним из наиболее универсальных средств укрепления здоровья человека является систематическая физическая тренировка или физкультура — просто двигательная активность. Она повышает работоспособность, улучшает самочувствие, снижает заболеваемость, регулирует процесс развития и делает его гармоничным.
Что же происходит, если человек мало двигается?
При дефиците движений здоровье человека ухудшается во всех его проявлениях.
Так, малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на деятельности многих систем организма школьника, особенно на сердечно-сосудистой и дыхательной, дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, замедляется мышление. Снижается сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям.
У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулость.
Поэтому, главное, что я старалась привить детям — потребность в движении, т.е. то, что в нас заложено самой природой.
Какие же виды физкультурных занятий присутствуют в режиме дня моих учеников?
Утренняя зарядка дома, в школе — перед началом уроков.
Зарядка при систематическом проведении имеет гигиеническое и воспитательное значение. Она способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, поднимает жизненный тонус, усиливает дыхание и кровообращение, повышает работоспособность, имеет большое воспитательное значение, способствуя выработке воли и настойчивости.
При составлении комплексов упражнений утренней зарядки , Венера Ахметовна старалась учитывать определенные требования к их содержанию и характеру. Упражнения подбирала так, чтобы в них принимали участие основные группы мышц. Их трудность нарастала в середине зарядки, а к концу  постепенно снижалась.И это все происходило под музыку, при чем она часто менялась чтобы детям она не надоедала.
Например:
потягивание;
ходьба (на месте или в движении);
упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;
упражнения для мышц туловища, живота;
упражнения для  мышц  ног (приседания, прыжки);
упражнения общего воздействия с участием мышц ног, рук (махи, выпады вперёд, в сторону);
упражнения силового характера;
двигательные упражнения.
Во время выполнения упражненийприходится следить за дыханием, так как правильное дыхание: глубокий вдох и выдох через нос повышает работоспособность организма. Вдох делаем в момент расслабления мышц при разгибании туловища, поднимании рук вверх, в стороны, расширении грудной клетки. Выдох должен совпадать с моментом максимального напряжения мышц.
Проводя утреннююзарядку , я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать наряду с традиционными нетрадиционные формы организации зарядки и её проведения. Заметив, что детям больше нравится выполнять зарядку под музыку веселую и игрового характера.
Именно в игровой форме можно добиться от детей проявления инициативы, творчества, воображения. Поэтому более результативны комплексы гимнастики, составленные с учётом интересов: ритмическая гимнастика, дыхательная, игры-соревнования, игры-хороводы.
Ритмическая гимнастика под музыку развивает у детей творчество, повышает свою самооценку.
Из опыта работы я заметила, что проведение зарядки в нетрадиционной форме приносит свои результаты.
Зарядка до занятий компенсирует 10% суточного объема двигательной активности детей, способствует хорошей организации начала учебного дня, и в этом заключается её большое организующее значение.
Уроки физкультуры.
Какой другой урок приносит детям столько радости, как физкультура?! На каком ещё уроке так бурно и естественно проявляется скрытая в каждом ребенке энергия? Какой учебный предмет разовьет заложенные в нас природой гибкость, ловкость, силу, чувство ритма и другие физические способности, необходимые не только для двигательной деятельности, но и для разностороннего развития!
Физкульт—УРА! — школа здоровья. Нет, как известно, ничего дороже здоровья! Именно поэтому встал вопрос: « Что делать, чтобы работа по физическому воспитанию не только приобщала детей к здоровому образу жизни, но и обеспечивала высокую работоспособность каждого ребёнка на всех школьных уроках?»
Первое, что я дала детям, — это информацию о значении физических упражнений для их организма, о значении движения. С этой целью были проведены занятия на тему «Движение—это жизнь», «Двигайся больше — проживёшь дольше», «Силачи».
Следующий шаг — создание на каждом уроке эмоционально-насыщенной атмосферы и применение нетрадиционных способов подачи программного материала.
Старается Андрей Николаевич Герасимов на уроках давать место заданиям, которые можно выполнять по-разному: скакать со скакалкой, кто как умеет, передвигаться кто как умеет, стараясь не повторять движение, которое делали другие дети; загадывать и отгадывать двигательные загадки, придумывать новые варианты знакомых игр. Такие задания стимулируют творческое преобразование, обучение движениям приобретает специфическую направленность: не подражать, а сотворить.
Полюбились ученикам игровые и сюжетные уроки физкультуры «Бравые солдаты», «Цирк», уроки-импровизации, внеклассные мероприятия по физкультуре: дни здоровья, праздники.
Развитию двигательной активности, физических качеств способствовали регулярные занятия плаванием в бассейне. Плавание как одно из лучших средств тренировки дыхательного аппарата, постановки глубокого ритмического дыхания, позволяет разгрузить позвоночник, расслабить и растянуть многие мышцы, повышает уровень обменных процессов.
Интерес к занятиям физической культуры повышает использование нетрадиционных элементов:
самомассаж ушных раковин пальцев рук,
дыхательные упражнения (звуковая гимнастика, статические дыхательные упражнения),
упражнения на расслабление.
Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с двигательной активностью. В целях профилактики задержки роста и развития, ухудшения состояния здоровья школьников, обращаю внимание на содержание и организацию уроков физкультуры, нацеленных не на сдачу нормативов, а на формирование культуры физического здоровья, привития интереса к занятиям физкультурой, создание условий для занятий физкультурой во внеурочное время, организацию занятий с учащимися отнесенными по состоянию здоровья к специальной группе, на учёт индивидуальных половозрастных особенностей.
Физкультпаузы.
Использование этой формы оздоровительной работы диктуется практической необходимостью дать детям кратковременный отдых во время занятий, связанных с большим умственным напряжением и однообразным положением тела. Кроме того, в написании буквенных и цифровых знаков, рисовании задействована несовершенная мелкая мускулатура рук. Кратковременное эффективное переключение детей на другой вид деятельности, когда напряженная спина и ладошки должны расслабится, повышает работоспособность при выполнении основного задания.
На уроках чтения, математики возможностей для произвольных действий немного, поэтому подбираю физкультминутки, требующие более энергичных движений.
Иногда на уроках использую физкультминутки, связанные с материалом урока. Например, после прочтения рассказа Б. Бианки «Хвосты» предлагалось детям проиллюстрировать движения разных зверей.
Хороши экспромты, их разновидности многочисленны и разнообразны. Например, «Оркестр»: дети имитируют игру каждый на своём «музыкальном инструменте».
Перед проведением физкультурной паузы стараюсь проветрить класс. В целях профилактики улучшения зрения использую упражнения для глаз.
Для развития мелкой моторики использую гимнастику для рук, коррекционные минутки с мелкими предметами (горох, фасоль, орехи).
Материал для физкультминуток постоянно пополняю, обновляю, варьирую и по содержанию, и по способу подачи.
Динамическая  перемена.
Перемена — значит отдых! Значит можно делать всё, что любишь, то, от чего легко и радостно! Мячи, скакалки, резиночки, мелки — всё идет в ход.
Но кого-то тянет в уголок тихих игр. Там шашки, кроссворды, крестики-нолики, книжки-картинки, мозаика.
Цель и смысл динамической перемены — создать условия для возможно более содержательной и эмоционально привлекательной деятельности по интересам, направлять и разнообразить её не подавляя инициативы.
Если же инициатива исходит от меня, то стараюсь предложить детям такие задания, от которых отказаться просто невозможно. Например, зимой:
След в след: по отпечаткам шагов на свежем снегу (цепочкой, змейкой, в шахматном порядке) шагать,  прыгать двумя ногами, с ноги на ногу.
Найди по следу: у кого интереснее след (отпечаток рисунка на подошве).
По  «следам» к  секрету: петляющие следы от капель подкрашенной воды ведут в конец площадки, где спрятана карточка с рисунком - загадкой, т.е. ответ на вопрос, в какую игру будем играть.
Снежком по мишени: в корзину в «руках» снежной бабы.
Сбей снежок.
Если сменить снежок на мяч, надувной шарик, прибавить неисчислимое количество упражнений со скакалками, то динамическая перемена будет отвечать своему назначению в любое время года.
Переменка
Переменка! Переменка!
Отдохните хорошенько.
Можно бегать и шуметь,
Танцевать и песни петь,
Можно сесть и помолчать,
Только – чу! Нельзя  скучать.
А. Шибаев
2. Валеологическая организация учебной деятельности  на уроке.
Основной задачей здоровьесберегающей педагогики является такая организация режима труда и отдыха школьников, которая обеспечила бы высокую работоспособность на протяжении всего времени учебных занятий, позволила бы отодвинуть утомление и избежать переутомления.
На основе данных (об истоках утомляемости) были выработаны основные рекомендации и ведётся систематическая работа по преодолению механизмов утомления и закрепления у детей.
Преодоление воздействия комплекса факторов закрытых помещений и ограниченных пространств
а) проведение уроков в режиме  открытого пространства: на улице, у окна, на пришкольном участке, .
б) привлечение в учебный процесс наибольшего числа анализаторов: слуховых, зрительных, осязательных, обонятельных;
в) работа в режиме дальнего и ближнего зрения;
г) включение в процесс познания эмоционально-чувственной сферы.
Преодоление воздействия информационно-психогенных факторов:
а) использование элементов релаксации;
б) щадящий режим подачи информации
в) упражнения для снятия психоэмоциональной  напряженности («минуты радости»);
г) использование элементов музо и цветотерапии;
д) проведение игр.;
е) преобладание оптимистического начала в работе с детьми.
Преодоление комплекса факторов доминантной моторно-закрепощенной и статической позы:
а) работа в режиме использования динамических поз — стоя, сидя, в движении;
б) использование речедвигательного компонента (скороговорки, попевки, стихи-миниатюры и т.д.)
Упражнения, которые целесообразно проводить на разных этапах урока.
В начале урока полезно выполнять следующие упражнения:
«Растирание ушных раковин и пальцев рук» - активизирует все системы организма.  Разогреть руки, потирая их, помассировать мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растереть уши ладонями.
«Перекрёстные движения» - активизируют  оба полушария головного мозга, готовят к усвоению знаний.
Качание головой» - улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение.
Дышать глубоко, уронив голову вперед, плечи расправить. Головой медленно качать из стороны в сторону до тех пор, пока не уйдет напряжение.
«Ленивые восьмерки» — активизируют структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания.
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь по три раза сначала одной рукой, потом другой, затем сразу обеими руками.
Снять напряжение во время урока помогают мне следующие упражнения:
«Лобно-затылочная коррекция» — улучшает  мозговое кровообращение.
Закрыть глаза. Правая рука кладётся на лоб, левая — на затылок. Упражнение выполняется в течение одной минуты.
«Медвежьи покачивания» — расслабляют  позвоночник, мышцы шеи и глаз, мозг.
«Поза дерева» — снимает статическое напряжение с позвоночника.
«Поза скручивания» — улучшает кровообращение позвоночника, снимает спазм сосудов.
Сесть на стул боком. Правой рукой следует держаться за правую сторону спинки стула, а левой — за левую. Медленно, на выдохе поворачиваем верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставаться в этом  положении 5-10 минут.
Снятие психофизического напряжения в конце урока происходит благодаря релаксации «Медуза». Упражнение выполняется под спокойную музыку.
Систематическое использование на уроках этих упражнений привело к положительным результатам:
снизился уровень утомляемости с 45% в первом классе до 25% во втором классе
имеет место положительная динамика у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
3. Формирование здорового образа жизни в семье.
Чтобы воспитать хорошего человека, надо ежедневно в течение многих лет давать ребенку уроки здоровья, мудрости, любви и труда.
Древневосточная мудрость
Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но далеко не все  задумываются о том, как сделать, чтобы  их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. А между тем секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни. Он включает в себя и поддержание физического здоровья, и отсутствие вредных привычек, и правильное питание, и альтруистическое отношение к людям, и радостное ощущение своего существования в этом мире, и стремление оказать помощь тем, кто в ней нуждается.
Психологи и педагоги установили, что самым благоприятным  возрастом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный., а затем и подрастковый . В этот период ребёнок значительную часть времени проводит в семье, среди своих родных, чей образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни. Вот почему именно в семье  закладываются основы многообразных отношений к себе и своему здоровью, к здоровью близких, к людям.
Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких в доме, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий.
Одно из важнейших — создание благоприятного морального климата в семье, что проявляется в доброжелательности, готовности простить и понять, в заботе о здоровье членов семьи.
Второе условие — тесная, искренняя дружба детей и родителей, их постоянное стремление быть вместе, общаться, советоваться.
Третье условие — повышенное внимание к состоянию здоровья всех членов семьи.  
1) Создание благоприятного морального климата и здорового образа жизни семьи обеспечивается и за счёт совместного участия детей и родителей в разнообразных делах.
Поэтому всю работу по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни я строю в тесном контакте с родителями.
Установлен контакт с родителями по вопросам здоровья детей:
информация врачей о здоровье учащихся на классных и общешкольных собраниях, их рекомендации по укреплению здоровья школьников;
индивидуальные и групповые консультации «Здоровье» для родителей, совместные занятия оздоровительной физкультурой для детей  родителей, спортивно-развлекательные праздники «Папа, мама, я — спортивная семья», «Вместе с сыном, вместе с дочкой».
Лекторий для родителей (лекции врачей, учителей, работников ГАИ, пожарной охраны, психолога, социолога):
Роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни.
Физическое воспитание детей в семье.
Режим дня и его значение для здоровья учащихся..
Основы здорового питания.
Ранняя профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
Предупреждение несчастных случаев (бытовых травм, дорожно-транспортных происшествий).
Профилактика вредных привычек.
Формирование у детей навыков личной гигиены.
 Лето — «кузница здоровья».
Дополнительный ресурс успешности этой  работы в использовании профессиональных возможностей родителей — врачей, психологов, спортсменов и т.д.
Участвуя в различных праздниках, родители имеют возможность наблюдать своего ребенка в коллективе сверстников, сравнивать его физическую подготовку с подготовкой других детей. Они видят, какую радость и пользу приносят ребёнку динамические игры, состязания.
Весёлая атмосфера Дней здоровья передаётся и взрослым, способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.
Родители моих учеников — хорошие помощники при подготовке и проведении практических занятий по здоровому образу жизни.
Работает в классе клуб «Здоровая семья». Темы заседаний клуба планирую вместе с детьми и родителями. Наиболее запомнились детям и родителям «Похвала бане» (приложение 3), «Азбука питания» (приложение 1), «В семейном кругу — самом близком кругу».
О наличии у родителей интереса к нашим классным делам говорит тот факт, что всё большее количество мам и пап принимает активное и непосредственное участие в организации и проведении спортивных праздников, игр, туристических походов.
4. Психическое здоровье детей.
Дети, имеющие в школьном возрасте нарушения эмоционально-волевой сферы, дети, не получившие вовремя психолого-педагогической помощи имеют ряд проблем в обучении и социализации.
С замкнутыми и необщительными детьми , как например с Альфией Исхаковой , провожу доверительные беседы, создаю ситуации успеха, вовлекаю в коллективную деятельность, поощряю и стимулирую деятельность на уроках.
Родителям советую вовлекать детей в значимые  семейные дела, больше времени уделять детям, помогать преодолевать трудности.
Одно из нарушений поведения — детская агрессивность, причины которой социальные.
С такими детьми выбираю стиль общения.. Иногда удаётся привлечь детей к интересной, значимой деятельности.
Что же влияет на психическое здоровье детей в семье?
чрезмерная загруженность родителей;
неудовлетворительные жилищно-бытовые и материальные условия;
дисгармония семейных отношений;
особенности психотравмирующих событий, происходящих в семье.
Когда ребёнок идёт в школу, добавляются следующие факторы, которые могут негативно влиять на психическое здоровье:
само поступление в школу;
требования учебного процесса;
смена коллектива;
оценивание учителем.
Чтобы дети выросли психически  здоровыми, отношения с ребёнком должны основываться на умении любить, поддерживать, требовать, прощать.
Любить  безусловно, то есть независимо от внешности, способностей, достоинств и недостатков, плюсов и минусов, красоты и уродства.
Поддерживать — значит верить в ребенка.
Важно правильно формулировать требование к ребёнку.
Прощать — значит выражать своё осуждение по поводу поступка, но при этом не отказывать в любви.
Заключение
Здоровье — мудрых гонорар.
        П. Беранже
В течение жизни на здоровье человека воздействуют следующие основные факторы:
образ жизни – 50%
окружающая среда- 20%
наследственность- 20%
развитие системы здравоохранения- 10%.
Выраженная в процентах степень воздействия этих факторов на здоровье показывает, что избранный человеком образ жизни может изменить состояние его здоровья на 50%.
Поэтому, работая по курсу «Здоровый образ жизни», мои ученики осознали следующие задачи:
необходимость быть здоровым;
здоровье — категория невечная, хрупкая, нуждающаяся в постоянной заботе;
каждый человек несёт личную ответственность за своё здоровье;
каждый человек, независимо от изначального состояния своего здоровья, может сам улучшить его на 50%, избрав рациональный образ жизни.
Правильная организация оздоровительной работы, а именно:
строгое соблюдение режима школьных занятий (продолжительность урока, учебного дня, перемен, каникул);
правильная организация урока (построение урока с учётом динамики работоспособности и рациональное использование наглядных средств;
обязательное выполнение гигиенических требований, предъявляемых к учебным помещениям (световой, звуковой, воздушный режимы, цветовое оформление);
использование различных форм внеклассной и внешкольной оздоровительной работы;
совместные усилия учителя, родителей, медиков и самих учащихся — всё это позволило изменить негативную динамику на позитивную.
Снизился уровень утомляемости. По итогам комплексной оценки состояния здоровья учащихся на основании медицинского обследования детей с привлечением врачей узких специальностей отмечается улучшение состояния здоровья детей, так как увеличилось количество детей с I группой здоровья (на 2 человека), не отмечается в классе нарушения осанки.
Результатом работы явилось также отсутствие дорожно-транспортных происшествий, случаев травматизма среди учащихся класса, снижение количества инфекционных и вирусных заболеваний среди детей.
Установлено снижение пропусков учебных занятий по болезни., особенно у Пайгулова Юрия.
У группы детей, занимавшихся с психологом, наметилось улучшение в установлении межличностных отношений со сверстниками и учителями.
Совместная работа с центром коррекционного развития и обучения позволила детям с психофизическими особенностями учиться по программе их уровня развития, при этом не чувствовать себя в чём-то ущербными.
Исследования, проведенные в классе по проблеме оздоровления, показали, что у 20% детей изменилось отношение к школе, к одноклассникам. Около 90% отметили комфортную обстановку на уроках.
Систематические занятия физкультурой, двигательная активность (утренняя зарядка, физкультпаузы, музыкальные перемены, подвижные игры, дыхательная гимнастика, спортчасы в группе продленного дня, занятия плаванием и т.д.) за счёт усиления интенсивности обменных процессов и активизации кровообращения привели к прибавке длины и массы тела у учащихся, способствовали хорошей работе органов пищеварения, улучшили производительность умственного труда и успеваемость, позволили детям «насытить» свою потребность в движении, снять эмоциональное напряжение.
Информация врачей о здоровье школьников на классных и общешкольных родительских собраниях, их рекомендации по укреплению здоровья, индивидуальные и групповые консультации «Здоровье», совместные занятия оздоровительной физкультурой для детей и родителей, спортивно-развлекательные праздники «Папа, мама, я — здоровая семья», «Вместе с сыном, вместе с дочкой» — все   эти мероприятия повысили роль семьи в формировании навыков здорового образа жизни и способствовали укреплению здоровья.
Успешная работа фитобара помогла решить следующие задачи:
Учебную: обучение  учащихся по теме «Фитотерапия и здоровый образ жизни».
Консультационную: оказание помощи при приготовлении витаминных или общеукрепляющих сборов.
Пропагандистскую: с целью заинтересованности школьников в укреплении своего здоровья.
Работая по формированию у учащихся 8 вида навыков здорового образа жизни, я пришла к выводу, что школа может и должна быть местом укрепления здоровья учащихся. А главная цель педагогической деятельности учителя—воспитание мотиваций, которые обеспечат активное и сознательное привлечение каждого ученика к процессу сохранения и укрепления здоровья физического, психического и духовного.
Глобальность проблемы здорового образа жизни заставляет уделять внимание целому спектру взаимосвязанных направлений деятельности  учителя, итогом которой должно стать создание в школьной среде умонастроений, направленных на охрану здоровья, когда каждый школьник примет на себя ответственность за собственное здоровье как высшую ценность.
Список использованных источников
1.Бальсевич В.К. Не упустите время! - // Здоровье, 2008. - №8.
2.Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. - М., 2006.
.Зайцев Г.К. Школьная валеология. - С.-Петербург, 2004.
.Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. - С.-Петербург, 2008.
.Зайцев Г.К. Уроки Айболита. - С.-Петербург, 2006.
.Зайцев Г.К. Правила на всю жизнь. - С.-Петербург, 2004.
.Зайцев Г.К. Уроки Знайки. - С.-Петербург, 2005.
.Евсеева О.Л. Валеологический праздник «День здоровья». - // Завуч в начальной школе, 2008. - №3.
.Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. - М., 2004.
.Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. - М., 2004.
.Колесов Д.В., Маш Р.Д. Основы гигиены и санитарии. - М., 2000.
.Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. - М.: Медицина, 2001.
.Минькина А.А. Прощай, XX век. - // Классный руководитель, 2008. - №1.
.Мельничук В.М. Дневничок-здоровячок. - Новосибирск, 2000
.Объединимся против зла (Семья, школа, общественность за здоровый образ жизни) - г.Октябрьский : Сектор воспитания Дворца детского и юношеского творчества, 2004
.Обухова Л.А., Лемяскина Л.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. - М., 2001.
.Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника. - М., 2007.
.Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. - М., 2005.
школьник здоровый образ жизни воспитание