Творческий проект. Народный костюм Самарской губернии.
ГБ(С)КОУ школа-интернат № 71 г.о. Самара
Творческий проект.
Народный костюм Самарской губернии.
Выполнили: ученики 12 «А» класса.
Руководитель проекта:
Учитель Корчагина Е. В.
г. Самара.
2015 г.
СЛАЙД 1(Творческий проект)
СЛАЙД 2 (Выбор темы проекта)
Народный костюм – это бесценное достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Искусство современного костюма не может развиваться в отрыве от народных, национальных традиций. Без глубокого изучения традиций невозможно развитие любого вида и жанра современного искусства.
Актуальность проблемы
История всегда вызывала огромный интерес общества. Этот интерес объясняется потребностью каждого человека знать историю своего народа.
О национальной одежде приходится судить по материалам археологии, миниатюрам, иконам, предметам прикладного искусства. У русской национальной одежды многовековая история. Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа.
Национальная одежда - это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях, и истории своего народа.
СЛАЙД 3(Обоснование возникшей проблемы)
Русская народная одежда отличалась большим разнообразием. А как же выглядел национальный костюм нашей, Самарской губернии, чем он был схож с костюмами других губерний и какие имел свои этнические особенности? Желание выяснить этот вопрос и привело нас к проблеме.
СЛАЙД 4(Цель)
Цель: изучить историю женского русского народного костюма, на основании теоретического материала и исследовательской деятельности определить каким был женский русский народный костюм Самарского края.
СЛАЙД 5(Задачи)
Задачи:
Теоретически рассмотреть историю возникновения женского русского народного костюма;
сопоставить материал о региональных особенностях женского русского народного костюма, влияние на него различных исторических событий, показать повседневную жизнь человека;
способствовать воспитанию патриотических качеств, чувство гордости за талант своего народа, который дарит нам познание красоты и добра;
воспитывать уважение к традициям и обычаям своего народа.
Народный костюм является одним из древнейших и массовых видов народного декоративно-прикладного искусства. Он представляет собой целостный художественный ансамбль гармонично согласованных предметов одежды, украшений и дополнений, обуви, головного убора, прически.
СЛАЙД 6(Народный костюм)
Народный костюм — это еще и традиционный комплект одежды, характерный для определенной местности. Отличается особенностями кроя, фактуры и колорита ткани, характером декора (мотивами и техникой выполнения орнамента), а также составом костюма и способом ношения различных его частей.Сведения об одежде русских, населяющим Самарскую область, сохранились куда более скудные, чем по другим народам. Этнографическим экспедициям, организованным в последние несколько лет, удавалось зафиксировать устные свидетельства старожилов, так как в годы Великой Отечественной войны практически все крестьянские сундуки опустошались (все продавалось или обменивалось на продукты). Поэтому реконструируемый русский костюм описан со слов информаторов, по их отдельным высказываниям и описаниям. Правда, сохранились некоторые архивные и другие данные, позволяющие составить конкретное представление о том, во что одевались русские крестьяне, а также городские жители Самарской губернии в прошлом столетии.
Самарская губерния – многонациональный край. Здесь проживают люди разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, украинцы, армяне, азербайджанцы, казахи, немцы, калмыки, башкиры, евреи - всего 135 национальностей!
Слайд 7(Русские девушки)
Слайд (Мордва)
Слайд 9(Чуваши)
Слайд 10 (Башкирские женщины)
Слайд 11(Татары)
Слайд 12(Украинские женщины)
Разные культуры, быт, традиции, религии, языки, формы хозяйствования – все это нашло отражение в народном костюме.
Слайд 13(Русский народный костюм)
Слайд 14(Казачий народный костюм)
Слайд 15(Татарский народный костюм)
Слайд 16(Мордовский народный костюм)
Слайд 17(Чувашский народный костюм)
Слайд 18(Марийский народный костюм)
Слайд 19(Украинский народный костюм)
Русский костюм Самарской губернии своеобразен. Конечно, в разных уголках губернии костюмы отличались своими украшениями и мелкими элементами. Костюм, который изготовили мы, скорее, собирательный образ. Мы соединили воедино наиболее типичные детали костюмов многонациональной губернии. И вот что у нас получилось.
Основой женского костюма Самарской губернии была длинная рубаха.
Слайд 20(Рубаха)
Обычно женская рубаха не имела украшений. Лишь в южных районах Самарской губернии, где русские живут по соседству с украинцами, рубаху украшали оторочкой или вышивкой, иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели верхние рубахи — горничные. Горничные рубахи шили из яркой шёлковой ткани, часто красного цвета.
Концы рукавов оставляли свободными или собирали в сборки. Иногда рукава обшивали кружевами, расшивали вышивкой - гладью или крестом, как правило, двух цветов, красным и черным.
СЛАЙД 21(Вышивка)
Вышивка не только украшала одежду, но имела еще и волшебное значение. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье. А еще защищать от беды и зла.
Несмотря на то, что рубахи отличались по своему крою, внешне они были похожи друг на друга. Вокруг шейного выреза делалось большое количество бориков. Рукава шили широкими, пышными.
Все типы рубах имели ворот в виде узкой полоски ткани - "обшивки"; края иногда покрывались вышитым рисунком или тесьмой красного цвета.
Выделялись следующие типы рубах:СЛАЙД 22(Типы рубах)
1. Рубаха с поликами - небольшими прямоугольными плечевыми вставками. 2. Рубаха с "ложными поликами". Плечевые вставки и рукав выкраивались вместе. 3. Бесполиковая рубаха
СЛАЙД 23(Рубаха с поликами)
СЛАЙД 24(Бесполиковая рубаха)
Рубахи подпоясывали. Из украшений одежды следует отметить пояса - "опояски".
СЛАЙД 25 (Пояса)
В южных уездах губернии женщины к поясу пришивали "лакомки", "карманы" - небольшие мешочки, вышитые ярким разноцветным рисунком.
СЛАЙД 26 (Карманы-лакомки)
Они служили не только украшением, но имели практическое значение. В них обычно держали иголку с ниткой, деньги, а иногда, при уходе на работу в поле - небольшой завтрак.
Одну рубаху, как правило, никогда не носили ни дома, ни тем более на улице. На нее надевали сарафан, а позднее - юбку. Праздничный сарафан отделывали лентами, кружевом и бисером.
Сарафаны раньше обязательно носили с поясами. В середине XIX века на большей части территории Самарской губернии в основном бытовал косоклинный сарафан.
СЛАЙД 27 (Косоклинный сарафан)
Позднее стали шить сарафаны с «перекладинкой» и прямые на лямках.
СЛАЙД 28 (Сарафан с перекладинкой)
Низ юбки обычно украшался какими-нибудь декоративными деталями: воланами -"уборочками", нашивными лентами или полосками ткани каких-нибудь контрастных цветов.
СЛАЙД 29 (Юбка)
На сарафан, как правило, надевали фартук (запон), который подвязывался под мышками или на талии и спускался ниже колен. Запоны шили из холста, ситца и коленкора, а богатые - из шелка разнообразных расцветок. В южных районах Самарской губернии широко бытовал другой вид запона - "с грудинкой".
СЛАЙД 30 (Запон)
Другим южнорусским заимствованием можно считать ношение поневы в некоторых местах нашего края, (Понева - это набедренная одежда, сшитая из трех прямых продольных полотнищ шерстяной домотканины, одна из древнейших одежд восточных славян). Ее надевали поверх рубахи и укрепляли на поясе плетеным шнуром. По своему крою поневы делились на распашные и глухие.
СЛАЙД 31 (Понева)
Таким образом, женский русский народный костюм Самарской губернии включает в себя и сарафановый комплекс, на что повлияли переселенцы с северных губерний, и поневный комплекс, где прослеживается влияние переселенцев южных губерний России.
В Самарской губернии женщины на работу надевали рубаху и юбку, а при выходе из дома – сарафан. Также юбки женщины надевали и под сарафан, для того чтобы «толще казаться».
С конца 19-го века начинают появляться различные переходные формы от сарафана к платью и юбке, жакеты городского, мещанского покроя; стали входить в быт нижние рубашки, сшитые без рукавов, с большим шейным вырезом и с широкими проймами.
СЛАЙД 32 (Верхняя одежда)
Верхняя одежда состояла из различных "круток" (курток), кафтанов, шуб, тулупов. Покроены они были в талию, со сборками сзади, хотя широко бытовала и одежда прямого, халатообразного покроя, которую надевали в прошлом веке при выходе из дома, при работе на усадьбе, зимой, в дождливую погоду и т.д.
В качестве шейных украшений использовались различные бусы, ожерелья, монеты, кружева; причем девушки носили их значительно в большем количестве и более яркие по окраске. Бусы были дутые, стеклянные, а также - янтарные, надевавшиеся в несколько рядов – «жерелки». На руках носили кольца и перстни.
СЛАЙД 33 (Украшения)
Головные уборы у русских Самарской губернии были разнообразными по форме, но все они сводились к нескольким типам: платок, шапка, чепец и девичий венец. Замужние женщины укладывали волосы вокруг головы, и их головным убором был кокошник, который украшался золотым шитьем, жемчугом или бисером. Наиболее широко был распространен кокошник с закругленным верхом, имеющий вид полумесяца. Это был праздничный головной убор. Во все остальные дни на голове носилась "ширипка", (Ширипка - полоса красного холста , завязывавшаяся вокруг головы) с вышитыми на концах рисунками, изображающих различных животных и птиц.
СЛАЙД 34(Головные уборы)
Непокрытые же волосы считались показателем девственности, поэтому девушки волосы не прятали. В южных уездах губернии в праздники девушки надевали на головы венки из полевых цветов, а сзади к ним прикрепляли ленты, которые свободно ниспадали по спине. Замужние женщины носили волосники (повойник, кичка, чехол)
Вместе с тем, в это время в быт широко входят платки и шали.
Наиболее распространенной обувью можно считать лапти. В дождливую погоду на лапти привязывали небольшую дощечку - подошву. Несмотря на весьма сильное проникновение в деревню в конце XIX и начале ХХ вв. валяной и кожаной обуви, основная масса крестьянства продолжала носить плетеную обувь – лапти, лишь мечтая о приобретении кожаных сапог или ботинок.
Таким образом, прообраз костюма, который мог бытовать в регионе в первой половине XIX столетия, вобрал в себя национальные и бытовые особенности народов, проживающих на территории губернии.
СЛАЙД 35
СЛАЙД 36, 37 (Варианты костюмов)
В итоге наряд сложился из длиннополой рубахи с чередующимися белыми и красными вставками, украшенными вышивкой с геометрическим узором; из клетчатой пёстротканой юбки-панёвы, символизирующей распаханное поле и земледельческие традиции. К слову, коричневато-бардовые поневы часто встречались в самарской губернии, так как местные сельчане нередко красили ткань с помощью коры дуба, которая дает характерный цвет. Популярность такого способа окраса одежды объяснялась тем, что в то время на территории региона дубовые рощи имелись в избытке. Юбка сшита с характерной черной вставкой, имитирующей передник. Костюм дополняет пояс-кушак с концами одинаковой длины, символизирующими семейное равноправие. На голове – платок, повязанный назад, как у татарок и мордовок. СЛАЙД 37 (Наша модель)
Заключение
СЛАЙД 38 (Народные костюмы)
Народный костюм, его колорит, удивительные отделки, вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться этим произведением искусства. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья.
До 1930 годов народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и т.д. У многих народов национальный костюм в качестве праздничного сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве ансамблей народных песен и танцах.
Изучение истории народного костюма позволяет познать тесную связь времени и общества, приобщить наше новое поколение к исторической памяти народа, привить уважительное отношение к родной земле, к народным традициям, обычаям, искусству.
Литература.
1. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. Издательство “Паритет” Санкт- Петербург, 2004 г.
2. Ведерникова Т.И. Статья «Одежда русских Самарской губернии».
3. Лотман Ю.А. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. С.-Пб.,1994 г.
4. Моисеенко Е.Ю. Русский народный костюм. Книга для раскрашивания.
6. Преображенский Л.А. История раскрывает тайны. М.,1991 г.
7. Русский народный костюм. Издательство “ Мозаика- синтез”, М.,2006 г.
8. Шпикалова Т.Я В мире народного творчества М.,1998 г.
9. Ж-л «Народное творчество» № 6 - 1990 г., № 1 -2006 г.10.Бородина, Н. В. Народный костюм Самарского края / Н. В. Бородина, Т. И. Ведерникова; рук. и гл. ред. Т. И. Ведерникова; фото: С. А. Осьмачкина, Н. В. Бородина.- Самара: Издат. дом «Агни», 2007.— 236 с.
11.Этносы Самарского края: ист.-этногр. очерки / Администрация Самар. обл.; рук. проекта: Н. П. Осипова, М. Г. Федоров; редкол.: Т. И. Ведерникова [и др.].— Самара: Администрация Самар. обл., 2003.— 288 с.
12. Ведерникова, Т. И. Русские Самарского края: история и традиционная культура / Т. И. 13.Ведерникова, Т. И. Этнография и праздничная культура народов Самарского края / Т. И. 14.Галыгина, Г. В. История костюма по материалам фонда общества истории, археологии и этнографии / Г. В. Галыгина // Самарская область. Этнос и культура.— 2002.— N 3.— С.21–29.
СЛАЙД 39 (Спасибо за внимание)