Статья из опыта работы по воспитанию у подростков интереса к русскому фольклору, фольклору Архангельского Севера
Реализация регионального компонента через фольклорные праздники и их значение в нравственно- эстетическом воспитании подростков с девиантным поведением.
Махонина Тамара Леонидовна, музыкальный руководительГБСУВУ «Няндомская общеобразовательная специальная школа закрытого типа».
(Из опыта работы о воспитании трудных подростков)
В нашу специальную школу закрытого типа дети и подростки поступают по решению суда. Возраст малолетних правонарушителей - от 11 до 15 лет. Срок пребывания в спецшколе от1года до3-х лет.
Наше специальное учебно-воспитательное учреждение обеспечивает медико-психолого-педагогическую реабилитацию, включая образование, допрофессиональную подготовку, социальную помощь и поддержку.
Весь реабилитационный процесс можно условно разделить на
несколько составляющих: педагогическую, социальную, психологическую, медицинскую, досуговую.
Досуговая составляющая реабилитационного процесса обеспечивает помощь всем специалистам школы в достижении общей задачи реабилитации детей. Это происходит путем ненасильственного вовлечения подростка в общий реабилитационный процесс через более интересные игровые формы, предоставление несовершеннолетним возможности для их самореализации.
В результате поиска новых эффективных методов воспитательного процесса было принято решение на педагогическом совете школы ввести в состав общешкольных мероприятий раздел «Фольклорные праздники» и мне, как музыкальному руководителю, разработать дополнительную образовательную программу этого раздела для ознакомления подростков с народной культурой, включая региональный компонент. Так появилась на свет программа «Сполохи».
Изучение народной культуры, декоративно-прикладного искусства начинается с занятий в творческих мастерских, работающих в нашей школе. Это учебная мастерская «Роспись по дереву», творческое объединение «Берестянщики», мастерские «Лоскутик» и «Сапожок».
Программа «Сполохи» дополняет знания подростков о народной культуре, обрядах, обычаях, праздниках. Проведенная мной диагностика в самом начале работы по программе показала, что подростки равнодушно относятся к истории своей страны, к истории малой Родины.Программа была создана для того, чтобы заинтересовать подростков, воспитывать в них интерес к культуре родной страны, к культуре родного северного края.
Целью программы является: ввести подростка в мир народной культуры, культуры нашего северного края, способствовать принятию ими нравственных ценностей русского народа (единство человека и природы, любовь к родной земле, трудолюбие, милосердие)
Программа «Сполохи» ставит следующие задачи:
- раскрытие внутреннего мира подростка через организацию праздников, создание положительных эмоций через непосредственное участие воспитанника в празднике (как исполнителя);
-обеспечение раскрытия «ниши успешности» подростка;
- создание баланса между активным и пассивным участием воспитанника в досуге;
- максимальное выявление возможностей воспитанника, его
творческих способностей.
Мир народной культуры очень яркий и выразительный, поэтому интересен и детям, и подросткам. В фольклорных праздниках,
которые стали традиционными в нашей школе,предполагается сотворчество взрослых и детей (педагогов и воспитанников).В школе у нас только мальчики, поэтому участие в фольклорном празднике женщин-педагогов очень приветствуется. Это положительно влияет на воспитательный процесс, помогает педагогам и воспитанникам лучше понять друг друга, помогает сплоченности коллектива .Среди наших педагогов очень много талантливых людей. Женщины прекрасно поют, сами по себе очень артистичны, что является примером для воспитанников. Ребята с желанием участвуют в фольклорных праздниках, водят вместе с педагогами хороводы, учатся петь народные песни, частушки. Участвуют во всевозможных сценках по сказкам наших северных сказочников
Бориса Шергина и Степана Писахова, могут комично исполнить и женскую роль.
Вместе с воспитанниками и педагогами мы подготовили и провели следующие фольклорные праздники: «День Покров, подари женихов», «Пришли Святки-гадай без оглядки», «Широкая масленица», «Приезжайте к нам на Север», «Веселая ярмарка», «Осенины.Народный календарь», и многие другие.
Некоторые подростки сами изъявляют желание участвовать
в мероприятиях, другие стесняются по каким-либо причинам, и мне приходится самой предлагать им сыграть ту или иную роль, или просто прочитать стишок или потешку. Я стараюсь подбирать материал для сценариев праздников высокохудожественный: яркая, выразительная речь народных персонажей, песни, частушки, скоморошины. Непременно использую творчество наших северных сказачников.
Использую для разучивания северных народных песен сборник составителя Людмилы Мокроусовой «Лети над Севером песня» (Архангельск-2007),где собраны народные песни из многих районов нашей области. Все это способствует обогащению внутреннего мира подростков, дает пример красивой русской речи, особенностей нашего северного говора.
Воспитанникам нашего учреждения свойственно использование в своей речи сленгов, нецензурных выражений, жаргонизмов. У многих подростков не сформирована культура речи, малый запас слов. Готовясь к фольклорным праздникам, разучивая и репетируя с подростками материал, мы тем самым помогаем им преодолевать трудности в межличностном общении, помогаем обретать уверенность в себе, в собственных силах, способствуем развитию памяти и творческих способностей. Все это помогает нашим воспитанникам в учебе, развивает мышление, воображение, нравственно обогащает
их, способствует коррекции личности.
Не могу не привести такой пример. Был у нас такой воспитанник-Ваня. Как-то раз я предложила ему поучаствовать в фольклорном празднике в роли парня, пришедшего на посиделки к девушкам. Он робко, но согласился. Учил и репетировал слова, очень волновался. Я подбадривала его, хвалила при каждом удобном случае. И вот настал день выступления. На празднике присутствовало много народа. Ребята, в том числе и Ваня, выступали очень хорошо. И когда праздник закончился, к нам подошла учительница, у которой подросток занимался. Она сказала: «И это Ваня? Спасибо вам за него. Он на уроках вообще ничего не говорит. Стесняется говорить». Впоследствие этот Ваня участвовал у нас в каждом мероприятии, и учиться стал лучше. Закончил в нашей школе 9 классов, успешно выпустился. Я очень рада, что мы смогли помочь подростку обрести уверенность в себе, развили его творческие способности. При подготовке к праздникам мы работаем в комплексе с мастерскими: они помогают нам готовить нужный реквизит, атрибуты. Например, в мастерской по плетению из бересты ребята плетут лапти, берестяные кузова, обереги. В мастерской росписи по дереву нам расписывают атрибут-коромысло , в «Лоскутике» готовят салфетки и полотенца . Мы все объединены одним важным делом, которое сплачивает наш коллектив-готовим народные праздники для всей школы. Опыт показывает, что созданная программа «Сполохи» положительно влияет на нравственно-эстетическое воспитание подростков. Именно дети и подростки с девиантным поведением лучше всего откликаются на практические формы работы. Подростки прекрасно реагируют на предложения принять участие в любых интересных мероприятиях, главное - не акцентировать внимание на особенность их поведения и отличия в уровне подготовленности.
Мудрая китайская пословица гласит: «Бывает только неправильный путь, но не бывает безвыходного положения». В воспитании нет безвыходных положений, нет и несовершеннолетних детей, которых можно считать «окончательно испорченными».Практика показала, что успешно работающие , любящие детей педагогические коллективы обречены на успех.
Список литературы.
Журнал «Классный руководитель»№ 5 ,2001г.
Беспятова Н.П. «Программа педагога дополнительного образования» - изд. Айрис – пресс, 2003г
Сборник «Лети над Севером, песня»- Мокроусова Л.(Архангельск-2007)
13PAGE 15
13PAGE 14115
15