Конспект интегрированного урока по технологии и математике по теме Оригами, Земля – наш дом родной, наш общий дом (5 класс)

_______ Класс____________
Земля – наш дом родной, наш общий дом.
Цель:
Формирование у детей интеллектуальной, эмоциональной и социальной активности; художественного видения красоты коллективного человеческого труда, через осознанное восприятие ученицами окружающего мира.
Задачи:
Познакомить учащихся с техникой «оригами». Учить детей различным приёмам и способам действия с бумагой (сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание).
Развивать творческие способности, самостоятельность, мышление и мелкую моторику рук; развивать рефлексивные способности.
Воспитывать чувство взаимопомощи, эмоционально-ценностного отношения к жизни, как общечеловеческой ценности.
Способствовать формированию у учащихся системы интеллектуальных и общетрудовых знаний и умений, воплощаемых в конкретных изделиях.
Тип урока - комбинированный
Методы обучения:
Объяснительный,
стимулирующий и частично-поисковый,
побуждающий, познавательный,
*эмпирические методы познания /наблюдение, сравнение/,
*логические методы познания /анализ, синтез, сравнение/,
метод обучения сверстников.

Формы работы:
фронтальная,
групповая,


Формы контроля:
самоконтроль,
взаимоконтроль,
контроль со стороны учителя.
Оборудование: таблицы, технологические карты, буклеты, цветная бумага, ножницы, клей, панно, телевизор и видеомагнитофон..

Ход урока.
Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас, Мы зашли тихонько в класс. Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели. Спинки прямо. Вижу класс наш хоть куда, Мы урок начнём тогда.
Показ фрагмента из видеофильма о природе.
Ознакомление с новой темой. Величайший в истории изобретатель - это природа, которая нас всех создала. Окружающий нас мир очень многоцветен и разнообразен по краскам и формам. ( Говорю и показываю на подготовительном эскизе панно.) Наш дом родной, наш общий дом, Земля, где мы с тобой живем. Ты только посмотри вокруг. Тут речка, там зеленый луг, В лесу дремучем не пройдешь! Воды в пустыне не найдешь: А где-то снег лежит горой, А где-то жарко и зимой,
Чудес нам всех не перечесть, Одно у них названье есть, Леса и горы и моря, Все называется земля. А если в космос мы взлетим, То из окна ракеты Увидишь шар ты голубой Любимую планету. Стих И. Петросян
Люди издавна учились у природы мудрости и пониманию красоты. Зрителем нужно уметь быть и надо много знать. Зрителю необходимо видеть красоту созданную не только художниками, но и самой природой, понимать взаимодействие различных факторов и гармонии вселенной. Что дала нам природа? Человеку природа дала все: свет, тепло, огонь, полезные ископаемые, воду, строительные материалы. Он может пользоваться всем, но нельзя делать это бездумно, бесконечно. Кто отвечает за жизнь на Земле? За жизнь на земле отвечает человек. У него самые большие возможности. Какие у него возможности? Он может спорить с природой и даже выводить новые сорта растений и животных, а может найти понимание и выразить это в творчестве. Нужно заботиться о том, чтобы в природе сохранилось равновесие и гармония между её обитателями. Если человек видит красоту, понимает её, то он может создать произведения искусства. Он творец, создатель, а не разрушитель. И мы должны учиться понимать прекрасное не только в творчестве художников, но и в окружающей нас жизни. На каких уроках в школе мы познаём прекрасное? Конечно же это уроки литературы, ИЗО, музыки, технологии

Сегодня мы проведём урок из раздела ДПИ (оригами), где мы сможем не только смотреть на прекрасное, но и сами создать произведения искусства, то есть стать творцами. А тема урока: "Земля наш дом родной, наш общий дом".
Но для этого нам необходимо познакомиться с искусством «оригами». В этом нам помогут учащиеся 9 класса.
Рассказ учащихся о «оригами», о возникновении этого вида искусства, перечисляются основные базовые формы оригами, основные термины, приёмы работы в технике оригами, ПТБ и правила пользования инструкционными картами (приложение 1).

Игровая мотивация. А сейчас я прочту письмо. "Здравствуйте дорогие дети. Пишет вам мастер Оригами. Мои друзья перелётные птицы рассказали, что вы действительно любите Землю, много знаете о природе. У вас есть эскиз замечательного панно, напоминающего нашу землю, но пока она пуста и одинока. Создайте, пожалуйста, из обычных листов бумаги, с помощью оригами, и расселите питомцев по тем стихиям, в которых они живут на воле".
Мастер Оригами.

В листе бумаги заложены бесчисленные возможности, в нём содержится множество невидимых линий складывания, которые необходимо выбрать для получения нужной формы или элемента. Правильно сложена бумага или нет, зависит от вашего мастерства и глазомера. Для создания фигуры, нужно обладать достаточным воображением, чтобы увидеть линии, по которым можно было сложить какой-то образ.
Задание на урок. Выполнить образы птиц, рыб и животных в технике оригами и расселить их по своим стихиям Земли: Рыбам - вода, птицам - воздух, животным - земля.
Работа в микрогруппах. Озвучиваю план деятельности микрогрупп. 1. Выбор координатора. 2. Распределение функций и обязанностей. 3. Осуществление взаимопомощи в микрогруппе. 4. Контроль и анализ деятельности.
Предлагаю алгоритм выполнения работы. 1. Выбрать необходимые технологические карты. 2. Подобрать цветную бумагу. 3. Последовательное выполнение и дополнение основных элементов. 4. Размещение образцов на панно.
Практическая работа. Звучит музыка звуки природы. Во время практической работы веду индивидуальную помощь, слежу за осанкой учащихся, техникой безопасности работы с клеем и ножницами. По мере выполнения работы, предлагаю заселить стихии Земли: Рыбам - вода, птицам - воздух, животным - земля. Созерцание.
Анализ деятельности. Нравится ли вам результат нашей деятельности и почему? Что вам больше всего нравится в этом панно? Какая стихия наиболее заселена? Какая техника изготовления фигурок для панно использовалась? Что такое «оригами»? Где можно применить изделия, выполненные в технике «оригами»?
Озвучиваем деятельность в микрогруппах. 1. группа Вода. 2. группа Земля. 3. группа Воздух. Удалось ли вам в микрогруппе быстро выбрать координатора и каковы были его функции? Как распределяли функции и обязанности в микрогруппе и были ли они посильны каждому? Ощущали ли взаимопомощь в выполнении работы? Смогли ли вы договориться и прийти к общему решению? Как лучше работать в паре или в микрогруппе и почему?
Итог урока. Все молодцы, хорошо потрудились. Всем спасибо за урок. Панно получилось удивительное, образное, выразительное. Все стихии Земли заселены. Вы научились работать с бумагой, создавать различные формы и фигуры в технике: "Оригами" и это вам поможет самостоятельно создать необычные фигурки в технике «оригами».
Рефлексия. Пятистишье.
Оригами
Интересное, познавательное
Увлекает, радует, учит
Очень увлекательное занятие
Просто чудо из бумаги.
Заключительная часть урока.
Подведение итогов и выставление оценок (Приложение 2).
Домашнее задание: выполнить понравившиеся фигурки в технике «оригами».
Уборка кабинета.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]





Приложение 3
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Приложение 2
Группа _______________________________


Фамилия Имя
самооценка
взаимооценка
оценка учителя
итог


















































Группа _______________________________


Фамилия Имя
самооценка
взаимооценка
оценка учителя
итог


















































Группа _______________________________


Фамилия Имя
самооценка
взаимооценка
оценка учителя
итог


















































Приложение 1
( Оригами – искусство складывания из бумаги разнообразных поделок, зародилось в Японии более тысячи лет тому назад. Предполагают, что изготовление красочных фигурок в далёкой древности было не только забавой или увлечением, а являлось священным ритуальным действием.
Изделия из бумаги – коробочки, цветы, вазы, фонарики, птицы и животные – использовались в религиозных церемониях. Ими украшали статуи «многоликой» и «тысячерукой» богини милосердия Канон, чтобы задобрить богиню и попросить у неё покровительства. Утратив со временем своё религиозное предназначение, оригами стало украшением японского быта, народных праздников и карнавальных шествий. А ещё родители делали для своих детей игрушки из бумаги. И в течении многих поколений эта традиция передавалась от родителей к детям.
В последнее время оригами распространилось во многих странах мира. Появляются настоящие мастера-оригамисты, выходят газеты, журналы и книги, создаются сайты в Интернете, посвящённые этому виду искусства, организуются выставки и создаются центры оригами.
( Бурное развитие оригами началось после второй мировой войны, благодаря усилиям японского мастера-оригамиста Акиры Йошидзавы. Он изобрёл единую универсальную систему знаков, с помощью которых можно записывать схемы складывания любых даже очень сложных фигур.
Ещё в оригами существуют основные приёмы (или ещё говорят базовые формы), изучив которые можно создать почти любые формы.
В оригами принято собирать модели из квадратного листа бумаги без ножниц и клея. Иногда фигурки собираются таким образом, чтобы некоторые их детали были подвижными. Некоторые фигурки собираются из отдельных элементов, соединяющихся между собой с помощью бумажных замочков.
Существует также модульное оригами, где различные шары, кубы, кусудамы собираются из одинаковых модулей, которые состоят из одинаковых элементов одного или разных цветов.
( Всем хорошо известны бумажные журавлики, выполненные способом оригами. Они стали символом движения против атомной войны.
Всё дело в том, что по древней японской традиции нужно собрать тысячу бумажных журавликов, чтобы больной человек стал снова здоровым. Поэтому дети всего земного шара делают журавликов и присылают японским сверстникам, выражая тем самым свою солидарность в борьбе за мир. И каждый год в честь международной акции «Волна мира» в небо города Хиросимы взлетают сотни тысяч бумажных журавликов.
( Слово «оригами» произошло от слияния двух японских слов: «ори» - складывание и «ками» - бумага и бог одновременно. Потому что бумага в те времена была материалом редким и дорогим.
Кто-то начинает заниматься оригами в шутку, кто-то всерьёз, но и для тех и для других это становится настоящей страстью.
Мы надеемся, что изделия из бумаги, которые вы сможете сложить сами, тоже станут для вас своеобразным «ками» - символом красоты природного материала, преображённого руками мастера.
Как этого достичь?
Во-первых, должна быть качественная плотная бумага.
Во-вторых, так как бумага материал хрупкий, то обращаться с ней нужно с осторожностью, а все сгибы проглаживать кольцами ножниц или пальцами.
В-третьих, обязательно соблюдать правила техники безопасности при работе с клеем и ножницами.
Ну а, в-четвёртых, важно делать фигурки из бумаги с любовью, получая от процесса их создания, истинное удовольствие! Тогда все фигурки получатся красивыми и изящными.
Заголовок 115