Родительское собрание «Духовно-нравственные основы семьи и православные традиции в семейном воспитании».
Родительское собрание «Духовно-нравственные основы семьи и православные традиции в семейном воспитании».
Уважаемые родители! Тема нашего сегодняшнего разговора: «Духовно-нравственные основы семьи и православные традиции в семейном воспитании».
Готовясь к нашей встрече, я подбирала определения понятия «СЕМЬЯ» в трудах педагогов, социологов, психологов. Но лучшее, на мой взгляд, нашлось в нашем учебнике «Основы православной культуры»: «Семья – это маленький ковчег, призванный ограждать детей от беды».
Никого не нужно убеждать в том, что личность ребенка формируется в семье, в том, что никто и ничто не заменит малышу семью, которая может и должна дать ему правильные жизненные ориентиры.
К сожалению, институт семьи в настоящее время находится если не в кризисном, то в весьма сложном состоянии. И речь даже не об агрессивной западной пропоганде однополых браков и свободной любви, разговорах о введении ювенальной юстиции, об устрашающей статистике неполных и неблагополучных семей. Сложности испытывают и вполне благополучные, ответственные родители: тотальная занятость, необходимость материально обеспечивать семью, острая нехватка времени приводят не только к ослаблению родительского контроля, но и к недостатку общения и в результате – к ослаблению душевных и духовных связей между родителями и детьми.
А дети и подростки всегда ( и сейчас особенно) в группе риска: наркотики, религиозные секты и радикальные политические движения, небезопасные молодежные субкультуры, интернет и т.д.
Как же уберечь их, как сделать так, чтобы семья для ребенка действительно стала «ковчегом», ограждающим от беды?
Один из самых действенных путей – возвращение к национальным истокам, к духовно-нравственным основам и традициям православной семьи.
В православной молитве «О Божием благословении и устроении судьбы детей» есть такие слова, обращенные к Спасителю: «Огради их страхом Твоим Божественным, удержи их от дурных наклонностей и привычек, направь их на светлый путь жизни, истины и добра, украси жизнь их всем добрым и спасительным…». Эти слова можно «перевести» на язык «светсткий», «мирской» - суть их не изменится. Все мы, верущие и атеисты, хотим, чтобы наши дети были ограждены от многочисленных соблазнов современного мира, состоялись как личности и члены социума, сохранили наши родственные и дружеские связи с родителями, и просто были счастливы. Значит, и действовать нам нужно сообща.
Хочу, во-первых, сообщить вам, уважаемые родители, что православные традиции в ваших семьях существуют. Проведенное в классе анкетирование (опрос, мониторинг) выявило следующее:
- практически во всех семьях отмечают христианские праздники: Рождество, Пасху, Радоницу (День поминовения усопших);
- большинство детей в классе – крещеные;
- многие дети посещают с родителями церковь; некоторые исповедуются и причищаются;
- несколько детей посещали воскресную школу, участвовали в православных детских утренниках;
- несколько детей ездили с родителями на экскурсии по святым местам нашей страны;
- большая часть класса назвала ОПК в числе любимых школьных предметов.
Эти сведения радуют. Однако очень важно, чтобы все это не оставалось на уровне внешней обрядовости. Ребенок так же охотно, как Пасху, может отмечать Хеллоуин, не видя принципиальной разницы между их зрелищными ритуалами. Очень важно, чтобы дети по-настоящему понимали внутреннюю суть и смысл христианских заповедей, традиций и обрядов. Чтобы они закладывали в ребенке духовно – нравственные основы личности.
Мне хотелось бы уйти сегодня от монологичной формы общения и обсудить те аспекты нашей темы, которые интересуют вас в первую очередь. В блоге нашего класса была размещена тема нашей сегодняшней беседы, и вам предлагалось подумать над вопросами, которые у вас возникли.
Вопрос родителей: В нашей семье именно те проблемы, о которых Вы говорили: родители целыми днями на работе, сын, сделав уроки, сидит в Интернете. Возить его на экскурсии по Святым местам возможно, в лучшем случае, раз в год, во время отпуска, хотя мы понимаем, что этого недостаточно.
Ответ учителя: Попробуйте повернуть в свою пользу проблемный фактор. Интернет – неоценимый источник разнообразной информации. В выходной день совершите вместе с ним виртуальгую экскурсию по святым местам любого уголка нашей страны. Я же, в свою очередь, регулярно предлагаю детям индивидуальные и групповые тровческие задания по подготовке подобных виртуальных экскурсий и презентаций, на что они охотно и с большим интересом откликаются.
Вопрос родителя: У нас в семье и бабушки-дедушки, и мы – некрещенные. Не почувствует ли наша дочь себя ущербной на уроках ОПК?
Ответ учителя: Духовно-нравственное воспитание детей на основе православных традиций в условиях светского образовательного учреждения – дело необычайно трудное и деликатное. Могу заверить вас, что учебник ОПК составлен с учетом того, что многие дети живут в мультирелигиозных или атеистических семьях; многие педагоги и родители воспитывались в социалистическую, атеистическую эпоху, не знакомы в достаточной мере с православной культурой и не имеют потребности в углублении этого знакомства. Поэтому акцент в преподавании ОПК сделан не на православную религиозность, а на воспитание таких общечеловеческих ценностей, как милосердие, доброта, сострадательность, правдивость, совестливость, уважение к традициям предков, к национальной культуре. А эти ценности не отвергает ни одна религия! Значимы они и для атеистов. Кроме того, мы отдельно рассматриваем на занятиях понятие «терпимость», включая в него и такой смысловой аспект, как «веротерпимость».
Вопрос родителя: Задаются ли по предмету ОПК домашние задания и каким образом контролировать их выполнение?
Ответ учителя: Да, задаются! Но и подход к их выполнению и контроль за ним должен быть особым. Попросите вашего ребенка рассказать, что обсуждалось в классе, кто и какие индивидуальные творческие задания выполнял, что хотелось бы сделать ему. Предложите ему в этом помощь или проявите заинтересованность. Проявите «педагогическую хитрость» : уйдите от роли «проверяющего», напротив, попросите ребенка выступить в роли учителя, объяснив ему, что в ваше время в школе не было такого интересного предмета. Вы увидите, с каким рвением и удовольствием он будет вас «обучать». Это очень ценные моменты доверительного, душевного и духовного общения с детьми.
Вопрос родителя: Мы охотно будем участвовать во всех мероприятиях, имеющих целью духовно-нравственное воспитание детей, но нужна организующая роль школы. Что она может мне предложить в этом плане?
Ответ учителя: Это целая система урочной и внеурочной работы на классном и общешколььном уровне. Например, проведение в гимназии праздников: театрализованное представление «Пришла Коляда - отворяй ворота», конкурс чтецов «Стихи о Светлой Пасхе», День Матери, празднование которого в нашей гимназии стало традицией.
Организована просветительская работа, в которую включены старшие школьники: они приходят к младшеклассникам, рассказывают им об истории и духовной культуре России. Регулярно проводятся акции милосердия: помощь ветеранам войны и труда, посылки солдатам, поездки в Детский дом. Во всем этом наши дети принимают самое активное участие.
Изучая на уроке ОПК тему: Христианская семья», мы обсуждали праввославный обряд венчания. На вопрос, почему над головами жениха и невесты в хране держат золотые венцы, дети без сомнения отвечали: потому что это красиво, они как царь и царица. Их поразил тот факт, что венец – это награда за решимость людей посвятить себя друг другу; что он напоминает о мученическом терновом венце Христа, так как жених и невеста, подобно мученикам, готовы все претерпеть ради сохранения семьи, ради любви друг к другу; что венец, как и обручальное кольцо, не имеет конца потому, что до смерти они должгы быть вместе, в горе и в радости и потом продолжаться в своих детях. Пусть это знание об истинном смысле семьи закладывается в наших детях уже сейчас. Тогда у них будет больше шансов создать собственную крепкую и счастливую семью и, в свою очередь, воспитать хороших детей.