Проект Православные традиции семьи


Проект: «Православные традиции семьи»
Тема проекта: «Православные традиции семьи и детского сада. Волонтёрское движение «Добрые сердца» в детском саду»
Участники проекта: Дети, педагоги, родители воспитанников.
Направление проекта: духовно-нравственное развитие и воспитание детей посредством приобщения к традиционным духовным ценностям семьи, формирование понимания значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, семьи, общества.
Возраст детей, участников проекта: Дети старшей группы (5-6 лет).
Предмет проекта: Православные традиции: детского сада, семейные, народные.
Тип проекта:  поисково-творческий;
Сроки реализации проекта: 10 месяцев
Цель проекта:
Воспитывать у детей интерес к православным традициям, путём организации в детском саду волонтерского движения «Добрые сердца».
Задачи проекта:
 - Дать детям представление о том, что такое «традиции добровольчества».
 - Знакомить с традициями детского сада, православными семейными традициями и традициями нашего народа;
 - Развивать интерес к православию;
 - Развивать поисковую деятельность, творческую активность,  коммуникативные навыки;
- Воспитание любви к семье, Родине;
-Воспитывать интернациональные чувства, как составляющую нравственно-патриотического воспитания дошкольников;
-Налаживание рабочих контактов и совместной работы в области духовно-нравственного развития детей между родителями и детским садом.
Актуальность:
1) В дошкольном возрасте происходит формирование культурно - ценностных ориентаций.
2) Семья есть важнейший институт воспитания нравственных качеств ребёнка.
Обоснование актуальности проблемы
В России традиция волонтёрства - добровольчества уходит в далекие времена, вглубь российской истории, когда россияне, воспитанные на моральных и этических традициях православия, оказывали безвозмездную помощь нуждающимся согражданам.
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности духовно-нравственного воспитания, его места и роли в общественной жизни. Недооценка воспитания духовно-нравственных качеств оборачивается изъянами в облике всего общества. Сегодня дефицит нравственности стал источником многих противоречий, наблюдаемых в нашей жизни. Всё чаще в обществе наблюдаются проявления равнодушия, нетерпимости, агрессивности между людьми разных возрастов, в том числе и у дошкольников.
Решение проблемы воспитания основ православия потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса. Педагогическое воспитание неразрывно связано с развитием духовно-нравственной сферы и направленно на воспитание ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, совестливым, верящим в возможность совершенствования мира и людей. Духовно-нравственным воспитанием необходимо заниматься уже в дошкольном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда «сердца открыты для добродетели», т.к. это самый благодатный период для формирования духовно-нравственных основ. Нельзя упускать это золотое время, ведь детство накладывает отпечаток на всю жизнь человека.Обсуждая эти вопросы на родительских собраниях, мы пришли к выводу, что необходима систематическая и целенаправленная работа по духовно-нравственному воспитанию наших детей.
Дошкольный возраст характеризуется, как сензитивный период для развития всех психических функций, а также как важный этап формирования личности ребенка. Это и послужило нам стимулом для создания волонтёрского движения в детском саду, ведь именно в дошкольном возрасте формируются личностные качества: ответственность, милосердие, самостоятельность, умение общаться с разными социальными группами людей, личностный позитивизм и др.
Мы проинформировали родителей о том, что эффективное осуществление процесса воспитания и развития вышеперечисленных качеств у дошкольников в добровольческой волонтёрской деятельности, возможно в контексте обшей системы духовно-нравственного воспитания, при следующих педагогических условиях: использовании педагогами комплекса воспитательных средств и методов, способствующих проявлению милосердия, трудолюбия, доброты, толерантности; создания в детском коллективе атмосферы, стимулирующей воспитание и развитие этих качеств; преодолении отчуждения между воспитателями, детьми и родителями; привлечении семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольного учреждения; организации самостоятельной деятельности детей, обеспечивающей проявление милосердия, доброты, толерантности и любви к природе в добровольческой деятельности.
Таким образом, работа отряда юных волонтёров в нашем детском саду направлена на развитие духовно-нравственных качеств ребенка в образовательной среде, способствующей формированию у детей адекватной самооценки, навыков общения и социальной гибкости к меняющимся внешним социальным условиям, оказание помощи разным социальным категориям граждан: престарелым, людям с ограниченными возможностями, беженцам, людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и используется как дополнение к основной программе в рамках дополнительного образования и воспитания дошкольников.

Практическая значимость:
Повышение качества образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
Создание методической копилки по духовно-нравственному воспитанию.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Создание в детских садах условий для обобщения материала по формированию у дошкольников семейных ценностей.
Укрепление связи семьи и детского сада.
Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
Теоретическая значимость:
Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к православным семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.
Новизна:
Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к православным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по духовно-нравственному воспитанию ребёнка в условиях детского сада. Новизна состоит в том, что организация деятельности волонтёрского отряда «Добрые сердца» начиналась в условиях детского сада во второй младшей группе. Маленьким волонтёрам исполнилось на тот момент по три годика. Опыта работы в этой сфере с такими малышами не было, методических разработок тоже…Естественно возникал вопрос: не поторопились ли мы? Но, как известно, дети рано начинают чувствовать доброту, справедливость взрослых, сверстников, чутко реагируют на проявления недоброжелательности. И, на наш взгляд, очень важно, чтобы они распространяли гуманные чувства не только на себя, а умели сострадать другим людям, быть милосердными, как настоящие православные христиане. Ребёнок должен знать, что такое быть милосердным, честным, справедливым, добрым и т. п. Дети должны уметь отвечать на вопросы, почему нужно быть таким, поступать так, а не иначе. Приучая детей раздумывать над поступками, мы развиваем их духовное сознание.
Волонтёрская деятельность - это широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности без расчета на денежное вознаграждение. Волонтерство основывается на добровольном труде, не требующем оплаты. Следовательно, его мотивы - не в материальном поощрении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. А для малышей, еще и в стремлении приносить радость окружающим их людям!
Мы уверены, что маленькие добровольцы получат от добрых дел гораздо большее: ощущение внутренней силы, света и радости. Появится удивительная творческая энергия, дающая новое конструктивное видение мира.
Реализация проекта: Свою деятельность мы начали с изучения отношения педагогов и родителей учреждения к волонтерской деятельности. Был проведён опрос 50 человек, из них: педагогов - 14 человек и родителей – 36. Анализ ответов позволил сделать некоторые выводы. Было выяснено, что 36% опрошенных уже принимали участие в волонтерской деятельности, 1% - не готовы принимать участие в волонтерстве, вместе с детьми в добровольческом движении согласились принимать участие 83% всех опрошенных.
Взрослые неоднозначно относились к волонтерской деятельности. Одни считали ее неотъемлемой частью жизни, другие как способ полезного времяпрепровождения. Несмотря на это, все исследуемые положительно отнеслись к созданию волонтерского движения в детском саду.
Инициативная группа разработала план работы Отряда юных волонтеров «Добрые сердца»:  
Старшая группа (2014-2015 уч.год):
Беседы: «Кто хранит и бережет нашу жизнь», «Как мы должны относиться к родителям», «Чем я могу порадовать?», «Могут ли жить вместе любовь и вражда?», «Как нужно почитать старых людей», «О доброй душе и дружной семье».
Подготовка и проведение акции ко Дню пожилых людей - Павловский дом-интернат для престарелых и инвалидов;
Акция «Бабушку и дедушку очень я люблю, им открытку сделаю, на память подарю»;
Выставка рисунков «Моя любимая бабушка»;
Благотворительная акция «Подари радость!»- передача игрушек и канцтоваров детям Донбасса;
Благотворительный концерт, посвящённый Дню матери;
Благотворительная акция «Поможем, чем можем!» - передача корма в приют для бездомных животных и на станцию юных натуралистов;
Посещение храмов г. Павловск. Благотворительные акции «Рождественское чудо», «Рождественская ёлочка»;
Благотворительный концерт «Рождество Христово»;
Районный конкурс рисунков «Мой папа - самый лучший!»;
Районный конкурс рисунков «Моя мама»;
Благотворительный концерт «Воскресение Христово»;
Встреча со священником Покровского храма.
Подготовка и проведение проекта «Война народная», к 70-летию Победы в ВОВ – поисковая деятельность о родственниках, воевавших и трудившихся в тылу;
Фотовыставка «Мой прапрадед – герой»;
Акция «Георгиевская ленточка»;
Конкурс рисунков на асфальте «Моя мама»;
Участие в концерте "Для милых мам!"
Районный конкурс семейных газет «Мой дворец»
Ожидаемый результат:
Данный проект поможет воспитателям раскрыть ребенку мир православной культуры, расширить представления об образе жизни людей, их обычаях, традициях; на основе познания будет способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей. Через приобщение детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, сформирует у них представление о себе и других как о личности. Впереди наших юных волонтёров ждет много добрых дел. Мы не знаем, кем станут наши воспитанники, когда повзрослеют. Но в одном мы уверенны – наши малыши вырастут добрыми, порядочными гражданами России!