Матрица сочинения с элементами сопоставительного анализа двух лирических стихотворений (Тютчева и Фета) с предварительной подготовкой (на раздаточных карточках, реконструирующих поэтический текст, и в виде обсуждения реконструкции)
Предварительная работа по теме как накопление материала к сочинению (делается сразу на раздаточной карточке):
Заполните карандашом пропущенные места в двух стихотворениях*
* * *
Тени сизые смесились,Цвет поблекнул, звук уснул Жизнь, движенье В сумрак зыбкий, в дальний ...Мотылька полет Слышен в воздухе ночном...Час тоски невыразимой!..Всё во мне, и я !..Сумрак тихий, сумрак сонный,Лейся в глубь моей души,Тихий, томный, благовонный,Все залей и Чувства мглой самозабвеньяПереполни через край!..Дай вкусить ,С миром дремлющим !
Вечер
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей ,
Засветилось на том .
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми ,
Разлетелись, как дым, .
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,
Но зарница уж теплится
Голубым и зеленым .
* Реконструкция делается на уроке, предшествующем написанию сочинения
2. Устный анализ реконструированных стихотворений (правильный вариант для учителя - ниже):
1) авторыТютчев и Фет; кому принадлежит первое, кому - второе?
2) что подсказывает это?
3) в чём сходство, в чём отличия?
3. Написание сочинения**
Тютчев и Фет: сходство и различие
Структура
Содержание
Оформление
I. Тютчев и Фет – великие лирики второй половины XIX в
Что роднит этих двух поэтов с историко-литературной точки зрения?
Тютчев и Фет – во многом родственнее поэты. Близкими друг другу их делает, во-первых, , во-вторых, , в-третьих, Рассмотрим их сходство и отличия на материале сопоставления двух стихотворений:
II Сопоставление двух стихотворений.
1. Сходство стихотворений с точки зрения
а) жанра;
Какой жанр обоих стихотворений?
Стихотворения Ф.И. Тютчева «» и А.А.Фета «» представляют собой , разновидность лирики.
б) тематики;
В чём сходство их с точки зрения темы (т.е. того, что описывается в них)?
Если попытаться найти между ними сходство, то можно констатировать, что в обоих стихотворениях изображается
в) понимания поэзии и её целей
Как выбор именно этой тематики выявляет сходство в представлениях о поэзии и её задачах у двух поэтов
О°Этот выбор темы неслучаен, так как и Тютчев, и Фет Оба поэта одинаково понимали , более всего ценили в творчестве и, соответственно, ставили перед собой сходные задачи –
2. Отличия между стихотворениями с точки зрения
а) понимания природы, выражаемого в образности стихотворений;
Чем отличаются стихотворения с точки зрения своего образного строя и отношения к природе, воплощающегося в основных образах?
Теперь сопоставим эти же произведения с точки зрения их индивидуальности, т.е. найдём между ними отличия. Во-первых, они совершенно не похожи друг на друга с точки зрения свой образности. Так, у Тютчева в стихотворении преобладают такие образы: . Они А у Фета – совершенно иные: Мир его стихотворения – это У него
б) эмоциональности стихотворений
Как отличаются они друг от друга, если рассмотреть выражаемые в них чувства?
Во-вторых, оба стихотворения отличаются и друг от друга по своей эмоциональности. Поэтическое чувство Тютчева – это , в то время как эмоциональный мир Фета совсем иной : его чувства –
в) средств художественной выразительности;
Как всё вышеупомянутое отражается на выборе эпитетов, метафор, сравнений и т.д.?
В-третьих, различие в образности и в эмоциональности стихотворений выражается и на уровне их поэтического языка. У Тютчева преобладают такие метафоры, как «» «», он использует также А в стихотворении Афанасия Фета мы видим совсем иные тропы: «»
г) главных идей, выражающихся или лежащих в основе
Что хотел сказать своим произведением один поэт, что – другой? Какие идеи вы можете выявить в одном и в другом?
Я думаю, что обнаруженные отличия выражают главное – поэтические мысли. идеи, лежащие в основе Тютчев, наверное, хотел , в то время как Фет
III.Ваш личный выбор из двух
Кто из двух этих поэтов и почему ближе лично вам?
Если выбиратьь между этими двумя великими русскими лириками, то я бы предпочёл(чла) всё-таки , потому что Он привлекает меня
** На следующем уроке, пишется по карточкам, оставшимся на руках у обучаемых
15