Матрица сочинения с элементами сопоставительного анализа двух лирических произведений (стихотворений Ахматовой и Цветаевой) с предварительной подготовительной работой к нему (на раздаточных карточках и в виде обсуждения)
Предварительная работа по теме как накопление материала к сочинению (делается сразу на раздаточной карточке):
Заполните карандашом пропущенные места в двух стихотворениях*
Родная земля И в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас. 1922 В заветных ладанках не носим на груди,О ней стихи навзрыд не сочиняем,Наш горький сон она не бередит,Не кажется обетованным .
Не делаем ее в душе своейПредметом купли и продажи,Хворая, бедствуя, немотствуя на . ,О ней не вспоминаем .
Да, для нас это грязь на калошах,Да, для нас это хруст на зубах.И мы мелем, и месим, и Тот ни в чем не замешанный Но ложимся в нее и становимся ею,Оттого и зовем так свободно .
1961
Родина О, неподатливый язык!Чего бы попросту мужик,Пойми, певал и до меня:«Россия, родина !»Но и с калужского холмаМне открывалася она Даль, тридевятая земля!Чужбина, !
Даль, прирожденная, как боль,Настолько родина и Рок, что повсюду, через всюДаль всю ее с собой !Даль, отдалившая мне близь,Даль, говорящая: « Домой!» Со всех до горних звезд Меня снимающая !Недаром, голубей воды,Я далью обдавала лбы.Ты! Сей руки своей лишусь,Хоть двух! Губами На плахе: распрь моих земля Гордыня, !
1932
* делается на уроке, предшествующем написанию сочинения
2. Устный анализ получившегося (правильный вариант для учителя - ниже):
1) авторы Ахматова и Цветаева; кому принадлежит первое, кому - второе?
2) что подсказывает это?
3) в чём сходство, в чём отличия?
Ахматова
Цветаева
Родная земля И в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас. 1922 В заветных ладанках не носим на груди,О ней стихи навзрыд не сочиняем,Наш горький сон она не бередит,Не кажется обетованным раем.Не делаем ее в душе своейПредметом купли и продажи,Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах, Да, для нас это хруст на зубах. И мы мелем, и месим, и крошим Тот ни в чем не замешанный прах.Но ложимся в нее и становимся ею,Оттого и зовем так свободно - своею. 1961 Ленинград
Родина О, неподатливый язык!Чего бы попросту мужик,Пойми, певал и до меня:«Россия, родина моя!»Но и с калужского холмаМне открывалася она Даль, тридевятая земля!Чужбина, родина моя!
Даль, прирожденная, как боль,Настолько родина и столь Рок, что повсюду, через всюДаль всю ее с собой несу!Даль, отдалившая мне близь,Даль, говорящая: «ВернисьДомой!» Со всех до горних звезд Меня снимающая мест!Недаром, голубей воды,Я далью обдавала лбы.Ты! Сей руки своей лишусь,Хоть двух! Губами подпишусьНа плахе: распрь моих земля Гордыня, родина моя!
1932
3. Написание сочинения**
Сопоставительный анализ стихотворений А.Ахматовой и М.Цветаевой
Структура
Содержание
Оформление
I. Ахматова и Цветаева как два великих поэта XXв, судьбы и творчество которых стали символами России
Что роднит этих двух поэтов с историко-литературной и биографической точек зрения?
А.Ахматова и М.Цветаева – во многом родственнее поэты. Близкими друг др|°угу их делает, во-первых, , во-вторых, , в-третьих, Рассмотрим их сходство и отличия на материале сопоставления двух стихотворений:
II Сопоставление двух стихотворений.
1. Сходство стихотворений с точки зрения
а) тематики;
В чём сходство их с точки зрения темы (т.е. того, что описывается в них)?
Если попытаться найти между ними сходство, то можно констатировать, что в обоих стихотворениях говорится о Оба поэта выражают своё сложное отношение к
б) образности, выражающей эту тематику
Как оба поэта декларируют свой принципиальный отказ от избитых формул псевдопатриотических стихов? Как оба поэта подчёркивают на уровне образов эту сложность в отношении к Родине?
Так, оба поэта , говоря про , с самого начала отказываются от лжи: как Ахматова признаётся: «», – так и Цветаева восклицает с сарказмом: «»А Ахматова соглашается, что родина - это и «», и «», имея в виду, по-моему, что А М.Цветаева это сложное ,противоречивое отношение выражает уже в том, что только называет её противоречиво: и «» , и «» , и «»
в) на уровне главной мысли , идеи
В чём сходны оба стихотворения с точки зрения их идей, смысла? Как, вопреки этой болезненности в отношении к Родине, оба поэта всё же относятся к ней?
Поэтому и идеи этих стихотворений сходны: оба поэта Ахматова выражает эту мысль в следующих строках: «» Цветаева же – в словах
2. Отличия между стихотворениями с точки зрения
а) конкретных образов
Чем отличаются стихотворения с точки зрения
образности? Что для Ахматовой родина? А что для Цветаевой?
Обе поэтессы – глубоко самобытные авторы, резко отличающиеся друг от друга и от других поэтов.. Во-первых, они совершенно не похожи друг на друга с точки зрения свой образности. Так, Ахматова использует следующий образный ряд: .., – т.е. Родина для неё это прежде всего А для Цветаевой главным образом является образ
б) эмоциональности и интонации стихотворений
Как отличаются они друг от друга, если рассмотреть выражаемые в них чувства, интонацию?
Во-вторых, оба стихотворения отличаются и друг от друга по своей эмоциональности. Стихотворение Ахматовой по интонации , тогда как цветаевское –
в) на уровне поэтических размеров
Как это отличие интонации выражается в используемых ими поэтических размерах? Что ещё характерное для внешней оформленности строфы Цветаевой можно увидеть? Что в самом начале есть у Ахматовой и чего нет у Цветаевой?
В-третьих, это отличие в интонировании стихотворений связано с различием в поэтических размерах, используемых поэтами. Ахматова пишет , в то время как Цветаева использует смешанные размеры: в первой и третьей строчках – это, а во второй и четвёртой –- это Также визитной карточкой цветаевской поэзии можно считать Признаком традиционности поэтческих средств Ахматовой можно считать используемый ею
III.Ваш личный выбор
Кто из двух этих поэтов и почему ближе лично вам?
Если выбирать между этими двумя великими русскими лириками, то я бы предпочёл(чла) всё-таки , потому что Она ближе ( понятнее, созвучнее и т .д.)мне
** На следующем уроке, пишется по карточкам, оставшимся на руках у обучаемых
15