Сценарий литературной гостиной А.П.Чехову посвящается
Сценарий литературной гостиной
А.П.Чехову посвящается
2015 год, год 155- летия со дня рождения А.П. Чехова – писателя-классика
Оформление сцены:
На экране – портрет А.П. Чехова и запись эпиграфа:Правда и красота… всегда составляли главное в человеческойжизни и вообще на земле.А.П.Чехов
Музыкальное оформление: фонограммы из «Времен года» П.И.Чайковского.
Учитель: Рады приветствовать всех в литературной гостиной, и приглашаем в гости к талантливому человеку, писателю-драматургу.
Устремлённость А.П. Чехова к перу была поразительной. Его рассказы, повести, пьесы – не только свидетельство уникального таланта, в его творчестве, мне кажется, ощущается некий свет тайны его личности.
Ведущий 1.: Чехов! Прекрасное чистое имя. Когда говоришь – Чехов, возникает особое чувство, может быть даже счастье, что жил этот человек.
Ведущий2. Это один из спутников жизни. Не только у нас. Во всем мире.
Ведущий 1.Он входит в жизнь человека. Разных людей, разных возрастов, разных занятий.
Ведущий 2. Антон Павлович Чехов родился в 1860 году, в Таганроге, небольшом южном городе на берегу Азовского моря. Детство у писателя было трудным.
Мизансцена. За столом сидит мальчик, в руках держит перо, на столе книга, он пишет, делает уроки. Звучит спокойная музыка. Ведущий зажигает свечи на его столе.
Ведущий 1: Короткий зимний день подходил к концу. Ученик третьего класса таганрогской гимназии Антоша Чехов готовил уроки, перед ним на столе лежала раскрытая латинская грамматика, в медном подсвечнике мигала сальная свеча. По углам ползли тени. Было тихо, тепло.
Ведущий2: Антоше Чехову одиннадцать лет. Может быть, он забыл, а вернее, не хотел думать, что сегодня его очередь сидеть в торговой лавке отца.
Ведущий1: Кроме работы в лавке, у детей Чехова была еще обязанность – петь в церковном хоре. Антоша, который был еще в первом классе гимназии, должен был петь альтом. Но слух у него был неважный, голос жиденький, он часто болел, кашлял, и петь в хоре было ему очень трудно. А Павел Егорович был строг и особенно требователен, когда дело касалось хора. Немало горьких слез пролил мальчик, немало здоровья унесли у него эти спевки, которые иногда затягивались далеко за полночь.
Мизансцена. Мальчики садятся на край сцены, в руках держат иголки с нитками, брюки, ботинки и шьют.(Чехов, его братья, Иван и Николай)
Ведущий2.: Когда Антоша был в четвертом классе гимназии, при таганрогском уездном училище был открыт ремесленный класс, где обучали сапожному и портняжному ремеслу. В этот класс принимали и из других учебных заведений. Антоша с братьями Иваном и Николаем стали учиться в этом классе. Антоша учился портняжному ремеслу, выучился шить себе брюки и жилеты, и был очень доволен.
Ведущий1: Так между гимназией, спевками, сидением в лавке, шитьем брюк и жилетов проходили детские годы Чехова. Вспоминая о них, он говорил: “В детстве у меня не было детства”.
Ведущий2: Но, конечно, были и у мальчика Чехова радости, и прежде всего – нежная и заботливая любовь к нему матери. Добрая, простая и тихая Евгения Яковлевна старалась укротить нрав отца, смягчить его. Она вносила в жизнь детей много ласки, умела объединить семью, сплотить ее вокруг себя. Дети очень любили ее. “Для нас дороже матери ничего не существует”, - писал Чехов.
Ведущий1. Несмотря на трудную и нерадостную жизнь, Антоша оставался человеком веселым и жизнерадостным, всегда готовым на остроумную шалость, розыгрыш, шутку. Нужна была большая сила характера, чтобы на всю жизнь сохранить в себе эти качества, не озлобиться на весь мир, не потерять бодрости, надежды, чувства юмора.
Ведущий2: У Антоши были прекрасные актерские способности. Он постоянно изображал кого-нибудь: важного чиновника, старого профессора, городничего на параде, но лучше всего изображал он зубного врача.
Сценка. Рассказ «Хирургия»
Ведущий1.: Недаром все это потом нашло отражение в его произведениях.
Ведущий2.: Неудивительно, что его рассказы, пьесы так легко играть на сцене.
Инсценировка фрагмента рассказа А.П. Чехова “Толстый и тонкий ”.
Ведущий1.: Шли годы. А.П. Чехов закончил гимназию, медицинский факультет Московского университета, стал доктором, но продолжал заниматься и литературой. Он стал посылать рассказ за рассказом в юмористические журналы “Стрекоза”, “Будильник”, “Зритель”, “Осколки”. И чего только он не писал! Заметки, анекдоты, подписи к карикатурам, рассказы.
Ведущий2: Подписывался Чехов под этими своими произведениями не своей фамилией, а разными псевдонимами: “Антоша Чехонте”, “Врач без пациентов”, “Юный старец”, “Человек без селезенки”, “Улисс”, “Брат своего брата”.
Ведущий1: Друзья и близкие советовали уделять больше внимания медицине, чем бумагомаранию (идет к музейному уголку, показывает на вывеску) Поддаваясь общему напору, он уже повесил на двери своей квартиры медную дощечку: “Доктор А.П. Чехов”, и вдруг письмо от человека, тонкому поэтическому чутью которого нельзя не поверить!
Ведущий2: (Открывает конверт и читает письмо).
“…Вы, я уверен, призваны к тому, чтобы написать несколько превосходных, истинно художественных произведений. Вы совершите великий, нравственный грех, если не оправдаете таких ожиданий”.
Ведущий1: Изумленный нежданным письмом Антон Павлович пишет ответ Д.В. Григоровичу:
“Ваше письмо, мой добрый, горячо любимый благовеститель, поразило меня, как молния. Я едва не заплакал, разволновался и теперь чувствую, что оно оставило глубокий след в моей душе. Как Вы приласкали мою молодость, так пусть бог успокоит Вашу старость, я же не найду ни слова, ни дел, чтобы отблагодарить Вас… Вся надежда на будущее. Мне еще только 26 лет. Может быть, успею что-нибудь сделать, хотя время летит быстро”.
Инсценировка фрагмента рассказа «Хамелион».
Ведущий2: Да, время летело быстро, но А.П. Чехов успел написать около тысячи рассказов.
Но все больше увлекался театром, одну за другой, легко писал он свои пьесы. Так появились “Чайка”, “Дядя Ваня”, “Три сестры”.
Миниатюра по рассказу Чехова .Ведущий1: Чехов предчувствовал будущее, иногда поражаешься его предвидениям. А про себя он говорил, что его будут читать лет семь, забудут и потом, после забвения, лет через пятьдесят, - и уже навсегда. Сегодня, через сто лет после его смерти, людей, воспитанных его книгами, уже десятки, сотни миллионов. Ведь нынче имя и книги Чехова – одни из самых популярных в мире.
Учитель: Нашу встречу хотелось бы закончить словами М. Волошина о жизни и творчестве Чехова:
Пройти по всей землегорящими ступнями,Всё воспринять и снова воплотить.