Авторская методическая разработка классного часа Компьютер — это хорошо или плохо?
С.Е.Калинкина
ГБОУ СОШ им.В.С.Юдина с.Новый Буян
м.р.Красноярский Самарской области
Авторская методическая разработка классного часа
для учащихся 3 - 4 классов
«Компьютер – хорошо или плохо?»
Цель: профилактика виртуальной аддикции у школьников – обезопасить учащихся с помощью информации, полученной в ходе интерактивной беседы.
Задачи:
Оценить проявления компьютерной деятельности человека по критериям «полезно» и «вредно» посредством соотнесения понятий и высказываний.
Обобщить информацию и сделать вывод о возможной опасности для физического и психического здоровья человека от чрезмерного увлечения компьютерными играми.
Формировать культуру компьютерной деятельности посредством анализа элементарных фактов, речевой деятельности.
Методический комментарий
Класс делится произвольно на 4 группы. Каждая группа занимает выбранный «круглый стол», на котором находятся лист бумаги для записей, ручка, 3 конверта и карточка – тема для обсуждения: «Здоровье», «Время», «Взаимоотношения», «Внутреннее состояние».
Для этапа рефлексии должны быть красные и зеленые карандаши, фломастеры или ручки.
Задание 1.
В конверте №1 лежат разноцветные буквы, из которых нужно составить слова. С помощью этих слов мы определим тему нашей встречи. А по скорости выполнения – очередность выступления групп.
(каждому слову соответствует один цвет; слова: МОНИТОР, МЫШЬ, КЛАВИАТУРА, СИСТЕМНЫЙ БЛОК, КОМПЬЮТЕР, ИНФОРМАЦИЯ).
Анализ результатов, обобщение, определение темы-вопроса
Задание 2.
В конверте №2 находятся слова или выражения, смысл которых нужно проанализировать в связи с компьютерной деятельностью.
Ответ обязательно записывается на лист (черновик – шпаргалка).
Работа зрительно-тактильных анализаторов, письменная речь позволяет детально осмыслить тему.
Время на подготовку 7-10 минут.
Тема, над которой работает группа
Ключевые слова
«Здоровье»
- глаза;
- осанка;
- подвижность;
- питание;
«Время»
- общение с семьей;
- общение со сверстниками в реальности;
- домашние обязанности
- режим дня;
«Взаимоотношения»
- в семье просят что-то сделать, помочь, а ты хочешь играть;
- общение со сверстниками в реальности;
«Внутреннее состояние»
- капризы;
- тревожность, желание быстрее начать игру;
- весь день думаю как перейду на новый уровень;
- жестокость;
- обман;
Каждая группа представляет своё мнение, приводит примеры, аргументы. Другие учащиеся и учитель могут задавать вопросы, поддерживать или опровергать.
Учитель в это время организует на доске запись высказываний учащихся в виде таблицы:
+ ПОЛЕЗНО
- ВРЕДНО
ВЫВОД:
Очевидно, что на основе общепринятых ценностей, знаний, личного опыта будет заполнена только колонка «ВРЕДНО», либо ее содержимое будет значительно больше.
После выполнения этого задания ВЫВОД не делается.
Задание №3.
Откройте конверт №3 и выполните задание.
Всем группам предлагается составить список полезных возможностей компьютера и по возможности определить необходимое количество времени для них.
Время на подготовку 3-5 минут.
Анализ ответов по аналогии задания №2.
Учитель в это время продолжает запись в таблице на доске.
Вероятно, что все ответы сведутся к следующему:
поиск информации;
учебные игры;
учебные задания;
просмотр видео.
Другие ответы либо обобщенно относятся к выше перечисленным, либо имеют негативное влияние и относятся к колонке «ВРЕДНО».
Подведение итогов – примерный вывод:
Техническое устройство – компьютер применяют для обучения или выполнения каких-либо работ (проекты, презентации и др.)
Использование компьютера может причинить вред человеку.
Необходимо создать культуру (правила) компьютерной деятельности.
Рефлексия:
Детям предлагается индивидуальная карточка с разными ситуациями и видами компьютерной деятельности, каждой из которой соответствует пустой кружок.
Задание:
сделай выбор для себя и обведи кружки зеленым цветом;
красным цветом закрась кружки, обозначающие вредные действия.
Учитель собирает листочки для педагогического анализа и построения на основе выводов дальнейшего воспитательного процесса.
15