Развивающее занятие в рамках игры «Путешествие в Солнечный город» (по нравственно-этическому воспитанию). Азбука общения для 1-2 классов
КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Развивающее занятие в рамках игры
«Путешествие в Солнечный город» (по нравственно-этическому воспитанию). Азбука общения для 1-2 классовТема: «Дал слово – держи»
Разработала: воспитатель Ермилова Елена Викторовна
Цель: духовно-нравственное воспитание младших школьников.
Задачи:
1) Формировать у детей понятие «долг», «ответственность», «слово чести».
2) Учить всегда держать данное слово, не давать пустых обещаний.
3) Воспитывать уважительное отношение к окружающим, прививать навыки культуры общения.
4) Знакомить с новыми пословицами и поговорками.
Оборудование: плакаты «Нет большего позора, чем не выполнить уговора», «Не давши слова – держись, а давши – крепись», плакаты для игры «Обещалки».
Ход занятия:
Воспитатель: - Дорогие ребята! Сейчас я хочу напомнить вам стихотворение В. Маяковского:
Крошка сын к отцу пришел,
И спросила кроха:
«Что такое хорошо?
И что такое плохо?»
А если бы вам вдруг задали такой вопрос, как бы вы ответили? (заслушивают ответы детей 5-6 человек).
Вы считаете, что плохо быть ленивым, жадным, злым, трусливым. Нельзя без разрешения брать чужое, обманывать, давать пустые обещания и нарушать слово. Сегодня я расскажу вам одну «Сказку про птицу-синицу».
- Однажды зимой собрались все птицы на лесной полянке и стали жаловаться, на то, что весны долго нет, зима затянулась. Вызвалась тогда птица-синица весну разбудить и в лес привести. Но на следующий день было снова холодно и птицы обратились к синице с вопросом: «Где же весна?». Синица могла только кричать: «Тень-тень-тень». Поняли птицы, что это туча солнышко закрывает, попросили ветра тучу прогнать. А синица всем объясняет: «Теперь тени нет – завтра весна придёт».
На другой день весна опять не появилась, а синица новое оправдание нашла: «День-день-день». Догадались птицы, что нужно день удлинить, стали просить солнышко подольше светить. А синица и говорит: «Солнышко на небе стало дольше бывать – значит, завтра весна придёт». Назавтра солнышко весь лёд растопило. Стал таять снег, появились ручьи. А синица по всему лесу летала, со звоном капели перекликалась: «Динь-дон, динь-дон», а про весну и забыла. Тогда послали птицы своего вестника-жаворонка весну звать. Взмыл он высоко в небо и запел во весь голос: «Приди! Приди, весна – красна!» Услышала его весна и появилась в лесу. Все птицы встретили её весёлым пением, а синицу с тех пор и прозвали: «Динь-дон – пустозвон».
Вопросы детям:
1) Как вы думаете, почему так прозвали птицу-синицу?
2) Кто на самом деле весну позвал?
3) Могла ли синица справиться без помощников?
4) Можно ли давать пустые обещания?
Воспитатель: Свои обещания надо выполнять, чтобы не прослыть «пустомелей», «пустозвоном». Про тех, кто умеет держать слово, в народе говорят:
- Его слово твёрдо, как гранит –
Исполнит всё, что говорит.
- Его слово твёрдое, как сталь –
Не отложит дело вдаль.
В своём стихотворении «Решительное решение» поэтесса Эмма Мошковская рассказывает об одной девочке, любившей давать обещания?
Я в горе и в отчаянье,
Никак мне не понять:
Даю я обещание
И мне же выполнять?
- Но это очень трудно –
Шепчу я очень грустно.
- Но это очень много! —
Кричу я очень строго. —
И где же разделение труда?
Такое положение хочу я поменять:
Решаю я решение
Решительно принять.
Я говорю: Внимание!
Прошу меня понять:
Даю я обещание,
А вам всем выполнять!
Про таких людей, как эта девочка говорят, что они любят «загребать жар чужими руками». Ведь они только обещают, а выполнять будет кто-то другой. Поэтому давайте сейчас с вами поиграем в игру «Обещалки». (Физкультминутка).
Игра «Обещалки»:
Выбрать из размноженных плакатов то обещание, которое тебе по силам выполнить:
1) Обещаю хорошо учиться.
2) Обещаю по утрам чистить зубы.
3) Обещаю выучить стихотворение.
4) Обещаю убрать в спальне.
5) Обещаю быть всегда аккуратным.
6) Обещаю помогать старшим.
7) Обещаю быть вежливым.
8) Обещаю быть послушным.
9) Обещаю делать хорошие поступки и т.д.
Дети читают вслух свои обещания.
Воспитатель: Эти обещания нужно обязательно выполнять, ведь про ответственных людей всегда говорят:
- Скажешь: «человек слова», подразумеваешь: «человек дела».
А людей безответственных называют ещё «Обещалкины».
Стихотворение «Обещалкины».
Есть, ребята в нашей школе
Мальчик-обещалкин Коля.
Обещает Коля нам
Чистить зубы по утрам
Утром говорит он часто,
Что куда-то делась паста,
Щётку тоже потерял –
Обещанье не сдержал!
А ещё есть в классе нашем
Обещалкина Наташа
Обещает не лениться,
Хорошо всегда учиться.
Но когда звенит звонок –
Опоздает на урок,
Вновь не выполнит заданье
И не сдержит обещанье.
Мальчик Обещалкин Петя
Обещает всё на свете:
Подмести и вымыть пол,
А ещё накрыть на стол,
В классе вырастить цветы
Небывалой красоты.
Зря он время не теряет:
Обещает, обещает…
Вы представьте-ка, ребята
Что случилось бы когда-то,
Если б жили-были вдруг
Обещалкины вокруг
Вот пришёл ты на обед,
А его в столовой нет.
Обещалкин повар был
И обед сварить забыл.
Обещалкин был учитель,
Обещалкин быль строитель,
Первый не провёл урок,
Дом другой не сделал в срок.
Обещалкины вредят,
Жизнь испортить нам хотят.
Потому, дружок, ты знай:
Обещаешь – выполняй!
Мне бы хотелось, чтобы в заключение нашего занятия, вы ещё раз прочитали пословицы, ставшие девизом сегодняшней беседы:
(Дети хором) «Нет большего позора, чем не выполнить уговора»,
«Не давши слово – держись, а давши – крепись!»
- Подведение итогов занятия, рефлексия.
- Награждение самых активных участников занятия.