Развивающее занятие для обучающихся по теме Общение в моей жизни для 5 классов


Начало формы
Развивающее занятие для обучающихся 5 класса по теме
"Общение в моей жизни "
Участники: обучающиеся 5 класса
Цель: формирование навыков эффективного общения
Задачи:
Формирование представлений о вербальном и невербальном общении;
Совершенствование коммуникативных навыков ;Формирование мотивации построения позитивных взаимоотношений;
Развитие мыслительных способностей;
Обогащение опыта межличностного взаимодействия;
Тренировка гибкости поведения;
Развитие рефлексии, эмпатии, толерантности.
Ход занятия
Пятиклассники сидят на стульях полукругом
Организационный момент (2 мин)
Психолог: «Сегодня у нас с вами не обычный урок математики или литературы, а урок общения, урок психологии. И задания, которые мы будем выполнять на этом занятии, тоже необычные. Мы будем разгадывать загадки,  много играть, но все эти игры будут учить нас общаться друг с другом так, чтобы это общение оставляло у всех только приятные впечатления.
Тема нашего занятия – «Общение в моей жизни». Хотите узнать такие секреты, которые помогут вам быть приятным собеседником, избегать конфликтов, лучше понимать друг друга? Тогда начнем».
Знакомство (3 мин)
Для того чтобы общаться на занятии более успешно, нам с вами необходимо познакомиться. Давайте сделаем так: на счет «1-2-3» все одновременно громко называют свое имя.Ой, какой шум и гам! Как вы думаете, услышала ли я ваши имена? А что же делать? Может быть, чтобы я услышала, вам нужно прокричать их еще громче? Действительно, это не поможет.
Тогда давайте просто все напишут свои имена на листочках, которые я дам каждому, и прикрепит себе на одежду, чтобы все видели и могли обращаться к вам по имени.Кстати, это и будет 1 секретом общения (Приложение 1). Оказывается, любому человеку приятно, когда произносят его имя, поэтому если хотите установить с ним хорошие отношения, чаще называйте его в разговоре по имени.
Приветствие (3 мин)
Упражнение «Аплодисменты» (все сидят полукругом) - Ребята, давайте поприветствуем друг друга. Давайте я начну, а вы продолжите. Это легко – я встаю и говорю: «Я хочу поприветствовать …(имя)» - и аплодирую этому человеку. Тот, кого я назвала, встает и так же приветствует следующего, любого из сидящих – ему мы хлопаем уже вдвоем и т.д. Человеку,  которого назовут последним, достается не только приветствие, но и самые громкие аплодисменты!
Разминка: 
Игра «Перестройка» (5 мин)
 - Начнем нашу работу с небольшой, но интересной  разминки, которая поможет вам включиться в работу. Я буду называть вам какой-то признак, а вы будете в соответствии с ним строиться в один ряд.Вот первое задание: постройтесь по первой букве имени в алфавитном порядке.
Следующее задание я чуть-чуть усложню: работать вы должны будете молча! Итак, постройтесь по цвету глаз: от самых тёмных (слева) до самых светлых (справа). Внимательно посмотрите друг другу в глаза!
И последнее задание, самое сложное: постройтесь по росту – от самых высоких (слева) до самых низких (справа), но теперь вам предстоит это сделать с закрытыми глазами! Зато можно друг с другом разговаривать.- Какие вы молодцы, справились со всеми заданиями, даже самым сложным,  быстро и правильно!
(все садятся полукругом)Скажите, при выполнении этих заданий вам приходилось общаться между собой? А ваше общение различалось при выполнении первого, второго и третьего заданий?
Общение бывает разных видов, и с видами общения нам сегодня предстоит познакомиться.
Развивающие упражнения
Головоломка (5 мин)
Чтобы познакомится с одним из видов человеческого общения, я предлагаю вам разгадать головоломку (приложение 1). Здесь зашифрована одна известная поговорка:

Ответ:  Язык до Киева доведёт.
- Очень хорошо! И с этим заданием справились успешно!
Кто может сказать, на какой вид общения указывает нам разгаданная головоломка? Да, чаще всего люди общаются при помощи слов, языка. Словесное общение называют ещё вербальным, это 2 секрет общения (Приложение 2).
Игра «Стыковка» (5 мин)
 - Следующая игра поможет выяснить, насколько хорошо вы умеете пользоваться в общении своей речью.
(разделиться на 5 групп, поставить 2 стула на 1 группу)Игра в четверках. Двое садятся напротив друг друга так, чтобы их колени соприкасались, закрывают глаза. Указательные пальцы правых рук – “Космические станции” - они вытягивают навстречу друг другу.Двое других стоят позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих начинает с помощью словесных команд управлять движениями правой руки сидящего перед ним.Цель – свести концы указательных пальцев своих партнеров. - Трудно было играть с закрытыми глазами? А почему, как вы думаете, труднее общаться, когда не видишь собеседника? (не видишь его жестов, выражения лица)- Действительно, общаться можно по-разному, не только вербально. Общение без помощи слов называется невербальным – это 3 секрет общения
 - Представьте себе ситуацию, что вы оказались за границей и вам нужно объясниться с иностранцами, не зная их языка – как вы это сделаете? (При помощи жестов). В следующей нашей игре вы сами попробуете общаться друг с другом невербально.
Упражнение “Подарок” (5 мин)
Детям предлагается подарить любой воображаемый предмет. О подарке нельзя говорить, нужно изобразить его с помощью рук. Тот, кому подарили подарок, должен отгадать, что ему подарили, поблагодарить и подарить свой подарок следующему.
 - Скажите, какие трудности вы испытали, общаясь друг с другом без слов? Попробуйте объяснить, почему другие игроки не всегда вас понимали? (Все люди разные, используют разные средства общения).- Это 4 секрет общения: все люди разные, и общаться они привыкли по-разному, поэтому если хотите понимать собеседника, слушайте его внимательно, не перебивайте, следите за его мимикой и жестами, старайтесь понять его мысли и чувства
Игра «Тропинка» (5 мин)
Все дети выстраиваются друг за другом и идут в помещении змейкой по воображаемой тропинке. По команде ведущего они преодолевают воображаемые препятствия.
Спокойно идем по тропинке. Вокруг – кусты, деревья. Шелестя, падают желтые листья. На тропинке впереди – большие лужи. Одна, вторая, третья.
Снова спокойно идем по тропинке. Перед нами – ручей. Через него перекинут мостик с перилами. Переходим по мостику, держась за перила.
Спокойно идем по тропинке. Тропинка ведет через болото. Появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три, четыре. Перешли через болото.
Снова идем спокойно. Перед нами – овраг. Через него переброшено бревно. Переходим через овраг по бревну. Идем осторожно, сохраняя равновесие! Ух, наконец, перешли!
Идем спокойно. Что это? Тропинка стала липкой от мокрой, раскисшей глины. Ноги так и прилипают к ней. Еле-еле отдираем ноги от земли. Идем с трудом.
Дорога опять стала хорошей. Спокойно идем. А теперь через тропинку упало дерево. Да какое огромное! Ветки во все стороны! Перелезаем через него.
Ой, на что-то колючее наступили! Да это ежик!
Идем спокойно по тропинке. Хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!
Упражнение «Цена улыбки» (3 мин)
 - Наше занятие подходит к концу, и напоследок я  хотела бы поделиться с вами еще одним важным секретом, помогающим сделать общение приятным и успешным. Я вам прочитаю описание этого средства, а вы попробуйте отгадать, о чем идет речь:
Она ничего не стоит, но много дает.Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.Она — отдых для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.И, тем не менее, ее нельзя купить, нельзя выпросить, нельзя ни одолжить, ни украсть, поскольку она сама по себе ни на что не годится, пока ее не подарили! (Дети высказывают свои предположения) - Ну, конечно же, это улыбка! Вот такой простой, но ценный секрет общения:  «Если вы хотите нравиться людям -  улыбайтесь им». И давайте  подарим,  друг  другу  улыбки  от  всей  души  и  почувствуем,  как  становимся  богаче,  получая  улыбки  окружающих,  а  также  от  того,  что  дарим  свою  улыбку  друзьям.  Почувствовали? Молодцы!
VI. Подведение итогов урока (2 мин)
 - Давайте вспомним и еще раз проговорим те секреты общения, о которых вы узнали на этом занятии:
человеку приятно, когда его называют по имени
основной вид общения – вербальноесуществуют невербальные средства общения, которые дополняют нашу речь
слушайте собеседника внимательно, не перебивайте, старайтесь понять его мысли и чувства
улыбка помогает сделать общение приятным.
 VII. Заключительное упражнение (3 мин)Один участник встает в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Приятно было с тобой пообщаться!». Оба остаются в центре, по-прежнему держатся за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Приятно было с тобой пообщаться!». Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний ребенок, круг замыкается и церемония завершается безмолвным крепким трехкратным пожатием рук.
Приложение 1
человеку приятно, когда его называют по имени
основной вид общения – вербальноеневербальные средства общения
слушайте собеседника внимательно

улыбка помогает сделать общение приятным
Приложение 2


Приложение 3
























Она ничего не стоит, но много дает.Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда.Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее, и нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче.Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей.Она — отдых для уставших, дневной свет для тех, кто пал духом, солнечный луч для опечаленных, а также лучшее противоядие, созданное природой от неприятностей.