Развивающее занятие — «Развитие художественного восприятия, воображения и креативности учащихся начальных классов» (2-3 класс)


Развивающее занятие «Развитие художественного восприятия, воображения и креативности учащихся начальных классов» (2-3 класс)
Цель: Создание условий для развития творческого воображения детей, раскрытия творческого потенциала и личностных качеств.
Задачи:
Воспитательная: - развивать, потребности к познанию мира и ценностей культуры.
Развивающая: развивать способности, интерес, психические процессы, творческое воображение и навыки межличностного взаимодействия.
Обучающая: формировать у учащихся способность самостоятельно мыслить, применять имеющиеся знания, развивать творческую и познавательную деятельность
Материал: уголь, гуашь, бумага, кисти, простые карандаши, заготовки с изображением незаконченных фигур, а также дымковской барышни, гжельского чайника, хохломской ложки, городецкой разделочной доски.
Наглядные пособия: набор открыток, репродукций, рушники, посуда с
элементами народных росписей. Заготовки для
жеребьевки «Разрезанная открытка». Компьютер,
мультимедийный проектор. Флеш-накопитель,
оформленный под ключик.
Ход работ
Дорогие ребята, как всегда наше с вами занятие мы начнем с приветствия и выполним упражнение-приветствие «Здравствуйте». Давайте все вместе встанем в круг и поздороваемся с соседом слева и справа определенным способом. Например, как принято в некоторых странах. Итак, с соседом справа поздороваемся как принято в России - пожмем друг другу руки. А теперь с соседом слева как принято в Италии – горячо обнимемся. Теперь вновь с соседом справа как в Бразилии- похлопаем друг друга по плечу, а теперь с соседом слева как в Зимбабве-потремся спинами. Ну теперь попробуем как в Македонии- поздороваемся локтями с соседом справа, и с соседом слева поздороваемся плечами как в Никарагуа.
Молодцы! Хорошо. А сейчас я предлагаю вам, ребята, выполнить упражнение, которое называется «Мы рисуем» (для того чтобы определить какое настроение у учащихся в начале занятия). Я назову свое имя и то, что я бы хотела нарисовать на общей картине нашей группы (например, солнце, радуга, семья, облако и т.д., только одним словом). Следующий, стоящий от меня слева, называет свое имя и рисунок, который я виртуально нарисовала на картине (далее называть будут имена и рисунки предыдущего участника), а затем свое имя и рисунок. И так далее по цепочке. (Ведущий делает небольшие рисунки называемых слов на ватмане. Когда картина будет «нарисована», необходимо обсудить, какая по настроению она получилась. Почему?)
Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие, но не простое, а виртуальное путешествие и даже во времени. Но чтобы начать это путешествие, вам необходимо выполнить задание, без которого не получить ключа от «Машины времени». (Учащиеся отгадывают ребусы, которые высвечивается на доске с помощью проектора мультимедиа. Приложение № 1.)
Хорошо вы справились с этим заданием, и вот ключик у нас, и мы сможем отправиться во временное путешествие.
И первое перемещение мы совершим в каменный век. Итак, приготовились! Я запускаю нашу «Машину времени». (Музыка, на экране заставка)
И вот мы с вами в Каменном веке. Посмотрите, это наши предки. (Слайд с изображением древних неандертальцев).
Где жили наши предки? Конечно, в пещерах.
Из чего состояла одежда первобытных людей? Правильно из шкур животных.
А как вы думаете, первобытные люди украшали одежду и жильё? Да, конечно, они не украшали, да и рисовать их никто не учил.
Но все же, как вы думаете, люди умели рисовать. (Мнения учеников разделились.) Но сейчас мы вместе попробуем разобраться в этом вопросе.
Чем занимались первобытные люди? Да, рыбалка и охота были главным занятием неандертальцев. Суровая жизнь заставляла их искать средства для удачной охоты и рыбалки и тогда появились ритуальные танцы у костра и ритуальные рисунки, как заговоры на удачную охоту. Под рукой у первобытных художников не было красок и для рисования они использовали, как вы думаете, что? Конечно, только угли из костра, красную глину, разведенную жиром животных. Ими- то он, и создавал свои наскальные рисунки, сидя, а иногда и лежа в узкой пещере.
- Как вы считаете, современные художники пользуются сейчас таким художественным средством, как уголь? Да, конечно пользуются и такие работы современных художников, выполненные углем, называются, а может быть кто-то из вас знает, как такие работы называются? (Если нет вариантов ответов детей, ведущий озвучивает ответ сам). Такие рисунки носят название - графические - от греческого слова «Графика- пишу, черчу, рисую».
А может кто-то знает, какими еще материалами создаются графические работы? Подскажу, что некоторыми материалами вы ежедневно пользуетесь на уроках. Конечно, это простой карандаш, гелевая ручка. И сейчас я предлагаю вам выполнить задание «Закончи рисунок» и сделать его простым карандашом. (Ученикам раздаются заранее приготовленные заготовки с изображением незаконченных фигур. Заготовки можно сделать самостоятельно на свое усмотрение. Приложение №2)
- Ребята, посмотрите внимательно на ваши листочки. На них нарисованы незаконченные фигурки линиями. Если каждый добавит к ним дополнительные линии, то, наверное, у всех получатся интересные предметы или сюжетные картинки. Постарайся придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Если хотите, можете придумать интересное название для каждой картинки и написать его внизу под картинкой. Когда вы закончите, ваши рисунки мы прикрепим на доске. Приступайте к работе простым карандашом. (Самостоятельная работа 10 минут, звучит музыкальное сопровождение «Первобытные люди» ( сайт: http://get-tune.net/?a=music&q).
- Замечательно. Сейчас мы покидаем первобытную эпоху и перенесемся в древнюю Русь. Вы готовы? Тогда я запускаю «Машину времени».
(На экране музыкальное мерцание)
- И вот мы на Руси. Посмотрите, какие удивительные костюмы на наших предках. Ребята, а может быть кто-то знает из каких элементов состоит женский и мужской народный костюм? (Слайд с фотографиями и картинками девушек и парней в русских народных костюмах). Конечно, на девушках яркие сарафаны, поневы, передники, на головах кички, кокошники, на ногах лапоточки и сафьяновые сапожки. А парни в ярких рубахах-косоворотках, домотканых штанах. Одежду наши предки украшали удивительной вышивкой, в которой использовались элементы растительного орнамента и Богинь Мокаш, Лады, оленей, петухов. (слайд с схемами растительных элементов, оленей, Богини Лада и Мокаши, петухов). В вышивке в основном использовался красный цвет. Красный цвет выступал как цвет силы, жизненной энергии и обереговый (защищающий). Но древние русичи украшали не только свою одежду, но и предметы быта и посуду.
- Сейчас для выполнения следующего задания вам нужно поделиться на группы, а для этого я приглашаю сюда двух мальчиков и двух девочек. (Детей выбрать самому ведущему). (Жеребьевка «Разрезанная открытка». Берутся четыре-пять открыток (одинаковых или разных; лучше — большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются. Каждый из учеников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки).
- Команды готовы? На столах я разложила открытки, которые имеют такую же картинку как открытки ваших команд, займите места с открытками, соответствующей вашей. Выберете себе капитана команды и прикрепите ему бейджик «Капитан» (1-2 минуты). Готовы? Сейчас я раздам вам листы, на которых изображены предметы с разными народными росписями и листы, где написаны названия этих росписей. Вам нужно под предметом написать название той росписи, которая, по вашему мнению подходит. Но вначале вам нужно посоветоваться между собой в своих командах. (На листочках предметы с элементами росписей – Хохлома, Гжель, Городец, Дымка. Ребята работают в группах 3-5 минут под музыка «Камаринская»). Время закончилось, сейчас я пройду и посмотрю, сколько у каждой команды правильных ответов. (Баллы проставить прямо на бланках ответов и объявить всем участникам занятия)
- Молодцы, все очень хорошо справились с заданием. Посмотрите на доску, я предлагаю вам познакомиться не только с теми народными росписями о которых вы узнали, но и с другими. (Вниманию детей поочерёдно предлагаются слайды с народными росписями Урало-сибирская, Полхов -Майдан, Жостовская, Мезенская, Семеновская, Калининская, Устюгская. Комментарии по ходу просмотра слайда.)
Целыми семьями наши предки занимались росписью посуды, игрушек, прялок, туесов, подносов. Все эти росписи до сегодняшнего дня приносят радостное и праздничное настроение в наш быт. Я предлагаю вам побывать в роли самобытных мастеров и каждой команде расписать заготовки. Вы можете использовать для выполнения задания уже знакомые элементы росписи, а можете придумать свою необычную. Но стоит помнить о том, что все элементы должны быть похожи у всех членов команды. Значит всем членам команды стоит договориться, что за орнамент у всех будет. Капитаны, поставьте на столы краски, кисти и воду. (пока капитаны команд готовят оборудование, ведущий раздает командам заготовки - дымковская барышня, гжельский чайник, хохломская ложка, городецкая разделочная доска. Краски гуашевые по две коробки, кисти – желательно одинаковые, вода приготовлены заранее (очень удобны в использовании детские раскраски с росписями). На экране слайд с элементами Хохломской, Гжельской, Городецкой, Дымковской росписей.)
(Самостоятельная работа 10-12 минут по музыку «Грусть по былинным временам») Пока вы рисуете, я поведаю вам красивую легенду, откуда же появилась удивительная хохломская роспись.
Издавна в нижегородских деревнях рассказывали красивую и печальную легенду. В далекие времена жил в Москве талантливый мастер-иконописец Андрей Лоскут. Царь очень ценил мастерство художника и щедро вознаграждал его за труд. Но мастер больше всего на свете любил свободу. Однажды ночью покинул он царский двор и отправился жить в непроходимые керженские леса. Там он срубил для себя избу, где и продолжил заниматься любимым делом. Но Андрей хотел писать не только иконы. Он мечтал создать искусство простое и красивое, как русская песня, чтобы в нем можно было увидеть всю поэтическую красоту родной земли. Вот тогда-то и появилась первая хохломская посуда, украшенная цветами, ягодками и веточками. Слава о чудесном мастере достигла окрестных земель. Отовсюду стали приезжать люди, чтобы увидеть его удивительное мастерство. Многие оставались жить в тех местах, желая научиться создавать такие же замечательные изделия.
Вскоре слухи о великом мастере достигли и самого царя. Он сразу понял, о ком идет речь, и повелел отряду стрельцов разыскать беглеца и привести во дворец. Но нашлись люди, предупредившие Андрея Лоскута о грозящей ему беде. Тогда он собрал в своей избе односельчан и раскрыл им секреты удивительного ремесла. На следующее утро в селе появились стрельцы и увидели, как пылает ярким пламенем изба художника. Как ни искали они Андрея Лоскута, но найти его так и не смогли. Остались лежать на земле его краски – красные, словно пламя, и черные, будто пепелище. Не стало мастера, но сохранилось его волшебное мастерство, по сей день радующее глаз и души людей.
Сейчас отложите все ваши работы в сторону, пусть подсыхают. А мы продолжим путешествие во времени. Приготовились? Я запускаю «Машину времени».
( Звучит музыка, на экране мерцание)
- Посмотрите, машина перенесла нас в современную картинную галерею, где вы познакомитесь с различными жанрами живописи и графики. (на экране высвечивается слайд с жанрами живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический, батальный, бытовой, исторический) Ребята, кто мне может сказать какие жанры изобразительного искусства вам уже знакомы? (Выслушав ответы учащихся дополнить и рассказать о неназванных жанрах).
А еще есть рисунки авангардные не похожие на все другие (высвечивается слайд с работами художников авангардистов…..). Каждой команде на больших листах ватмана я предлагаю выполнить упражнение «Три краски». Вы видите на столе стоят приготовленные краски и кисти, я предлагаю посоветоваться в командах и выбрать только три краски, которые по вашему мнению, наиболее подходящие друг другу, а затем заполнить ими весь лист любым образом. (На столе стоят наборы с гуашевыми красками по 12 цветов в каждом наборе. Капитаны команд выбирают три краски, и вся команда приступает к работе Самостоятельная работа 5 минут.).
- Время вышло, и я прошу капитанов команд помочь мне закрепить рисунки на доске. А теперь призовите на помощь ваше воображение и скажите, на что похожи ваши работы. (Обсуждение 3-5 минут).
- Молодцы, ребята все команды сегодня справились с заданиями.
А чтобы узнать, с каким настроением, вы завершаете занятие, я предлагаю опять выполнить упражнение «Мы рисуем» и сравнить с настроением которое было в начале занятия. (По окончанию упражнения сравниваются «картины настроения»). Молодцы ребята! Судя по получившейся картине, занятие вам понравилось. Все у вас сегодня получилось. И каждому участнику за хорошую работу я хочу подарить открытку. (Вручается открытка с каким-нибудь жанром изобразительного искусства).
Всем спасибо за работу, занятие окончено! До новых встреч!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ключ: кисточка

Ключ: краски

Ключ: клей

Ключ: ластик
ПРИЛОЖЕНИЕ 2