Данное коррекционно – развивающее занятие будет полезно для учителей начальных классов, педагогов – психологов и дефектологов, работающих с детьми с отклонениями в развитии.
Коррекционно – развивающее занятие для младших школьников
«МОЯ РОДИНА - КАЗАХСТАН»
АВТОР: Дмитриенко Светлана Сергеевна
Данное коррекционно – развивающее занятие будет полезно для учителей начальных классов, педагогов – психологов и дефектологов, работающих с детьми с отклонениями в развитии.
Пояснительная записка
В последнее время, мы всё чаще слышим о тенденции к увеличению числа детей с проблемами в развитии. Их социальная адаптация и реабилитация зависит от своевременной организованной коррекционной работы. Очень важно развивать у детей с ограниченными возможностями память, внимание. Речь, мышление, но при этом нельзя забывать и о необходимости формирования положительных качеств личности и воспитания патриотических чувств.
Цель данного занятия – воспитание у ребёнка любви к Родине, через игровую деятельность, учитывая психологические особенности и сохраненный интеллект ребёнка, посредством коррекции мыслительных процессов.
Данная разработка занятия построена в соответствии с принципами специального образования:
- принцип развивающего обучения;
- принцип единства диагностики и коррекции;
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода (учет индивидуальных и специфических особенностей ребёнка)
- принцип педагогического оптимизма (раскрытие потенциальных возможностей ребёнка)
- принцип деятельного подхода в обучении и воспитании (определение подходов к содержанию и построению обучения)
В занятии используются упражнения, в процессе которых формируются патриотические ценности и мыслительные процессы, активизация речи, развитие произвольного поведения, коммуникативных навыков и представлений об окружающем мире.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ Обобщение понятия «Родина» посредством коррекции
мыслительных процессов и когнитивной сферы.
Коррекционно – образовательные задачи:
Расширить представление о понятиях «Родина», «малая Родина», кругозор детей о республике Казахстан. Углубить понятийную базу по теме за счёт словарной работы. Формировать познавательную активность.
Коррекционно – развивающие задачи:
Развитие всех видов мыслительных процессов, таких как восприятие и внимание, память, формирование понятий: развитие связной речи, а также тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно – воспитательные задачи:
Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, к её природе, формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Оборудование: фонограмма казахской мелодии (куй)
стимульный и наглядный материал, карточки для заданий,
чистые листы бумаги, ручки, цветные карандаши
Психологический настрой
Вступительное слово педагога
-
- Здравствуйте, мои маленькие казахстанцы!
Я очень рада вас видеть. И надеюсь, мы с вами сегодня приятно проведём время
- Как вы думаете, почему я вас так назвала?
(мы живём в Казахстане. Наша Родина – Казахстан) - Да. Мы живём в большой прекрасной стране, в Республике Казахстан.
Звучит музыка
Создание эмоционально – положительного фона.
Круг радости:
(поднимаем руки вверх)
- Здравствуй небо! Мы рады встрече с тобой.
Ты такое высокое свободное и бесконечное (руки вниз)
- Я приветствую тебя Земля! Ты даёшь всем жизнь! (руки в стороны)
- Я приветствую тебя Вода! Ты источник жизни на земле» (руки поднимаем вверх ладонями вверх)
- Я приветствую тебя Воздух! (руки поднимаем вверх ладонями вверх)
- Я приветствую тебя Солнце! Ты такое ласковое и горячее!
- Мы дети своей родной страны!
Живём мы в Казахстане! И этим мы горды!
Помечтаем:
Закройте свои глаза. Представьте себе, что вы в самом красивейшем уголке природы. Вы босиком бегаете по мягкой, зелёной лужайке. Вы хорошо чувствуете, как мягкая зелёная травка гладит ваши ножки. (пауза)
Солнышко греет землю.
Вы остро чувствуете запах цветов, трав, мёда (пауза)
Вы ещё слышите, как журчит звонкий ручеек, поют весёлые птички… (пауза)
Давайте постоим очень спокойно и послушаем себя, послушаем матушку – природу. Развернём ладошки к солнышку (пауза)
Почувствуйте тепло солнечных лучей, которые льются на нас с голубых небес, лёгкую прохладу осенней земли (пауза)
Сейчас мы медленно откроем глаза, потянемся руками в стороны и скажем все вместе матушке – Природе «Спасибо» за то, что она дарит нам жизнь, здоровье и хорошее настроение.
- Понравилась ли вам «минутка тишины»?
- Какие чувства пробудила в вас прогулка на природе? (ответы детей)
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Вот сейчас мы мысленно находились в красивейшем уголке природы.
- А где самая красивая природа?
Конечно в нашей Республике.
- А почему она самая красивая? Да потому что она «наша»
Наша Родина – Республика Казахстан велика и прекрасна. Ни один человек не может жить без Родины. Об этом говорится в казахской народной пословице:
«Человек без Родины своей, что без леса соловей».
- Так что же такое Родина? (ответы детей)
Это где мы родились и живём. Когда мы произносим слово Родина, каждый
мысленно представляет какой то свой, милый сердцу уголок родной земли.
Казахстан – моя земля
Дом гостеприимный.
Здесь родился, вырос я,
Край ты , мой любимый,
Хоть всю землю обойди
Города и страны.
Лучше края не найти –
Края Казахстана.
Упражнение «Запиши слово по цифрам»
( работа с картой Казахстана, где отображены города – каждый город пронумерован)
Наша страна очень большая. В ней есть горы, бескрайние степи, голубые реки, чистые озёра и моря, а также много городов.
По номеру (цифре) нужно найти город, назвать его и затем первую букву каждого города занести в специально приготовленную карточку. (зашифрованное слово)
Итак, получаем слово КАЗАХСТАН.
Упражение «Придумай слова с заданной буквой…» ( работа с карточками)
- А какой наш – Казахстан?
Давайте придумаем слова – описания на каждую букву слова «Казахстан»
На территории нашей республики много городов, сел и областей, где выращивают хлеб, разводят животных, добывают полезные ископаемые. Сейчас мы повторили многие из них, выполняя упражнение «Запиши слово по цифрам»
- А чем славятся и богаты эти и другие города? Это мы узнаем в ходе выполнения упражнения «Найди соответствие».
Назовите что нарисовано на приготовленных картинках и угадайте с каким городом это связано?
Упражнение «Найди соответствие»
(работа с картой Казахстана)
Алматы - яблоки, Караганда – уголь,
Кызылорда – рис, Шымкент – хлопок,Костанай – пшеница, Атырау – нефть,
Актюбинск – скотоводство, Джезгазган – медь,
Байконур – космодром, Туркестан – дворцы и храмы.
По площади Казахстан занимает девятое место среди всех государств, размер территории составляет 2млн 724,9 тыс кв м Республика Казахстан по административно – территориальному признаку делится на 14 областей. Так вот, следующее упражнение будет касаться областей Казахстана.
Упражение «Найди область по цвету и по форме»
(работа со стимульным материалом)
Детям раздаётся стимульный материал с контурным изображением фигур разного цвета , размера и формы и формулируется задание: «Подобрать соответствующие фигуры по форме, цвету и размеру и наложить их на общую фигуру. Равными фигурами будут те, у которых все точки совпадут по контуру.
ФИЗМИНУТКА
Казахстан - мой край родной!
Его степи широки,
Его горы высоки,
Его реки глубоки.
-Как хорошо. Что все мы живём в Казахстане. Какое счастье что мы – граждане этой страны. Вы обратили внимание что я сказала «граждане». Гражданин – это очень важное и хорошее слово. Чтобы понять его, я приглашаю встать всем в круг.
- Возьмёмся по кругу за эту голубую ленту и представим, что это границы нашей Родины. Поднимем её вверх и сделаем это так, чтобы мы оказались внутри круга, а лента – снаружи. Лента образовала своеобразную границу Республики Казахстан. Мы родились в Казахстане значит мы граждане своей страны. Родина нас защищает и заботится о нас.
Мы дети своей страны!
Живём мы в Казахстане.
И этим мы горды!
- У каждого народа есть символы, связанные со своей историей, традициями и культурой. Имеются они и у Казахстана.
- О каких символах я говорю? (флаг, герб и гимн)
- государственный флаг республики Казахстан голубого цвета. Это безоблачное голубое небо – символизирует мир и благополучие. Изображение золотого солнца с лучами – это мир, богатство, покой. Лучи символизируют дружбу всех народов, живущих в Казахстане. Парящий беркут – это щедрость и зоркость. В левой части флага нарисован казахский национальный орнамент. Он знакомит с культурой и национальными обычаями казахского народа. Наше следующее упражнение будет связано с флагом Казахстана.
Упражнение «Найди флаг Казахстана»
(корректурная проба)
На бланке корректурной пробы напечатаны флаги различных стран и государств, необходимо последовательно рассматривая каждую строчку, отыскать флаг Казахстана, путём подчёркивания. Задание нужно выполнить быстро и точно.
Затем сверяются результаты. (самопроверка)
Упражнение «Отыщи слово, определяющее цвет флага Республики Казахстан»
(на доске карта слов, напечатанных шрифтом несоответствующих значениям цветов)
Задача упражнения состоит в том, чтобы ребёнок называл вслух цвета шрифта и читал слова на карте построчно слева направо по возможности быстро и без ошибок. При этом отыскивая слово, определяющее цвет флага Казахстана. В случае возникновения ошибки ребёнок исправляет её самостоятельно или при помощи педагога и других детей.
В этом доме нет угла.
Вот уж рай для шалуна!
И такое вот жилище
Ты всегда в степи отыщешь
- Скажите пожалуйста о чем эта загадка? (о юрте)
Юрта – это национальное жилище казахов. Она олицетворяет собой мир, покой и благополучие народа.
Следующее что я сказала «граждане». которое я хочу вам предложить называется «Угадай, кто где живёт»
Упражнение «Угадай, кто где живёт»
(работа с стимульным материалом)
На бланке ряд перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается снизу и заканчивается сверху. Задача ребёнка – проследить каждую линию от ребёнка нарисованного на картинке (снизу) и довести её до юрты,
нарисованной на картинке сверху , где она заканчивается. Тем самым ребёнок узнает, кто, где живёт. Следить за линиями нужно только глазами, но если ребёнок затрудняется, то тогда можно помочь при помощи указательного пальца.
- Какие важные праздники казахстанцы отмечают в декабре месяце?
(день первого президента и День независимости РК)
- Назовите точные даты этих праздников
(1 декабря, 16 декабря)
В следующем упражнении необходимо отыскать цифры этих дат
Упражнение «Отыщи цифру»
(работа с карточками)
Каждому ребёнку предлагается карточка с хаотично разбросанными цифрами, необходимо отыскать необходимые цифры.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ МОМЕНТ
(работа с карточками)
- Что нужно делать, чтобы быть добропорядочным гражданином своей
страны? (ответы детей)
на столе у каждого ребёнка лежат картинки с изображением правильного и неправильного поведения. Ребёнку предлагается выбрать верное поведение настоящего гражданина своей страны.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ
- Ребята о чем мы сегодня с вами говорили? (ответы детей)
- я всем детям, всем людям, живущим в нашей стране желаю мирного неба, процветания.
- А вас попрошу отгадать, как я оцениваю вашу работу на занятии. Я буду на плакате, который на доске, указывать на буквы, а вы должны будете внимательно следить за мной и внимательно запоминать (записывать) эти буквы, так как из этих букв должно получится слово, характеризующее оценку вашей работы на сегодняшнем занятии. (работа со стимульным материалом)
Необходимо следить за указанными буквами и записывать их, и если правильно выполнить это упражнение, то можно будет прочесть полученное слово
(ОТЛИЧНО)