Примерная программа по русскому языку для 9 класса общеобразовательных учреждений (авторы-составители:М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, М.Н.Шанский и др.)
Русский язык 9 класс, 68 часов
Пояснительная записка
В системе современного образования преподавание филологических дисциплин занимает одно из важнейших мест и претерпевает в настоящее время значительные изменения в связи с пересмотром содержательных и методических подходов. Государственный стандарт основного общего образования выступает основополагающим нормативным документом для осуществления преподавания русского языка в школе. В содержание учебного предмета «Русский язык» стандарт образования вносит существенные изменения с учетом практической значимости русского языка в общественной деятельности и жизни конкретного человека. Особый статус русского языка как учебного предмета определяется его надпредметной функцией, то есть специфическими особенностями языка как средства освоения других предметов, главного средства человеческого общения, культурно-исторического и духовного наследия русской нации.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образованияопределяет специфику совершенствования преподавания русского языка в следующих направлениях:
утверждение личностно-ориентированной парадигмы образования в целом,
ориентация на планируемые результаты обучения,
усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе,
реализация системно - деятельностного подхода в образовании,
формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать,
реализация компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
Основная задача обучения русскому языку заключается в органическом сочетании, с одной стороны, освоения знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного литературного языка, умения пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны – интенсивного развития речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника. Актуальность данной программы обучения русскому языку состоит в её направленности на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысление его основных закономерностей, усвоение основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развитие абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.
Программа включает разделы:
«Пояснительная записка», где описан вклад предмета «Русский язык» в достижение целей общего образования; сформулированы цели и основные результаты изучения предмета на нескольких уровнях - личностном, метапредметном и предметном, дается общая характеристика курса русского (родного) языка, его место в базисном плане, отличительные особенности программы. «Основное содержание», где представлено изучаемое содержание, объединенное в содержательные блоки, рекомендованы формы организации учебного процесса, описаны оптимальные виды контроля.
«Тематическое планирование», в котором дан перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, представлена характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий).
«Рекомендации по оснащению учебного процесса», которые содержат характеристику необходимых средств обучения и учебного оборудования, обеспечивающих результативность преподавания русского (родного) языка в современной школе.
Обоснование выбора примерной программы
Примерная программа по русскому языку для 9 класса общеобразовательных учреждений (авторы-составители:М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, М.Н.Шанский и др.) выбрана для разработки рабочей программы потому, что позволяет реализовать стандарт общего образования, соответствует уровню подготовки обучающихся и обеспечивает преемственность между классами.
Программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, в полном объёме соответствует образовательным целям и полностью отражает базовый уровень подготовки обучающихся.
Программа спланирована в соответствии с основными положениями системно-деятельностного подхода в обучении, конкретизирует содержание тем стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса. В основу данной рабочей программы положено авторское видение предмета. Построена она с учётом принципов системности, научности, доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса; способствует формированию ключевых компетенций обучающихся; обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию обучающихся.
Примерная программа основного общего образования по русскому языку использована в полном объёме без изменений.
Общие цели изучения русского (родного) языка
воспитание духовно- богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания человека, любящего свою Родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Основные задачи курса
развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации;
углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения;
совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения ;развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенции.
обеспечение практического использования лингвистических знаний и умений на уроках литературы, полноценное восприятие учащимися содержания литературного произведения через его художественно-языковую форму;
способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Направленность программы
Главной особенностью программы является ее направленность на: - достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык;- осмысления его основных закономерностей; - усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа; - развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений; - навыков самостоятельной учебной деятельности; - самообразования, речевого самосовершенствования; - успешное овладение видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; - способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь и печатное слово;
- грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения.
Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. При этом текст является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждомуроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком
развития речи , поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности лингвистических текстов), аудирования , письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и отредактировать текст и т.п.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основекомпетентностного и деятельностно-системного подходов в обучении русскому языку.
Программа нацелена на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, культуроведческой, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции.
Языковая компетенция (т.е. осведомлённость школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
формирования у учащихся научно-лингвистического мировоззрения;
вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);
развития языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников об особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
овладения нормами русского литературного языка;
обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
свободно пользоваться русским языком во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, об этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
Роль предмета «Русский (родной) язык» в достижении планируемых результатов
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное. Он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний. Частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» играет важную роль: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Содержание учебного курса
Наименование разделов учебной программы
Общие сведения о языке. Международное значение русского языка (2 ч)
Расширить сведения о месте русского языка среди языков народов мира, о его международном значении.
Повторение изученного в 5 - 8 классах (8 +3 ч)
Систематизация сведений о признаках текста, основной мысли связного высказывания,средствах связи частей текста, о повествовании, рассуждении; о стилях речи.
Сложное предложение. Культура речи (4 +2 ч)
Основные виды сложных предложений. Сложное предложение и его признаки. Сложные предложения с союзами и без союзов. Классификация сложных предложений: сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Сложносочинённые предложения (7 + 1 ч)
I. Сложносочиненное предложение и его особенности. Сложносочиненные предложения с союзами (соединительными, противительными, разделительными). Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения.
Синтаксические синонимы сложносочиненных предложений, их текстообразующая роль.
Авторское употребление знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произноси сложносочиненные предложения.
III. Рецензия на литературное произведение, спектакль, кинофильм. Реферат небольшой статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложноподчиненные предложения (18 + 4 ч)
Сложноподчиненное предложение и его особенности. Главное и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного предложения с главным. Указательные слова в главном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Разделительные знаки препинания между главным и придаточным предложениями.
Основные группы сложноподчинённых предложений
I. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания в них.
Типичные речевые сферы применения сложноподчиненных предложений
Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение использовать в речи сложноподчиненных предложения и простые с обособленными второстепенными членами как синтаксические синонимы.
III. Отзыв о прочитанном произведении.
Бессоюзные сложные предложения (5 +1 ч)
I. Бессоюзное сложное предложение и его особенности. Смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения. Разделительные знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Синтаксические синонимы бессоюзных сложных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение передавать с помощью интонации личные смысловые отношения между частями союзного сложного предложения. Умение пользоваться синонимическими союзными и бессоюзным сложными предложениями.
III. Конспект статьи (фрагмента статьи) на лингвистическую тему.
Сложные предложения с различными видами связи (4 + 2 ч)
I. Различные виды сложных предложенийсоюзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания в них. Сочетание знаков препинания.
II. Умение правильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи.
III. Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. Сообщение на лингвистическую тему
Повторение и систематизация изученного в 5 - 9 классах (6 ч)
Систематизировать знания по всем разделам, изученным в 5 -9 классах.
Учащиеся должны знать: изученные основные разных сведения о языке, определения, изученных в 9 классе, языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил.
Учащиеся должны уметь: правильно выражать свои мысли; производить все виды разбора; составлять сложные предложения разных типов; определять стиль и тип текста; соблюдать все основные нормы литературного языка.
2.2. Планируемые личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения предмета.
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
владение разными видами чтения;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, а также оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
владение разными видами монолога и диалога;
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
Предметные результаты
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) распознавание и анализ основных единиц языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова ( фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
2.3. Система оценивания учебных достижений, планируемых результатов
Нормы оценки знаний, умений и компетентностей.
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку.
В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки.
На уроках русского языка проверяются:
1) знание полученных сведений о языке;
2) орфографические и пунктуационные навыки;
3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся.
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.Оценка диктантов.
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для 7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов, для 10-11 – 170-200. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9,10 и 11 – 35-40 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы , в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) В переносе слов;
2) На правила, которые не включены в школьную программу;
3) На еще не изученные правила;
4) В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместоработает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) В исключениях из правил;
2) В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) В написании ы и и после приставок;
6) В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
7) В собственных именах нерусского происхождения;
8) В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5
пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ѕ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Оценка сочинений и изложений.
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких
уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Примечание:
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
2. Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Ошибки и недочеты в сочинениях и изложениях
Следует различать понятия «ошибка» и «недочет». Ошибка - это нарушение требований к правильности речи, нарушение норм
литературного языка. О ней мы говорим «так сказать нельзя». Недочет - это нарушение рекомендаций, связанных с понятием хорошей, коммуникативно-целесообразной речи. Ошибку мы оцениваем с позиции «это неправильно», недочет - с позиции «это хуже, чем могло бы быть сказано или написано». Другими словами, недочет - это скорее не ошибка, а некоторая шероховатость речи.
Речевые недочеты свидетельствуют о том, что школьник не научился подчинять отбор слов и выражений задаче речи. Выбранные им языковые средства неточно передают мысль или искажают ее, не раскрывают отношения автора к описываемым фактам, не соответствуют стилю изложения. Речевыми недочетами можно считать:
- повторение одного и того же слова;
- однообразие словарных конструкций;
- неудачный порядок слов;
- различного рода стилевые смешения.
Ошибки в содержании сочинений и изложений
Ошибки в содержании сочинения или изложения показывают, что ученик не овладел полностью умением составлять программу высказывания: недостаточно знаком с фактическим материалом по теме высказывания; не умеет отбирать сведения так, чтобы раскрыть заявленную тему; не владеет логикой изложения.
Фактические ошибки:
в изложении:
неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.
в сочинении:
искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат.
Логические ошибки
-нарушение последовательности в высказывании;
-отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями;
-неоправданное повторение высказанной ранее мысли;
-раздробление одной микротемы другой микротемой;
-несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей;
-перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению);
-неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.
Речевые ошибки
К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые, в свою очередь, делятся на семантические и стилистические.
К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:
употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
неразличение (смешение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень; учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);
стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов, например: характерная черта характера; приближался все ближе и ближе;
Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:
неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кити было два парня: Левин и Вронский;
неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи, например: Рядом сидит папа (вместоотец) одного из малышей;
смешение лексики разных исторических эпох;
употребление штампов.
Речевые ошибки в построении текста:
бедность и однообразие синтаксических конструкций;
нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, например: Когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед;
стилистически неоправданное повторение слов;
неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи, например: Иванов закинул удочку, и она клюнула;
неудачный порядок слов.
Грамматические ошибки
Грамматические ошибки - это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.
Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.
Разновидности грамматических ошибок:
Словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такиеошибки нельзя воспринимать как орфографические.
Морфологические, связанные с ненормативным образованием форм слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичанины; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок; ложит и т.д.)
Синтаксические
а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении, например: браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;
б) ошибки в структуре простого предложения:
- нарушение связи между подлежащим и сказуемым, например: солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны;
- нарушение границы предложения, например: Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке;
- разрушение ряда однородных членов, например: настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн;
- ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, например; причалившая лодка к берегу; На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени;
- местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего, например: Кусты, они покрывали берег реки;
- пропуски необходимых слов, например: Владик прибил доску и побежал в волейбол.
в) ошибки в структуре сложного предложения:
- смешение сочинительной и подчинительной связи, например: Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами;
- отрыв придаточного от определяемого слова, например: Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе;
г) смешение прямой и косвенной речи;
д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки, например: терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная.
Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании браконьерам, промышляющих в лесах не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании умчался в синею даль ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.
Оценка тестов
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %; «4» - 78 – 89 %; «3» - 60 – 77 %; «2» - менее 59 %.
2.4. Виды и формы контроля.
Основными формами и видами контроля знаний, умений и навыков являются:
Входной контроль в начале и в конце четверти;
Текущий контроль - в форме устного, фронтального опроса, контрольных, словарных диктантов, предупредительных, объяснительных, выборочных, графических, свободных («Проверяю себя») диктантов с грамматическими заданиями тестов;Проверочные работы;
Комплексный анализ текстов;
Итоговый – итоговый контрольный диктант;
Словарный диктант;
Комплексный анализ текста.
2.5. Формы организации учебного процесса.
Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:
Активные и интерактивные методы обучения
Исследовательская технология обучения
Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы
Проектная технология
Технология мастерских на уроках русского языка и литературы
Технологии уровневой дифференциации
Технология проблемного обучения
Информационно-коммуникационные технологии
Технология модульного обучения
Здоровьесберегающие технологии
Технологиии ТРИЗ
Кейс-технология
2.6. Требования к уровню подготовки обучающихся 9 класса
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать/понимать
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
соблюдать в практике речевого общения основные произноси-тельные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно исполь-зовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты.
I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
ПО ПУНКТУАЦИИ. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
ПО ОРФОГРАФИИ. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 9 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
В итоге к концу учебного года у учащихся должны быть сформированы следующие знания и умения:
- определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых и двусоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, предложениями, обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала;
- находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания.
- ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми;
- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор.
- Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты. Писать сочинения - описания, рассуждения на морально - этические темы.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕучебник: Русский язык. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. (Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д. Дейкина и др.; научный редактор - Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012г.
№ Наименование раздела, тема урока Тип урока Элементы содержания Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения. Компетенции Вид контроля, вид самостоятельной работы Домашнее задание Дата Корректировка программы
Международное значение русского языка.
Повторительно-обобщающий урок Раскрытие ценности русского литературного языка и его места среди языков народов мира. Русистика наука о русском языке Знать роль русского языка как национального языка русского народа, отражение в языке культуры и истории народа.
Уметь объяснить с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом. Уметь написать сочинение-миниатюру “Что значит любить русский язык?”, “Что значит работать над языком?”. С.3,упр.2 Р.р. Обучение приемам сжатия текста Обучающее сжатое изложение упр.3. Обучающий урок Приемы и методы сжатия текста Знать приемы сжатия текста: замена, исключение и слияние, уметь сжимать текст Сжатое изложение Повторение изученного в 5-8 классах. Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Повторительно-обобщающий урок Устная и письменная речь, их отличия признаки. Знатьопределения устной и письменной речи, их отличия, включить понятие «полилог». Комплексный анализ текста упр.15 П.1,2, упр.12. . Р.р. Стили языка и их жанры. Повторительно-обобщающий урок Стили языка и их признаки, жанры Знатьосновные стили русского литературного языка.
Уметьнаходить примеры текстов различных стилей Стилистический анализ текста упр.20 П.3, упр.23 К.р.№1 Сжатое изложение (аудиофайл). Урок контроля знаний Приемы и методы сжатия текста Уметь на примере предложенного текста использовать приемы сжатия
Сжатое изложение Р.р. Анализ и редактирование сжатого изложения. Урок развития речи Соблюдать в практике письма основные правила орфографии. Знать основные нормы русского литературного языка (грамматические и орфографические). работа над ошибками Художественный стиль речи и его особенности. Повторительно-обобщающий урок Художественный стиль речи и его особенности. Знать особенности художественного стиля: лексические, синтаксические.
Упр.17,21 Привести пример текста худ.стиля, доказать принадлежность Публицистический стиль, его особенности. Повторительно-обобщающий урок Жанры публицистического стиля, сфера употребления Уметь извлекать информацию из различных источников; находить признаки, характерные для публиц. стиля Упр.24 Привести пример текста публиц..стиля, доказать принадлежность Р.р. Обучение решению тестовых заданий по самостоятельно прочитанному тексту (ОГЭ). Урок развития речи. Текст, его композиция, позиция автора, способы ее выражения Свободно, правильно излагать свои мысли в письменной форме Соблюдать нормы построения текста Умение работать с текстом Тестовые задания (индивидуально) Простое предложение и его грамматическая основа Повторительно-обобщающий урок Грамматическая основа, односоставные и двусоставные предложения Знать способы выражения главных членов предложения
Уметьзаменять двусоставные предложения синонимичными односоставными: Упр.28,29,31 П.4, упр.30 11. Предложения с обособленными членами. Повторительно-обобщающий урок Обособленные члены предложения, способы их выражения, знаки препинания при них. Знать способы выражения обособленных членов предложения
Уметьправильно выделять запятыми обособленные члены, интонационно правильно произносить предложения с обособлением Пунктуационный анализ текста упр.34,36 П.5,упр.35 12. Обращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при них. Повторительно-обобщающий урок Обращения, вводные слова и вставные конструкции. Знаки препинания при них: одиночные и парные Знать, что обращения, вводные слова и вставные конструкции –синтаксические единицы, грамматически не связаны с предложением.
Уметьправильно выделять запятыми грамматически не связанные члены
Упр.38,40 П.6, упр.39 13. К.р.№2. Контрольный диктант с грамматическим заданием. Урок контроля знаний Грамматическая основа предложения, обособленные члены, обращения, вводные слова и вставные конструкции. Знать способы выражения главных и обособленных членов предложения, слов, грамматически не связанных с предложением.
Уметьправильно выделять запятыми обособленные члены и слова грамматически не связанные с предложением.
Контрольный диктант с грамматическим заданием. 14 Р.р. Подготовка и написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему ДВ 2016 Урок развития речи. Лингвистическое высказывание, элементы сочинения-рассуждения Знать композицию сочинения- рассуждения, правила оформления цитат
Уметь комментировать предложенное высказывание на лингвистическую тему, находить примеры- аргументы из текста, подтверждающие их точку зрения, грамотно оформлять цитаты. Сочинение- рассуждение ДВ 2016 Сложное предложение. Культура речи. 15 Понятие о сложном предложении. Особенности текста-рассуждения. Обучающий урок Грамматическая основа простого и сложного предложения, интонация в сложных предложениях Знать определение сложного предложения, грамматические основы,
уметьнаходить сложные предложения в составе текста, ставить знаки препинания между его частями Упр 42, 43 П. 7, упр 44 16. Союзное и бессоюзное сложное предложение. Урок закрепления знания Союзное (СПП,ССП), бессоюзное предложение, средства связи, смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного Знать определения союзное (СПП,ССП), бессоюзное предложение, средства связи, смысловые отношения между простыми предложениями в составе сложного
Уметь находить различные типы союзных предложений, определять смысловые отношения между его частями Пунктуационный анализ текста упр 51, упр 47 П 8,упр 46 (*индивидуальное задание) 17 Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения. Интонация сложного предложения. Изучение нового материала Разделительные и выделительные знаки препинания, их характеристика, отличие, понятие об авторской пунктуации Знать разделительные и выделительные знаки препинания, их характеристика, отличие, понятие об авторской пунктуации
Уметь разграничивать разделительную и выделительную функции знаков препинания Упр 54, 55, П.9, 53 (у) примеры из литературы 18. Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему(Цыбулько , вар.1) Урок развития речи. Лингвистическое высказывание, элементы сочинения-рассуждения Знать композицию сочинения- рассуждения, правила оформления цитат
Уметь комментировать предложенное высказывание на лингвистическую тему, находить примеры- аргументы из текста, подтверждающие их точку зрения, грамотно оформлять цитаты. Сочинение- рассуждение 19 К.р.№3. Контрольное сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (вар. 2) Урок контроля знаний Лингвистическое высказывание, элементы сочинения-рассуждения Знать композицию сочинения- рассуждения, правила оформления цитат
Уметь комментировать предложенное высказывание на лингвистическую тему, находить примеры- аргументы из текста, подтверждающие их точку зрения, грамотно оформлять цитаты. Сочинение- рассуждение 20 Р.р. Анализ и редактирование текста сочинения, работа над ошибками Урок развития речи. Лингвистическое высказывание, элементы сочинения-рассуждения, классификация грамматических и речевых ошибок Знать правила орфографии и пунктуации на допущенные ошибки
Уметь редактировать текст, выполнять работу над ошибками Работа над ошибками Сложносочиненное предложение 21 Понятие о сложносочиненном предложении. Смысловые отношения в сложносочиненных предложениях. Изучение нового материала ССП и его особенности, разновидности смысловых отношений между частями ССП, сочинительные союзы Знать ССП и его особенности, разновидности смысловых отношений между частями ССП, сочинительные союзы
Уметь находить в тексте ССП, определять смысловые отношения, интонационно правильно произносить ССП Упр 60- 62 П. 11, 12 Выписать из уч. литературы по 2 примера ССП с разными союзами 22 Сложносочиненные предложения с соединительными и разделительными союзами. Изучение нового материала ССП с соединительными и разделительными союзами, смысловые отношения ССП с соединительными (одновременность, последовательность действий, причинно-следственные связи) с разделительными – чередование, взаимоисключениеЗнатьССП с соединительными и разделительными союзами, смысловые отношения ССП с соединительными (одновременность, последовательность действий, причинно-следственные связи) с разделительными – чередование, взаимоисключениеУметь применять на практике Упр 64, 65 П.13,14 упр 63 23 Сложносочиненное предложение с противительными союзами. Изучение нового материала ССП с противительными союзами, смысловые отношения сопоставление или противопоставление в предложении данного типа ЗнатьССП с противительными союзами, смысловые отношения сопоставление или противопоставление в предложении данного типа
Уметь определять в предложениях смысловые отношения, отличать союзы (однако, зато) от других частей речи Упр 67,68 П. 15, упр 66 24 Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения. Изучение нового материала ССП и разделительные знаки препинания, тире в ССП, отсутствие запятой в ССП Знать ССП и разделительные знаки препинания, тире в ССП, отсутствие запятой в ССП
Уметь знания, полученные на уроке применять на практике Упр 71, комплексный анализ текстаупр 73 П. 16, упр 72 25 Р.р. Подготовка и написание обучающего сочинения-рассуждения по интерпретации текста (ДВ 2016) Урок развития речи. Цитата из текста, элементы сочинения-рассуждения Знать композицию сочинения- рассуждения, правила оформления цитат
Уметь интерпретировать предложенное высказывание, приводить 2 аргумента из текста, подтверждающие ваши рассуждения, грамотно оформлять цитаты. Демоверсия 2016 26 Синтаксический и пунктуационный анализ текста Изучение нового материала План пунктуационного и синтаксического разбора (устного, письменного) Знать план пунктуационного и синтаксического разбора (устного, письменного)
Уметь отличать пунктуационный и синтаксический разборы Тренировочные задания по сборнику ОГЭ П. 17 27 К.р.№4. Вариант 3,4 ОГЭ Урок контроля знаний Знатьправила орфографии и пунктуации
Уметьписать сочинение-рассуждение Упр 244 28 Анализ контрольной работы Урок повторения Знать правила орфографии и пунктуации на допущенные ошибки
Уметь редактировать текст, выполнять работу над ошибками Работа над ошибками Сложноподчиненное предложение 29 Понятие о сложноподчиненном предложении. Место придаточного предложения по отношению к главному. Знаки препинания в СПП. Изучение нового материала Сложноподчиненное предложение, его структура: главное и придаточное; место придаточного по отношению к главномуподчинительные союзы ЗнатьСПП и его особенности, разновидности смысловых отношений между частями СПП, подчинительные союзы
Уметь находить в тексте СПП, определять смысловые отношения, интонационно правильно произносить СПП Упр 84, 85, 89(1) П. 18,19, упр. 89(2) 30 Союзы и союзные слова в сложноподчиненном предложении. Изучение нового материала Союзы и союзные слова в СПП Знатьсредства связи в СПП (союзы и союзные слова), союзы не являются членом предложения.
Уметьразличать союзы и союзные слова, отличать союзы (что, как, где) от союзных слов Комплексный анализ текста упр. 93, 96(1-5) П.20, упр.96( 6-12). 31 Р.р. Устное обучающее сжатое изложение Урок развития речи. Приемы и методы сжатия текста Знать приемы сжатия текста: замена, исключение и слияние, Уметь сжимать текст Сжатое изложение по упр 95 32 Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении Изучение нового материала СПП, указательные слова Знатьсредства связи в СПП (указательные слова), ихроль в СПП
Уметьнаходить указательные слова в предложении, обосновывать знаки препинания в СПП Комплексный анализ текста упр.100 П.21, упр.102, 103 по выбору учащегося 33 Основные группы сложноподчиненных предложений. СПП с придаточными определительными Изучение нового материала Группы СПП (определительные, изъяснительные, обстоятельственные) Знатьсоюзные слова придаточных определительных, вопросы, на которые отвечают данные предложения, какую позицию занимает придаточное предложение по отношению к главному.
Уметьнаходить в тексте данный вид предложений, определять союзные слова как члены предложения. Упр.107, 109,111 П.22, упр.113,114 по выбору учащегося 34 Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Изучение нового материала Группы СПП (определительные, изъяснительные, обстоятельственные) Знать союзы и союзные слова придаточных изъяснительных, вопросы, на которые отвечают данные предложения.
Уметь находить в тексте данный вид предложений, определять союзные слова как члены предложения Упр.117,118 П.23, упр.119 35 Р.р. Контрольное сжатое изложение Урок контроля знаний Приемы и методы сжатия текста Знать приемы сжатия текста: замена, исключение и слияние, Уметь сжимать текст Упр 123 36 Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места и времени. Изучение нового материала СПП с придаточными обстоятельственными,
союзы и союзные слова придаточныхЗнать союзы и союзные слова придаточных ,вопросы, на которые отвечают данные предложения
Уметь находить в тексте данный вид предложений, определять союзные слова как члены предложения. Упр.124,126 П.24,25, упр.129 37 К.р.№5. Тест Урок контроля знаний Знать правила орфографии и пунктуации
Уметьприменять данные правила Синтаксический и пунктуационный анализ простых и сложных предложений (ОГЭ) 38 Сложноподчиненное с придаточными причины, условия, уступки Изучение нового материала СПП с придаточными обстоятельственными,
союзы и союзные слова придаточныхЗнатьсоюзы и союзные слова придаточных ,вопросы, на которые отвечают данные предложения
Уметь находить в тексте данный вид предложений, определять союзные слова как члены предложения Упр.131,138,151 П.26, упр.132 39 Сложноподчиненное с придаточными цели, следствия. Изучение нового материала СПП с придаточными обстоятельственными,
союзы и союзные слова придаточныхЗнатьсоюзы и союзные слова придаточных ,вопросы, на которые отвечают данные предложения
Уметь находить в тексте данный вид предложений, определять союзные слова как члены предложения Упр.152,144 П.26, упр.146 40 Сложноподчиненное с придаточными образа действия, меры, степени, сравнительные Изучение нового материала СПП с придаточными обстоятельственными,
союзы и союзные слова придаточныхЗнатьсоюзы и союзные слова придаточных ,вопросы, на которые отвечают данные предложения
Уметь находить в тексте данный вид предложений, определять союзные слова как члены предложения Упр.156,161 П.27, упр162 41 Сложноподчиненное с придаточными образа действия, меры, степени, сравнительные Изучение нового материала СПП с придаточными обстоятельственными,
союзы и союзные слова придаточныхЗнатьсоюзы и союзные слова придаточных ,вопросы, на которые отвечают данные предложения
Уметьнаходить в тексте данный вид предложений, определять союзные слова как члены предложения. Упр.158, 163 Упр.160 42 К.р.№6. Контрольный диктант с творческим заданием. Урок контроля знаний Знатьправила орфографии и пунктуации
Уметьприменять данные правила 43 Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Изучение нового материала Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Знатьсложноподчиненное предложение с несколькими придаточными с однородным, последовательным и параллельным подчинением. Знаки препинания при них.
Уметьнаходить предложения с однородным, последовательным и параллельным подчинением. Упр.169, 172 П.28, упр.170 44 Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Урок закрепления знаний. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Знатьсложноподчиненное предложение с несколькими придаточными с однородным, последовательным и параллельным подчинением. Знаки препинания при них.
Уметьнаходить предложения с однородным, последовательным и параллельным подчинением Упр.171, 173 П.28, упр.174 45 Р.р. Обучение написанию сочинения-рассуждения по интерпретации текста Урок развития речи. Цитата из текста, элементы сочинения-рассуждения Знать композицию сочинения- рассуждения, правила оформления цитат
Уметь интерпретировать предложенное высказывание, приводить 2 аргумента из текста, подтверждающие ваши рассуждения, грамотно оформлять цитаты. ОГЭ 46 Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Урок закрепления знаний. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Знатьсложноподчиненное предложение с несколькими придаточными с однородным, последовательным и параллельным подчинением. Знаки препинания при них.
Уметьнаходить предложения с однородным, последовательным и параллельным подчинением ОГЭ, зад.13, в.1-4 Зад.13, в.5-8 47 К.р.№7. Контрольное сочинение-рассуждение по интерпретации фрагмента прочитанного текста. Урок контроля знаний Цитата из текста, элементы сочинения-рассуждения Знать композицию сочинения-рассуждения, правила оформления цитат
Уметь интерпретировать предложенное высказывание, приводить 2 аргумента из текста, подтверждающие ваши рассуждения, грамотно оформлять цитаты. ОГЭ 48 Синтаксический и пунктуационный анализ сложных предложений. Изучение нового материала План пунктуационного и синтаксического разбора (устного, письменного)сложноподчиненного предложения. Знать план пунктуационного и синтаксического разбора (устного, письменного) СПП
Уметь отличать пунктуационный и синтаксический разборы Упр.176, 179 П.29,30 49 Повторение по теме «Сложноподчиненное предложение» Урок закрепления знаний. Сложноподчиненное предложение с разными типами придаточных, с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. Знатьсложноподчиненное предложение с несколькими придаточными с однородным, последовательным и параллельным подчинением. Знаки препинания при них.
Уметьнаходить предложения с однородным, последовательным и параллельным подчинением Вопросы с.118, упр.181, 182 Упр.183 50 Р.р. Комплексный анализ текста Урок развития речи. Орфография, пунктуация, культура речи. Знатьправила орфографии и пунктуации, культуры речи,
Уметьприменять данные правила ОГЭ ОГЭ Бессоюзное сложное предложение 51 Понятие бессоюзного сложного предложения. Интонация в бессоюзных сложных предложениях. Изучение нового материала бессоюзное сложное предложение. Интонация в бессоюзных сложных предложениях ЗнатьБСП и его особенности, смысловые взаимоотношения между его частями.
Уметь с помощью интонации передавать смысловые взаимоотношения. Упр.190 Выписать из учебника биологии 3 БСП 52 Бессоюзное сложное предложение со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Изучение нового материала Разделительные знаки препинания в БСП Знатьсмысловые отношения между частями в БСП
Уметьправильно выбирать разделительные знаки препинания в БСП Упр 193, 192 П.33 упр 191 53 Бессоюзное сложное предложение со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Изучение нового материала Разделительные знаки препинания в БСП Знатьсмысловые отношения между частями в БСП
Уметьправильно выбирать разделительные знаки препинания в БСП Упр 195(у), 197, 196 П.34 упр 198 54 Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Урок развития речи. Лингвистическое высказывание, элементы сочинения-рассуждения Знать композицию сочинения- рассуждения, правила оформления цитат
Уметь комментировать предложенное высказывание на лингвистическую тему, находить примеры- аргументы из текста, подтверждающие их точку зрения, грамотно оформлять цитаты. Упр 196; ОГЭ 55 Бессоюзное сложное предложение со значением противопоставления, времени, условия и следствия. Тире в бессоюзном сложном предложении. Изучение нового материала Разделительные знаки препинания в БСП Знатьсмысловые отношения между частями в БСП,
Уметьправильно выбирать разделительные знаки препинания в БСП в зависимости от интонации, Упр199 П.35упр 200 56 Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения». Урок контроля знаний Знатьправила орфографии и пунктуации
Уметьприменять данные правила Сложные предложения с различными видами связи 57 Употребление союзной (сочинительной и подчинительной) и бессоюзной связи в сложных предложениях. Изучение нового материала Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания Знатьразличные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью,
Уметьправильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи,применять различные сочетания знаков препинания в письменной речи Упр 209, 211 П.37 упр 210 58 Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи Изучение нового материала Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания Знатьразличные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью,
Уметьправильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи,применять различные сочетания знаков препинания в письменной речи Упр 215, 217 П.38, упр 216 59 Синтаксический и пунктуационный анализ предложения с различными видами связи Изучение нового материала План пунктуационного и синтаксического разбора (устного, письменного) бессоюзного сложного предложения. Знатьпорядок устного и письменного синтаксического и пунктуационного разборов
Уметьприменять на практике синтаксический и пунктуационные разборы Упр 204 П.36 упр 203 60 Р.р. Контрольное сжатое изложение Урок контроля знаний Приемы и методы сжатия текста Знать приемы сжатия текста: замена, исключение и слияние, Уметь сжимать текст Упр 219 61 Р.р. Публичная речь Урок развития речи. Конспект статьи на лингвистическую тему Знатьприемы цитирования
Уметьоформлять предложения Упр 220 П 40 62 Повторение по теме «Сложные предложения с различными видами связи» Повторительно-обобщающий урок Различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью; разделительные знаки препинания Знатьразличные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью,
Уметьправильно употреблять в речи сложные предложения с различными видами связи,применять различные сочетания знаков препинания в письменной речи Самостоятельная работа. Контрольные вопросы на с. 154 упр 223 Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах 63 Фонетика и графика Повторительно-обобщающий урок Фонетика; обозначение звуков речи на письме, сильные и слабые позиции звуков Знатьединицы языка, звуки речи: гласные и согласные (глухие, звонкие, сонорные, парные, непарные), орфоэпические нормыУметьвыполнять фонетический разбор Упр 228, 230 П. 41, упр 229 64 К.р.№8. Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ. Урок контроля знаний Знатьправила орфографии и пунктуации
Уметьприменять данные правила 65 Лексика и фразеология. Лексический анализ. Повторительно-обобщающий урок Лексическое значение слова, антонимы, синонимы, омонимы Уметь извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями
Упр 232,233, 235 П.42 упр 231 66 Морфемика и словообразование. Повторительно-обобщающий урок Морфемы, способы словообразования Знатьспособы словообразования.
Уметьстроить словообразовательную цепочку Упр 237, 238, 242 П. 43,44 упр 241 67 Морфология. Повторительно-обобщающий урок Морфологический разбор слова, постоянные, непостоянные признаки. Знатьморфологический разбор слова
Уметьопознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа; соблюдать в практике письма основные правила орфографии. Упр 246, 247 П. 45 упр.248 68 Синтаксис и пунктуация. Развитие речи Синтаксис как раздел грамматики. Предложение, словосочетание — основные единицы синтаксиса. Текст, его структура. Тема текста. Пунктуация. Принципы русской пунктуации Пунктуационный анализ предложения. Знать основные разделы русского языка; особенности подчинительной и сочинительной связи.
Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять различие между сочинительной и подчинительной связью Содержательно-композиционный анализ текста упр.278