Примерная программа по русскому языку 8 класс


г. Красный Сулин Ростовской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 5
Приказ от «01 »____09___ 2015 г.№_
____________ /Евтюхова В.С./
Рабочая программа
по русскому языку
2015-2016 уч.г.
Уровень общего образования: основное общее
Базовый уровень
8 «Б» класс
Количество часов 105, количество часов в неделю - 3
Учитель: Соколова Марина Сергеевна
Программа разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), автор: Е.А.Быстрова, Л.В.Кибирева, издательство «Русское слово», Москва, 2012 г.
Содержание
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного курса
Место предмета в учебном плане
Результаты изучения предмета
Содержание тем учебного курса
Тематический план
Календарно-тематический план
КИМы приложение
Пояснительная записка
Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, консолидации и единения народов России.
Русский язык в системе общего среднего образования в школах занимает особое место. Он является средством общения, орудием познания и отражения действительности, важнейшим средством воспитания.
Овладение русским языком как средством общения обеспечивает способность и готовность учащихся к коммуникации в повседневной жизни и профессиональной деятельности, способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в полиэтническом обществе, помогает их социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
Русский язык является средством приобщения учащихся к духовному богатству культуры и литературы русского народа, к достижениям мировой науки и культуры.
Русский язык является одним из важнейших каналов социализации личности учащихся, способствует формированию гражданской идентичности и толерантности.
Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования. В ней учтены основные идеи преемственности с программами для начального общего образования.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
— воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как к явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
— совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса учащихся и грамматического строя их языка; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;
— освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
— формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Задачи предмета «Русский язык» в школе :-формирование способности общаться на русском языке в бытовой, учебной, учебно-научной, социокультурной и деловой сферах;-усвоение основ знаний о русском языке, его фонетике, графике, лексике, морфемике и словообразовании, грамматике, а также сведений о роли языка в жизни общества, его развитии;
-овладение самим языком, его словарным и грамматическим строем, усвоение норм русского литературного языка;
-формирование знаний о реалиях быта, обычаях, традициях русского народа, его материальной и духовной культуре, о социокультурных стереотипах речевого общения.
Изучение русского языка способствует развитию логического мышления учащихся: в ходе обучения они приобретают умения анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы; отбирать и систематизировать материал в соответствии с темой и основной мыслью высказывания; строить логически правильное и композиционно законченное высказывание; составлять план выступления, конспекты и т. п.
В процессе изучения русского языка у школьников формируются общеучебные умения, а именно: самостоятельно добывать знания, работать с учебной литературой, словарями, справочниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; контролировать правильность своей речевой деятельности и др.
Общая характеристика учебного курса
Существенной особенностью русского языка как учебного предмета является его неоднородность. В широком смысле слова язык включает речевую деятельность (говорение, слушание, чтение и письмо), языковой материал (совокупность текстов, созданных на этом языке) и языковую систему (словарь, грамматику). Язык существует только в виде речевой деятельности, два других аспекта являются соответственно продуктом речевой деятельности (языковой материал) и результатом изучения языкового материала учеными (языковая система).
В обучении предмету должны быть отражены три аспекта: речевая деятельность (так как она является целью школьного языкового образования), языковой материал и языковая система (так как они являются средствами обучения речевой деятельности).
При обучении предмету «Русский язык» предполагается целенаправленная работа по активному развитию у школьников основных видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма.
Принцип взаимосвязи знаний и речевой деятельности определяет главную цель обучения русскому языку – свободное владение языком во всех видах речевой деятельности, в различных сферах и ситуациях общения. Свободное владение языком предполагает освоение учащимися определённого объёма информации о системе и структуре языка, его единицах и правилах функционирования в речи; умение отбирать и употреблять языковые средства в соответствии с коммуникативными целями и задачами; умение организовать речевое общение на основе усвоения социальных норм речевого поведения в целом.
Русский язык - государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России. Русский язык – средство постижения и обретения его социокультурных ценностей, формирования духовно-нравственного мира россиянина, его ментальности, средство развития интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.
Духовно-нравственное воспитание и развитие школьника средствами предмета Русский язык – цель преподавания его сегодня. В то же время русский язык – важное средство социализации личности в условиях определенных изменений в системе ценностей, социальных приоритетов. Русский язык – средство развития личности, способной жить и трудиться в условиях постиндустриального, информационного и поликультурного общества, готовой реализовать себя в обществе ХХI века. В процессе обучения русскому языку формируются такие качества личности, как коммуникабельность, готовность к сотрудничеству, к межличностному и межкультурному взаимодействию и взаимопониманию, умение самостоятельно решать проблемы, творчески мыслить, грамотно работать с информацией, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям современного мира, быть конкурентоспособным, умение жить в многонациональной стране.
. Это нашло отражение в структуре программы, которая состоит из трех сквозных содержательных линий:
— содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
— содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;
— содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, способность и реальную готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных этапах (5—7, 8—9 классы).
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции предполагают овладение основами науки о русском языке, сведениями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; формирование учебных умений, навыков и способов действий с языковым материалом; освоение основных норм русского литературного языка, владение необходимым словарным запасом и грамматическим строем речи; умение пользоваться различными видами лингвистических словарей.
Культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка и русского речевого поведения, формирование языковой картины мира, овладение национально-маркированными единицами языка, нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Программа базируется на современных подходах к обучению языку: сознательно-коммуникативном и культуроведческом.
Основными принципами обучения русскому языку при сознательно-коммуникативном подходе являются следующие.
Принцип коммуникативности определяет цель обучения языку — формирование коммуникативной компетенции. Реализация этой цели предполагает формирование умений и навыков речевой деятельности во всех ее видах. Коммуникативность предполагает речевую направленность учебного процесса, максимальное приближение его к условиям естественного общения. Вся система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в нем. Учиться общению, общаясь — вот основная характеристика коммуникативности.
В соответствии с принципом сознательности языковой материал рассматривается как органическая и системно организованная часть учебного материала, на основе которой формируется речевая деятельность учащихся. Осознанное усвоение языковых явлений, фактов, правил рассматривается как обязательное условие достижения свободного владения русским языком. Принципы коммуникативности и сознательности в своей совокупности определяют сознательно-коммуникативный подход к обучению русскому языку.
В программе реализован культуроведческий подход. В соответствии с ним обучение русскому языку должно обеспечивать приобщение учащихся к культуре русского народа, лучшее осознание культуры своего народа, готовность и способность к диалогу культур.
Кроме названных принципов, обучение русскому языку предполагает: взаимосвязанное овладение видами речевой деятельности и уровнями языковой системы; преемственность и перспективность обучения.
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе ПРОГРАММЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ. 5-9 КЛАССЫ (Е.А.Быстрова).
Общий объём на изучении предмета Русский язык в 8 классе, предусмотренный учебным планом, 3 час в неделю/105 часов в год.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане школы
Данная программа составлена в соответствии с базисным учебным планом для образовательных учреждений. Преподавание ведётся с использованием учебно-методического комплекса – автор Е.А.Быстрова. При планировании уроков развития речи взято 37 часов, согласно программе. Из уроков, отведённых на теоретическую часть, взято 9 уроков для организации текущего и административного контроля.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА.
1.       Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2.       Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января  2012 года  №69  «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».
3.       Программа основного общего образования. Русский язык 5-9 класс.
4.        Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в  общеобразовательных учреждениях; Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный
5.       Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ и календарно – тематического планирования учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)  Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №5
6.       Учебный план  МБОУ СОШ№5 на 2015-2016 учебный год.
.
Результаты изучения учебного предмета:
Личностные:
осознание роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ; осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности, социализации и самореализации;
готовность практически использовать русский язык в межличностном и межнациональном общении; толерантность в межкультурном общении;
осознание русского языка как средства приобщения к культуре русского народа, народов РФ и мировой культуре.
Метапредметные :адекватное понимание информации устного и письменного сообщения(цели, темы, основной и дополнительной информации);
овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
умение строить устное и письменное высказывание с учётом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях;
умение самостоятельно добывать знания; работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета; пользоваться справочной литературой;
овладение приемами отбора и систематизации материала на определённую тему; умения анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения;
умение и навыки анализа явлений языка на межпредметном уровне.
Предметные:
освоение базовых понятий: язык, речь, устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, типы и функциональные стили речи, текст, система языка;
знание языковых единиц русского языка, их признаков, проведение различных видов анализа слова, словосочетания и предложения;
уместное употребление языковых средств в речевой практике4знание основных особенностей фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным;
знание норм литературного русского языка и речевого этикета и использование их в речевой практике;
умение пользоваться различными видами лингвистических, в том числе и двуязычных словарей;
чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров;
понимание информации , предъявляемой на слух в нормальном темпе;
создание текстов различных по жанру и стилю, с учётом сферы и ситуации общения; умение инициативно вести диалоги на бытовые, учебные, социокультрные темы с соблюдением норм речевого этикета;
работа с текстом как источником информации, многоаспектный анализ текста, владение основными видами информационной переработки текста в план, тезисы, конспект;
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных вид< речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.Содержание тем учебного курса
1. Речь.
1.Разговорная и книжная речь (повторение).
Типы речи. Повествование с элементами описания и рассуждение с элементами описания и повествования. Стили речи. Жанры.
2.Умения:
-анализировать и составлять различные по типу, стилю тексты;
- выделять в тексте части: описание, повествование, рассуждение;
- определять ведущий тип речи;
- определять стиль и жанр текста.
Сочинение «Как я общаюсь с друзьями?»
Вводный контрольный диктант с грамматическим заданием.
Обучающее изложение « Молодость – вся жизнь»
Система языка. Синтаксис и пунктуация.
2. Словосочетание и предложение.
1.Словосочетание и предложение – основные единицы синтаксиса. Отличие словосочетания от предложения. Типы связи слов в словосочетании. Предложное и беспредложное управление. Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске (повторение).Грамматическая основа предложения (повторение).Предложения простые и сложные (повторение).
2.Умения:
-различать словосочетания с предложным и беспредложным управлением, употреблять их в речи.
Краткое изложение по тексту упражнения № 42.
Сочинение- рассуждение на свободную тему
Работа с текстом «Обыкновенная земля»
Административный контрольный диктант.
3. Двусоставные предложения.
1.Нераспространённые и распространённые предложения (повторение).
Подлежащее, способы его выражения. Сказуемое, способы его выражения. Простое и составное глагольные сказуемые. Согласование сказуемого и подлежащего в лице и числе. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
2.Умения:
– использовать формы времени, вида глагола в тексте для связи предложений;
–соблюдать интонацию в предложении с пропущенной связкой.
Сочинение –рассуждение «Компьютер в современном мире»
Сочинение- рассуждение о просмотренном кино- или телефильме.
Сжатое изложение по упражнению №96.
1.Второстепенные члены предложения. Прямое и косвенное дополнение, их место в предложении и способы выражения.
. 2. Умения:
-употреблять в речи падежные формы существительных и местоимений;
- устанавливать связь между дополнением и сказуемым (управление).
Краткое изложение по упражнению №121.
Сочинение – описание о родной природе.
Административный контрольный диктант.
1.Определение согласованное и несогласованное. Способы их выражения. Приложение как особый вид определения. Знаки препинания при приложении. Дефис при приложении.
2. Умения:
-согласовывать определение с определяемым словом;
-употреблять в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы, распространенные определения;
- употреблять приложения- определения в устной и письменной речи.
1. Обстоятельства места, времени, образа действия, причины, цели, условия. Место обстоятельства в предложении. Способы выражения обстоятельств.
2.Умения:
- употреблять в речи обстоятельства со значением места, времени, причины и следствия, выражаемые формой косвенного падежа с предлогом и предложными сочетаниями(повторение0, со значением обусловленности и уступки, выражаемые формой косвенного падежа с предлогами;
- использовать обстоятельства места и времени как средство межфразовой связи в тексте.
1. Прямой и обратный порядок слов в предложении.
Интонация предложении. Логическое ударение (повторение).
2.Умения:
- выделять с помощью порядка слов и логического ударения наиболее важные для высказывания слова и предложения.
Работа с текстом стр.121
Сочинение на морально- этическую тему «В чём, по-вашему, ценность человеческой жизни?»
Контрольный тест по теме «Двусоставные предложения»
4. Односоставные предложения
1.Основные группы односоставных предложений. Предложения определённо-личные, неопределённо-личные, безличные (главный член-сказуемое),назывные(главный член- существительное).
2. Умения:
- пользоваться в речи различными видами предложений, активными и пассивными конструкциями глаголов совершенного и несовершенного вида( с учётом типов и стилей речи);
- заменять личные предложения безличными, употреблять их как синонимы;
- употреблять в описании назывные предложения для обозначения места и времени;.Сочинение «Традиции и гадания моего народа»
Изложение по упражнению № 189.
Диктант с грамматическим заданием по теме «Односоставные предложения»
5. Неполные предложения
1.Понятие о полных и неполных предложениях. Тире в неполном предложении.
2.Умения:
- употреблять в диалогической речи полные и неполные предложения;
- преобразовывать полные предложения в неполные;
- выразительно читать диалоги с неполными предложениями.
Сочинение - рассказ
6. Предложения с однородными членами
1.Понятии об однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире. Однородные члены, не соединенные союзами. Интонационные особенности предложений с однородными членами; интонация перечисления при обобщающих словах. Союзы при однородных членах предложения (соединительные, противительные).
2. Умения:
- пользоваться предложениями с однородными членами в различных функциональных стилях и типах речи;
Краткое изложение по упр.204
Сочинение по тексту В.Астафьева «Вам продолжать эту жизнь»
Диктант с грамматическим заданием по теме «Однородные члены предложения».
7. Предложения с обособленными второстепенными членами
1.Обособление обстоятельств, выраженных деепричастиями. Обособление уточняющих членов предложения. Сравнительные обороты с союзом как , будто ,словно, как будто. Знаки препинания при сравнительных оборотах.
2.Умения:
- употреблять в речи обособленные обстоятельства для характеристики действий, уточнения места, времени действия;
- заменять предложения с обособленными членами предложения синонимическими конструкциями (простыми предложениями без обособленных членов и сложными предложениями);
- употреблять эти конструкции в различных стилях и типах речи с учётом их смысловых, образных, эмоциональных значений;
- ставить знаки препинания при сравнительных оборотах.
Изложение по упр.242
Контрольный тест по теме «Обособленные члены предложения»
8. Предложения с обращениями, вводными словами и вставными конструкциями
1.Обращение. Место обращения в предложении. Знаки препинания в предложении с обращениями.
2.Умения:
-употреблять обращения в диалогической и монологической речи с учётом различных стилей речи;
- выразительно читать предложения с обращениями.1. Вводные слова, вводные предложения. Их роль и место в предложении.
Знаки препинания.
- пользоваться вводными словами и вставными конструкциями для выражения уверенности или неуверенности, отношения между частями высказывания, оценки, степени обычности, привлечения внимания, указания источника сообщения;
- соблюдать правильную интонацию в предложении с вводными словами и вставными конструкциями;
-использовать вводные слова для связи предложений в художественной, научной, деловой, публицистической речи.
Контрольное изложение с элементами сочинения по упражнению №271
Административный контрольный диктант с грамматическим заданием по итогам года.
Экскурсия на природу «Всмотритесь в красоту весны»
Требования к уровню подготовки учащихся VΙΙΙ класса
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил,обосновывать свои ответы, используя лингвистическую терминологию.
К концу 8 класса учащиеся должны уметь :-различать основные единицы синтаксиса,
- пользоваться в речи различными типами предложений,
-согласовывать главные члены предложения и второстепенные,
-правильно употреблять предложные и беспредложные управления ,
- строить синонимические конструкции,
в орфографии:
- находить в словах изученные орфограммы, обосновывать свой выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами , находить и исправлять орфографические ошибки;
в пунктуации:
-употреблять тире в простом полном и неполном предложении,
-тире и двоеточие при обобщающих словах при однородных членах,
-знаки препинания при однородных, обособленных членах предложения, вводных словах, вставных конструкциях и обращениях.
в связной речи:
- понимать речь учителя и дикторский текст;
- выделять в смысловых частях второстепенную информацию,
- пересказывать кратко и в развернутой форме;
- составлять устный рассказ, сообщение;
-писать сочинение-описание, сочинение – рассуждение о произведениях искусства;
-писать отзыв о книге, составлять рассказ;
-самостоятельно составлять письменное сообщение на основе ранее прочитанного и прослушанного текста, просмотренного кино-, телефильма.
Тематический план
№ п/пНаименование разделов и тем Максимальная нагрузка на уч-ся Из них:
Теоре-тичес-каячасть Кол-во контроль-ных работ Развитие речи Экскурсии
Изложения Сочинения Работа с текстом 1 Повторение. Речь 8 3 1 2 2 2 Словосочетание и предложение 10 4 1 2 2 1 3 Двусоставные предложения 40 24 2 4 8 2 4 Односоставные предложения 11 6 1 2 2 5 Полные и неполные предложения 4 2 2 6 Предложения с однородными членами
11 6 1 2 2 7 Предложения с обособленными второстепенными членами
8 4 2 2 8
конструкциями. Предложения с обращениями,
вводными и вставными
4 4 9 Повторение 4 2 2 Итоговый 1 1 1
ИТОГО 105 58 9 16 18 3 1
Всего -105 часов
Календарно-тематическое планирование

№п./п. Основное содержание программного материала Основные знания, умения, навыки Дата план Дата факт
1 Введение. Русский язык в кругу славянских языков. Роль старославянского языка в развитии русского языка Иметь представления о месте русского языка в кругу славянских языков 01.09 2 Текст Различать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы.
Устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной принадлежности.
Сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания.
Создавать письменные высказывания разных стилей, жанров и типов речи.
Оценивать чужие и собственные речевые высказывания с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, языковой принадлежности.
Выступать перед аудиторией с небольшими сообщениями, докладом. 03.09 3 Типы речи 07.09 4 Способы и средства связи предложений 08.09 5 Стили речи. Разговорный язык, его жанры. 10.09 6 Повторение фонетики
Знать фонетическую запись, позиции гласных и согласных 14.09 7 Повторение орфографии Знать группы правил правописания гласных в корне слова,н и нн в суффиксах прилагательных и причастий. уметь применять данные правила 15.09 8 Повторение морфологии Уметь различать степени сравнения прилагательных и наречий, наречия и категорию состояния. 17.09 9
10 Повторение словообразования Знать способы образования слов, уметь определять морфемный состав
Уметь выделять причастные и деепричастные обороты 21.09 .Повторение синтаксиса 11 Контрольная работа стартовый контроль 22.09 12 Синтаксис как раздел грамматики
Овладеть основными понятиями синтаксиса. Осознавать различие словосочетания и предложения.
Распознавать главное и зависимое слово в словосочетании.Научить определять способ подчинительной связи в словосочетании. Моделировать и употреблять в речи синонимические по значению словосочетания.
24.09 13
Словосочетание.
28.09 14 Основные признаки словосочетания и виды по морфологическим свойствам. 29.09 15 Виды связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание 01.10 16 Предложение как минимальное речевое высказывание. 05.10 17
Основные признаки предложения.
06.10 18
Виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске. Распознавать виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Анализировать и характеризовать интонационные и смысловые особенности предложений, сопоставлять их структурные особенности. Моделировать предложения в соответствии с коммуникативной задачей. 08.10 19 Утвердительные и отрицательные предложения, их смысловые и структурные отличия. 12.10
20
Контрольная работа 13.10 21 Анализ контрольной работы 15.10 22
23 Морфологические способы выражения подлежащего. Определять способы выражения подлежащего 19.10 Морфологические способы выражения подлежащего. 24
25
26 Виды сказуемого: простое глагольное; составное глагольное; составное именное. Познакомить с основными типами сказуемых;
Вооружить учеников приёмами различения разных типов сказуемых. Правильно согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим. 20.10 22.10 26.10 27 Р.Р (1) Сочинение на свободную тему: «Неожиданное происшествие», «Случай на футбольном поле», «Летом на рыбалке» (упр201) Уметь излагать свои мысли, составлять план сочинения, подбирать высказывания 27.10 28 Тире между подлежащим и сказуемым Закрепить умение применять при письме правило постановки тире между подлежащим и сказуемым 29.10 29 Обобщение изученного по теме «Главные члены предложения». Обобщить знания о способах выражения подлежащего;
типах сказуемого и его способах выражения. 09.11 30 Определение. Согласованные и несогласованные определения Определять второстепенные члены предложения, способ их выражения, задавать к ним вопросы. 10.11 31 Приложение как разновидность определения. Уметь находить в тексте приложения, расставлять знаки препинания 12.11 32 Дополнение.( прямое или косвенное) Определять прямые и косвенные дополнения, задавать к ним вопросы, определять падеж. 16.11 33 Обстоятельство. Основные значения и способы выражения Знать разряды обстоятельств, уметь определять, чем выражены обстоятельства 17.11 34 Прямой и обратный порядок слов в простом предложении, его экспрессивно-стилистическая роль. Опознавать прямой и обратный порядок слов, анализировать структурные и смысловые особенности предложений с обратным порядком слов. 19.11 35 Обобщение «Второстепенные члены предложения» Проверить знания по теме 23.11 36
37 Контрольная работа диктант по теме «Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения» и его анализ Проверить усвоение темы «Главные и второстепенные члены предложения» 24.11 38
39
40
41 Развитие речи
Научный стиль, его жанры
-аннотация,
-рецензия, отзыв. 26.11 30.11 01.12 03.12 42
43 Р.Р (2-3) Изложение Уметь сжимать текст, применяя разные способы сжатия 07.12 08.12 44 №1 Понятия об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению. Различать двусоставные и односоставные предложения 10.12 45 Р.Р.(4) Описание картины М.Сатарова «Мороз» 14.12 46 Определённо – личные предложения Опознавать определенно-личные предложения, уметь моделировать, характеризовать .15.12 47 Неопределённо-личные предложения 17.12 48 Обобщённое значение определённо-личных и
неопределённо-личных предложений Сравнивать данные типы односоставных предложений, сопоставлять по их структурным и смысловым особенностям. 21.12 49 Безличные предложения. Контрольная работа Опознавать безличные предложения, уметь моделировать, характеризовать 22.12 50 Назывные предложения.
Знаки препинания в конце назывных предложений
Опознавать назывные предложения, уметь моделировать, характеризовать 24.12 51 Неполные предложения Разграничивать двусоствные неполные предложения и односоставные 11.01 52 Обобщение по теме «Односоставные предложения» Сопост авлять разные виды односоставных предложений по их стуктурным и смысловым особенностям 12.01 53
54 Контрольная работа и анализ Контроль знаний по данной теме. 14.01 18.01 55
56 Р.Р Основные жанры официально-делового стиля: расписка, доверенность, заявление, резюме. Их особенности 19.01 21.01 57 Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов. Союзы при однородных членах, их разряды по значению. Активизировать знания учащихся об однородных членах предложения и союзах при них, расширить знания о случаях постановки запятых 25.01 58
59 Однородные и неоднородные определения. Развивать умение видеть в предложении однородные члены (в том числе распространённые), учиться различать однородные и неоднородные определения.
26.01 28.01 60 Знаки препинания при однородных членах предложения Закрепить знания о постановке знаков препинания при однородных членах предложения; повторить порядок синтаксического разбора предложений с однородными членами 01.02 61
62 Обобщающие слова в предложениях с однородными членами.
Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами Активизировать понятие об обобщающих словах, расширить знания о постановке знаков препинания при обобщающих словах в случаях, когда обобщающее слово стоит после однородных членов, или если оно стоит перед однородными членами, но после них предложение продолжается. 02.02 04.02 63 Обобщение по теме «Однородные члены предложения» Повторить основные признаки однородных членов предложения;
08.02 64
65 Р.Р Изложение с элементами сочинения 09.02 11.02 66 Контрольная работа Проверить усвоение темы «Предложения с однородными членами» 15.02 67
68
69
70
Р.Р Публицистический стиль, его жанры
заметка,
репортаж,
очерк 16.02 18.02 25.02 27.02 71 Понятие об обособлении Разграничивать сложные предложения и предложения осложненной структуры.
Понимать сущность обособления 29.02 72 Обособление определений Различать однородные и неоднородные определения .Опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно конструировать. 01.03 73
74
Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными с зависимыми словами Опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно конструировать. 03.03 05.03 75
76 Знаки препинания при обособленных согласованных определениях 10.03 14.03 77
Обособленные приложения Опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно конструировать. 15.03 78 Знаки препинания при обособленных приложениях. 17.03 79 Обобщение по теме «Обособление определений и приложений Наблюдать за особенностями употребления обособленных членов предложения в текстах разных стилей и жанров. 31.03 80 Обособление обстоятельств Опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно конструировать предложения с деепричастными оборотами. 04.04 81 Способы их выражения и разновидности значения. 05.04 82 Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий 07.04 83 Обособление дополнений Опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно конструировать. 11.04 84 Обособление дополнений Наблюдать за особенностями употребления обособленных членов предложения в текстах разных стилей и жанров.
Опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно конструировать предложения с деепричастными оборотами. 12.04 85 Обособленные уточняющие члены предложения.
14.04 86 Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения 18.04 87 Повторение по теме «Обособленные члены предложения» 19.04 88, 89 Контрольная работа по теме «Обособленные члены предложения» анализ 21.04 90 Вводные слова (словосочетания) как средство выражения оценки высказывания, воздействия на собеседника 25.04 91 Группы вводных конструкций по значению. 26.04 92 Практикум. Вводные слова, словосочетания и предложения в тексте. 28.04 93 Обращение, средства его выражения Наблюдать за особенностями употребления обособленных членов предложения в текстах разных стилей и жанров.
Опознавать и правильно интонировать предложения с обособлением, правильно конструировать предложения с деепричастными оборотами. 03.05 94 Контрольная работа по теме «Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и обращениями» 05.05 95 Анализ контрольной работы 10.05 96 Р.Р Сочинение - рассуждение 12.05 97 Повторение за год 16.05 98 Повторение за год 17.05 99, 100 Повторение и систематизация знаний 19.05 101 Контрольная работа за год 23.05 102 Анализ контрольной работы, работа над ошибками 24.05 103 Систематизация знания по теме Обособление.
26.05 104 Систематизация знаний «Занимательная лингвистика» 30.05 105 Итоговый урок 31.05 92-93

В случае выпадения урока на праздничную дату-материал подается блочно, за счет объединения тем.
Тематическое планирование предусматривает организацию работы как со слабоуспевающими детьми, детьми с ОВЗ, так и с одаренными.
Работа с одаренными детьми
постоянно стимулировать их познавательную активность.
Поощрять или организовывать знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план.
Формировать большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов
Предъявлять более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач
Использование личностно-ориентированных методов обучения
Работа со слабоуспевающими учениками
При работе с детьми с ОВЗ и слабоуспевающими учениками предусмотрено использование следующих приемов, методов и форм работы:
Применение заданий различной степени трудности
Работа в парах переменного состава, работа в группах, взаимообучениеИспользование экспресс-диагностик
Индивидуальные задания с применением карточек-инструкций
Карточки-задания на дом
Индивидуальные и групповые консультации
Использование межпредметных связей
Самостоятельная работа, индивидуальная домашняя работа
Работа с учебной, дополнительной литературой
Разработка мультимедийных презентаций
Использование интерактивных занятий
IV. Содержание курса русского языка
Раздел
грамматики Дидактические единицы Количество
часов
Введение Русский язык – родной язык 1
Повторение изученного в 5-7 классах 3
Синтаксис и пунктуация
Понятие о синтаксисе Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса Виды синтаксической связи. Средства синтаксической связи. Способы подчинительной связи. 3
Пунктуация как система знаков препинания и правил их использования. Принципы русской пунктуации. Знаки препинания и их функции.
Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания. 2
Словосочетание Основные виды словосочетаний : подчинительные и сочинительные
Строение и грамматическое значение словосочетаний.
Цельные словосочетания 3
Предложение Понятие о предложении. Строение предложения.
Интонация конца предложения.
Грамматическая основа предложения. Предложения простые и сложные. Предложения утвердительные и отрицательные. Виды предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске. 5
Простое предложение Основные виды простого предложения. Порядок слов в предложении.
Логическое ударение.
Главные члены предложения. Подлежащее. Способы его выражения. Сказуемое. Основные типы сказуемого: простое глагольное; составное глагольное; составное именное
Особенности связи подлежащего и сказуемого.
Тире между подлежащим и сказуемым.
Второстепенные члены предложения. Определение. Согласованные и несогласованные определения.
Приложение как вид определения. Дефис при приложении.
Дополнение. Обстоятельство. Основные значения и способы выражения.
Многозначные члены предложения. Распространённые предложения.
Синтаксическая функция инфинитива.
Выделение запятыми обстоятельств, выраженных деепричастными и сравнительными оборотами, а также обстоятельств с предлогами несмотря на. 13
Односоставные предложения Понятия об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные.
Особенности использования односоставных предложений в речи.
Синонимика двусоставных и односоставных предложений.
Знаки препинания в конце назывных предложений. 8
Полные и неполные предложения Неполные предложения в речи.
Строение и значение неполных предложений
Тире в неполных предложениях. 2
Осложнённое предложение
Предложения с однородными членами. Понятие об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов. Союзы при однородных членах, их разряды по значению. Запятая между однородными членами.
Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при обобщающих словах в предложениях с однородными членами 8
Предложения с обособленными членами. Понятие об обособленных членах предложения, их роль в речи.
Общие условия обособления определений.
Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными с зависимыми словами
Знаки препинания при обособленных согласованных определениях
Обособленные приложения. Знаки препинания при обособленных приложениях.
Обособленные обстоятельства. Способы их выражения и разновидности значения.
Обособление деепричастных оборотов и одиночных деепричастий, а также выделение запятыми обстоятельств, выраженных существительными с предлогом несмотря на.
Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения. 15
Предложения с вводными словами, словосочетаниями, предложениями и с обращениями. Вводные слова (словосочетания) как средство выражения отношения говорящего к своему сообщению и как средство связи между предложениями в тексте. Интонация вводности.
Основные смысловые разряды вводных слов.
Вводные предложения.
Синонимия вводных конструкций. Знаки препинания в предложении с вводными словами, словосочетаниями. Выделение на письме вводных предложений.
Вставные конструкции как средство пояснения , уточнения, обогащения содержания высказывания. Их выделение интонацией в устной речи и знаками препинания на письме.
Обращение, средства его выражения, включая звательную интонацию. Роль обращения в речевом общении. Этические нормы использования обращений.
Особенности выражения обращений в разговорной и художественной речи.
Знаки препинания при обращении. 9
Слова-предложения. Особенности строения, значения и употребления слов-предложений в речи.
Пунктуационное оформление слов-предложений 1
Повторение 15
Развитие связной речи Углубление изученных ранее понятий связной речи. Расширение понятий о публицистическом и художественном стилях. Углубление понятия о средствах с вязи частей текста. 17
V. Средства контроля
Вид
и форма контроля Ι четверть ΙΙ четверть ΙΙΙ четверть ΙV четверть Итого
Тематический
Диктант с грамматическим заданием 1 1 1 3
Тематический
Тест 1 1 2
Тематический
Анализ текста 1 1
Итоговый
Тест 1 1
7
Перечень учебно-методического обеспечения.
Ι Основная учебно-методическая литература
1. Программа по русскому языку для образовательных учреждений с родным (нерусским ) и русским (неродным)языком обучения . 5-9 классы./авторы :Е.А.Быстрова, Е.С.Кудрявцева и др.- М.,Дрофа, 2009
2. Русский язык.8 класс: учебник для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения/ Е.А.Быстрова, Н.В. Мангутова, Т.В.Потёмкина, Л.И.Новикова, -3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа,2011
3.Быстрова Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык.8 класс» для образовательных учреждений с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения/Е.А.Быстрова.-М.: Дрофа,2009.
ΙΙ. Дополнительная учебно-методическая литература и источники.
1.Контрольно- измерительные материалы. Русский язык: 8 класс/сост.Н.В.Егорова.- М.: ВАКО,2010.
2. Г.А. Богданова Уроки русск.языка 8 кл -М.«Просвещение» ,2001
3. Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку, 7,8 класс. «ВАКО».2006
4.И.В.Текучева. Контрольные и проверочные работы по русскому языку 7,8кл.. «Экзамен» 2005
5. А.Б.Малюшкин Тестовые задания по русскому языку 5,6,7,8 классы. Творческий центр. 2000
6. Егорова Н.В.Контрольно-измерительные материалы. Русский язык.: 7 класс ВАКО,2010
7.Журналы: « Русский язык в школе» и « Русский язык»- приложение к газете « Первое сентября»
8.Библиотечка газеты « Первое сентября»
9. Авторские материалы. «Комплекс роков по русскому языку в 8 классе».
«Комплексный анализ текста»
« История языка»
Согласовано СогласованоПротокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета МБОУ СОШ №5 _______________Боклагова Е.Е.
от __31.08.__ 2015 года № ____
________ Деревянченко О.В. ____.2015года