Литературное чтение 4 класс (Перспектива) А. Толстой. «Детство Никиты». Смысл рассказа


Литературное чтение 4 класс (Перспектива)Тема урока : А. Толстой. «Детство Никиты». Смысл рассказаЦель урока: продолжить работу над произведением ,отрабатывать навык беглого выразительного чтения: учить делить текст на части ;составлять план; развивать речь учащихся, память ,мышление.Задачи урока:
Учить определять учебную задачу;
Учить планировать выполнение учебной задачи;
Создать благоприятный эмоциональный настрой;
Вспомнить содержание рассказа;  
Формировать умение работать с текстом;
Продолжить работу по развитию речи, памяти, критического мышления;
Формировать умение работать в группе.
Перечень оборудования к уроку:
Литературное чтение. 4 класс. Учеб. для общеообразоват. организаций в комплекте с аудиприл. на электрон. носителе. В 2ч. Ч.1/ Л.Ф. Климанова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования,  изд-во «Просвещение». – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 158 с. : ил. – (Академический школьный учебник) (Перспектива);
Фонограмма песни «Остров детства» в исполнении М. Боярского;
Рабочие тетради в клетку по литературному чтению,карточки с планом для учащихся.
Планируемые результаты
Предметные:
Определять, какое настроение создают прочитанные произведения.
Давать характеристику литературным героям, на основе прочитанного произведения.
Метапредметные:
Определять учебную задачу урока.
Планировать выполнение учебных действий в соответствии с поставленной учебной задачей.
Осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаков.
Осуществлять  логическое действие сравнение по заданным и самостоятельно выбранным критериям.
Осуществлять логическое действие обобщение.
Доносить свою позицию до других, аргументируя её.
Личностные:                 
Сравнивать свои черты характера с чертами характера литературных героев;
Оценивать  черты своего характера;
Определять, какие черты являются главными и определяющими;
Мотивировать  к учебной деятельности; 
Развивать навыки сотрудничества в разных ситуациях. Ход урока:1. Оргмомент2.Речевая разминкаЧто такое детство?Детство - это сладость,Это когда дажеДождь и холод в радость.Детство - это сказки,Чебурашка с Геной,Всё вокруг прекрасно,Необыкновенно.(Чтение жужжащим способом, медленно,с ускорением ,выразительно)-Что вы можете сказать о таком периоде жизни человека ,как детство ?-Кто слышал выражение «остров детства»?– Как понимаете его?– Закройте глаза, сядьте поудобнее. Я приглашаю Вас в путешествие к «острову детства». (Звучит 1 куплет и припев песни «Остров детства» в исполнении М. Боярского.)– Какие у Вас возникли эмоции?– Почему именно эту песню я взяла для урока?3.Самоопределение к деятельности-Сегодня мы продолжаем разговор о произведении А. Толстого «Детство Никиты». Попробуйте сформулировать цели урока.4.Работа по теме урокаа)-Дома вы прочитали произведение А. Толстого. Урок начнём со словарной работы.Каретник-сарай для карет и др. экипажей.Верстак-станок для столярной работы.Башлык-шапка с двумя длинными концами, которые обматывали вокруг шеи.Прерия –обширная североамериканская степь.-Подберите синонимы к словам хмурый, сберечь.-Подберите антонимы к словам состариться, трудиться.б)Чтение вслух первой части «Солнечное утро».Определение главной мысли этой части.в)Работа в паре. Придумывание вопросов по содержанию к одноклассникам.5.Физкультминутка6.Продолжение работы по теме.а)Чтение второй части произведения «Аркадий Иванович» по ролям.-Проследите по тексту, какие отношения были у Никиты с мамой, с учителем.-Определите главную мысль этой части.б)Чтение третьей части «Сугробы» учащимися « до первой ошибки».в)Беседа.-Какое настроение было у Никиты?-Что создало ему такое настроение?-Хотел ли Никита обмануть учителя ?Почему мальчик увидел так много на улице? Любит ли он свою родную землю?-С каким настроением испытывал Никита скамейку ?Какие слова использовал автор ,чтобы передать его впечатления?-Какие зимние забавы любите вы? Принимают ли в них участие ваши родители?-Почему Никита взбирается под самый мыс и копает пещеру ?-Определите главную мысль этой части.г)Чтение части «Таинственное письмо» «по цепочке»-Какое письмо все ждали?-Как думаете ,о чём оно ?(Предположения детей)д)Работа с деформированным планом (карточки).Восстановление..Работа в паре.*Воздух защипал в носу.*По хрустящим ступенькам.*Снежные мысы над Чагрой.*Скамейка сама пошла с горы.*Фигурка Аркадия Ивановича.*Снежная пещера.*Диалог учителя и Никиты.7.Рефлексия.-Выберите предложение и продолжите его.-Сегодня на уроке я узнал(а)…-На этом уроке я похвалил(а) бы себя за…-После урока мне захотелось…-Сегодня я сумел(а)…8.Итоги урока.-В чем смысл данного произведения ?Чему учит нас автор ?9.Домашнее задание. Подготовить пересказ части «Сугробы» по восстановленному плану. Придумать продолжение ,связанное с таинственным письмом.