Доклад на тему Современные педагогические технологии на уроках истории
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа-детский сад «Малышок» с.Чал-КежигЧеди-Хольского кожууна
Доклад на тему:
Современные педагогические технологии
на уроках истории
Оюн Альбина Чыртак-ооловнаучитель истории 2 категории
Мы все понимаем, что когда говорим о формах обучения, то имеем в виду ту или иную организацию учебной деятельности учащихся. Формы обучения не являются чем-то неизменным. Помимо развития школы, изменения задачи содержания обучения меняются и формы организации обучения; отмирают старые, возникают новые. Приобщение современного школьника к вопросам исторического образования происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего «фона» системы образования. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Учитель должен быть вооружен современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться с ребенком на одном языке. Также новые концепции образовательного стандарта требуют иных подходов в организации учебного процесса. Некоторые формы обучения, как, например, урок, долго и надежно служат человечеству. Но это не значит, однако, что урок как форма обучения не изменялся на протяжении времени. В настоящее время мы имеем дело с не единой педагогической практикой, напротив, настоящий этап развития образования характеризуется существенным обновлением содержания и методик обучения, стандартизацией образования. Значительно возрастает доля творческого труда в составе, профессиональной деятельности и увеличивается число преподавателей, вовлеченных в конструирование учебного материала и учебного процесса. Поэтому и сегодня актуальным является вопрос: «Что нужно для того, чтобы провести эффектный, интересный урок для учащихся?» А. Дистервег сказал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить».
Хороших методов существует ровностолько, сколько существует хороших учителей
Вступление
В своей работе я ставлю цель: найти ответ на поставленные вопросы: «Как научить ребят находить истину? Как сделать урок эффективным, интересным для ребят?»
В этой связи необходимо учитывать те новые цели и задачи, которые определяют направление развития современной системы исторического образования:
• адаптация детей к современной социокультурной среде;
• активизация использования компьютерных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей;
• интеграция технологий медиаобразования в систему развивающих занятий для активизации познавательной деятельности школьников.
В этих условиях чрезвычайно важной становится задача определения путей целенаправленного формирования образовательной среды, позволяющей использовать современные педагогические технологии и способствующей реализации максимальной самостоятельности обучаемого на уроке, а также использование современного программно-методического обеспечения в процессе обучения.
Каждая образовательная технология исходит из вполне определенных свойств обучаемых: опорные конспекты, например, опираются на зрительный канал восприятия и акцентируют внушаемость учащихся. Мы же имеем в классе разных учеников; право- и левополушарных, визуалов, аудиалов и кинестетиков, внушаемых и невнушаемых. Конечно, можно применить мощнейший “учительский гипноз” и подавить индивидуальные особенности учащихся, поступить с ними по образному совету В.Ф. Шаталова, как с огурцами – “суньте в банку с рассолом, и они неизбежно просолятся”. Но! Во-первых, такие технологии прямого авторитарного диктата годятся только при обучении языкам, точным и естественным наукам, где на один вопрос предусмотрен однозначный ответ. Во-вторых, все-таки, технология для ученика, а не ученик для технологии. Поэтому совмещение разнородных технологий в комплексе помогут каждому ученику получить в зоне его ближайшего развития и в соответствии с его природой наилучший обучающий, воспитательный и развивающий результат.
Какие образовательные технологии использую в своей работе?
Так, в своей работе я использую следующие современные педагогические технологии:
1. “3ернышки моего таланта”- из опыта работы по традиционному обучению.
В классно-урочной системе образования каждый отдельно взятый урок представляет звено в системе обучения и как содержанием, так и методикой связан с предшествующими и последующими уроками. 17лет педагогической работы в школе дали возможность, выполняя требования к уроку и условия его организации провести большое количество уроков и освоить поведение всех его типов.
Необходимо отметить, что в проведении данных уроков есть общие приемы работы. Выполняя современные программы, я особое внимание уделяю на такие «детали», как хронология, термины.
На первом уроке истории особое внимание уделяю оформлению тетради. Первые два листа отводятся для хронологической таблицы, последние для исторических терминов. Даты, термины встречаются на каждом уроке. Они вписываются в данные таблицы. Овладение хронологией дается школьнику далеко не сразу, поэтому обязательными элементами урока будет работа с хронологией и терминами.
Формы работы различны:
1. Карточки: учитель показывает дату, дети называют событие.
2. Хронологический диктант.
3. Написаны даты на доске. Выписать события, указанные учителем.
4. Узнай событие, узнай дату. Ученики получают карточку с наклеенными фрагментами контурной карты. Получают карточку с датой. Рассказать о событии.
5. Историческая путаница.
6. Найдите ошибки в тексте. 1. Историческая зарядка (учитель называет термины, дети объясняют событие).
2. Историческая цепочка (один ученик называет термин, другой определение. Кто не смог ответить - встает. Для них - мини цепочка).3. Исторический диктант. .
4. Четвертый лишний театр: трагедия, комедия, монархия.
5. Составь кроссворд.
6. Объясни происхождение крылатых выражений.
Такие формы работы и многие другие:
развивают представление о времени и помогают в усвоении хронологии;
формируют исторические понятия.
Обязательные моменты урока работа с картой, т.к. исторические события происходит не только во времени, но и пространстве. Поэтому надо создавать у учащихся правильное представление о месте, где происходило событие. Территория является ареной всех исторических событий и условия местности определяют ход событий (Событие + место называется локализаций). Локализация не отдельная, обособленная от их изучения работа. Она включается в общий учебный процесс и достигается при помощи наглядных пособий; исторических карт, схематических планов, военных операций, диафильмов, видеофильмов. Таким образом, карта, картографические пособия и другие наглядные пособия – необходимые и обязательные пособия на каждом моем уроке.
На каждом уроке обязательным элементом является работа с текстом учебника. Учебник, содержащий систематическое изложение материала, предусмотренной программой и подлежащей усвоению, является основным учебным пособием школьника. Задачи, которые я ставлю перед собой, следующие: на уроках истории систематически работать с учебником, облегчить детям сознательное закрепление материала, научить их работать с книгой, самостоятельно извлекать исторические знания из книги, оперировать материалами, содержащимися в учебнике. Применяю следующие приемы:
Все виды чтений (объяснительное, комментированное, выборочное, самостоятельное).
В рассказе учителя ссылка на текст учебника (на странице найти описание, высказывание).
Разбивка текста на части. Выделение главного. Составление плана.
Работа над терминами, определениями, выводами.
Осмысливания исторического материала. Работа над вопросами и заданиями.
Работа по анализу содержания рисунков, исторических документов.
Таким образом, вся система моей работы направлена на формирование способностей глубокого усвоения исторических знаний.
2. Проблемное обучение.
Технология проблемного обучения не нова: она получила распространение в 20-30 годы. Сегодня под проблемным образованием понимается такая организация занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительной деятельности. Проблемное обучение основано на создании проблемных ситуаций.
Организация проблемного обучения предлагает применение таких приемов и методов преподавания, которые приводили бы к возникновению проблемных ситуаций.
Какие методические приемы использую при создании проблемных ситуаций?
1. Вопросно-ответная форма применялась в древности. В наше время не прекращаются попытки ее усовершенствования. В активизации познавательной деятельности вопросы имеют важное значение. Умелой постановкой вопроса можно создать противоречие ситуации.
На уроке истории в 5 классе по теме «Падение Римской рабовладельческой республики при постановке вопроса: почему пала Римская Республика» дети отвечают: «Удар республике наносят рабовладельцы».
Учитель. «Это верная мысль, но не главная. Кому в Риме принадлежала власть? Вы отвечаете рабовладельцам. Оказывается, те, кто господствовал в Риме, и разрушили республику. Как понять это противоречие?» Такая постановка вопроса привела к созданию проблемной ситуации.
Таким образом, проблемными являются те вопросы, которые вызывают у учащихся интеллектуальные затруднения, и в тоже время посильные для самостоятельного нахождения ответа. Формулировка вопроса логически должна быть связана не только с новыми, но и прежними знаниями ученика.
2. Ученик, учебное пособие являются важнейшими источниками вопросов, задач, заданий. Научить школьника работать с книгами – это значит научить его учиться.
Какова специфика работы с книгой при проблемном обучении? Какие виды работы ученика с книгой характерны при проблемном обучении? Для проблемного обучения важно научить ученика самостоятельно работать с учебником, вырабатывая навыки умения осмысленного чтения. Используя такие приемы работы выделить главную мысль параграфа, составить план, ответить на вопросы, составить вопросы к тексту, постановка вопросов к себе и поиск ответов.
Например: изучая тему «Франция в XVIII в.», в учебнике читаем «…феодальное общество делилось на 3 сословия: 1- духовенство, 2-дворянство, а все остальные слои населения - 3 сословие. Какие слои входили в 3 сословие?»
3. Проблемное изложение материала учителем. Рассказывая материал «Февральская революция 1917» даю детям информацию о календаре событий с 17 февраля по 14 марта 1917. Совместно с ребятами составляем календарь событий, а затем переходим к выполнению проблемных заданий.
4. Проблемное задание - ею выполнение требует усвоения многих фактов данного урока, побуждает вспоминать ранее пройденные факты.
Так при изучении темы «Февральская революция 1917 год» выполняем следующие задания: Почему победила Февральская революция? Как могло случиться, что всего за 8 дней развалилась монархия, державшаяся веками и в течение 3-х лет первой русской революции? Каков итог революции? Сравни 1-ю и 2-ю революцию.
Задания бывают несколько видов:
логически-поисковые - связаны с выполнением задания на преображение новых знаний и усовершенствование старых.
констатирующие - работы, включающие познания и описания новых знаний.
творческие проявление учеником эмоционального отношения к фактам, явления, личности.
Для успешной работы по проблемной технологии необходимо отбирать самые актуальные задачи, использовать эту технологию в различных видах работы, осуществлять личностный подход и мастерство учителя для развития активной познавательной деятельности ученика.
3. Игровые технологии.
Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. Игру как метод обучения люди использовали в древности. Широкое применение игра находит и в педагогике A.M .Горький писал: «Игра - путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях:
1. В качестве части урока (при работе с хронологией и терминами).
Словарная разминка, хронологическая разминка (фронтальный опрос с элементами соревнования по группам).
Словарное лото: на доске написаны с одной стороны слова, на другой - значения. Соединить стрелками слова и значение. Какая команда сделает быстрее?
Хронологическая дуэль: команды задают вопросы, требующие знание дат, словарная дуэль - аналогичная работа с терминами.
Словарный аукцион: учащимся предлагается назвать слова: термины, имена, географические названия по одной теме. Побеждают те, кто больше знает слов и назовет слово последним.
Светофор: у учащихся 3 круга зеленый - да, красный - нет, желтый - возможно. Слушая высказывания учителя, ребята выражают с помощью светофора свое отношение к услышанному.
Этот же светофор можно использовать при оценке ответов. Дети поднимают красный - 5, зеленый - 4, желтый - 3.
У меня нарезаны треугольники разных цветов, которые я вручаю за ответы на уроке.
Работая с терминами: провожу игру «Поле чудес», «Пойми меня».
2. Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока.
При проведении повторительно-обобщающего урока «Русь в IX-XIV веке» проводила игру «Что? Где? Когда?» в 6-м классе.
1. “Славянский поселок” - картина: расскажи о жизни и занятии славян. Как образовалось древнерусское государство показать на карте.
2. Как представляешь Древний Киев? Расскажи об управлении государством? Назови имена князей?
3. Почему Русь распалась на самостоятельные княжества? Покажи княжества карте.
4. Кому принадлежат слова, и с какими событиями они связаны: “Когда нас всех не будет, тогда все ваше будет”.
«По льду летели с лязгом, громом. К мохнатым грибам наклоняясь».
«Я хочу как словом, так и делом наперед всем быть?»
5. Какие захватчики вторглись в пределы Русского государства?
6. Рассказать о монголо-татарском нашествии и о разгром крестоносцев.
7–8. Две музыкальные паузы.
Для игры прошу ребят дома подготовить по 5 вопросов. Лучшие вопросы отбираю для игры. Ребята с интересом слушают: “Вопрос для знатоков задает Смагин Саша” это усиливает интерес к игре, так как не знают, чьи вопросы взяты для заданий.
При проведении обобщающего урока «История Отечества IX-XVIII век» - проводила «Звездный час».
3. Игровые технологии используют во внеклассной работе.
В 5-м классе проводила КВН «Мифы Древней Греции».
Сценарий пишут учащиеся 10–11-го класса они же ведущие, инструкторы готовят малышей к КВНу. Жюри и счетная комиссия из ребят 10–11-го класса (зависит от того, в каком классе преподаю).
В 6 классе провожу игру «Час веселых состязаний». В 7–8-м классах провожу “Брейн-ринг”.
В 7 классе проводила урок-аукцион повторительно-обобщающий урок новой истории «Значение Великих географических открытий».
На вечере провожу КВН между командами выпускников и родителей.
Таким образом, игра находит широкое применение в учебно-воспитательном процессе.
4. Групповые технологии и коллективное творческое дело.
Групповые технологии требуют временного разделения класса на несколько групп для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения реализовать на практике и представить найденный совместный результат. Эта форма работы лучше обеспечивает учет индивидуальных особенностей и открывает большие возможности для коллективной познавательной деятельности.
Какие разновидности групповых технологий использую в работе:
1. Групповой опрос для закрепления и повторения материала. Разбиваю класс на группы. Группа получает перечень вопросов.
Консультант ведет опрос: зачитывает вопрос, желающий из группы отвечает. Ответы ученика, если нужно дополняются, оцениваются консультантом. Работа групп происходит в полголоса, чтобы не мешать. Вопросы и задания для групп - различны.
2. Общественный смотр знаний – одна из форм групповой познавательной деятельности. Общественный смотр знаний по теме «3 революции в России» провожу следующим образом: на последних партах – консультанты два варианта выполняют задания на карточках.
Исторические термины.
Диктую значение - дети записывают термин. Как правило, беру 10 терминов - для оценки. Выполнив работу – передаем на последнюю парту консультантам для проверки.
Хронологический диктант.
Тесты.
Историческая личность, историческая путаница, кому принадлежат слова.
Географические название. Имена.
Устные вопросы (5 заданий проверяют консультанты, выставляя оценки за каждый вид работы. Шестое задание отмечают правильные ответы. Средний балл является оценкой за урок).3. К групповым технологиям относятся и технологии нетрадиционных уроков.
В практике своей работы провожу уроки-путешествия «Чудеса света», «Географические открытия в XVI веке», уроки-конференции. «Россия в 1991–1998 году».
Каждая группа в своем направлении осветила развитие литературы, музыки, живописи, театра в России на рубеже веков. Во внеклассной работе, предметные недели использовала коммунарскую методику. Так как наша школа малокомплектная, то все классы входят в коммуну. В коммуне действуют командиры, учебный сектор, совет трудоргов. Другие советы создаются по мере необходимости. Мероприятия провожу на основе КТД.
С ребятами подготовили классный час «Проблемы современности», творческие группы подготовили выступления:
Вредная привычка курение.
Алкоголизм.
Наркомания.
СПИД.
Выступления были интересны 1 группа - рассказ, с показом сценок, исполнением песен на тему курение. 2 группа - суд над алкоголизмом, 3 группа - выступление агитбригады, 4 группа – информационный лист.
Каждая группа подготовила наглядность. Этот классный показали своим родителям, а затем я осветила тему «Подростки и наркотики».
Коллективные творческие дела – это социальное творчество, направленное на служение людям творчество личности. А цель школы воспитывать общественно-активную творческую личность, способную сделать вклад в построение правового демократического общества.
5. Педагогика сотрудничества.
В концессии среднего образования РФ сотрудничество трактуется как идея совместной развивающий деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатом этой деятельности. Важнейшее место занимают отношения «учитель-ученик». Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами. Сотрудничество в школьных коллективах принимает различные формы.
Педагогика сотрудничества красной нитью проходит через все технологии так как в центре стоит ученик, личность, который по своему, талантлив и красив. Как сказал Волошин: «Ребенок - непризнанный гений. Средь буднично серых людей». И задача учителя обратить внимание на внутренний мир ученика, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние дела и возможности, использовать их для более полного развития личности. Эти же требования выдвигают новые дидактические принципы: технологизация и гуманизация. Гуманно-личностный подход - это ключевое звено всех педагогических технологий, поэтому основная задача в моей работе создать условия ученику для собственного развития, развивать творческую личность, воспитывать воспитанного человека решается через комплекс уроков, внеклассных мероприятий и в работе с родителями.
Чем отличается технология от методики?
Одна из основных задач современной школы состоит в использовании таких методов обучения, которые способствуют развитию творческого характера мыслительной деятельности. Современные методы обучения должны совершенствоваться. Необходимо не просто совершенствовать содержание, формы, методы и средства обучения, а требуется коренное изменение самой технологии.
Метод - путь, способ изложения, исследование. В школьной практике говорят не о методе, а о методике. Методика обучения - этo система методов, приёмов, правил, указаний, предписаний, рекомендуемых учителю для организации учебно-познавательного процесса. В последнее время вместо самой обычной методики учителям понравилось говорить технология. Что же такое технология?
Техне - мастерство, логос - учение (греческое слово), т.е учение о мастерстве. Применяется технология обычно в производственной сфере. В сфере образования обязательное выполнение технологии дает ожидаемые и планируемые результаты, а её нарушение ведёт к снижению качества. Педагогическая технология - это совокупность знаний о способах и средствах организации учебной деятельности, ведущих к качественным изменениям в личности обучаемых и достижению заданных результатов.
Исходная форма учебной деятельности состоит в совместном выполнении группой учащихся распределенных между ними учебных действий. Организация совместной учебной деятельности предполагает чтобы дети овладели действиями целеполагания, планирования, реализации, рефлексии.
Эти механизмы обеспечивают возможность общения учащихся по реализации учебной деятельности. Общение со сверстниками и создает условия для развития творчества в ребенке и для формирования у него волевых компонентов деятельности по утверждению, отстаиванию и защите своих интересов. Задача учителя - научить детей работать вместе, т.е. совершенствовать совместную учебную деятельность по формуле Высоцкого: «Научишься сам, когда научишь другого». Ученик на уроке должен почувствовать себя активным творцом.
Совместная деятельность направлена на практическое решение участниками трупп поставленных задач. Групповая работа опирается на учебное действие: дети фиксируют в учебных тетрадях ход совместной работы, обсуждают полученные группой результаты, оценивают успехи каждого, утверждают самооценки членов группы. Учитель на уроке организует совместные действия учащихся как внутри группы, так и между группами.
Основой организации совместной деятельности является применение особых графических и знаковых схем и моделей, использование которых позволяет учащимся фиксировать ход совместной работы и её результаты.
Главное педагогическое правило - не расслаивать учеников на сильных и слабых, организовывать взаимообучение детей методом совместной групповой учебной деятельности.
Технология обучения предполагает подробную разработку всего сценария урока с точным выделением компонентой и логики учебной деятельности ученика и руководителя деятельности ученика. Это особая форма педагогического средства для учителей с подробным научным изложением каждого урока.
И в заключение хочется сказать, что любой метод, технология признается прогрессивным, если он дает оптимальные результаты независимо от того, когда его впервые использовали и описали: несколько десятков лет назад или недавно.