Доклад на тему Новые педагогические технологии в воспитательном процессе
Новые педагогические технологии в воспитательном процессе
Педагогическая технология (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
·
·
·
·
· искусство, мастерство, умение;
·
·
·
·
· слово, учение) совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ребёнка.
Воспитательные технологии – это одно из средств воспитания, система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.
Воспитательные технологии включают следующие системообразующие компоненты:
Диагностирование
Целеполагание
Проектирование
Конструирование
Организационно – деятельностный компонент
Контрольно – управленческий компонент
Содержательный компонент наряду с правильно поставленной диагностичной целью и определяет успешность и характер воспитательной технологии. От них зависит, будет ли воспитательная технология информативной или развивающей, традиционной или личностно – ориентированной, продуктивной или малоэффективной.
Существуют следующие современные воспитательные технологии:
технология проектного обучения;
личностно-ориентированная технология;
технология здоровьесберегающая;
технология учебной деловой игры;
технология развития критического мышления;
технология КТД И. П. Иванова;
технология проведения учебных дискуссий;
ситуативные технологии.
Ситуативные технологии
Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.
Воспитатель специально выстраивает технологию “ситуацию анализа очередной ссоры”:
1. задаёт участникам ссоры вопросы, позволяющие каждому из них описать суть происходящего;
2. даёт “пострадавшей стороне” понять, что он (воспитатель) понимает его ситуацию;
3. выводит поссорившихся на размышления о том, почему произошла ссора;
4. обсуждает с детьми пути решения произошедшего.
Тренинг общения – форма педагогической работы, имеющая цель – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения (опыта взаимопонимания, опыта общения, опыта поведения в проблемных школьных ситуациях).
Можно ли усмотреть в тренингах общения ещё какие-либо педагогические аспекты? Конечно, да. Для разных ребят в силу разных причин кроме позитивного опыта общения могут быть и другие следствия: изменение отношений друг с другом, изменение отношений с педагогом, закрепление или развитие каких-либо личностных образований. Но это – непланируемые как цель эффекты. В лучшем случае это вероятностные прогнозы воспитателя.
Здоровьесберегающие технологии
это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога нанести ущерб здоровью учащихся;
создание благоприятного психологического климата на уроке;
охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Метод кейс-стади в образовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века. Он может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Суть метода довольно проста: для организации обучения используются описания конкретных ситуаций (от английского «case» - случай). Учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений.
Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками.
Можно выделить практические кейсы, которые отражают абсолютно реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.
Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.
По форме представления
Бумажные кейсы
Видеокейсы
По размеру
Полные кейсы (в среднем 20-25 страниц) предназначены для командной работы в течение нескольких дней и обычно подразумевают командное выступление для презентации своего решения.
Сжатые кейсы (3-5 страниц) предназначены для разбора непосредственно на занятии и подразумевают общую дискуссию.
Мини-кейсы (1-2 страницы), как и сжатые кейсы, предназначены для разбора в классе и зачастую используются в качестве иллюстрации к теории, преподаваемой на занятии.
Существуют активные методы работы как с обучающимися, так и с родителями
Тренинги
Коммуникативные игры
Ролевая игры