Литературная игра для учащихся начальной школы по произведениям Е.Чарушина, В.Бианки, М.Пришвина Ребятам о зверятах


Литературная игра для учащихся начальных классов
«Ребятам о зверятах»
(произведения Е.Чарушина, В.Бианки, М.Пришвина)
Подготовлена педагогом-библиотекарем
ГБОУ Школа №1998 Стоговой Л.Н.
Цели игры:
развитие познавательных интересов учащихся, закрепление знаний по литературе;
привитие любви к чтению;
развитие образного мышления, воображения, памяти, быстрой реакции;умения коллективного творчества и взаимодействия;развитие личной инициативы ребят. Оформление:
Книжная выставка: произведения Е. Чарушина , М. Пришвина, В. Бианки, их портреты;
Выставка детских рисунков к прочитанным и полюбившимся книгам;
Плакат над доской: «День, прожитый без книги, — потерянный день!»
Оборудование:
Переносные мольберты с плакатами — загадками и двумя наборами карточек-отгадок;
Набор необходимых полумасок, предметов и книг;
Большой экран телевизора (сделан совместно с родителями). Вступительное слово библиотекаря:Ребята! Сегодня у нас необычный библиотечный урок-игра. Прежде чем его начать, давайте вспомним, какие крылатые выражения вы знаете о книгах, о чтении (ответы детей).
Посмотрите, одно из них вы можете прочитать на плакате. Я надеюсь, что сегодняшний день не будет для вас потерянным, ведь мы отправляемся в путешествие по страницам любимых книг. Книг, которые помогут нам лучше понять и полюбить окружающий нас мир.Книги... Наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с нами в шкафах и на полках. Стоит только захотеть протянуть руку, взять книгу с полки, и …. поведут они нас по лесам, морям и разным странам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны...
Дети читают стихи о книге Б. Раевской «Лучший друг»,С. Маршака «Книжек первые страницы» и заканчивают строчками: Книга — учитель,Книга — наставник,Книга — надежный товарищ и друг.Ум, как ручей, высыхает и старится,Если ты выпустишь книгу из рук...Библиотекарь: Вы вспомнили очень хорошие и правильные слова о книгах. Мне остается лишь добавить, что, подружившись с книгой, надо постараться быть ей хорошим хозяином и внимательным читателем.А сейчас, я вам объясню как будет проходить наша КОМАНДНАЯ игра, познакомлю с членами жюри ( знакомство с условиями игры, представление жюри).
Ребята, на нашем необычном уроке мы будем говорить о творчестве писателей, книги которых вы видите на нашей выставке. Назовите их.
(ответы детей) БИБЛИОТЕКАРЬ:
А сейчас первое задание для вас.Определите, кому из писателей принадлежат слова на плакатах?Плакат 1. «Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу, каждую зверушку называл мне по имени, отчеству и фамилии».Плакат 2. «Мы — хозяева нашей природы, а она для всех нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, горы. А человеку нужна Родина!»К доске выходят по одному ученику от каждой команды, читают высказывания и называют писателя. Ответ проверяют открытием подписи под текстом.2. Выставка прочитанных книг.
На нашей необычной выставке пока нет книг. Только портреты писателей. Задание состоит в следующем: назовите фамилии писателей и поставьте на полку рядом их портретами книги, которые они написали.Каждой команде отведем по одной полке. Чтобы не запутаться, сначала поставим на полки портреты писателей. А затем каждая команда подберет и поставит книги (на книгах фамилии авторов заклеены).
Работа в группах:
На первую полку— Евгения Чарушина, на вторую — Виталия Бианки, на третью — Михаила Пришвина. Теперь любимые писатели на месте, а игра продолжается. Рядом с авторами должны быть их книги. Книги, авторы которых определены неверно, откладываются командам-соперникам для определения.3. Что Незнайка перепутал?В зал со слезами входит Незнайка. В руках у него три обложки большого формата. Он пытается что-то объяснить:Незнайка. Я не виноват, я нечаянно перепутал. Хотел сделать обложки для ваших любимых книг, но забыл, что здесь и откуда. (Разводит руками)Библиотекарь: Не оправдывайся, Незнайка, лучше скажи, когда ты был в библиотеке последний раз? (Незнайка опускает голову) –не помню.Показываем детям обложки, которые принес Незнайка, предлагаем ребятам поскорее исправить ошибки. Дети составляют знакомые обложки книг, дают пояснения о том, кто и какую книгу написал, какие иллюстрации подходят к ним. 4. Музыкальный конкурс.Библиотекарь: Приглашаем принять в нем участие героев очень знакомой книги. Кто-нибудь догадался, о какой книге идет речь?
(В. Бианки «Кто чем поет?»)Кто эти музыканты?Команде «Пик» предлагается послушать и отгадать, кого пригласили в оркестр ребята команды «Квак»; затем выступает «оркестр» команды «Пик». Дети имитируют звуки птиц и насекомых по книге В. Бианки.Библиотекарь: Кого вы узнали из «музыкантов»?5. «Потерянные вещи».Это задание приносит участникам команд знакомый литературный герой — постовой Степан Степанов — дядя Степа-милиционер. Он объясняет, что задержал странного похитителя, который скрылся при загадочных обстоятельствах, оставив в руках дяди Степы корзину с вещами. Он просит ребят помочь разобраться с вещами, обращаясь к ним со словами:У меня корзина есть,В ней вещей не перечесть.Тяжела и велика, вес ее полпуда,Поспешите угадать,Что в ней и откуда?Дети помогают дяде Степе. В корзине он находит письмо, адресованное юным читателям:«Юный читатель!Сделай доброе дело: отыщи хозяина каждой вещи. Пока вещи не найдут своих хозяев, книжки, из которых злой волшебник похитил их, не смогут вернуться в библиотеку на свои места, а значит, девочки и мальчики не смогут их прочитать».Дядя Стёпа: Ребята! Как же так? Неужели больше никто никогда не прочитает эти замечательные книги? Надо вернуть вещи хозяевам. Это сделать нетрудно, ведь вы читали книги внимательно и хорошо запомнили прочитанное. Я буду называть и показывать вам найденные вещи, а вы отвечайте: чья вещь, из какой она книги?Дядя Стёпа показывает черный хлеб, заячью шапку, веревку, гречневую крупу, орешки и грибы, газету, бутылку с соской.
Дети называют книжки:
«Лисичкин хлеб», «Кошка Маруська», «Никита и его друзья», «Медвежата», «Беличья память», «Говорящий грач», «Еж».Библиотекарь: Вот и подходит к концу наша игра. Вы хорошо потрудились и заслужили маленький сюрприз. Усаживайтесь поудобнее перед экраном нашего телевизора, сейчас начнется ваша любимая передача «Сказка за сказкой». Ведут передачу юные дикторы из Лукоморья
(имена детей-ведущих).1-й диктор.О чем-то скрипит половица, И спице опять не спится. Присев на кровати, подушки Уже навострили ушки. 2-й диктор.И сразу меняются лица, Меняются звуки и краски... Тихонько скрипит половица, По комнате ходит сказка...1-й диктор. Слушайте и смотрите сценку из сказки... (говорит беззвучно, одними губами называет автора и название книги).Библиотекарь: Ребята, из-за технической неисправности временно пропал звук. Но я думаю, что вы сами догадались, что это за сказка и кто ее автор.Команда «Пик» показывает инсценировку по книге Бианки «Чей нос лучше».Команда «Квак» инсценирует отрывок из книги «Мышонок Пик». Дети вспоминают, из каких книг демонстрируются сценки.1-й диктор. Продолжаем программу. Предлагаем игру «Счастливый случай».2-й диктор. Победителей ждет приз.1-й диктор. Внимательно посмотрите на табло. Вспомните кличку прирученной птицы из рассказа М. Пришвина (показывает и убирает табло: Журка).2-й диктор. Вспомните и назовите кличку кота из рассказа Чарушина. (Епифан)Слово жюри. Награждаются команды грамотами и призами.Библиотекарь: Закончилась передача, подходит к концу наша игра. Но у нас есть и юные художники — иллюстраторы. Они подготовили на занятиях замечательную выставку рисунков к любимым рассказам Чарушина, Бианки и Пришвина. Жюри уже отобрало лучшие работы и готово назвать победителей конкурса рисунков. Слово жюри.Библиотекарь: Сегодня мы как будто снова перелистали с вами страницы полюбившихся книг. Вот они перед вами. Сколько мудрости и добра в них, юмора и веселья! Многому научили, о многом рассказали вам, доставили немало радости. И уж коль мы с ними подружились, пусть и им живется с нами хорошо!