Конспект по литературному чтению А. ТОЛСТОЙ. «ДЕТСТВО НИКИТЫ» (ГЛАВА «ВЕСНА») 3 класс
Тема: а. толстой. «детство никиты» (глава «весна»)
Цели урока: продолжить знакомство учащихся с творчеством А. толстого; учить находить в тексте средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения); развивать навыки грамотного читателя; совершенствовать навык выразительного чтения; воспитывать любовь к природе и способствовать экологическому воспитанию.
Оборудование: портрет А. Толстого; ребус; загадки о птицах; запись мелодии «Голоса птиц»; толковый словарь.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1. Выразительное чтение наизусть стихотворения (по выбору).
2. Рассматривание иллюстраций на с. 180–181 и озаглавливание их строчками из стихотворений о весне.
3. Игра «Приметы весны».
Учитель читает стихотворение.
Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут,
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.
И. Бунин
– Что сумел И. Бунин передать в таком маленьком стихотворении о весеннем лесе, о жизни весной?
– Какие приметы наступления весны названы в этом стихотворении?
– А замечаете ли вы красоту пробудившейся весенней природы?
– Назовите «весенние» слова. (Капель, сосульки, ледоход, половодье, ручьи, грачи, проталины, подснежники и др.)
Далее учитель строит работу в форме рассказа-эстафеты: один ученик рассказывает (2–3 предложения) об одной примете весны, второй ученик – о другой и т. д., используя эпитеты из изученных стихотворений о весне.
III. Сообщение темы урока.
– Какие произведения о весне мы уже прочитали?
– К какому литературному жанру они относятся? (Это стихотворения.)
– Как вы думаете, можно ли описать красоту весенней природы в прозе?
Сегодня мы прочитаем прозаическое описание весны.
Расшифруйте фамилию и имя автора этого произведения.
ЙОТСЛОТ ЙЕСКЕЛА
(АлексейТолстой.)
– Какие произведения А. Толстого вы уже читали?
– Прочитайте название произведения (с. 182).
IV. Изучение нового материала.
1. Речевая минутка.
Учащиеся читают стихотворение, записанное на доске.
Грибок-сморчок
Из-под снега прямо
Смятая панама –
Вылезает старичок
По прозванию Сморчок.
Под землей не усидел,
Знать, весною много дел.
Г. Ляховицкая2. Первичное чтение главы «Весна» А. Толстого.
Учащиеся самостоятельно читают про себя.
Вопросы после чтения.
– О какой весне вы прочитали?
– Что вы читали сейчас: описание всей весны или одного весеннего дня? (Сначала о приходе весны и первых изменениях в природе, потом автор описывает весеннее утро.)
– Какие картины вы представили, читая отрывок из повести?
– Что вы узнали о настроении и чувствах автора?
– Каких знакомых героев встретили? Кто они?
– Какие чувства испытывают они с наступлением весны?
Физкультминутка
Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись!
Красное, покажись!
Ой ты, зоренька-заря,
Заря вечерняя.
А кто зореньку найдет,
Тот и вон пойдёт.
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
3. Повторное чтение главы «Весна» по абзацам с попутным комментарием.
– Что вы увидели?
– Какие запахи почувствовали?
– Кто находился на припёке?
– Объясните выражение «стонали куры». (Издавали протяжные звуки.)
– О каких птицах автор говорит во втором абзаце?
– Как автор называет скворцов? (Пересмешниками.) Почему?
– Какой вы увидели кукушку? как рассказчик говорит о ней?
– А что вы слышите в куковании кукушки?
– Как обитатели сада отнеслись к благословению кукушки? Чему вы обрадовались?
– Какие звуки, запахи разбудили Никиту? Какое настроение было у мальчика? Почему?
4. Словарная работа.
Объясните значение слов и выражений:
Лохматые ослепительные потоки солнца – яркие солнечные лучи.
Лопнули почки – раскрылись почки.
Луг подернулся звездочками – на лугу распустились первые весенние цветы.
Фальшивили – неверно, неточно пели.
Прозрачные березы – с молодой, еще не густой листвой.
Медовый голос – красивый голос.
– Какие сравнения использует автор? Для чего? (Чтобы читатель точнее и яснее увидел описываемый предмет.)
– Выпишите из текста слова, которые передают краски, звуки, запахи весны.
КРАСКИ ЗВУКИ ЗАПАХИ
синее-синее небо
зеленые кочетки
белые и желтые звездочки
иволга зеленая, с желтой, как золото, подушкой
черные дрозды стон кур
иволга свистела медовым голосом
скворцы заливались, хрипели, насвистывали
веселее засвистал сад пахло свежей травой и птичьими гнездами
свежестью
5. Пересказ отрывка описания птиц и их пения.
Учащиеся читают описание птиц, их пения.
– Подготовьте близкий к авторскому тексту пересказ маленьких отрывков о птицах.
– О каких птицах вы прочитали? Что вы о них знаете?
6. Викторина «Узнай птицу».
Учащиеся отгадывают загадки о птицах.
Коса костяная, пожня деревянная.
Посере́дь деревьев кузнецы куют.
(Дятел.)
Пестрая крякуша ловит лягушек.
(Утка.)
Ходит, спесь надуваючи.
(Индюк.)
Летать летаю, птиц всех забиваю.
(Орел.)
Живет в лесу, ухает, как разбойник, люди его боятся, а он людей боится.
Днем молчит, ночью кричит.
(Филин.)
Днем спит, ночью летает и прохожих пугает.
(Сова.)
В болоте плачет, а из болота не идет.
(Кулик.)
Мать, отца не знаю,
но часто называю,
детей знать не буду,
чужим сбуду.
(Кукушка.)
Звучит запись «Голоса птиц», учащиеся называют птицу, голос которой услышали.
V. Итог урока.
– В чем сходство прозаической и поэтической картины весны? (В выражении авторского настроения и в средствах его выражения: эпитеты, сравнения, олицетворения.)
– Прочитайте понравившиеся вам эпитеты, сравнения.
– Какому стихотворению ближе по настроению, содержанию эта зарисовка А. Толстого?
– Знаете ли вы, что в народе март называют «протальником», апрель – «снегогоном», а май – «травнем». Почему месяцы получили такое название? Подберите цитаты из изученных произведений к каждому весеннему месяцу.
Домашнее задание: подготовить выразительное чтение текста; выписать сравнения, эпитеты, олицетворения.