Урок на тему Выразительные средства музыки. Штрихи.

МБУ ДО Детская школа искусств № 8



«Выразительные средства музыки. Штрихи»
Преподаватель фортепианного отделения
Серёгина Светлана Юрьевна










г. Ульяновск, 2016 год



Пояснительная записка.
Становление творческой индивидуальности в школьном возрасте является важным условием дальнейшего полноценного развития личности. Человек, обладающий постоянным и осознанным интересом к творчеству, умением реализовать свои творческие возможности, более успешно адаптируется к изменяющимся условиям и требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности, более способен к самосовершенствованию, самовоспитанию. Творческий процесс тренирует и развивает память, мышление, активность, наблюдательность, целеустремленность, логику, интуицию. Занятия творчеством снимают нервно-психическое напряжение детей, заряжают положительной энергией, создавая эмоционально-положительный настрой на обучение. Реализация творческих способностей учащегося делает более богатой и содержательной его жизнь.
Необходимое условие музыкального творчества – накопление опыта исполнительства, первичная ориентировка в творческой деятельности (установка: «Измени, придумай, сочини»). На развитие творческого потенциала обучающихся, приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа, транспонирования, сочинения и импровизации направлен учебный предмет «Творческое музицирование» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано».


Тема урока: «Выразительные средства музыки. Штрихи».
Урок с ученицей 1 класса в рамках образовательной программы «Творческое музицирование» дополнительной предпрофессиональной программы в области музыкального искусства
Цель урока: развитие творческих способностей и углубление музыкального опыта учащихся через освоение различных видов музицирования, обобщение и систематизация ранее полученных знаний.
Задачи урока:
Обучающая:
обеспечить понимание  понятия «выразительные средства музыки»;
изучить понятие штрихи;
уметь применять их на практике;
предоставить возможность учащимся проявлять свои творческие способности в процессе практической деятельности.
Воспитательная:
формировать основу общекультурной  компетентности (культуру слушателя) и культуру исполнителя.
Развивающая:
способствовать формированию  интереса к музыке через понимание роли выразительных средств;
развитие умения сравнивать музыкальные произведения, опираясь на различие выразительных средств;
способствовать развитию познавательного интереса, эмоциональной отзывчивости в процессе игровой деятельности.
Методы:
сравнения;
игры;
объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, показ на инструменте);
частично – поисковый;
наглядно – слуховой.
Форма урока: индивидуальное обобщающее занятие с элементами игры.
Актуальность: развитие творческого потенциала, формирование устойчивого интереса к музыке является наиболее актуальным в музыкальном воспитании обучающихся.
Ожидаемый результат:
умение устанавливать простые аналогии  (образные, тематические) между произведениями;
развитие эмоциональной отзывчивости;
проявление творческой активности, самостоятельности;
повышение уровня музыкального мышления (образность, ассоциативность);
умение применять музыкальную терминологию;
развитие интереса к творческой деятельности.
Оборудование к уроку: фортепиано, компьютер, компьютерная презентация, ноты, наглядные пособия.
Структура урока
Организация ученика на урок.
Приветствие.
Подготовка к изучению нового материала.
Актуализация ранее полученных знаний.
Слушание и анализ музыкального произведения (угадать персонажи музыкальных произведений).
Усвоение понятия «выразительные средства музыки».
Основной этап урока.
Проверка домашнего задания.
Определение качества подбора детских песенок «Василек», «Жучка и кот».
Изучение нового понятия – штрихи.

Систематизация и обобщение новых знаний и умений при выполнении творческих заданий.
Усвоение изобразительных интонаций.
Обобщение
Домашнее задание.
Итог.

Ход урока:
I. Организационный этап.
1. Приветствие.
Учитель. Добрый день! Посмотри, от наших с тобой улыбок стало уютнее и светлее в классе. Я надеюсь, что ты сегодня получишь не только хорошие оценки, но и новые знания и впечатления. Сегодня необычный урок, мы постараемся ответить на следующий вопрос: можем ли мы не только «услышать» музыку, но и  «увидеть» её и с помощью каких средств это можно сделать. А что такое выразительность, как ты думаешь?
2. Подготовка к изучению нового материала.
Учитель. У каждого искусства есть свой особый язык, свои выразительные средства. В живописи, например, такими средствами являются рисунок и краски. Умело пользуясь ими, художник создаёт картину. Поэт, сочиняя стихи, говорит с нами на языке слов, он пользуется стихотворной речью, рифмами. Поэтическое слово – это выразительное средство искусства поэзии. Основой танцевального искусства является танец, драматического – игра актеров.
У музыки свой особенный язык – язык звуков. И у неё тоже есть свои выразительные средства.
II. Актуализация ранее полученных знаний и умений.
1. Слушание и анализ музыкального произведения (угадать персонажи музыкальных произведений).
Учитель. А как ты думаешь, можно услышать о чем или о ком рассказывает музыка? И с помощью каких средств это можно сделать? Давай попробуем, а задание у тебя будет следующее. Сейчас я загадаю тебе две загадки, а ты скажешь, кто перед нами: слон или ёжик.
Исполняются музыкальные произведения (пьесы Д. Кабалевского и И. Арсеева). Про кого я сыграла сначала? (Фрагмент пьесы «Ёжик».)
Учитель. А кто появился перед нами потом? (Фрагмент пьесы «Слон»).
Учитель. Ты правильно отгадала мои музыкальные загадки. А чем отличается музыка слона и ежика? Ты правильно услышала, как выразительные средства музыки меняют образ и характер мелодии. Молодец! Слон – большой, тяжёлый, неуклюжий, и музыка, изображающая его, звучит медленно, низко, тяжело, неповоротливо. (Играю фрагмент.) А ёжик – маленький, пугливый, колючий, и музыка, рассказывающая о нём, осторожная, отрывистая, колючая. (Играю фрагмент.)
2. Усвоение понятия «выразительные средства музыки».
Учитель: Музыкальные звуки имеют точную высоту и определённую длительность. Кроме того, они могут иметь различную окраску, звучать громко или тихо, исполняться быстро или медленно. Мелодия, ритм, лад, регистр и тембр, динамика и темп, штрихи – это всё выразительные средства музыкального искусства. (слайд 2)
И так, тема сегодняшнего занятия: «Выразительные средства музыки. Штрихи». Мы выясним значения штрихов в музыке, определим зависимость образного содержания музыки от выбора конкретного штриха. (слайд 3)
III. Основной этап.
1. Проверка домашнего задания.
Учитель. Постарайся вспомнить домашнее задание и исполнить произведения, которые мы разучивали ранее. (Учащаяся исполняет детскую песню «Василек», «Жучка и кот»).
Учитель. Скажи, пожалуйста, как ты  исполнила произведения? Всё ли, у тебя получилось? Хорошо, молодец.
2.Изучение нового понятия «Штрихи».
Учитель. А сейчас мы с тобой познакомимся с одним из важных выразительных средств – это штрихи. Штрихи бывают разные. И каждому штриху соответствует определенный знак, который и указывает, как именно надо играть ноту: коротко, длинно, тяжело. Начнем с самых основных штрихов и самых часто используемых – это:
легато (legato)
нон легато (non legato)
стаккато (staccato).
Без этих штрихов не обходится ни одно, даже самое миниатюрное музыкальное произведение. Игра без штрихов  – бездушна, бесхарактерна. Такая игра не зацепит струнки души у слушателя. Это как слушать длинную монотонную речь. (слайд 4)
Итак, легато (итал. legato «связанный») – это связное исполнение музыки. Играя legato, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим, к плавному и равномерному распределению звука от тона к тону без перерыва и толчков. Очень важно при игре legato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев. В нотах штрих legato обозначается лигой. (слайд 5)
Нон легато (итал. non legato «раздельно») применяется часто в подвижном темпе, при взволнованном характере музыки. В нотах не обозначается никак. Как правило, в начале обучения ученики играют именно non legato. При игре этим штрихом клавиши нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания. (слайд 6)
Стаккато (итал. staccato «отрывисто») – короткое, отрывистое исполнение звуков. Является антиподом legato. Мастерство игры данного штриха заключается в сокращении продолжительности звучания и в увеличении пауз между ними без перемены в темпе. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность. При исполнении staccato  мы используем быстрые и резкие приёмы звукоизвлечения. Этот приём можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерна. На нотном стане staccato обозначается точкой расположенной над нотой или под ней. (слайд 7) (слайд 8,9,10)
Учитель: Как ты думаешь, где тебе может пригодиться изучаемый материал?
3. Систематизация и обобщение новых знаний и умений при выполнении творческих заданий.
Учитель. А теперь с помощью штрихов мы будем видоизменять (аранжировать) знакомые тебе песенки.
Интонационный этюд «Танец Слонёнка и Обезьянки»
В мелодии детской пьесы «Василёк» несколько раз повторяется ритмическая фигура (тт. 1-2), которая в интонационном этюде «Танец Слонёнка и Обезьянки» становится ключевой интонацией «притопа».
Сюжет: На арене цирка пританцовывает Слонёнок, а рядом с ним весело притопывает вертихвостка Обезьянка.
Герои: Слонёнок, Обезьянка.
Василёк

Порядок игровых действий:
Простучать ритмический рисунок песенки, изобразить ключевую фигуру интонационного этюда – «притоп».
Определить границы реплик (т. 1 – 4; 5 – 8) .
Обратить внимание на штрихи и динамическую окраску каждой реплики: «притоп» Слонёнка сыграть non legato и громко (forte), а танцевальный шаг Обезьянки легко, отрывисто (staccato) и тихо (piano).
Исполнить реплики героев в разных регистрах: танец Слонёнка (тт.1 - 4) изобразить в малой октаве левой рукой, а танец Обезьянки (тт. 5 - 8) во второй октаве – правой рукой.
Разучив отдельно каждую реплику, исполнить забавный танец Слонёнка и Обезьянки двумя руками.
Учитель: Попробуй изобразить звуками характер слона и обезьянки. Молодец! Всегда старайся точно исполнять штрихи, чтобы персонажи музыкальной картинки были узнаваемы.
Вопросы и задания:
Обозначить танцевальную фигуру в нотном тексте.
Перепиши пьесу в тетрадь. Раскрась «притопы» героев фломастерами разных цветов. Такой способ работы с музыкальным текстом называется маркировка.
Подпиши под каждой репликой подходящие выразительные средства: - штрихи – non legato, staccato; - динамические оттенки – forte, piano.
Интонационный этюд «Жучка и Кот»
В весёлой мелодии «Жучка и кот» равномерно повторяющиеся четвертные (т. 2) являются ключевой фигурой интонационного этюда – «шаг».
Сюжет: Однажды летним вечером, когда все уже спали, собака Жучка и Кот решили пробраться в погреб, чтобы полакомиться запасами хозяев. Впереди по ступенькам вышагивала смелая Жучка, а за ней, робко поступью крался Кот.
Герои: Жучка, Кот.
Жучка и кот

Порядок игровых действий:
Определить границы реплик.
Соотнести реплики с образами Жучки и Кота (тт. 1 - 4, тт. 5 - 8). Первый герой шагает уверенно и смело, а второй крадётся мягкой поступью.
По-разному простучать по столу «шаги» героев: «шаги» Жучки простучать ладошкой, а «шаги» Кота – подушечками пальцев.
Изобразить на инструменте пластику героев, подчёркивая их разными штрихами: уверенный «шаг» Жучки играть громко и штрихом – non legato, а мягкую поступь Кота – на p (пиано), плавно соединяя звуки – legato.
Уточнять персонажи, их характер, общее настроение, точность исполнения штриха.
Вопросы и задания:
Записать в тетрадь реплики героев на разных строчках.
Расставить правильные штрихи, соответствующие характеру движения героев:non legato, legato.
Отметить динамику каждой реплики: forte, piano.
IV. Обобщение.
Учитель: Средства музыкальной выразительности самым непосредственным образом влияют на характер музыкального произведения, его образ. Каждое музыкальное произведение становится особенным, неповторимым, ярким и выразительным. А наши штрихи – волшебники. Они меняют характер мелодии, помогают создать художественный образ, выразительно его исполнить. (слайд 11, 12, 13,14)
V. Домашнее задание.
Добиваться выразительного исполнения детских песенок «Василек», «Жучка и кот».
Изменить образы и характеры, в изучаемых произведениях с помощью смены штриха, динамики. Решай сама, как ты это будешь делать.
VI. Итог.
Учитель: Понравилось ли тебе сегодняшнее занятие?  Все ли задачи, которые ты ставила перед собой, выполнены? Расскажи, что тебе больше всего понравилось на занятии.  Какое самое интересное задание?  Как ты думаешь, где тебе может пригодиться изучаемый сегодня на уроке материал?
Закончи, пожалуйста, предложение:
Я познакомился.
Было непросто.
У меня получилось
Хотелось бы.
Мне запомнилось.
Я попробую.
Учитель: Мне понравилось, как ты сегодня работала на занятии. Я думаю, что все те знания, которые ты сегодня получила, помогут тебе в дальнейшей работе над музыкальными произведениями.





Литература:
1.Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано М.: Муз. 1978
2.Юдовина-Гальперина Т. «За роялем без слёз, или я – детский педагог» Издательство "Союз художников" (Санкт-Петербург) 2002 г.
3.Ветлугина Н. «Музыкальный букварь», Москва, 1986.
3. Баренбойм Л. «Путь к музицированию», Ленинград, 1980.
4.Васикова Г.Н. Веселые аранжировки. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. http://festival.1september.ru/articles/644633/
Приложение:
Презентация «Выразительные средства музыки».








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




Рисунок 1Рисунок 48Рисунок 50яђ Заголовок 315