Дистанционный урок на тему Выразительные словообразовательные средства (10 класс)
Выразительные словообразовательные средства русского языка, 10 класс
План урока и заданий.
I. ЗаданиеВ каком ряду во всех словах суффикс -ЕЦ имеет одно и то же значение?
боец, мудрец, характерец;
испанец, немец, иностранец;
старец, хлебец, братец;
морозец, хитрец, борец.
II. Теория урока.
Словообразовательная система русского языка отличается исключительным богатством и многообразием. По подсчётам современных лингвистов, 90% слов нашего языка являются производными, т.е. 9 из 10 слов имеют смысловые и экспрессивные оттенки.
Поэтому цель урока – познакомиться с основными художественными приёмами, основанными на изобразительных возможностях русского словообразования, или узнать, как «работают» на расширение поэтического словаря приставки, корни, суффиксы.
III. Основные художественные приёмы.
А) Прочитайте текст
[Кучер Чичикова Селифан выпил немного с приятелем. Барин замечает провинность слуги и собирается его наказать.]Вот я тебя как высеку… Как милости вашей будет угодно отвечал на всё согласный Селифан коли высечь, то и высеч(?); я ничуть не проч(?) (от)того. Почему ж не посеч(?); коли за дело на то и воля господская…Оно нужно посеч(?) потому что мужик балуется… Коли за дело то и посеки; почему же не посеч(?)?
Б) Задание к тексту:
– Запишите текст в форме диалога, расставляя пропущенные знаки препинания.
– Объяснить вставленные орфограммы.
– Какая разница в значении слов высечь и посечь?
- Благодаря чему изменилось значение слова?
2. Понаблюдайте над использованием слов с суффиксами оценки.
А. Ответьте на вопросы:
– Как характеризует героев «Горе от ума» использование в речи слов с суффиксами оценки в выделенных словах?
1) Фамусов – Скалозубу: «Прозябли вы – согреем вас; отдушничек откроем поскорее».
Молчалин: «Ваш шпиц – прелестный шпиц!.. Как шёлковая шёрстка».
Чацкий: «Французик из Бордо; Посмотришь, вечерком Он чувствует себя здесь маленьким царьком».
– Как с помощью слов с суффиксами оценки раскрывается авторская позиция?
2) «Ну до чего же мы все хорошие! До чего красивые и опрятные! И вон тот, который старушку локотком отодвинул, а сам вместо неё в автобус сел».
.
В. Задание: Подберите все возможные варианты суффиксов к существительному КОТ? Определите их значение.
ОБРАЗЕК: Кот – котик (суффикс –ИК – уменьшительно-ласкательное значение)
Продолжите ВЫВОД (вставьте пропущенные слова): слова с суффиксами оценки вносят разнообразные оттенки в значения слов, ____________ авторскую позицию, _____________ произведения, _________ средством ____________ характеристики героев.
3. Семантизация морфем и словообразовательный повтор.
А. Чтобы понять суть приёма семантизации морфем, выполним следующую работу:
добавим приставки к глаголу бегать: добегаться (доведение действия доотрицательного состояния), убегаться(убавление), отбегаться (конец), избегаться (исчерпанность), выбегаться (полная исчерпанность действия).
– Как приставки уточняют значение слова? Как вы понимаете выражение семантизация морфем?
Б. Анализ стихотворения.
Б. Пастернаку
Рас-стояние: версты, мили…
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли.
Рас-стояние: версты, дали…
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это — сплав
Вдохновений и сухожилий…
Не рассорили — рассорили,
Расслоили…
Стена да ров.
Расселили нас как орлов-
Заговорщиков: версты, дали…
Не расстроили — растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас как сирот.
Который уж, ну который — март?!
Разбили нас — как колоду карт!
24 марта 1925
Стихотворение посвящено Б.Пастернаку, близкому другу М.Цветаевой, с отношениями, которые связывали двух великих поэтов, вы будете знакомиться в курсе литературы 11 класса.
– Ваше впечатление от стихотворения?
– Назовите ключевые слова, обратите внимание на их состав.
– Каково же значение приставки РАЗ(С)-?
Продолжите определение «Семантизация – это _______________________________
Вставьте пропущенные слова в определение «Семантизация морфем — это использование _______________________ для ___________________ внимания читателя к __________________ значению слова»
– Разберите слова с приставкой РАС- по составу. У вас получилась словообразовательная модель каждого слова. Сравните словообразовательную модель ключевых слов. Сделайте вывод.
Словообразовательный повтор — повтор слов, построенных по одной словообразовательной модели.
– Какова роль повтора в тексте?
– Найдите глаголы, в которых приставка РАС- имеет значение действия, доведённого до конца («рассорили», «расслоили»).
– Какие другие средства выразительности использованы автором для передачи чувства боли и горя?
(Подсказка: Аллитерация – [Р] – резкий, разъединяющий звук; умолчание, синтаксический параллелизм, анафора словообразовательная; экспрессивная лексика, характеризующая участников драмы: «стена…, ров», « сплав вдохновений и сухожилий»; насыщение текста словами со значением пространства.)
В. Работа с раздаточным материалом.
– Прочитайте отрывки из стихотворений Есенина и Блока. Выпишите слова, соответствующие словообразовательной модели . Какую роль играет повтор слов этой модели в данных текстах?
Отсеребрилась, отзвучала... Отцвела моя белая липа,И вот из-за домов, пьяна, Отзвенел соловьиный рассвет. (С. Есенин)В пустую комнату стучала Ненужно ранняя весна. (А. Блок)
Вывод: семантизация морфем, словообразовательный повтор помогают вскрыть суть, проникнуть в глубину авторского замысла, обозначают позицию автора.
4. Приём ложной этимологизации слов.
А. Творческая работа.
1) Определить значение слов «главбух», «жаргон», «баранка», «волнушка»
Пример: «безграмотный» - окончивший школу без грамоты, «варвар» - повар на две ставки.
2) Составьте подобный шутливый этимологический словарик из 10 слов.
Этимологизация (ложная) — намеренное сближение неродственных слов с созвучными корнями для выявления в слове неожиданного смысла. Если писатели это делают намеренно, то у детей это получается случайно. (Учитель: Как ты понимаешь выражение Троянский конь? Ученик: Это когда в телегу запряжено трое коней.)Б. Прочитайте текст.
С какой целью автор использует приём ложной этимологии слова?
– Я тебя люблю, – говорил тысячный, – за то, что ты проходимец.– Ничего себе комплимент, – ответил Скворцов.– Не-ет, ты проходимец, – качая пальцем, настаивал тысячный. – Согласись, что ты проходимец.– А что ты под этим понимаешь?– Проходимец? Это тот, кто везде пройдёт. Умный человек.– Тогда другое дело. Только ты никому не говори, что я проходимец. Люди могут понять тебя превратно. (И. Грекова.)
Окказионализмы.
Мы начали работу по словообразовательным средствам русского языка со знакомого приёма – «слова с суффиксами оценки» и заканчиваем урок тоже знакомым нам приёмом.
А. Работа с раздаточным материалом.
– Прочитать подбор примеров под цифрой 4, почему выделенные слова не вызывают у нас недоумения?
Пишкино око постоянно хранило какую-то загадочную веселинку и всё время подмигивало. (М. Алексеев)
Если бы у него был собеседник. Но Таню и вообще так не назовёшь, она сомолчальница. (Ю. Нагибин)
Плясал он, плясал и выплясал самую красивую девку в деревне. (В. Шукшин)
– По каким словоооразователъным моделям образованы индивидуально-авторские слова?
Нарисуйте их схемы.
Доктор выслушал младенца,А потом и говорит: «Инфлюэнца,Симуленца, притворенца, лодырит»(С. Маршак)
– С какой целью автор использует окказионализмы?
– Приведите примеры окказионализмов из известных вам художественных произведений.
Вывод: авторские слова придают тексту яркость, выразительность, индивидуальность.
IV. Итоги урока.
– Какое средство выразительности вызвало наибольший интерес?
– Какова же роль художественных приёмов, основанных на словообразовательных возможностях русского языка? (Вывод записать в тетрадь.)
V. Проверь себя
_ если вы подберёте по 5-6 родственных слов с различными суффиксами и приставками к словам дом, берег, ветер, жена, голос, мальчик, дед, бабка, говорить, гулять, смеяться, близко, хорошо – значит, вы неплохо владеете русским языком;