Конспект урока музыки в 3 классе VIII вида Балет Щелкунчик П.И. Чайковского
План – конспект
урока музыки по теме:
« Балет «Щелкунчик» П. И. Чайковского »
в 3 классе по программе VIII вида
учитель музыки ВКК Н. В. Железняк
Цель урока: Продолжить знакомство с творчеством П. И. Чайковского и балетом «Щелкунчик».
Задачи урока:
Формировать представление о балете как музыкальном жанре, повторить понятия: балет, симфонический оркестр; раскрыть понятия: либретто, дирижер, театр, афиша.Развивать творческую фантазию, воображение, музыкальный слух, вокальные навыки: выразительное исполнение песен соло и в ансамбле.
Способствовать воспитанию чувства эстетического сопереживания к произведениям искусства, интереса к классической музыке.
Тип урока: Комбинированный
Форма проведения: Урок – экскурсия
Время проведения: 45 минут
Место проведения: кабинет музыки
Класс: 3 класс VIII вида
Наглядные пособия: Портрет П. И. Чайковского, иллюстрации с изображением зимних пейзажей, к балету «Щелкунчик» П. И. Чайковского, раздаточный материал для учащихся: «Характер музыки», музыкальный словарик, «Музыкальные часы» с иллюстрациями, книга «Щелкунчик и мышиный король» Гофмана.
Оборудование: Доска, фортепиано, видео – двойка, музыкальный центр, диски для прослушивания и просмотра музыкального материала, ноутбук, мультимедиа проектор, мультимедиа презентация по теме: «Балет «Щелкунчик» П. И. Чайковского»
Этапы
урока Художественно-
педагогическиe задачи Ход урока Примечания
I.Организационный этап:
1.Музыкальное
приветствие
2. Коррекционные
упражнения
II. Повторение
пройденного
материала
III. Работа по теме
урока
1. Краткая
биография
композитора
2. Мультимедиа
презентация
«Мир балета»
3.Восприятие
музыки
4. Просмотр
видеофрагмента
«Вальс снежных
хлопьев»
5. Оздоровитель -
ная пауза
6. Вокально – хоровая работа
7. Закрепление
изученного
материала
IV. Итог урока Организация учащихся на урок, эмоциональный настрой
Развитие слухового восприятия
Развитие и коррекция внимания
Уточнение знаний учащихся
Введение в тему урока, организация восприятия учащимися музыкальных произведений, «погружение» в музыку композитора, анализ произведений, элементов музыкальной речи
Снятие эмоционального и мышечного напряжения в процессе пластического интонирования
Развитие вокальных навыков в процессе разучивания песенного материала: работа над интонацией, активной артикуляцией, выразительным исполнением соло и в ансамбле
Повторение материала урока и закрепление ЗУН
Подведение итогов урока Звучит музыка из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского. Учащиеся организованно входят в класс.
Учитель: (поет) «Здравствуйте, ребята!»
Учащиеся: (поют) «Здравствуйте!
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок!»
а) Учитель: Начнем наш урок с интересного упражнения «Снеговик».
Учащиеся выполняют логоритмическое упражнение «Снеговик». (Исполняют текст стихотворения на простую мелодию, сопровождая пение движениями по тексту).
Учитель: Тема нашего урока «Балет «Щелкунчик» П. И.
Чайковского. Когда я готовилась к нашему уроку, случилось непредвиденное, компьютер допустил ошибки в тексте, попробуем их исправить.
б) Учащиеся выполняют коррекционное упражнение «Исправь ошибки».
Учитель: Какие мы знаем музыкальные жанры?
Учащиеся: Песня, танец, марш.
Учитель: С каким музыкальным жанром мы познакомились на прошлом уроке?
Учащиеся: Мы начали знакомство с жанром «балет» в музыке. Балет «Щелкунчик».
Учитель: Какая музыка звучала, когда мы входили в класс?
Учащийся: «Танец Феи Драже» П. И. Чайковского
Учитель: На прошлом уроке мы начали знакомство с творческим наследием П. И. Чайковского. У вас были индивидуальные задания. Кто расскажет нам о композиторе?
Учащийся: П. И. Чайковский – русский композитор, он сочинял музыку для взрослых и детей. Музыке он учился в Петербурге, потом переехал в Москву. Учил будущих пианистов, композиторов, сочинял музыку. Он родился очень давно, 170 лет назад, но музыка его будет жить вечно. Музыка Чайковского звучит по радио, телевидению, есть город Чайковский, улицы его имени, концертные залы. Музыка Чайковского радует и волнует людей всего мира, она красивая и правдивая, делает людей добрее.
Учитель: Музыка Чайковского перенесла нас в удивительный мир балета. Что это за жанр?
Учащиеся: Балет – спектакль, где все артисты танцуют.
Учитель: Начинают учиться искусству балета с детства, с 5 лет. Это огромный труд, и те, кто хотят стать артистами балета, посвящают этому всю жизнь. Мы можем увидеть на сцене солистов – балерин, танцоров, дуэты, кордебалет.
До П. И. Чайковского музыку к балетам было принято сочинять как череду идущих друг за другом танцев. Пир этом танцы могли как угодно переставляться, не отражали сюжет, содержание спектакля. П. И. Чайковский блестяще и виртуозно объединил сочетание танцев со сценическим действием.
Учитель: Как называется коллектив музыкантов, исполняющих прекрасную музыку для танцев?
Учащиеся: Симфонический оркестр.
Учитель: Кто руководит оркестром?
Учащиеся: Дирижер.
Учитель: Сказку «Щелкунчик и мышиный король» написал немецкий писатель Гофман. Но она довольна большая по объему, как же быть, ведь спектакль идет около часа.
Учащиеся: Кратко пересказать сказку.
Учитель: Вы готовили индивидуальные задания, перескажите сказку.
Учащиеся читают пересказ.
Учитель: У нас получилось краткое содержание сказки.
Учитель: Как мы можем узнать о балете?
Учащиеся: Рассказывают об афише.
Учитель: А где же, в каком здании мы можем увидеть балет?
Учащиеся: В театре.
Учитель: Итак, мы уже в театре. Приготовимся к слушанию музыки: потрем ладоши, сделаем массаж мочек ушей, стряхнем кисти рук, расслабимся… Проживем музыку вместе.
На сцене нарядная Рождественская елка, дети рассматривают игрушки на ней, подарки…
Учитель: Что вы представляли себе, слушая музыку? Какая музыка по характеру?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Учитель: По сюжету балета, после битвы с Мышиным королем, Щелкунчик превращается в прекрасного принца, и они с Мари отправляются в его сказочное королевство сластей. По дороге они попадают в заснеженный лес. В музыке нарисована картина зимнего леса, мелькание легких, волшебных, блестящих снежинок, и настоящая метель…
После просмотра видеофрагмента учащиеся делятся своими впечатлениями о прослушанной музыке.
Учитель: Совсем недавно были каникулы, Новый год, Рождество!
Вспомним эти прекрасные дни…
Музыкальная пауза «Новогодние часы» - учащиеся выполняют движения по ходу песни, танцуют.
1. Вокально-интонационные упражнения:
а) «Снежинка»-на развитие певческого дыхания;
б) «Музыкальная линия»:
- на слог «лё» пение трезвучия с разными видами звуковедения: легато, нон легато, стаккато (сопровождая показом звуковедения рукой);
в) «2 кота»:
- чистое интонированию малой терции;
г) «Музыкальная лесенка»:
- восходящее и нисходящее движение мелодии.
2. Работа над песней «Русская зима» сл. и муз. Л. ОлифировойУчитель: Какие зимние детские забавы вы любите?
а) Отгадать песню по мелодии;
б) Повторить текст и мелодию песни по куплетам:
1 куплет - исполнить, простучав ритмический рисунок,
2 куплет - с беззвучной артикуляцией,
3 куплет – «по цепочке».
в) Исполнение всей песни с аккомпанементом, на вступление и проигрыш – импровизация на самодельных шумовых инструментах.
Учитель: Что мы узнали о балете?
С какими музыкальными понятиями познакомились?
Что такое театр?
Что такое афиша?
Кто такой дирижер?
Учитель: Выберите из карточек «Музыкальные спектакли»
сцены из балетов.
Оценка знаний учащихся.
Учитель: Сегодня на уроке. Благодаря сюжету балета «Щелкунчик» мы попали в рождественскую сказку, где добро победило зло.
Что вам больше всего запомнилось?
Домашнее задание: Раскрасить иллюстрации к сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король»
Учитель и ученики (поют)
«Прозвенел и смолк звонок,
Вот и кончился урок!»
Учащиеся организованно выходят из класса под музыку
П. И. Чайковского Диск с записью музыки №1
«Танец Феи Драже»
Текст на доске с ошибками и правильный вариант
Словарь:
«балет»
Словарь:
«композитор»
Слайды №
1, 2
Слайды №3, 4
Слайды № 5, 6,
7, 8, 9, 10, 11, 12.
Слайды № 13
Словарь:
«оркестр»
Словарь: «дирижер»
Слайды №14, 15, 16, 17, 18,19.
Словарь:
«театр»,
«афиша»
Диск с записью музыки № 2
«Марш»
Слайд №20
Видеозапись – фрагмент «Вальс снежных хлопьев»
Диск с записью № 3 «Новогодние часы»
Нотная запись
Слайды № 21, 22, 23.
Слайды № 24, 25, 26.
Карточки
«Музыкальные
спектакли»
Слайд № 28.