Методическая разработка урока музыки для 4 класса «Звуки милой России в творчестве П. И. Чайковского»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА МУЗЫКИ ДЛЯ 4 КЛАССА
«Звуки милой России в творчестве П. И. Чайковского»
Автор разработки: Ирина Александровна Стенина, учитель музыки муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 32» г. Подольска
Данная методическая разработка предназначена для учителей музыки, работающих по программе В. О. Усачевой, Л. В. Школяр «Музыка».
Урок требует предварительной подготовки с учениками: выдача индивидуального задания для выступления по биографии П. И. Чайковского,
Разучивание ансамблем детей колыбельной песни «Не скребутся паучки», предварительное разучивание песни Л. Иванова «Чайковский».
Тема урока: «Звуки милой России в творчестве П. И.Чайковского»
(данная разработка урока выполнена с учетом 3-го издания авторской программы Кабалевского Д.Б. «Музыка», авторской программы В.О. Усачевой, Л.В. Школяр «Музыка»).
Цель: Через яркие музыкальные произведения определить роль народной музыки в творчестве П. И. Чайковского.
Задачи:
Обобщить знания учащихся о русской народной песне и выросшей из нее композиторской музыке.
Развивать вокально-хоровые навыки, творчество, фантазию.
Воспитывать интерес и любовь как к народной, так и к композиторской музыке.
Вспомнить и проанализировать произведение П.И. Чайковского «Симфония № 4», содержащее в себе цитаты из русской народной песни.
Познакомить ближе с биографией П. И. Чайковского.
Познакомить со звучанием музыкальных инструментов: свирель, блокфлейта, бубен.
Ресурсный материал:
портрет композитора П. И. Чайковского, презентация « Гений земли русской -Петр Ильич Чайковский», раздаточный материал «березки», свирели, блокфлейта, фортепиано, атласные ленты, аудиозапись «Симфония №4» фрагменты финала, русская народная песня «Не скребутся паучки» из учебного пособия Т. А. Рокитянской «Воспитание звуком» стр.30, русская народная песня «Во поле береза стояла, песня «Чайковский» муз. Л. Иванов сл. С. Широбоков.
Планируемые результаты:
предметные: научатся слушать музыку в исполнении симфонического оркестра, рассказывать о своих музыкальных впечатлениях и эмоциональной реакции на музыку, объяснять термины «мелодия», «народная музыка», «композиторская музыка»;
метапредметные: регулятивные – формулировать и удерживать учебную задачу; познавательные –ориентироваться в разнообразии способов решения задач; коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию;
личностные: внутренняя позиция, эмоциональное развитие, сопереживание, взаимодействие со сверстниками при решении различных творческих, музыкальных задач.
План урока:
1.Организационный момент, музыкальное приветствие
2.Постановка цели, задач урока
3.Распевание, исполнение песни «Чайковский» музыка Л. Иванов, слова С. Широбоков4.Биография П.И. Чайковского в изложении подготовленного ученика
5.Исполнение русской народной песни «Во поле береза стояла» (фортепиано + свирели + бубен + хоровод)
6.Исполнение русской народной песни «Не скребутся паучки» (ансамбль подготовленных учеников в сопровождении блокфлейты)
7.Слушание П. И. Чайковский «Симфония № 4 (фрагмент финала), работа с раздаточным материалом «березки»
8.Вывод по теме урока
9.Подведение итогов урока (рефлексия, лесенка успеха, оценивание работы на уроке)
10.Домашнее задание
Ход урока
На доске: «Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь!»
П. И.Чайковский1.Организационный момент, музыкальное приветствие:
Учитель поет: «Здравствуйте, ребята!»
Ученики поют в ответ: «Здравствуйте!»
2.На доске записаны названия русских народных песен:
«Во поле береза стояла»
«Во саду ли в огороде»
«Как на тоненький ледок»
«Светит месяц» (можно взять другие, известные детям).
Что объединяет эти песни?
Кто их автор?
Верно, это все русские народные песни, известные многим. Народная музыка – колыбель композиторской.
Сегодня мы с вами, вслушиваясь в звучание знакомых и незнакомых мелодий, постараемся определить роль простой народной песни в творчестве композитора, имя которого известно всему миру. ( Вывести на экран изображение П. И. Чайковского, если кабинет не оборудован, просто показать портрет).
Так кто же он, главный герой нашего урока? П. И. Чайковский – гений земли русской. Чтоб начать урок яркой песней, необходимо разбудить наши голоса.
3.Распевание.
Чистоговорка:
Ся-ся-ся,
Жили-были два гуся.
Ся-ся-ся,
Ся-ся-ся,
Спи спокойно, сказка вся.
Опевание на слог «ле».
Исполнение песни «Чайковский» Л. Иванов, С. Широбоков. Исполняет весь класс, песню дети разучивали на предыдущих уроках.
4. Сейчас мы с (имя и фамилия подготовленного ученика) хотим поближе познакомить вас с П. И. Чайковским. (Выступление по биографии + показ презентации «Гений земли русской – Петр Ильич Чайковский».
5.Нас ждет увлекательное путешествие. Я предлагаю вам всем на машине времени перенестись в прошлое, в 1848 год, и провести один день вместе с восьмилетним Петей Чайковским.
Как вы думаете, чем Петя занимался в течение дня? Завтрак, уроки, обед, прогулка, во время которой он отправился на окраину своего родного города, а там…(слайд хоровод «Во поле береза стоялая»). Девушки нас с вами и Петю приглашают в хоровод. Исполнение русской народной песни « Во поле береза стояла».(Пение в хороводе в данном случае заменяет физкультминутку)
6.За песнями, плясками день промчался незаметно, вот и вечер ступил на порог. В исполнении ансамбля (подготовленные ученики) под сопровождение блокфлейты звучит русская народная песня «Не скребутся паучки» (учебное пособие Т. А. Рокитянской «Воспитание звуком» стр. 30)
7. Мы снова на уроке, в нашем классе. Мальчик Петя давно вырос и создал много прекрасной музыки, но не забыл те прогулки за городом, хороводы песни русские. А одна песня настолько запала ему в душу, что он в своем сочинении оставил место для нее. Как вы думаете, какая это песня? Карточки на партах - это подсказка («Во поле береза стояла»). Сейчас прозвучит фрагмент из «Симфонии № 4» П. И. Чайковского. Слушайте внимательно, наслаждайтесь музыкой, а когда услышите знакомую мелодию – скажите мне об этом. Но как? Ведь главное правило слушания – тишина. Конечно, вам поможет рисунок. А я посмотрю кто из вас умеет музыку не просто слушать, а слышать!
8.Вывод по теме урока: П. И. Чайковский с детства впитывал в себя звуки милой России (обращение к тексту песни «Чайковский» муз. Л. Иванов, цитирование фрагментов текста).
9. -Что на уроке понравилось больше всего?
-Что не понравилось?
-О чем или о ком вы хотели бы больше узнать?
-Кто, по вашему мнению, сегодня достоин хорошей оценки?
Лесенка успеха.
10. Домашнее задание: мини – сочинение «Мой день с Петей Чайковским»