Конспект урока музыки в 3 классе на тему Балет. П.И.Чайковский балет Лебединое озеро
Конспект урока в 3-классе по программе Т.И.Баклановой
Хлыновой Н.И.
Тема урока: Балет. П.И. Чайковский Балет «Лебединое озеро»
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о жанре «балет», познакомить с балетом П. И. Чайковского «Лебединое озеро»
Задачи урока:
Образовательные:
- знать понятия «балет», типы балетного танца (классический и характерный)
- составляющие балета: па-де-де, гран-па, адажио, кордебалет (участники балета, исполняющие массовые танцевальные номера)
- приводить примеры балетов П.И.Чайковского. Формировать целостное представление о творчестве П.И.Чайковского;
2) Развивающие:
-развивать интерес к предмету,
-развивать интерес к истории балетного жанра,
-развивать вокально-хоровые навыки при работе над песней;
3) Воспитательные –
- воспитывать эмоциональную отзывчиво
- воспитывать культуру слушания;
Тип урока: расширение и углубление знаний.
Методы:
-метод размышления о музыке;
- наглядно-слуховой метод;
- метод сравнения:
Оборудование: мультимедийный проектор, учебник Т.И.Баклановой «Музыка» для 3 класса,
Ход урока:
1.Музыкальное приветствие на мелодию «Танца маленьких лебедей»
«Мы сегодня здесь собрались все, чтоб с искусством подружиться:
Добрый, добрый деньДобрый, добрый деньМы послушаем немножко, и поспорим все о прошлом песню пропоем, вот как мы живем».
2. Актуализация ЗУНов Уч.- Сегодня наш урок будет посвящён прекрасному жанру, а ключом к разгадке будут вот эти слова:
Симфонический оркестр, театр, пачка, оркестровая яма, балетмейстер, пуанты
(слайд №2)
Ответы детей – Балет
Уч. Итак, темой нашего урока сегодня будет прекрасный жанр, жанр - балет
У меня в руках вот такой необычный мяч в виде глобуса. Я буду задавать вам вопросы, а вы мне будете отвечать, используя глобус.
1) -Что вы знаете о балете?
-Балет – это музыкальный спектакль, в котором содержание передаётся при помощи танца.
-Слово балет произошло от итальянского слова (ballare — танцевать– танцую) (франц. Ballet – танцую) «Танцевать»
2) -Какие виды искусства нашли свое воплощение в балете?
Изобразительное искусство;
Музыка
Танец
Литература (Слайд№ 4)
3) - Где возник балет?
Италия.
Франция;
Россия
(Слайд№ 5)
4) -Назовите балеты П.И.Чайковского:
В чем ошибка?
-Щелкунчик
-Спящая красавица.
-Золушка
(Слайд№ 6)
- Что такое либретто?
(в переводе с итальянского –маленькая книжечка) В старину в Италии так называли маленькие книжечки для зрителей, в которых излагалось краткое содержание оперы или балета.
3. Изучение новой темы — расширение и углубление понятий
6) -Из какого балета этот фрагмент
Из балета «Лебединое озеро» (Слайд№ 7)
УЧ. Вы правы и именно этот фрагмент я взяла в качестве эпиграфа к нашему уроку. Как вы думаете почему? Что мы должны узнать на уроке?
Уч-ся Балет «Лебединое озеро» – один из самых великих, созданных для балетной сцены.
УЧ. Балет «Лебединое озеро» был заказан Чайковскому весной 1875 года дирекцией Московского большого театра. Премьера балета прошла 20 февраля 1877 года на сцене московского Большого театра, петербургская премьера балета состоялась в 1895 году.
Образ девушки-лебедя стал одной из классических ролей балетного репертуара. Русская хореографическая школа выдвинула немало замечательных исполнительниц этой роли, и среди них непревзойденную по одухотворенности Галину Уланову.
– А теперь прочтите либретто балета (Работа с учебником)
ПРОЛОГ
Старинный парк. Принцесса Одетта грустит. Внезапно появляется незнакомец в сопровождении свиты. Это Ротбарт - Злой гений. Он предлагает принцессе руку и сердце, но Одетта отвергает его. Ротбарт превращает ее в белого лебедя.
ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ
Картина первая
Сад перед замком владетельной принцессы. Принц Зигфрид веселится с друзьями: забавные пляски шута сменяются танцами девушек и их кавалеров.
Владетельная принцесса интересуется, какая же из девушек пришлась Зигфриду по сердцу. Но пока принц увлечен жизнью, полной беспечных развлечений. Он ничего не может ответить матери. Владетельная принцесса удаляется.
Веселье продолжается. Но сейчас оно перестает занимать Зигфрида. После танца с кубками принц просит друзей оставить его одного. Он грустит. Его взор привлекает летящая стая лебедей. Зигфрид берет арбалет и направляется вслед за ними.
Картина вторая
Берег озера. Лебеди приводят Зигфрида в глухую лесную чащу, где вокруг темного озера высятся развалины старого замка. Его внимание привлекает прекрасный белый лебедь, превращающийся в девушку. Это принцесса Одетта. Зигфриду она раскрывает тайну тяготеющих над ней чар: злой волшебник превратил ее в лебедь, и лишь ночью, около этих скал, она вновь становится девушкой. Зигфрид тронут скорбным рассказом Одетты и готов убить колдуна. Но этим не рассеять злых чар. Только беззаветная любовь юноши, который еще никогда и никому не клялся в любви, может снять с нее злое заклятие. Зигфрид, охваченный чувством любви к Одетте, дает ей клятву вечной верности.
Внезапно появившийся Злой гений разлучает Одетту и Зигфрида. Но Зигфрид уверен в силе и неизменности своего чувства: он освободит Одетту от власти чародея.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Картина третья
Торжественный бал в роскошном замке. На праздник собираются принцессы из разных стран. Среди них Зигфрид должен выбрать себе невесту. Однако он холодно отворачивается от них: принц полон воспоминаний о прекрасной Одетте.
Появляется незнакомый гость. Это Злой гений. Он пришел на бал со своей дочерью Одиллией, поразительно похожей на Одетту. Одиллия очаровывает принца, и Зигфрид объявляет матери о своем решении жениться на ней. Колдун торжествует. Теперь клятва нарушена и Одетта погибнет. Со злобным смехом указывает Злой гений на волшебное видение – трепетный образ Одетты.
Зигфрид понимает, что обманут и в отчаянии устремляется к лебединому озеру.
Картина четвертая
Берег озера. Мрачная тревожная ночь. Одетта потрясена: теперь ее надежда на освобождение потеряна. Вбегает Зигфрид. Он не нарушил клятву: там, в замке, в Одиллии он видел свою Одетту – к ней было обращено его любовное признание.
Злой гений в ярости вызывает против влюбленных силы природы: начинается буря, сверкают молнии. Но ничто теперь уже не сможет сломить юную чистую любовь и разъединить Одетту и Зигфрида. Тогда Злой гений сам вступает в единоборство с принцем – и погибает. Его чары рушатся.
Уч.- Попробуйте определить, к какому типу балета относится балет П. И. Чайковского «Лебединое озеро»? (балет-сказка)
В основу сюжета положена старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятием злого колдуна — рыцаря Ротбарта.
6) -В балете есть классические танцы - (равнозначный балетному, танец на пуантах))
Назвать их Слайд №9 (па-де-де) №10 (гран-па), №11(адажио)
И характерные - (балетный танец на основе народного танца, в соответствующих костюмах)
Слайд № 17 (неаполитанский танец), Слайд №18 (Русский танец)
А также Кордебалет- (от французского corps de ballet) — ансамбль танцовщиков и танцовщиц, исполняющих в балете массовые танцевальные номера.
По своей функции кордебалет подобен хору в опере. Слайд №13, №14
Балетная сюита, состоящая из нескольких танцев, называется – Дивертисмент Слайд№ 16
4. Закрепление нового материала:
Уч.-
Назвать виды танцев:
Слайды № 20,21,22,23,24.
Ответить на вопросы:
Что уже знали?
Что сегодня узнали?
Что хотели бы узнать?
Что уже знали?
Балет-это …
Классический танец- это…
Па-де-де
Гран-па
Что узнали нового?
Кордебалет
Характерные танцы
Дивертисмент
5. Домашнее задание:
Придумай и нарисуй эскиз костюма и маски для злого волшебника Ротбарта
И закончить урок мне хочется песней Й Гайдна «Мы дружим с музыкой» (повторение)
6. Оценка деятельности учащихся