Доклад Применение информационных компьютерных технологий в самообразовании преподавателя.
Применение информационных компьютерных технологий в самообразовании преподавателя.
“Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни, и знает способ и средства, как он это может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир”.
А. ДистервегСамообразование, мотивы, этапы, достижения
Совершенствование качества обучения и воспитания напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.
Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.
Самообразование преподавателя есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования. Для того чтобы учить других нужно знать больше, чем остальные.
Педагог должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др.
Педагог должен постоянно учиться, потому что в лицах его студентов каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического ВУЗа. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного преподавателя, но не в меньшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.
Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. возникает необходимость поиска и анализа новой информации
Желание творчества. Преподаватель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
Стремительный рост современной науки. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.
Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на студентах, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ преподавателя, как “несовременного человека”.
Общественное мнение. Преподавателю не безразлично, считают его “хорошим” или “плохим”. Плохим педагогом быть стыдно и обидно.
Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда преподавать?
Направления самообразования преподавателя
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности педагог должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры, знать приемы риторики, основы мониторинга, обладать большой эрудицией и главное уметь пользовать и внедрять в свою деятельность информационно-компьютерные технологии.
Источник самообразования
Преподаватель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Интернет для преподавателя -это быстрый источник информации в удобное для него время, возможность использования этой информации в учебно-воспитательном процессе. Один из способов общения с студентами ,коллегами.
.
Информационно-компьютерные технологии
Каковы преимущества использования современных информационно-компьютерных технологий в вопросах самообразования перед традиционными способами?
Интернет – универсальный и самый дешевый источник педагогической, методической и научной информации;
Средства коммуникации Интернет позволяют обмениваться опытом, учиться, советоваться с коллегами во всем мире. Обсуждение в форумах, конференциях сети Интернет значительно расширяет аудиторию заинтересованных лиц, работающих над аналогичными проблемами;
Программное обеспечение компьютера позволяет более эффективно и наглядно вести педагогическую документацию, отчетность и мониторинг при работе над темой;
Компьютер является универсальным и емким хранилищем материалов, необходимых педагогу в работе;
Информационно-компьютерные технологии значительно расширяют перечень тем для работы педагога в процессе самообразования. Имидж современного преподавателя немыслим без знания им информационно компьютерных технологий. А когда приобретаются необходимые знания и навыки, то компьютер становится незаменимым инструментом в работе, значительно облегчающим ее, повышающим эффективность и качество.
С появлением в работе педагога компьютера и Интернета значительно повышаются возможности самообразования. Появляются новые темы, интересные задачи и способы их реализации. Напомним, что цель и в этом случае остается прежней – повышение эффективности обучения. Какие новые способы самореализации открываются перед преподавателем при условии использования компьютера и Интернета?
Разработка комплекта электронных уроков, объединенных предметной тематикой или методикой преподавания.
Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
Комплект дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы).
Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету).
Создание электронного учебника.
Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления).
Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.
Разработка проекта организации и занятий кружковой работы.
Пакет административной документации классного руководителя.
Пакет административной документации методического предметного объединения.
База данных методик обучения.
Пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение).
Проект личной методической веб-страницы.
Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
Создание электронной библиотеки произведений художественной литературы, согласно общеобразовательной программе.
Ведение предметного кружка с использованием медиа-ресурсов.
Конечно, самым эффективным способом показать результаты творчества является размещение материалов в сети Интернет. Возможность разместить свои уникальные разработки, методики, статьи, дидактический материал в сети позволяет учителю аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.
Подводя итого вышесказанному, можно утверждать, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог, тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет преподавателю не обеспечить, самое главное – это желание педагога работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.