Доклад на тему: «Применение информационных компьютерных технологий на уроках музыки»


ТЕМА: Применение информационных компьютерных
технологий на уроках музыки.
В современном мире технический прогресс развивается очень активно, с каждым днём появляются все более новые и новые технологии. Почти каждый современный человек имеет дома компьютер, сотовый телефон, умеет обращаться с фото- и видеокамерами. Практически в каждой школе есть компьютер или компьютерный класс. Человечество использует новые технологии себе во благо, в том числе, и для обучения.
В настоящее время известно много информационных технологий в учебном процессе. Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках музыки текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники – т.е. обогащают методические возможности урока музыки, придают ему современный уровень. Видеомагнитофон, компьютер очень удобны не только для усвоения учебного материала, но и для активизации познавательной деятельности, реализации творческого потенциала ребёнка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира.
На современном этапе развития педагогической науки и практики актуальными являются проблемы формирования личности. Только самостоятельная, творческая, социально–ответственная, конструктивно вооружённая личность способна оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир. В связи с этим кардинально пересматриваются методы и приёмы педагогического воздействия, творчески перерабатываются тематическое содержание и структуры программ, ведь педагогический процесс направлен на развитие природного дара человека - совершенствоваться, развивать себя, реализуя свои природные задатки.
Во многих школах есть предмет «Информатика», где учащиеся учатся работать на компьютере, постигают азы работы в Интернете. Создаются различные компьютерные диски для обучения, тесты, всевозможные энциклопедии и репетиторы. Это очень удобно – вставил диск и получил всю необходимую информацию.
Кроме того, компьютер позволяет полностью устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе - неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. Работая на компьютере, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Источником мотивации является занимательность.
Многие считают, что использование компьютера возможно на «технических» предметах, например, на физике, математике, химии и т.д. На мой взгляд, использование компьютера возможно на любом уроке, например, на музыкальном. Важно, что вы будете использовать.
Мультимедийные возможности-компьютера позволяют заменить многие традиционные для школы технические средства обучения, обогатить любой урок качественными наглядными, аудио-и видеоматериалами. Предлагаемые мультимедийные пособия следует применять при наличии в кабинете соответствующего оборудования (проектор, интерактивная доска, компьютер и т.д.).
Использование компьютера с его огромными универсальными возможностями на уроках музыки позволяет:
•активно развивать творческие и познавательные способности каждого ученика;
•моделировать различные ситуации и среды;
• создать эмоциональный настрой, что положительно сказывается на художественном развитии ребёнка.
Музыка и компьютер – совершенно совместимые вещи. Хотите, чтобы учащиеся ходили к вам на уроки без пропусков, ловили каждое ваше слово? Используйте современные технологии, и результат не заставит вас ждать.
Использование на уроках музыки Интернет-технологий привнесёт много нового в образовательный процесс. Для учителя и его учеников открывается доступ к неограниченным ресурсам знаний, электронным библиотекам и музеям, газетам и журналам всего мира, научным и творческим лабораториям, памятникам культуры и последним новостям планеты. Интернет становится именно тем проводником, который откроет новые возможности для развития, самообразования, интересного содержательного общения, постоянного совершенствования.
Музыкальное искусство открывается перед ребёнком как процесс становления художественного образа через разные формы художественного воплощения (литературные, музыкальные, изобразительные). Идёт опора на выявление жизненных связей музыки. В данной программе урок музыки не просто урок развития сенсорных музыкальных способностей, а урок искусства, когда развиваются все психические процессы: восприятие, мышление, память, внимание и, в том числе, музыкальные способности: тембровый слух, чувство ритма, музыкальное мышление и т. д.
Говоря об использовании и совершенствовании педагогических технологий, я имею в виду в первую очередь информационные технологии, т.е. технологии, несущие в своей основе максимальное количество информации. Полученный в результате объём знаний не всегда предполагает анализ, дедукцию. Но в то же время, обогащая опыт, расширяя кругозор, направляет на изучение, узнавание, познание; формирует своеобразный взгляд на те или иные процессы. Ведь, как известно, учебно–воспитательный процесс не мыслим без формирования определённого объёма знаний.
Сам компьютер не дает никакой информации по предмету, нужны определённые программы. Существует множество программ для работы с музыкой на компьютере. Условно их можно разделить на следующие группы:
•Музыкальные проигрыватели.
•Программы для пения караоке.
•Музыкальные конструкторы.
•Музыкальные энциклопедии.
•Обучающие программы.
•Программы для импровизации, группового музицирования, сочинения музыки.
Мы, к сожалению, используем только некоторые программы (Музыкальные проигрыватели и Музыкальные энциклопедии). Весь материал на компакт-дисках хорошо структурирован и легко доступен, что существенно экономит время при подготовке учителя к занятиям, обогащает и украшает урок, делает его интересным для учеников.
Первая группа программ знакома любому пользователю ПК – это Windows Media Player, WinAmp и т.д. Возможности этих программ достаточно широки: воспроизведение музыкальных файлов, построение списка мелодий, запись в различных форматах.
Если вы хотите привлечь внимание детей, направить их мышление в абстрактную, образную сторону, воспользуйтесь возможностью – сделайте музыку ярче. Для этого откройте зрительный образ в Windows Media Player или в WinAmp. Вашему вниманию откроются всевозможные линии, графики, которые постоянно меняются, движутся вместе с музыкой, рисуя причудливые образы.

(Рисунок 1)

(Рисунок 2)
Огромную помощь на уроках музыки дают музыкальные энциклопедии и справочники, которые не только позволяют слушать музыку в качественной записи, просматривать фрагменты произведений видеозаписи, но и дают доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература, народные промыслы, в которых собраны статьи о жизни и творчестве композиторов и музыкантов, о музыкальных стилях и жанрах. Урок с использованием компьютера, в отличие от традиционного, подразумевает несколько иную организацию: в работе делается акцент на актуальность изучения той или иной темы для ребёнка, на связь с жизнью. Задания носят конкретный характер. Цель этой работы: привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности.
Изучая тему “Музыкальные инструменты” в контексте симфонической сказки “Петя и волк” С. Прокофьева, дети самостоятельно находят историческую справку о происхождении флейты, звучании инструмента, его особенностях. Все энциклопедические статьи сопровождаются видеозвукорядом. Таким образом, дети получают подтверждение полученной информации. Темы, связанные с изучением музыкальных инструментов, отдельных произведений, выявлением общих художественных принципов, биографий композиторов, экскурсии, получили живой отклик в детской аудитории.
В сегодняшних условиях, когда учитель не имеет возможности применять готовые программные материалы, одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Power Point, которую продуктивно и творчески использую в преподавании музыки. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков музыки, а также во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ.
Для мультимедийного оформления конкретного занятия многие учителя музыки используют программу Power Point, входящую в пакет Microsoft Office. Эта программа позволяет создавать многостраничные презентации, включающие графическую, аудио- и видеоинформацию. Демонстрировать такую презентацию можно при помощи проектора. Power Point легко самостоятельно освоить даже начинающему пользователю ПК.
Например, при изучении темы “Опера” можно использовать видеофрагмент (П.И. Чайковский “Евгений Онегин”). Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте, и, кроме того, используя гиперссылку, вернуться к любому моменту урока, затратив при этом минимальное количество времени.
На уроках музыки применяются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, тестов, проектов с электронной презентацией в программе Power Point. Цель использования этих форм - организовать комфортные условия обучения, при котором все ученики активно взаимодействуют между собой. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе над презентацией в программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Презентации могут широко использоваться на уроках музыки в 5-9-x классах, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика. Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Использование учебных программ позволяет более глубоко изучать вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах. Интерактивные экскурсии с использованием программы “Энциклопедия зарубежного классического искусства”, “Шедевры музыки” (<Рисунок 3>)

знакомят детей с музыкальными инструментами древнего мира и помогают услышать их звучание (<Рисунок 4>),

знакомят детей с историческими памятниками древнего мира и современного искусства (<Рисунок 5>).

В этих программах содержатся обзорные лекции по разным направлениям музыки, начиная от эпохи барокко и заканчивая современной музыкой (<Рисунок 6>), (<Рисунок 7>).

Кроме этого, представлены биографии композиторов, история созданий известных произведений, комментарии к ним, аудио и видеофрагменты. Также есть словарь различных терминов и музыкальных инструментов, что облегчает работу в классе.
Данные справочники богато иллюстрированы, содержат видеоматериалы и фрагменты музыкальных произведений. Это такие программы, как «Шедевры классической музыки», «Энциклопедия популярной музыки», «Энциклопедия классической музыки», «Полная энциклопедия джаза», «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» и другие.
Очень интересна «Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия», где представлены сведения практически обо всех современных группах и исполнителях, музыкальных альбомах. Вы сможете проследить историю развития той или иной группы, узнаете о развитии рока, джаза, поп-музыки в России и за рубежом, прослушать запись или просмотреть видеоклип. Учащимся нравится самостоятельно получать знания, искать информацию в этой программе. Она проста и интересна в обращении. Для проверки знаний учащихся можно использовать раздел Викторина. В этом разделе учащиеся должны не только определить музыкальное произведение, но и указать композитора и его портрет.
Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы. Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.
При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.
Тема “Опера” (5 класс) Лекция учителя сопровождается показом презентации. В данном слайде рассматриваются фрагменты из опер русских композиторов XIX века (М.П. Мусоргский, А.С. Даргомыжский и пр.),
<Рисунок 8>).
При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся: совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе. Это неформальный пример педагогики сотрудничества.
При изучении темы “М.П. Мусоргский. Оперное творчество композитора. Разбор оперы "Борис Годунов” (7-й класс) ученики делятся на группы, получая задания изучить либретто оперы и изучить состав (разобрать её на оперные формы). Учитель заранее готовит иллюстративный материал. Затем создаются слайды, использующиеся для ответа на поставленные учителем вопросы. Данный метод работы позволяет провести урок интересно и нестандартно закрепить полученные на уроке знания (<Рисунок 9>).

При первичном контроле в теме “Венская классическая школа” на уроке “В.А. Моцарт. Оперное творчество композитора” ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность, используя гиперссылки, вернуть учеников в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа. Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки, но и внеклассную работу. При проведении школьного праздника, посвященного Великой Победе, была создана презентация с использованием фрагментов кинохроники времен Великой Отечественной войны, фотографий, песен, плакатов. Это позволило погрузить участников праздника в атмосферу эпохи военных лет, значительно усилило эмоциональное восприятие трудностей войны и значение победы.
Результативность предложенной методики.
Итак, применение данной технологии отличается высокой результативностью и способствует:
● личностному развитие учащихся;
●повышению интереса школьников к учебным занятиям в целом;
●росту познавательной активности учащихся в процессе обучения;
●изменению самооценки учащихся;
●воспитанию активности и самостоятельности;
●формированию у учащихся эстетического, эмоционально-целостного отношения к искусству и жизни;
●развитию музыкального восприятия, навыков глубокого, личностно-творческого постижения нравственно-эстетической сущности музыкального искусства;
●овладению интонационно-образным языком искусства на основе складывающегося опыта творческой деятельности и взаимосвязей между различными видами искусства.
●созданию предпосылок к формированию у школьников основ теоретического (постигающего) мышления, итогом чего должно стать первоначальное представление о музыке как художественном воспроизведении жизни в ее диалектической сущности.
Заключение.
Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Применяя новые информационные технологии на уроке музыки, нельзя забывать о том, что это урок общения с искусством. Вот почему так важно не “подменить” его общением с компьютером, не “засушить” урок, не превратить его в технический практикум. Для этого есть уроки информатики. Увлечённый новой методикой, мудрый учитель использует только те её открытия, которые помогут раскрыть, развить и реализовать способности ребёнка.
Есть ещё одна опасность, о которой следует сказать в данной работе. Новая методика не должна противоречить здоровьесберегающим технологиям. Учитель обязан помнить не только о богатейших возможностях видеометода, но и о большой зрительной нагрузке во время урока.
ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка. Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип фасцинации (принцип привлекательности).
Таким образом, применение и использование компьютера и компьютерных технологий возможны и необходимы на уроках музыки. Дети с удовольствием будут ходить на уроки, повысится результативность и, главное, интерес детей к нашим урокам. Нужно шагать в ногу со временем, пересматривать старые программы, вводить новые интересные предметы, связанные с музыкой и тем, что так понятно и интересно нашим детям – компьютерными технологиями. Таким образом, применение информационно – коммуникационных технологий делает урок познавательным, разнообразным, а самое главное – современным.
Список литературы.
Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. – М.: Народное образование, 1998.
Селевко П.К. Современные преподавательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Пиличаускас А. Познание музыки как воспитательная проблема. М., “Мирос”, 1992 г.
Астафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л., 1973 г.
Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы. М., 1983 г.
Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М., 1997 г.
Выготский Л.С. Психология искусства.
Белобородова В.К. Методика музыкального образования. М., “Академия”, 2002 г.
Дмитриева А.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М., “Академия”, 1998 г.
Лыс Л.И. Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сборник статей. г.Киев., “Музыкальная Украина” ., 1989г.
Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.,1996 г.
Усов М.В. Вопросы музыкальной педагогики. Выпуск 10. М., “Музыка”, 1991 г.
Шиянов Е.А., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М., “Академия”, 2000 г.