Сценарий урока «Развитие музыки в симфонической сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк».


Сценарий урока «Развитие музыки в симфонической сказке
С.С.Прокофьева «Петя и волк».
Оборудование:
мультимедийное оборудование;
баян;
плакат «Симфонический оркестр»;
карточки с названиями музыкальных инструментов;
презентация урока;
компьютерные программы  (Авторский комплект ЦОР в программе PowerPoint)
рисунки учеников к балету «Золушка»;
портрет С.С.Прокофьева;
тест;
ответы к тестам;
Цель: Закрепить в сознании детей что нет музыки без развития.
Образовательные задачи: - вспомнить четыре группы музыкальных
инструментов, входящих в состав
симфонического оркестра.
Воспитательные задачи: - воспитание любви и уважения к музыке
С.С.Прокофьева.
Развивающие задачи: - способствовать развитию эмоциональной отзывчивости, развитие ладового чувства.
Тип урока: Изучение нового материала.
Методы:
словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов  презентации по теме урока);
метод контрастного сопоставления;
метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления  с помощью информационно-коммуникационных  технологий.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная.
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
Ребята входят в класс под музыку (Звучит «Тема Пети» из симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»). Музыкальное приветствие.
2. Актуализация знаний
Учитель: Давайте вспомним, музыку какого композитора вы слушали   на прошлом уроке?
Ученики: Музыку известного русского композитора С.С.Прокофьева.
( Показ слайдов 5-6)
На экране – портрет С.С.Прокофьева.
Учитель: Что вы знаете о композиторе, его детстве и юности. Какие произведения слушали?
Ученики: «Вальс» из балета «Золушка», «Сказочка», «Марш». С.Прокофьев начал сочинять музыку с 5 лет. Первую оперу «Великан» написал в 9 лет. 
Проверка домашнего задания. На доске расположены рисунки ребят к балету «Золушка».
Учитель: Вы очень хорошо справились с домашним заданием. На этих рисунках вы сумели передать и счастливую радость Золушки, впервые в жизни отправляющейся на бал и ее тревогу, даже какую то растерянность, испуг от того, что попала в необычную атмосферу, о которой до сих пор лишь мечтала. Молодцы!
3. Содержание и организация учебного занятия.
Учитель: Давайте вспомним состав симфонического оркестра. Какие группы музыкальных инструментов входят в состав симфонического оркестра?
-Кто руководит оркестром? ( Показ слайдов 7-13) Ученики отвечают.
Сегодня мы начнем знакомство с симфонической сказкой С.С.Прокофьева «Петя и волк». Как вы думаете, почему сказка называется «симфонической»? Ученики: Ее играет симфонический оркестр. Симфоническая, значит, от слова симфония. Это сказка, как симфония. Учитель: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки. Композитор сочинил ее для детей, но вот уже много лет во всем мире ее с одинаковым интересом и удовольствием
У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром. Сегодня мы познакомимся с музыкальными темами героев этой сказки.
Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник. (Слушают тему Пети  С.С.Прокофьева). Какой характер у Пети? Что изображает музыка? (Показ слайда 16)Ученики: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Мелодия  плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует).Учитель: Какие инструменты исполняют тему Пети? Ученики: Скрипка, контрабас, виолончель, альт.
Учитель: теперь поговорим о дедушке. Дедушка немного сердитый, недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой.   «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?» (Слушают тему Дедушки  С.С.Прокофьева).
(Показ слайда 17)Учитель: Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот. Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий? Ученики: Сердитый, ворчливый, густой, низкий.
(Показ слайдов 18-20)Учитель: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушают тему Птички  С.С.Прокофьева).
Ученики: Это – птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.Учитель: Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите ее инструмент.
Ученики: Флейта – деревянный духовой инструмент.
Учитель: А теперь попробуйте подобрать музыкальные инструменты к темам утки и кошки, прослушав их.
(Слушают тему Кошки С.С.Прокофьева).
Учитель: Почему вы решили, что это кошка?Ученики: Мелодия звучала осторожно, тихо, стаккато. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.
Учитель: Тему Кошки исполнял инструмент кларнет.
Учитель: Кого из героев сказки изображает эта мелодия?
(Слушают тему Утки С.С.Прокофьева).
Ученики: Утку! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается  с лапки на лапку, крякает.
Учитель: Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой. Он относится к группе деревянных духовых инструментов.
Учитель: На следующем уроке мы продолжим знакомство с главными героями симфонической сказки. И узнаем, какие же музыкальные инструменты изображают их в оркестре. (Показ слайдов 18-20)
4. Повторение
Учитель: Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали на уроке. ( Дети отвечают) Я буду называть действующих лиц сказки, а вы будете по очереди мне называть музыкальные инструменты, которые их изображают. (Дети отвечают на вопросы.)
5. Тестирование
Учитель: Откройте свои рабочие тетради. На доске вы видите задание - тест №7. (Показ слайда 24)Постарайтесь вспомнить, что мы сегодня узнали о главных героях сказки С.С.Прокофьева и написать в тетради, какие инструменты их изображают в симфоническом оркестре самостоятельно. (Обучающиеся сверяют свои ответы с ответами на доске).
6. Итог урока.
Учитель: Все сегодня работали очень хорошо. (Выставляю оценки) Наш урок подошел к концу. На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем содержание сказки.
7. Домашнее задание
Нарисовать понравившихся вам героев сказки «Петя и волк», подписать названия инструментов.
8. Музыкальное прощание.
Выход под музыку. (Звучит «Тема Пети» из симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»).