Урок музыки «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Провофьева «Петя и волк» 2 класс
Название работы: Урок с использованием специализированных ЭОР, воспроизведение которых дидактически наиболее обосновано на интерактивной доске.
Автор: Мыльникова Надежда Вячеславовна
Место работы: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Маслянская средняя общеобразовательная школа (МАОУ Маслянская СОШ), п. Маслянский Тюменской области, учитель начальных классов, учитель-логопед
Предмет: музыка, урок изучения нового материала.
Тема: Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».
Продолжительность: 45минут.
Класс: 2
Технологии: ФЦИОР «Симфоническая сказка С.С. Прокофьева «Петя и волк», видеоматериал с темами героев сказки, презентация к уроку, аудиозапись песни
Задачи урока:
Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска), с темами героев сказки С.С. Прокофьева «Петя и волк».
Развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
Воспитание культуры слушания симфонической музыки.
Оборудование:
мультимедийное оборудование;
ФЦИОР в программе PowerPoint;
плакат «Симфонический оркестр»;
презентация урока;
интерактивная игра «Узнай музыкальный инструмент»;
тесты;
текст и фонограмма песни Ю.Мориц, С.Никитин «Сказка по лесу идет»
Методы:
словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);
метод контрастного сопоставления;
метод импровизации (исполнение вокальных, двигательных импровизаций на темы героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»);
метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Виды деятельности на уроке:
Хоровое и индивидуальное пение (исполнение музыкального приветствия, прощания, песенного репертуара, вокальных импровизаций). 2. Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности. 3. Выполнение творческих заданий (вокальные, двигательные импровизации).4. Выполнение контрольных заданий (письменная работа).5. Работа обучающихся с наглядными пособиями (плакат «Симфонический оркестр», «Приглашение» на сказку С.Прокофьева «Петя и волк»).
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Вход под музыку (Звучит «Тема Пети» из симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»). Музыкальное приветствие.
2. Актуализация знаний
Учитель: С музыкой какого композитора вы познакомились на прошлом уроке?
Дети: С музыкой русского композитора С.С.Прокофьева.
На экране – портрет С.С.Прокофьева.
У: Что вы знаете о композиторе, какие произведения слушали?
Д: «Вальс» из балета «Золушка», «Сказочка», «Марш». С.Прокофьев начал сочинять музыку с 5 лет. Первую оперу «Великан» написал в 9 лет.
Проверка домашних заданий. Рисунки, афиши к балету «Золушка» дети вывешивают на стенд с афишами.
3. Содержание и организация учебного занятия
У: Найдите на стенде афишу с названием нового произведения С.С.Прокофьева.
Д: Симфоническая сказка для детей «Петя и волк».
У: Как вы думаете, почему сказка называется «симфоническая»?
Д: Наверное, ее играет симфонический оркестр. Симфоническая, значит, от слова симфония. Это сказка, как симфония.
У: Правильно! Это музыкальное произведение для симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
Тема урока: «Инструменты симфонического оркестра в сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк». (На доске – плакат «Симфонический оркестр»).
У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом», т.е. тембром. (На доске – определение тембра).
У: На уроке познакомимся с инструментами симфонического оркестра, с музыкальными темами героев сказки.
Дети с помощью учителя формулируют задачи: Будем учиться различать музыкальные инструменты по тембрам, по внешнему виду, определять героев сказки по характеру музыки, сочинять свои мелодии для некоторых действующих лиц.
У: Что такое тембр?
(Маленькая игра «Кто там?» демонстрирует, что у каждого человека свой тембр голоса. Как и у музыкальных инструментов.)
У: Петя – главный герой сказки, возможно, он ваш ровесник. Мелодию, какого характера вы сочинили бы для него, если бы были композиторами? Маша У.: Я сочинила бы мелодию радостную, веселую (исполняет).
Саша Р.: Мне кажется Петя баловник и озорник, я хочу в своей мелодии показать Петю таким (Поет мелодию).Никита Х.: Я сочинил бы для него серьезную мелодию, даже в нашем классе дети такие разные! (Исполняет импровизацию).У: Спасибо! Слушаем тему Пети С.С.Прокофьева. Какой все-таки характер у Пети? Что изображает музыка? Дети: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Он идет, что-то напевает. Мелодия плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть, танцует.У: В каком жанре написана тема Пети: в жанре песни, танца или марша? (Ответы).
Музыка пионера Пети похожа на задорную, веселую детскую песенку, которую можно спеть хором.
У: Какие инструменты исполняют тему Пети? Покажите движениями рук, как на них играют. (Дети встают, под музыку имитируют игру на скрипках).У: Вы показали только скрипки, но тему Пети исполняет группа струнных смычковых инструментов: скрипка, альт, виолончель, контрабас. На плакат «Симфонический оркестр» обучающиеся прикрепляют карточки с названиями инструментов: «СКРИПКА», «АЛЬТ», «ВИОЛОНЧЕЛЬ», «КОНТРАБАС».
Пионер Петя главный герой сказки.В театре главные роли всегда поручают лучшим, ведущим актерам. И в оркестре музыку храброго Пети играют главные инструменты скрипки, альты и виолончели, которые называются струнной группой.Эта группа образует как бы четырехголосный хор: первые и вторые скрипки (высокие голоса в хоре тоже часто делятся на первые и вторые);скрипки с более низким звуком, альты (так же называются и в хоре низкие женские или детские голоса); наконец, четвертый голос, самый низкий (в хоре басы), ведут виолончели.
У: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. (На экране – Дедушка). Если бы вы были композиторами, мелодию какого характера сочинили бы для Дедушки?Д: Добрую, веселую, сердитую, нежную. 3-4 человека исполняют свои мелодии.У: Послушайте тему Дедушки у С.С.Прокофьева, определите характер. (Слушание). Кристина О.: Дедушка сердитый, строгий. Наверное, он сердится на Петю. В мелодии слышно как он ходит и ругает его. У: Действительно Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?»
У: Инструмент, исполняющий тему Дедушки – фагот. Давайте определим, какой «голос» у фагота: низкий или высокий? Д: Сердитый, ворчливый, густой, низкий. На плакат прикрепляется карточка с названием инструмента «ФАГОТ».
Очень забавно умеет ворчать этот инструмент, похожий на длинную толстую палку.
Голос дедушки исполняется в низком регистре музыкальным инструментом фаготом. Кажется, что фагот говорит с нами человеческим голосом – выразительно и эмоционально.
Д: Это – птичка. У: Послушайте тему Птички, определите и покажите ее инструмент.
Мелодия звучала быстро, в высоком регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
У: Какое настроение у Птички? Д: Веселое, радостное, счастливое, беззаботное.У: К какой группе инструментов относится флейта?Д: Флейта – деревянный духовой инструмент.
На плакат «Симфонический оркестр» прикрепляется карточка с названием инструмента «ФЛЕЙТА».
Многие из вас, ребята отметили, что голосок у нее звонкий, высокий, хрустальный. Она исполняет легкую, как бы порхающую мелодию на высоких нотах, изображая птичку
На экране Кошка.
У: Как вы думаете, как может звучать тема кошки в сказке?. (Под музыку изображают кошку). У: Послушаем мелодию.
У: Тему Кошки исполнял инструмент кларнет. Какой тембр у кларнета? К какой группе инструментов относится? (Слушание).Д: Низкий, бархатный, мягкий, спокойный. Гобой – деревянный духовой инструмент.
Д: Мелодия звучала осторожно, тихо, стаккато. В музыке слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий, хитренький, острожный.
Отрывистые, приглушенные звуки кларнета, особенно на низких нотах, напоминают вкрадчивое мурлыканье кошки, осторожные, еле слышные шаги ее мягких бархатных лапок.
Физкультминутка.
Вместе с уточкой исполним танец маленьких утят
У: Кого из героев сказки изображает эта мелодия? (Слушание, анализ). Д: Уточка! Мелодия неторопливая, плавная; ритм равномерный; уточка идет неуклюже, Самые внимательные из вас правильно сказали, что мелодия звучит немного гнусаво, мягко. Кажется, что утка неторопливо идет, переваливаясь с боку на бок, и в музыке даже как будто слышится кряканье утки, переваливается с лапки на лапку, крякает.
У: Инструмент, исполняющий тему Уточки, называется гобой. Какой тембр у гобоя? К какой группе инструментов относится гобой?Д: Тембр спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий. Гобой относится к группе деревянных духовых инструментов.
Дело в том, что у этого нежного инструмента некоторые ноты звучат совсем не нежно и очень напоминают утиное кряканье. Обычно композиторы и не пользуются этими нотами в музыке, рисующей прекрасный женский образ, но когда композитору Прокофьеву понадобилось изобразить в оркестре самодовольное кряканье глупой утки, он вспомнил об этом свойстве гобоя и поручил ему такую, не совсем обычную для него роль.
4. Повторение
Игра «Узнай инструмент»
У: Проведем игру «Узнай музыкальный инструмент». На экране вы увидите действующих лиц сказки и музыкальные инструменты. Надо назвать инструмент героя, изображенного на экране. Дети устно отвечают на вопросы.
Отгадайте загадки о музыкальных инструментах. (Дети должны назвать слово и показать картинку).
Я – из рода деревянных,
Я – из группы духовой.
В сказке уточку играл я,
А зовут меня ________________(гобой).
И я был прежде деревянным,
Стал теперь пластмассовым.
Знает обо мне весь свет –
В оркестре я зовусь ________________________(кларнет)
Лучше всех в оркестре – мы
Вы нас слушать все должны!
Так серьезно, без улыбки
Пиликали нам сёстры-___________________(скрипки)
Охотничий рожок –
мой предок и дружок
Я голосом своим довольна!
Пропела медная _________________________(валторна)
На параде и в бою
Я вам песен не пою!
Громко говорю: «Бам-бам »!!!
А зовусь я - _________________________________(барабан)
5. Тестирование.
У: Вы сегодня много узнали об инструментах симфонического оркестра, о героях сказки С.Прокофьева «Петя и волк». Получите, пожалуйста, приглашения на эту сказку. В них есть задания для вас, выполните их. Детям выдаются «Приглашения» с заданиями. (Работа в парах).
Обучающиеся сверяют свои ответы с ответами на экране.
Симфонический оркестр
Много разных инструментов входит в состав симфонического оркестра. На некоторых играют при помощи смычка, ведя его по струне. В другие нужно подуть, чтобы получился звук. Есть инструменты, по которым нужно ударять. Вот и определились основные группы, на которые делятся все инструменты: струнные смычковые, духовые - деревянные и медные, и ударные. Иногда в оркестр включаются арфа, рояль, орган.
Если вы посмотрите на фотографию или схему симфонического оркестра, то поймете, что сидят оркестранты не как кому захотелось, а в строго определенном порядке. Раньше во всех оркестрах мира исполнители сидели одинаково: слева впереди первые скрипки (самые главные инструменты в оркестре, исполняющие красивые, выразительные мелодии, они располагаются на «главном месте»), справа - вторые, за вторыми скрипками - альты, в центре - виолончели, за ними - деревянные духовые. Сейчас существует несколько вариантов посадки оркестра, зависящих от воли дирижера, от особенностей исполняемого произведения. Но одно остается неизменным: инструменты расположены по группам - все медные духовые (валторны, трубы, тромбоны и туба) друг около друга, все деревянные (флейты, гобои, кларнеты, фаготы) вместе, струнные смычковые (скрипки, альты, виолончели и контрабасы) тоже сгруппированы отдельно.
Струнных инструментов в оркестре много. Первых скрипок бывает от десяти до восемнадцати, вторых - от восьми до шестнадцати, альтов - от шести до четырнадцати, виолончелей - от шести до двенадцати, контрабасов - от четырех до восьми. Это объясняется просто: звук струнных инструментов самый слабый. Сравните, например, звучание скрипки и тромбона: если они будут играть одновременно, скрипку совсем не будет слышно, как бы громко ни старался играть скрипач. Для равновесия звучности и необходима в оркестре большая струнная группа. Поэтому же и располагаются струнные всегда ближе всех остальных инструментов к дирижеру, к слушателям.
С духовыми инструментами дело обстоит по-другому. Деревянных в оркестре бывает по два или три основных или еще по одному дополнительному, который называется видовым (в зависимости от этого состав оркестра называют двойным или тройным): это флейта-пикколо (малая флейта), разновидность гобоя - английский рожок, бас-кларнет и контрафагот.
Из медных инструментов в оркестре обычно четыре валторны, две трубы, три тромбона и одна туба. Однако число медных духовых может быть и больше.
Ударная группа в оркестре не имеет постоянного состава. В нее в каждом случае включаются те инструменты, которые значатся в партитуре исполняемого произведения. Только литавры являются непременным участником каждого концерта.
И так же, как актеры на сцене разговаривают то друг с другом, то сами с собой или с публикой, так и инструменты в оркестре ведут свои роли: то звучат в отдельности, то вместе. Например, утка и птичка (гобой и флейта) очень забавно спорят друг с другом,каждый играет кусочек своей музыкальной темы.
Вот зазвучал кларнет крадется кошка; заворчал фагот дедушка ругает Петю; страшно рявкнули валторныпоявился волк; гобой испуганно закрякал и смолкволк проглотил утку.
(Гиперссылка ФЦИОР «Петя и волк»)
Было это около 80 лет назад. Жила в Москве удивительная женщина – руководитель Детского музыкального театра Наталья Ильинична Сац. Она очень любила музыку и детей, и хотела сделать так, чтобы даже самые маленькие дети подружились с хорошей музыкой, чтобы они умели и любили слушать симфонические произведения, знали, как выглядят и как звучат инструменты оркестра.
И была у нее мечта – чтобы в Музыкальном театре для детей прозвучала детская музыкальная сказка, в которой все герои имели бы свои музыкальные портреты, исполняемые определенным музыкальным инструментом. А чтобы дети не заблудились в многообразии оркестровых голосов, им должен был помогать добрый сказочник.
Своей мечтой поделилась Наталья Ильинична с замечательным композитором - Сергеем Сергеевичем Прокофьевым.
Сергею Сергеевичу очень понравилась эта идея – и написал он музыкальную сказку о смелом мальчике Пете, который спасает своих друзей от злого волка.
Исполняют сказку чтец (рассказчик) и симфонический оркестр.
(Дети слушают музыку и изображают инструменты.)
6. Итог урока.
А на сцене будто праздник:Серебро и медь,Сколько труб и скрипок разных – Трудно рассмотреть.Кто-то вдруг из полумракаВышел медленно на свет.Дирижёр, он в чёрном фраке,Он, как ласточка одет.Всё блестит в сиянье света.Не найти свободных мест.Мы, ребята, знаем – этоСимфонический оркестр!
Рефлексия
У: На урок подошел к концу. На следующем уроке мы продолжим знакомство с инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем содержание сказки.
7. Домашнее задание
Нарисовать героев сказки «Петя и волк», подписать названия инструментов.
8. Музыкальное прощание.
Вместе с музыкой хорошейК нам приходит волшебство,Осторожней, осторожней,Не спугнуть бы нам его.
Выход под музыку (песня композитора Ю.Мориц, С.Никитина «Сказка по лесу идет»).
Список использованных источников.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
13PAGE 15
13PAGE 14615
Заголовок 115